Автор: Губернаторова Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Стандарт для детей с задержкой психического развития
Раздел: среднее образование
Стандарт для детей с задержкой психического развития.
Губернаторова Наталья Владимировна
Задержка психического развития - это наличие отставания в развитии психической
деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания,
которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией
попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения, т.е специальные классы.
Причинами
задержки
психического
развития
могут
быть:
конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые
болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания.
В
отличие
от
олигофрении,
у
детей
с
задержкой
отсутствует
инертность
психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и
переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью
взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к
норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. По
результатам многолетних исследований в нашей школе, известно, что у детей с ЗПР низкая
познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания,
мышления,
памяти.
Особенности
внимания
детей
с
задержкой
психического
развития
проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации
на объекте.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной
деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к
началу
школьного
обучения,
как
правило,
не
сформированы
основные
мыслительные
операции
-
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение.
Выявлено
снижение
познавательной
активности.
Изучение
процессов
памяти
у
данной
категории
детей
показывает
недостаточную
продуктивность
произвольной
памяти,
её
малый
объем,
неточность
и
трудность воспроизведения. Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой
психического
развития
в
значительной
степени
связана
со
слабостью
регуляции
произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью
функций самоконтроля.
Этими
факторами
объясняются
характерные
нарушения
поведения
у
данной
категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны,
эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается
непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим
инфантилизмом
эмоционально
неустойчивы,
склонны
к
конфликтам,
драчливости,
агрессивности.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную
группу
среди
детей
о
ОВЗ.,
характеризующуюся
неоднородностью
и
полиморфизмом.
Некоторые учащиеся
нашей общеобразовательной школы, имеют комплекс трудностей,
которые определяют различные формы отклонений в психическом развитии, в частности,
дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема обучения и воспитания таких
детей
становится
все
более
актуальной,
так
как
их
количество
в
школе
медленно,
но
неуклонно возрастает.
Обучение
школьников с ЗПР
создает большие сложности для
учителей,
для
других
учащихся,
а
самое
главное,
для
самих
детей
с
ЗПР.
Чтобы
педагогическому коллективу успешно взаимодействовать с ребенком, имеющим задержку
психического развития необходимо знать следующее:
Во-первых,
задержка
психического
развития
может
поддаваться
психолого-
педагогической
коррекции
при
создании
условий
адекватных
характеру
психического
недоразвития ребенка.
Во-вторых,
психическая
недостаточность,
мыслительные
и
эмоционально-волевые
отклонения,
слабая
мотивация,
личностное
недоразвитие
и
др.
у
детей
с
ЗПР
компенсируются путем упорной согласованной коррекционной медико-психологической и
педагогической работы.
В третьих, условия массового обучения, не адаптированного к особым потребностям ребенка
с ЗПР, являются тормозящим фактором в его умственном развитии. Следовательно, со всей
остротой стоит проблема раннего выявления ЗПР и создания специальных классов, где
учащиеся с ЗПР смогли бы получить квалифицированную помощь психолога, логопеда и
учителя для своего развития. На сегодняшний день – это самый сложный этап.
Известно,
что задержка психического развития, обнаруживается в процессе учебной деятельности.
Что происходит дальше? А дальше – это кропотливая работа по диагностике обучающегося,
проведение школьного психолого-медико-педагогического консилиума, принятие решение,
причём,
совместно с родителями. А самое главное – это принятие родителями своего
ребенка, каким он есть, понимание его особенностей и определение в выборе программы
обучения как самый наилучший вариант для него, и вера в него. Поэтому, данная работа
проводится во второй половине первого года обучения, когда заканчивается адаптационный
период совместно с педагогическим коллективом и родителями обучающегося. Как обучать
детей с ЗПР в масштабах общеобразовательной школы с сохранением условий для их
развития? ФГОСы предлагают четыре варианта данного стандарта, которые представляют
собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного
образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в
определённом
диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ
(ЗПР).
Каждый вариант СФГОС определяет следующие основные требования:
требования к структуре основной образовательной программы,
требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый,
нецензовый, индивидуальный),
требования
к
условиям,
необходимым
для
освоения
детьми
с
ОВЗ
планируемых
результатов образования.
Что представляет собой первый вариант СФГОС (цензовый уровень)? В данном случае
ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых
сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее
место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его
здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий
для
реализации
особых
образовательных
потребностей,
включая
специальную
систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. особый
контакт с учителем.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) -
это когда ребенок получает цензовое
образование,
в
более
пролонгированные
сроки,
в
среде
сверстников
со
сходными
проблемами. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся
класса.
Полноценное
освоение
второго
варианта
стандарта
возможно
при
создании
специальных
условий
для
реализации
как
общих,
так
и
особых
образовательных
потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого
усилением
внимания
к
формированию
полноценной
жизненной
компетенции,
использованию полученных знаний в повседневной жизни. Кроме того, в данном случае
удобно проводить коррекционно-развивающие занятия логопеду, психологу и учителю для
формирования универсальных учебных действий обучающихся. Здесь так же важен контакт
родителей с педагогами, логопедом и психологом.
Третий вариант СФГОС (не цензовый)
Предусматривается для детей, не способных к освоению цензового уровня начального
школьного
образования
даже
в
пролонгированные
сроки
и
при
наличии
специальных
условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной
отсталостью
или
детей
с
множественными
нарушениями
развития,
чьи
возможности
в
получении
образования
сопоставимы
с
ними.
Ребенок
получает
начальное
школьное
образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной
отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. возможной для
него социальной интеграции.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата
школьного образования) Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу
выраженности
и
тяжести
проблем
здоровья,
находившихся
до
настоящего
времени
вне
системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Что встречается крайне
редко в стенах нашей школы.
