Автор: Федоровская Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Использование развивающих игр в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Организм человека должен приучаться к умственному труду
понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему
привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить
продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой
трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду, или,
лучше сказать, жажда его.
К.Д.Ушинский
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
является
одной
из
актуальных
проблем
современной
логопедии.
Это
вызвано
ее
практической
значимостью:
своевременно
проводимая
коррекционно-педагогическая
работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их
дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Количество учащихся с нарушениями речи увеличивается, и специальные школы,
классы
коррекционно-развивающего
обучения
при
массовых
школах
не
в
состоянии
охватить весь поток школьников, нуждающихся в специальных условиях обучения. Дети с
не резко выраженным недоразвитием речи зачисляются в массовые школы, но наличие
пробелов
в
развитии
различных
сторон
речи
не
позволяет
данной
группе
успешно
усваивать учебный материал.
В работах известных исследователей (Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спириной, О.Н.Усановой
и
др.)
достаточно
подробно
рассмотрено
недоразвитие
фонетики,
лексики,
грамматического строя и связной речи в структуре общего недоразвития речи. Однако в
современной литературе незаслуженно мало внимания уделяется особенностям словесно-
логического
мышления
у
детей
с
ОНР.
Связь
между
нарушениями
речи
и
другими
сторонами психического развития у детей обуславливает специфические особенности их
мышления.
Это
отмечается
в
исследованиях
И.Т.Власенко,
Г.А.Каше,
Р.Е.Левиной,
С.Н.Шаховской и др.
Такие
дети
отстают
в
развитии
словесно-логического
мышления.
Без
специального
обучения
они
с
трудом
овладевают
различными
мыслительными
операциями: анализом, синтезом, сравнение и обобщением. Изучение подготовительных
групп детей с общим недоразвитием речи (3-го уровня – по классификации Р.Е.Левиной;
4-го уровня – по классификации Т.Б.Филичевой) показало, что даже при специальном
обучении к концу дошкольного периода словесно-логическое мышление данной категории
детей по некоторым параметрам отличается от уровня словесно-логического мышления их
сверстников, не имеющих такового дефекта. Поэтому в старшем дошкольном возрасте,
учитывая
особенности
словесно-логического
мышления
у
детей
с
ОНР,
необходимо
своевременно провести ряд коррекционно-педагогических мероприятий.
Известно, что мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих
мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации,
абстракции и конкретизации.
Развитие
словесно-логического
мышления
позволяет
совершать
эти
операции
вербально. Поэтому чем богаче кругозор и активный словарь ребенка, тем более точные
определения
он
использует
при
вербальной
характеристике
производимых
им
мыслительных операций.
Наибольшие трудности дошкольники с ОНР испытывают в тех заданиях, где нет
шаблонного решения и для выбора ответа надо мысленно представить предмет, о котором
идет речь. Поэтому учитель-логопед дошкольного учреждения в своей работе должен
уделять
как
можно
больше
внимания
развитию
умственной
деятельности
детей,
приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний
в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей.
Развитие мышления и речи – одна из основных задач умственного воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Эти
два
неразрывно
связанных
между
собой
психологических
процесса
формируются
и
развиваются
при
познании
ребенком
окружающего мира.
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача,
стоящая перед педагогом. К.Д.Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать
трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью
мысли. Мальчик скорее готов поработать физически целый день или просидеть без мысли
над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели
подумать серьезно несколько минут. Мало того, серьезный умственный труд утомляет
непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический… Но если не
нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать,
необходимо приучать их к этой работе».
Чтобы
приучить
ребенка
к
умственному
труду,
необходимо
сделать
его
интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными
методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе
большие
возможности
для
развития
умственной
деятельности
детей,
для
развития
самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления
протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В
игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в
данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении
задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все
равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях
есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует
использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В
этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи:
описывать
предметы,
отгадывать
предметы
по
описанию,
по
признакам
сходства
и
различия, группировать их по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в
суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления
детей придавали лучшие педагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б.Базедов писал,
что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия
объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. Подчеркивая значение
игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д.А.Колоцца писал:
«…есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию
суждений;
таковы
игры
со
сравнениями,
игры
с
вопросами
«почему?»,
…
игра
с
прерванными предложениями и т.д. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку
суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в
большей
мере
законом
здравой
педагогики,
чем
придание
главной
ценности
числу
механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному
составлению суждений».
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие
речи,
воспитание
правильного
звукопроизношения,
уточнение,
закрепление
и
активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте (к 6-7 годам), когда у детей начинает активно
формироваться
логическое
мышление,
словесные
игры
чаще
используют
для
формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти
дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в
воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют
подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога,
быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать
свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
В коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи,
очевидна огромная роль дидактических игр и игровых упражнений. Работа учителя-
логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в
обычных
воспитательных
мероприятиях.
Ведь
дети-логопаты
большинстве
случаев
интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у
сверстников. Но они и отличаются нередко от них. Неполноценная речевая деятельность
накладывает
отпечаток
на
формирование
сенсорной,
интеллектуальной
и
аффектно-
волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического
развития обуславливает специфические особенности развития мышления.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными
операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального
обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Первичная
патология
речи
тормозит
формирование
потенциально
сохранных
умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.
Было установлено, что ребенка-логопата надо специально учить умению играть.
Необходимо
также
руководить
его
играми.
При
отсутствии
такого
руководства
задерживается
развитие
игры,
что
в
свою
очередь
отрицательно
сказывается
на
формировании личности ребенка.
В игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на
речь и личность ребенка. В процессе игровой деятельности исправляется не речевое
нарушение
само
по
себе,
а
восстанавливается
речевая
деятельность,
которая,
как
совокупность
процессов
говорения
и
понимания,
является
основой
коммуникативно-
общественной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка в специальных группах для детей с
ОНР являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду.
Педагог в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности, общается с ним
на
равных,
завоевывает
его
любовь
и
доверие,
преодолевая
его
скованность
и
застенчивость.
Умело
создавая
разнообразные
игровые
ситуации,
логопед
побуждает
ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта.
При этом важно помнить и всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей с ОНР.
Педагогу необходимо постоянно создавать для детей-логопатов положительное
эмоциональное
отношение
к
предполагаемой
деятельности.
Реализации
этой
цели
и
служат игры и игровые упражнения, которые заняли прочное место среди других методов
обучения и воспитания детей. Любая игра ставит цель – обогатить чувственный опыт
ребенка,
развить
его
умственные
способности
(умение
сравнивать,
обобщать,
классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения,
делать умозаключения). При правильной организации игры становятся одним из средств
коррекции развития детей с ОНР, так как в условиях игр проходит формирование как
отдельных психических функций и их коррекция, так и личности ребенка в целом.
Благодаря
тому,
что
во
многие
занятия
по
формированию
лексико-
грамматического строя речи и подготовке к обучению грамоте включены игры и игровые
упражнения
для
развития
мыслительной
деятельности,
такие
занятия
дают
положительные результаты.
Таким
образом,
исходя
из
вышеизложенного,
можно
сделать
вывод,
что
в
результате
специально
организованных
игр
и
игровых
упражнений
для
развития
мыслительной деятельности на занятиях с дошкольниками с ОНР показатели мышления
могут улучшаться в 3-4 раза. В то же время, совершенствование словесно-логического
мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа,
синтеза, сравнения, обобщения – то есть основных мыслительных операций.