Напоминание

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Финошина Наталья Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Балабаново,Калужская область
Наименование материала: Семинар -практикум
Тема: "МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Лесная сказка»

Боровский район, г. Балабаново

Семинар – практикум для педагогов МДОУ

Тема: «Музыка как средство для нравственно-патриотического воспитания

дошкольников»

Автор: музыкальный руководитель 1 кат. Финошина Н.Л.

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов в

вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников

посредством музыки.

Задачи:

- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу

нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

- познакомить с опытом работы музыкального руководителя по данной теме;

- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и

средствах нравственно-патриотического воспитания дошкольников через

музыкальную деятельность.

План проведения

1 часть: Информационная

1.1 Вступительное слово о значении поставленной проблемы

Старший воспитатель Неделенко В.Г.

1.2 Определение цели, задач семинара

1.3 Актуальность проблемы

2 часть: Теоретическая

3 часть: Практическая

4 Обмен мнениями

5 Завершение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом»

С. Михалков

В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в

своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего

мира.

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из актуальных и

сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми,

кто имеет отношение к подрастающему поколению.

Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из

опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный

ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви

к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего

народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам,

историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания

дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в

нашем детском саду через организацию интегрированной НОД, праздников,

развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную,

изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с

художественной литературой.

Сегодня в современном обществе идет становление новой системы

дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО.

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и

воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-

нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования

целостного восприятия мира и духовно-нравственного воспитания детей

дошкольного возраста.

В связи с этим, мною были намечены ориентиры по нравственно-

патриотическому воспитанию подрастающего поколения, с учетом

приоритетного направления ДОУ:

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному

наследию народов России;

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- уважительное отношение к традициям и культуре других народов;

- соблюдение исторической преемственности поколений;

- разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих

способностей;

- тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание

подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших

направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны

между собой. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,

стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое

в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей –

вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у

дошкольников. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство

способствуют нравственному и патриотическому становлению человека,

формированию его личности.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю

нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его

духовного мира через развитие музыкальных способностей.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства,

настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный

и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в

том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной

природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей.

В воспитательно-образовательной работе по музыкальному

развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание

музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на д.м.и. В своей

работе я использую народные игры с пением и движением. Эти игры

развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию.

В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный

образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт;

дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества,

приобщаются к народным традициям. Последовательное ознакомление

дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше

понять мудрость русского народа, в результате у них развивается интерес и

уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая

реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное моральное

воздействие на сознание детей.

Произведения русского музыкального и устного народного

творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны,

мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Широко использую в работе

многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений.

Разнообразие мелодий обогащает знания детей, развивает творчество,

фантазию. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольников. Приобщая детей к наследию своего народа, мы

воспитываем в них чувство национальной гордости.

Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это

истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает

огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует

художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями,

русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими,

способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному

искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных

праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому

процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное

душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой

они являются, гармонично формируются нравственные ценности,

представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни

особую значимость.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника –

прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин

праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке.

Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о

самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки

являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети

вместе играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх,

аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими

руками.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых

патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно

развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и

объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия,

сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность

музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям

почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной

природы. Стараясь воспитать у детей любовь к природе, ко всему живому, мы

используем различные формы работы. Среди них: тематические,

комплексные, интегрированные. Дети слушают «пение птиц», затем сами

могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью

рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя.

В репертуаре программы по музыке много музыкальных

произведений, в которых переданы образцы хорошо знакомых детям

животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл

«карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с

помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, в разделе

слушания музыки программой предлагается масса инструментальной

музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена

года», А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев цикл «Детская

музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ сюита

«Петр Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для

детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем

тематическим праздником или развлечением.

В ДОУ проводится множество праздников, связанных с

патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только

праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с

музыкальным материалом, историей, обычаями.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического

воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детьми.

Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя родины – эти

черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них

уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни

военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в

жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и

смелыми защитниками нашей Родины.

День пожилого человека – становится традиционным для

нашего ДОУ, так как пенсионеры, ветераны приглашают воспитанников

нашего детского сада к себе в центр дневного пребывания «Душевный свет».

Мы готовим для них концерт, а они приходят к нам на 9 Мая на праздник

Победы – великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань

глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях

сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем

поколениям, возросшим в мирные годы.

Дети знакомятся с патриотическими песнями тех времен и

о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны.

На празднике, посвященному Дню Победы дети «по-настоящему» играют в

военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические

песни, выполняют различные перестроения. Проводятся встречи с

ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к

Мемориалу, где чтим память героев – земляков, погибших в годы Великой

Отечественной войны, возлагаем цветы к вечному огню.

На праздничное мероприятие дети готовят приглашенья и

разносят их вместе с воспитателями пожилым людям, живущим по близости

с нашим детским садом. В этот день к нам приходят ветераны, престарелые

пенсионеры из «Душевного света». Интересно послушать их рассказы о

войне, об их детстве.

Не менее важным условием нравственно-патриотического

воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они являются

полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Применяю следующие формы работы: консультации,

беседы, открытые просмотры, праздники, утренники. Мы постоянно ищем

новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать

будущих созидателей жизни.

В уголке для родителей постоянно обновляется раздел по

музыкальному развитию детей, где даются советы по организации

музыкального воспитания в семье.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и

сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств

воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные

результаты в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид

искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать

многие звуки и необычно чутко реагировать на них.

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе

человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим

собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений,

которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное

развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Нравственно-патриотические чувства формируются

постоянно, в процессе накопления знаний, вырастают из любви к близким,

родному краю, Родине.

Современное дошкольное учреждение выступает

социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для

формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма,

основ нравственности.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа,

мы воспитываем в них нравственно-патриотические чувства.

Музыка, используемая для слушания, постановок танцев,

оформления праздников, утренников – способствует эстетическому и

интеллектуальному развитию детей, усиливает творческую и познавательную

активность.

Исходя из этого, в работе с детьми нужно добиваться,

чтобы ребята были не только активными слушателями и зрителями, но и

активными участниками.



В раздел образования