Автор: Рассолова Людмила Анатольевна
Должность: нет
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: п.Горки-10
Наименование материала: классный час
Тема: урок милосердия
Раздел: начальное образование
Конспект классного часа .
Учитель: Рассолова Л.А..
Тема «Милосердие»
Результат.
Знания:
1) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;
2) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.
Умения:
1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;
2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим
людям.
Отношение:
1) осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному, милосердному
отношению к людям.
Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу
человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи:
ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к
людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание
способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня,
ответственность, добрый самарянин.
1
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа
с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход классного часа.
1. Организационный этап.
2.Приветствие учителя.(Слайд 1)
Когда на душе грустно, одиноко, больно, обидно, становится понятно, как необходимо
нам человеческое тепло и забота ближнего .(Слайд 2)
- Кого мы называем «ближним»?(Слайд 3)
- Почему близкие люди могут дарить нам тепло?
- Ребята, какой человек может любить? Добрый
- Неужели так важно быть добрым?
Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!
Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке? О доброте.
- Мне хочется, чтобы вы познакомились ещё с одним словом. (Слайд 4)
- Прочитайте, пожалуйста.
- Вопросы, на которые мы должны сегодня ответить:
- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?
(Слайд 5)
- Как научиться этому?
3. Беседа о милосердии.
- Как вы понимаете слово «милосердие»? (Добрый человек с милым сердцем…)
- Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое
милует, жалеет, любит. (Слайды6,7)
- Как научиться этому?
- Может быть, мы напишем огромный плакат: «Будьте добрыми и милосердными!» и все
станут добрыми? НЕТ.
Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.(Слайд 8)
Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность
чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в
конечном итоге делают человека – человеком.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
2
И всё к тебе вернётся во сто крат!
-Какие дела свершает милосердный человек? (Слайд 9, )
Если ты голодной собачонке
Отдал свой последний бутерброд,
Та «спасибо» скажет лаем звонким,
Хвостиком приветливо махнёт.
Если ты помог слепой старушке (Слайд 10)
Через перекрёсток перейти,
«Сын, спасибо, - та шепнет на ушко, -
Стороной ты не сумел пройти!»
Если малышу свою конфету (Слайд 11)
Ты отдашь, чтобы не плакал тот,
Он улыбкой детскою ответит-
И твоё добро тебе вернёт!
Если летом на лесной поляне ( Слайд 12)
Наведёшь порядок и комфорт,
Ведь сорили всё - таки земляне,
Выручишь ты весь лесной народ!
Если ты зимой продрогшим птицам (Слайд 13)
Бросишь горсть зерна на тонкий лёд,
Склюют, уснут и им весна приснится…
Еда согреет пташек и спасёт!
- Значит, что же это значит - быть милосердным? (Слайд 14)
Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!
4. Беседа о людях с ограниченными возможностями.
- Ребята, у нас на классном часе Игорёк Козенков и его мама, Юлия Александровна.
Ей слово.
Притча (Слайд 15)
- Рос большой дуб, был он большой и могучий. Никто уже не помнил сколько дубу лет.
Обхватить его руками было невозможно. Когда-то он был лишь жёлудем, затем
маленьким росточком. Спустя много лет вырос и стал красивым и сильным деревом. Рос
он в парке где гуляло много людей и любовалось его кроной. На его ветвях росло
множество листочков.
Однажды осенью прогуливаясь с мамой в парке шёл мальчик и собирал осенние листья.
Он поднимал листья дуба и выбирал красивые и ровные.
3
-Мамочка, почему листья все разные. Одни, красивые и ровные, а другие кривые и
маленькие. Их совсем не хочется собирать, почему так мамочка? - спросил мальчик у
своей мамы.
- Сынок, посмотри на этот дуб пред тобой. Он могучий и старый. На нем множество
листьев, и они все разные. Разные листочки растут на нём и потом летят на землю. Все
они его дети. Как и люди. Посмотри, сынок вокруг, люди все тоже разные….
Мальчик, задумался о том, что все люди разные. Он увидел детей, бегающих и грающих в
мяч, катающихся с горок, играющих в песочнице, и их родителей рядом. Детей, с
которыми мамы гуляю только в колясках, они не бегали, сидели и смотрели, те были
другими.
Вот такая и жизнь Игоря и других детей, которых вы встречаете не так часто. Они
такие же люди, как и мы с вами, но другие.
Прочитает стих …Дети - инвалиды (Слайд 16)
Кто такие дети-инвалиды?
Эти дети - Ангелы земли.
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли!
Но не все на свете равнодушны,
Много тех, кто хочет вам помочь.
Душу открывая вам радушно,
Горе помогают превозмочь.
При поддержке и милосердии других людей дети инвалиды учатся многому в жизни, как и
вы.
Они так же, как и любой из вас наделён способностями и талантами. Одни хорошо
рисуют, другие сочиняют стихи, решают сложные математические задачи. Им даётся все
не просто, но они с помощью близких людей справляются со своей болезнью.
Люди разные бывают - (Слайд 17)
Знает каждый индивид,
И нет разницы на деле:
Инвалид- не инвалид!
Люди так не делятся!
(Слайды 18,19,20) Игорь тоже занимается по своей программе.
Все добрые дела совершаются многими людьми, которые милосердны и хотят помочь .
Ммного дел милосердия:
-помощь старикам, детям инвалидам, детям в интернатах;
-сбор продуктов для нуждающихся;
-сбор одежды для бездомных;
- пожертвования, например, на лечебное питание для тяжелобольных детей и т.п.
( Слайд 21)
Так и вы ребята, принимая участие в благотворительной ярмарке, совершили
милосердие и собрали средства на лечение Игоря. Спасибо вам большое за вашу помощь.
Учитель:
На самом деле это мужественные и волевые люди. Им покоряются самые высокие
вершины. Своими поступками они доказывают, что они полноценные граждане нашей
страны. Мы восхищаемся ими и гордимся!
(Слайды 22, 23, 24, 25, 26)
5. Так что значит -быть милосердным? (Слайд 27)
4
6. Давайте подумаем.
- Как бы вы назвали поступок людей, которые умеют прощать?!
- Людей про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и
жалеет”. (Милосердие)
- Как необходимо поступить, если человек виноват лично перед тобой?
- По какому принципу нельзя поступать?( Слайд 28)
Нельзя поступать по принципу:
Как ты поступишь
Как ты ко мне, так и я к тебе
Так тебе и надо
Получай по заслугам
7. Работа с пословицами. (Слайд 29)
а) Собери пословицу(работа в парах)
б)- Мудрый русский народ вот как говорил о добре.
1.Делать добро спеши.
2.Жизнь дана на добрые дела.
5.Слушайся добрых людей – на путь наведут.
6.Учись доброму – худое на ум не пойдёт
7.Добро помни твёрдо.
8.Добра желаешь – добро и делай.
9.Добро не умрёт, а зло пропадёт.
10.Добро помни, а зло забывай.
8.Пожелания друзьям(Слайд 30)
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
5
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
Добро безмерно, как вода
Бездонного колодца.
Будь добрым к людям –
И добро всегда к тебе вернется!
9.Песенка про доброту. (Песня «Доброта») (Слайд 31)
10. Итоги урока.
Можете ли вы ответить:
- Кого мы называем «ближним»?
- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?
- Как научиться этому?
- Захотелось ли вам сделать доброе дело?
6
7
8