Автор: Финошина Наталья Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Балабаново,Калужская область
Наименование материала: Семинар -практикум
Тема: "МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Лесная сказка»
Боровский район, г. Балабаново
Семинар – практикум для педагогов МДОУ
Тема: «Музыка как средство для нравственно-патриотического воспитания
дошкольников»
Автор: музыкальный руководитель 1 кат. Финошина Н.Л.
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов в
вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников
посредством музыки.
Задачи:
- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу
нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить с опытом работы музыкального руководителя по данной теме;
- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и
средствах нравственно-патриотического воспитания дошкольников через
музыкальную деятельность.
План проведения
1 часть: Информационная
1.1 Вступительное слово о значении поставленной проблемы
Старший воспитатель Неделенко В.Г.
1.2 Определение цели, задач семинара
1.3 Актуальность проблемы
2 часть: Теоретическая
3 часть: Практическая
4 Обмен мнениями
5 Завершение
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом»
С. Михалков
В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в
своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего
мира.
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из актуальных и
сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми,
кто имеет отношение к подрастающему поколению.
Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из
опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный
ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви
к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего
народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам,
историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания
дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в
нашем детском саду через организацию интегрированной НОД, праздников,
развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную,
изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с
художественной литературой.
Сегодня в современном обществе идет становление новой системы
дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО.
Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-
нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования
целостного восприятия мира и духовно-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста.
В связи с этим, мною были намечены ориентиры по нравственно-
патриотическому воспитанию подрастающего поколения, с учетом
приоритетного направления ДОУ:
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному
наследию народов России;
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- соблюдение исторической преемственности поколений;
- разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих
способностей;
- тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание
подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших
направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны
между собой. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,
стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое
в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей –
вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у
дошкольников. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство
способствуют нравственному и патриотическому становлению человека,
формированию его личности.
Главной целью своей педагогической деятельности я считаю
нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его
духовного мира через развитие музыкальных способностей.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства,
настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный
и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в
том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей.
В воспитательно-образовательной работе по музыкальному
развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание
музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на д.м.и. В своей
работе я использую народные игры с пением и движением. Эти игры
развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию.
В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный
образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт;
дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества,
приобщаются к народным традициям. Последовательное ознакомление
дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше
понять мудрость русского народа, в результате у них развивается интерес и
уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая
реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное моральное
воздействие на сознание детей.
Произведения русского музыкального и устного народного
творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны,
мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Широко использую в работе
многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений.
Разнообразие мелодий обогащает знания детей, развивает творчество,
фантазию. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности дошкольников. Приобщая детей к наследию своего народа, мы
воспитываем в них чувство национальной гордости.
Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это
истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает
огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует
художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями,
русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими,
способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному
искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных
праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому
процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное
душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой
они являются, гармонично формируются нравственные ценности,
представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни
особую значимость.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника –
прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин
праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке.
Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о
самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки
являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети
вместе играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх,
аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими
руками.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых
патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно
развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и
объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия,
сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность
музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям
почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной
природы. Стараясь воспитать у детей любовь к природе, ко всему живому, мы
используем различные формы работы. Среди них: тематические,
комплексные, интегрированные. Дети слушают «пение птиц», затем сами
могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью
рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя.
В репертуаре программы по музыке много музыкальных
произведений, в которых переданы образцы хорошо знакомых детям
животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл
«карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с
помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, в разделе
слушания музыки программой предлагается масса инструментальной
музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена
года», А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев цикл «Детская
музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ сюита
«Петр Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для
детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем
тематическим праздником или развлечением.
В ДОУ проводится множество праздников, связанных с
патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только
праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с
музыкальным материалом, историей, обычаями.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического
воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детьми.
Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя родины – эти
черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них
уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни
военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в
жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и
смелыми защитниками нашей Родины.
День пожилого человека – становится традиционным для
нашего ДОУ, так как пенсионеры, ветераны приглашают воспитанников
нашего детского сада к себе в центр дневного пребывания «Душевный свет».
Мы готовим для них концерт, а они приходят к нам на 9 Мая на праздник
Победы – великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань
глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях
сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем
поколениям, возросшим в мирные годы.
Дети знакомятся с патриотическими песнями тех времен и
о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны.
На празднике, посвященному Дню Победы дети «по-настоящему» играют в
военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические
песни, выполняют различные перестроения. Проводятся встречи с
ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к
Мемориалу, где чтим память героев – земляков, погибших в годы Великой
Отечественной войны, возлагаем цветы к вечному огню.
На праздничное мероприятие дети готовят приглашенья и
разносят их вместе с воспитателями пожилым людям, живущим по близости
с нашим детским садом. В этот день к нам приходят ветераны, престарелые
пенсионеры из «Душевного света». Интересно послушать их рассказы о
войне, об их детстве.
Не менее важным условием нравственно-патриотического
воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они являются
полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Применяю следующие формы работы: консультации,
беседы, открытые просмотры, праздники, утренники. Мы постоянно ищем
новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать
будущих созидателей жизни.
В уголке для родителей постоянно обновляется раздел по
музыкальному развитию детей, где даются советы по организации
музыкального воспитания в семье.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и
сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств
воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные
результаты в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид
искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать
многие звуки и необычно чутко реагировать на них.
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе
человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим
собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений,
которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное
развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Нравственно-патриотические чувства формируются
постоянно, в процессе накопления знаний, вырастают из любви к близким,
родному краю, Родине.
Современное дошкольное учреждение выступает
социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для
формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма,
основ нравственности.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа,
мы воспитываем в них нравственно-патриотические чувства.
Музыка, используемая для слушания, постановок танцев,
оформления праздников, утренников – способствует эстетическому и
интеллектуальному развитию детей, усиливает творческую и познавательную
активность.
Исходя из этого, в работе с детьми нужно добиваться,
чтобы ребята были не только активными слушателями и зрителями, но и
активными участниками.