Автор: Султанмуратова Аниса Гандалифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 г.Салават
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Салават
Наименование материала: Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям
Тема: Традиции в обучении детей
Раздел: дошкольное образование
Народный праздник как средство приобщения ребенка –
дошкольника к национальной культуре и традициям.
Происходящий
в
обществе
процесс
интенсивного
обновления
мировоззренческих позиций ориентирует систему дошкольного образования
на
создание
условий
оптимального
и
духовного
развития
подрастающего
поколения. В этой связи для современной теории и практики образования
существенной
является
проблема
освоения
общечеловеческой
культуры
и
национальной культуры и своего народа. На переломных этапах обостряется
сознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре –
всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – это то время,
когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной
культуры.
Трактуя народную педагогику башкирского народа с точки зрения ее
внутренней основы, функций и содержательной стороны ученые Киекбаев,
Баймурзина,
Галин
и
другие
отмечают
ее
функциональную
сущность,
в
которой мудрость воспитания сосредоточена в устном народном творчестве.
Фольклор как историческая конкретная форма народной культуры не остается
неизменной,
а
развивается
вместе
с
народом,
вбирая
все
ценное,
что
существовало ранее, и отображая новые социальные условия.
Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Тикеева
и др. считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны
лежать национальные традиции.
Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами устного
народного творчества были предметом научного исследования в разные годы
существования
дошкольной
педагогики.
Исследователи
рассматривали
влияние устного народного творчества на развитее и воспитание детей в
разных аспектах: личностном и речевом. Эти исследования показали также
обучающие
и
воспитательные
возможности
национально-культурного
освоения детьми языковой среды. Общественная и педагогическая значимость
фольклора, особенно малых форм, обобщающих в художественной форме
опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим
миром, приобщения их к ценностным ориентациям и емким средствам как
общего, так и речевого развития дошкольников: восприятием художественной
литературы,
поэтического
слуха,
театральной
деятельности,
словесного
творчества.
Все
сказанное
в
полной
мере
относится
и
к
башкирскому
фольклору, который занимает важное место как одно из средств воспитания.
Башкирский народ имеет огромное духовное наследство. Наша задача
передать это богатство будущим поколениям. Мы должны научить ребенка
правильно слушать и понимать музыку, научить петь в возрастном диапазоне,
воспитать музыкальный ритм и умение двигаться в такт.
Большие
возможности
в
развитии
творческих
способностей
детей
заложены в сказках и народных праздниках. В своей работе я стараюсь
знакомить
детей
с
устным
народным
творчеством,
учим
скороговорки,
прибаутки: «5 бес2й», «Был мине8 0й», «№оп ит2» и др. Учим башкирские
народные песни и песни современных авторов, участвуем на утренниках и
конкурсах в городе. Также учимся понимать смысл поговорок и пословиц,
отгадываем загадки. Стараюсь воспитать интерес к традициям и обычаю
башкирского народа, знакомлю детей с историей, с народными праздниками:
«Сабантуй», «Науруз», «Воронья каша» и др., учим разные подвижные игры.
Также на занятиях играем в разные дидактические игры. «Чего нет», «Что
изменилось», «Составь узор», «Одень куклу», «Чудесный мешочек» и игры с
региональным содержанием. Также организовываю игры драматизации по
башкирским сказкам и произведений башкирских писателей. Дети знакомы с
разными видами творчества писателей, художников, артистов, композиторов
РБ. Дети участвуют в обрядовых праздниках, которые проводятся в ДОУ.
Знакомя
детей
с
малых
лет
с
родным
краем,
его
людьми,
жизнью,
историей, традициями и обычаями, культурой, только тогда можно воспитать
поколение детей, которые будут любить, оберегать свою землю, служить
своему народу, Отчизне и вырастут народными защитниками своей земли.