Напоминание

Использование развивающих игр в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР


Автор: Федоровская Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Использование развивающих игр в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Организм человека должен приучаться к умственному труду

понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему

привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить

продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой

трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду, или,

лучше сказать, жажда его.

К.Д.Ушинский

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

является

одной

из

актуальных

проблем

современной

логопедии.

Это

вызвано

ее

практической

значимостью:

своевременно

проводимая

коррекционно-педагогическая

работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их

дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Количество учащихся с нарушениями речи увеличивается, и специальные школы,

классы

коррекционно-развивающего

обучения

при

массовых

школах

не

в

состоянии

охватить весь поток школьников, нуждающихся в специальных условиях обучения. Дети с

не резко выраженным недоразвитием речи зачисляются в массовые школы, но наличие

пробелов

в

развитии

различных

сторон

речи

не

позволяет

данной

группе

успешно

усваивать учебный материал.

В работах известных исследователей (Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спириной, О.Н.Усановой

и

др.)

достаточно

подробно

рассмотрено

недоразвитие

фонетики,

лексики,

грамматического строя и связной речи в структуре общего недоразвития речи. Однако в

современной литературе незаслуженно мало внимания уделяется особенностям словесно-

логического

мышления

у

детей

с

ОНР.

Связь

между

нарушениями

речи

и

другими

сторонами психического развития у детей обуславливает специфические особенности их

мышления.

Это

отмечается

в

исследованиях

И.Т.Власенко,

Г.А.Каше,

Р.Е.Левиной,

С.Н.Шаховской и др.

Такие

дети

отстают

в

развитии

словесно-логического

мышления.

Без

специального

обучения

они

с

трудом

овладевают

различными

мыслительными

операциями: анализом, синтезом, сравнение и обобщением. Изучение подготовительных

групп детей с общим недоразвитием речи (3-го уровня – по классификации Р.Е.Левиной;

4-го уровня – по классификации Т.Б.Филичевой) показало, что даже при специальном

обучении к концу дошкольного периода словесно-логическое мышление данной категории

детей по некоторым параметрам отличается от уровня словесно-логического мышления их

сверстников, не имеющих такового дефекта. Поэтому в старшем дошкольном возрасте,

учитывая

особенности

словесно-логического

мышления

у

детей

с

ОНР,

необходимо

своевременно провести ряд коррекционно-педагогических мероприятий.

Известно, что мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих

мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации,

абстракции и конкретизации.

Развитие

словесно-логического

мышления

позволяет

совершать

эти

операции

вербально. Поэтому чем богаче кругозор и активный словарь ребенка, тем более точные

определения

он

использует

при

вербальной

характеристике

производимых

им

мыслительных операций.

Наибольшие трудности дошкольники с ОНР испытывают в тех заданиях, где нет

шаблонного решения и для выбора ответа надо мысленно представить предмет, о котором

идет речь. Поэтому учитель-логопед дошкольного учреждения в своей работе должен

уделять

как

можно

больше

внимания

развитию

умственной

деятельности

детей,

приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний

в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей.

Развитие мышления и речи – одна из основных задач умственного воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Эти

два

неразрывно

связанных

между

собой

психологических

процесса

формируются

и

развиваются

при

познании

ребенком

окружающего мира.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача,

стоящая перед педагогом. К.Д.Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать

трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью

мысли. Мальчик скорее готов поработать физически целый день или просидеть без мысли

над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели

подумать серьезно несколько минут. Мало того, серьезный умственный труд утомляет

непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический… Но если не

нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать,

необходимо приучать их к этой работе».

Чтобы

приучить

ребенка

к

умственному

труду,

необходимо

сделать

его

интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными

методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе

большие

возможности

для

развития

умственной

деятельности

детей,

для

развития

самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления

протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В

игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в

данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении

задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все

равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях

есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует

использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В

этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи:

описывать

предметы,

отгадывать

предметы

по

описанию,

по

признакам

сходства

и

различия, группировать их по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в

суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления

детей придавали лучшие педагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б.Базедов писал,

что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия

объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. Подчеркивая значение

игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д.А.Колоцца писал:

«…есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию

суждений;

таковы

игры

со

сравнениями,

игры

с

вопросами

«почему?»,

игра

с

прерванными предложениями и т.д. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку

суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в

большей

мере

законом

здравой

педагогики,

чем

придание

главной

ценности

числу

механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному

составлению суждений».

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие

речи,

воспитание

правильного

звукопроизношения,

уточнение,

закрепление

и

активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте (к 6-7 годам), когда у детей начинает активно

формироваться

логическое

мышление,

словесные

игры

чаще

используют

для

формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти

дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в

воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют

подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога,

быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать

свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

В коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи,

очевидна огромная роль дидактических игр и игровых упражнений. Работа учителя-

логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в

обычных

воспитательных

мероприятиях.

Ведь

дети-логопаты

большинстве

случаев

интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у

сверстников. Но они и отличаются нередко от них. Неполноценная речевая деятельность

накладывает

отпечаток

на

формирование

сенсорной,

интеллектуальной

и

аффектно-

волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического

развития обуславливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными

операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального

обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная

патология

речи

тормозит

формирование

потенциально

сохранных

умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

Было установлено, что ребенка-логопата надо специально учить умению играть.

Необходимо

также

руководить

его

играми.

При

отсутствии

такого

руководства

задерживается

развитие

игры,

что

в

свою

очередь

отрицательно

сказывается

на

формировании личности ребенка.

В игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на

речь и личность ребенка. В процессе игровой деятельности исправляется не речевое

нарушение

само

по

себе,

а

восстанавливается

речевая

деятельность,

которая,

как

совокупность

процессов

говорения

и

понимания,

является

основой

коммуникативно-

общественной деятельности.

Основной формой воздействия на ребенка в специальных группах для детей с

ОНР являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду.

Педагог в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности, общается с ним

на

равных,

завоевывает

его

любовь

и

доверие,

преодолевая

его

скованность

и

застенчивость.

Умело

создавая

разнообразные

игровые

ситуации,

логопед

побуждает

ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта.

При этом важно помнить и всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности

детей с ОНР.

Педагогу необходимо постоянно создавать для детей-логопатов положительное

эмоциональное

отношение

к

предполагаемой

деятельности.

Реализации

этой

цели

и

служат игры и игровые упражнения, которые заняли прочное место среди других методов

обучения и воспитания детей. Любая игра ставит цель – обогатить чувственный опыт

ребенка,

развить

его

умственные

способности

(умение

сравнивать,

обобщать,

классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения,

делать умозаключения). При правильной организации игры становятся одним из средств

коррекции развития детей с ОНР, так как в условиях игр проходит формирование как

отдельных психических функций и их коррекция, так и личности ребенка в целом.

Благодаря

тому,

что

во

многие

занятия

по

формированию

лексико-

грамматического строя речи и подготовке к обучению грамоте включены игры и игровые

упражнения

для

развития

мыслительной

деятельности,

такие

занятия

дают

положительные результаты.

Таким

образом,

исходя

из

вышеизложенного,

можно

сделать

вывод,

что

в

результате

специально

организованных

игр

и

игровых

упражнений

для

развития

мыслительной деятельности на занятиях с дошкольниками с ОНР показатели мышления

могут улучшаться в 3-4 раза. В то же время, совершенствование словесно-логического

мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа,

синтеза, сравнения, обобщения – то есть основных мыслительных операций.



В раздел образования