Напоминание

Традиции в обучении детей


Автор: Султанмуратова Аниса Гандалифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 г.Салават
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Салават
Наименование материала: Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям
Тема: Традиции в обучении детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народный праздник как средство приобщения ребенка –

дошкольника к национальной культуре и традициям.

Происходящий

в

обществе

процесс

интенсивного

обновления

мировоззренческих позиций ориентирует систему дошкольного образования

на

создание

условий

оптимального

и

духовного

развития

подрастающего

поколения. В этой связи для современной теории и практики образования

существенной

является

проблема

освоения

общечеловеческой

культуры

и

национальной культуры и своего народа. На переломных этапах обостряется

сознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре –

всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – это то время,

когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной

культуры.

Трактуя народную педагогику башкирского народа с точки зрения ее

внутренней основы, функций и содержательной стороны ученые Киекбаев,

Баймурзина,

Галин

и

другие

отмечают

ее

функциональную

сущность,

в

которой мудрость воспитания сосредоточена в устном народном творчестве.

Фольклор как историческая конкретная форма народной культуры не остается

неизменной,

а

развивается

вместе

с

народом,

вбирая

все

ценное,

что

существовало ранее, и отображая новые социальные условия.

Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Тикеева

и др. считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны

лежать национальные традиции.

Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами устного

народного творчества были предметом научного исследования в разные годы

существования

дошкольной

педагогики.

Исследователи

рассматривали

влияние устного народного творчества на развитее и воспитание детей в

разных аспектах: личностном и речевом. Эти исследования показали также

обучающие

и

воспитательные

возможности

национально-культурного

освоения детьми языковой среды. Общественная и педагогическая значимость

фольклора, особенно малых форм, обобщающих в художественной форме

опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим

миром, приобщения их к ценностным ориентациям и емким средствам как

общего, так и речевого развития дошкольников: восприятием художественной

литературы,

поэтического

слуха,

театральной

деятельности,

словесного

творчества.

Все

сказанное

в

полной

мере

относится

и

к

башкирскому

фольклору, который занимает важное место как одно из средств воспитания.

Башкирский народ имеет огромное духовное наследство. Наша задача

передать это богатство будущим поколениям. Мы должны научить ребенка

правильно слушать и понимать музыку, научить петь в возрастном диапазоне,

воспитать музыкальный ритм и умение двигаться в такт.

Большие

возможности

в

развитии

творческих

способностей

детей

заложены в сказках и народных праздниках. В своей работе я стараюсь

знакомить

детей

с

устным

народным

творчеством,

учим

скороговорки,

прибаутки: «5 бес2й», «Был мине8 0й», «№оп ит2» и др. Учим башкирские

народные песни и песни современных авторов, участвуем на утренниках и

конкурсах в городе. Также учимся понимать смысл поговорок и пословиц,

отгадываем загадки. Стараюсь воспитать интерес к традициям и обычаю

башкирского народа, знакомлю детей с историей, с народными праздниками:

«Сабантуй», «Науруз», «Воронья каша» и др., учим разные подвижные игры.

Также на занятиях играем в разные дидактические игры. «Чего нет», «Что

изменилось», «Составь узор», «Одень куклу», «Чудесный мешочек» и игры с

региональным содержанием. Также организовываю игры драматизации по

башкирским сказкам и произведений башкирских писателей. Дети знакомы с

разными видами творчества писателей, художников, артистов, композиторов

РБ. Дети участвуют в обрядовых праздниках, которые проводятся в ДОУ.

Знакомя

детей

с

малых

лет

с

родным

краем,

его

людьми,

жизнью,

историей, традициями и обычаями, культурой, только тогда можно воспитать

поколение детей, которые будут любить, оберегать свою землю, служить

своему народу, Отчизне и вырастут народными защитниками своей земли.



В раздел образования