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального
обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки
учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля,
культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.
Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной
деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных
для каждого этапа образования.
Дети с ЗПР
«могут реализовать свой потенциал социального развития при условии
вовремя
начатого
и
адекватно
организованного
обучения
и
воспитания
–
образования,
обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и
особых
образовательных
потребностей,
заданных
спецификой
нарушения
психического
развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного
стандарта для детей с ОВЗ).
Особо хочется подчеркнуть, что «эффективная интеграция возможна только лишь при
условии
специальной
подготовки
и
переподготовки
кадров
общеобразовательных
и
специальных (коррекционных) учреждений… Очевидно, что развитие интеграции требует
принципиально нового взаимодействия психологов, педагогов…».
Можно остановиться подробнее на основных направлениях деятельности психологии, что
наиболее актуально для нашей школы.
Главное - это диагностическое направление (то есть
работаПМПК образовательного
учреждения). Это симбиоз деятельности психолога, логопеда, педагога результатом которого
являются
заключения, в которых представлены особенности развития обучающегося и
рекомендации для
его более успешного обучения.
Какие же модели обучения могут
существовать для обучения детей с ЗПР?
Постоянная
полная
интеграция
(инклюзия),
т.е.
обучение
в
массовых
классах
общеобразовательной школы. Данная модель интеграции может быть эффективна для тех
детей с ЗПР, чей уровень психофизического и речевого развития приближается к возрастной
норме. Эти дети, как правило, характеризуются незначительным дефицитом познавательных
и
социальных
способностей,
а
испытываемые
ими
трудности
обучения
обусловлены
в
первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Но
даже при таком сравнительном благополучии для успешного обучения и социализации они
нуждаются
в
специальной
помощи,
удовлетворяющей
их
особые
образовательные
потребности. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового
образования, имеющего специальную подготовку, и психологом.
Постоянная неполная интеграция, т.е. обучение в гибких классах общеобразовательной
школы. В состав каждого гибкого класса параллели вводятся 2-3 ребенка с ЗПР, которые
периодически объединяются в одну группу для проведения дефектологом ряда учебных
занятий по специальным программам. Эта модель может быть эффективна для тех детей с
ЗПР, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в
значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных
областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а
также
проводить
с
ними
большую
часть
внеклассного
времени.
Смысл
этой
модели
интеграции заключается в максимально возможной нормализации способов социального и
учебного взаимодействия и обучения с целью дальнейшего расширения уже имеющихся
возможностей
в
области
образовательной
и
социальной
интеграции.
Процесс
интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими
специальную подготовку, психологом, учителем-дефектологом.
Постоянная частичная интеграция, т.е. обучение в классе коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения общеобразовательной школы, при сохранении возможности
объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками. Эта модель
интеграции
может
быть
полезна
тем
детям
с
ЗПР,
которые
способны
овладеть
лишь
небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного
и все внеклассное время. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение
общения детей с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками с целью расширения их
возможностей
в
области
социальной
интеграции.
Процесс
интегрированного
обучения
обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку,
учителем-дефектологом, психологом.
Временная частичная интеграция, т.е. обучение в специальных (коррекционных) классах
7 вида общеобразовательных школ. Эта модель эффективна для детей, остро нуждающихся в
специально
организованном
коррекционном
обучении
с
учетом
структуры
нарушения
развития.
Вместе
с
тем,
они
объединяются
со
своими
нормально
развивающимися
сверстниками
для
проведения
совместных
мероприятий,
в
основном
воспитательного
характера и в рамках дополнительного образования. Процесс интегрированного обучения
обеспечивается
учителем-дефектологом,
педагогами
массового
образования,
имеющими
специальную подготовку, психологом, педагогом дополнительного образования.
Эпизодическая интеграция ориентирована на специальные (коррекционные) школы 7
вида,
которые
ограничены
в
возможностях
проведения
целенаправленной
работы
по
совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению. Эпизодическая
интеграция
предполагает
участие
воспитанников
в
специально
организованных
мероприятиях
с
целью
преодоления
тех
объективных
ограничений
в
социальном
взаимодействии, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Процесс интеграции обеспечивается учителем – дефектологом, психологом, социальным
педагогом.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также
систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития
ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической
готовности
детей
с
ЗПР
к
обучению
в
школе.
Описаны
условия,
методы,
приемы
диагностического
обследования,
приведена
система
оценки
результатов
по
отдельным
позициям, даны рекомендации по выбору оптимальных условий школьного обучения (модели
интеграции) в зависимости от результатов обследования.
Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели
постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума
врача
это
невозможно),
направлено
на
квалификацию
индивидуально-типических
трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных
форм
и
содержания
коррекционной
помощи,
т.е.
направлено
на
установление
функционального диагноза.
На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального
уровня
развития
ребенка
и
зоны
ближайшего
развития,
выявления
особенностей
эмоционально-волевой
сферы,
личностных
характеристик
ребенка,
особенностей
его
межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В
процессе работы возникает проблема формирования УУД, соответствующих требованиям
ФГОС
общего
образования,
решение
которой
заключается
в
обсуждении,
разработке
и
принятии
специальных
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
для
детей с ограниченными возможностями здоровья как неотъемлемой части федерального
государственного стандарта общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией
ООН о правах ребенка и Конституцией РФ. Специальный федеральный государственный
образовательный
стандарт
должен
стать
базовым
инструментом
реализации
конституционных прав на образование детей с Задержкой психического развития.