Напоминание

Стандарт для детей с задержкой психического развития


Автор: Губернаторова Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Стандарт для детей с задержкой психического развития
Раздел: среднее образование





Назад




Стандарт для детей с задержкой психического развития.

Губернаторова Наталья Владимировна

Задержка психического развития - это наличие отставания в развитии психической

деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания,

которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией

попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения, т.е специальные классы.

Причинами

задержки

психического

развития

могут

быть:

конституциональные

факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые

болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания.

В

отличие

от

олигофрении,

у

детей

с

задержкой

отсутствует

инертность

психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и

переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью

взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к

норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. По

результатам многолетних исследований в нашей школе, известно, что у детей с ЗПР низкая

познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания,

мышления,

памяти.

Особенности

внимания

детей

с

задержкой

психического

развития

проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации

на объекте.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной

деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к

началу

школьного

обучения,

как

правило,

не

сформированы

основные

мыслительные

операции

-

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение.

Выявлено

снижение

познавательной

активности.

Изучение

процессов

памяти

у

данной

категории

детей

показывает

недостаточную

продуктивность

произвольной

памяти,

её

малый

объем,

неточность

и

трудность воспроизведения. Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой

психического

развития

в

значительной

степени

связана

со

слабостью

регуляции

произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью

функций самоконтроля.

Этими

факторами

объясняются

характерные

нарушения

поведения

у

данной

категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны,

эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается

непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим

инфантилизмом

эмоционально

неустойчивы,

склонны

к

конфликтам,

драчливости,

агрессивности.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную

группу

среди

детей

о

ОВЗ.,

характеризующуюся

неоднородностью

и

полиморфизмом.

Некоторые учащиеся

нашей общеобразовательной школы, имеют комплекс трудностей,

которые определяют различные формы отклонений в психическом развитии, в частности,

дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема обучения и воспитания таких

детей

становится

все

более

актуальной,

так

как

их

количество

в

школе

медленно,

но

неуклонно возрастает.

Обучение

школьников с ЗПР

создает большие сложности для

учителей,

для

других

учащихся,

а

самое

главное,

для

самих

детей

с

ЗПР.

Чтобы

педагогическому коллективу успешно взаимодействовать с ребенком, имеющим задержку

психического развития необходимо знать следующее:

Во-первых,

задержка

психического

развития

может

поддаваться

психолого-

педагогической

коррекции

при

создании

условий

адекватных

характеру

психического

недоразвития ребенка.

Во-вторых,

психическая

недостаточность,

мыслительные

и

эмоционально-волевые

отклонения,

слабая

мотивация,

личностное

недоразвитие

и

др.

у

детей

с

ЗПР

компенсируются путем упорной согласованной коррекционной медико-психологической и

педагогической работы.

В третьих, условия массового обучения, не адаптированного к особым потребностям ребенка

с ЗПР, являются тормозящим фактором в его умственном развитии. Следовательно, со всей

остротой стоит проблема раннего выявления ЗПР и создания специальных классов, где

учащиеся с ЗПР смогли бы получить квалифицированную помощь психолога, логопеда и

учителя для своего развития. На сегодняшний день – это самый сложный этап.

Известно,

что задержка психического развития, обнаруживается в процессе учебной деятельности.

Что происходит дальше? А дальше – это кропотливая работа по диагностике обучающегося,

проведение школьного психолого-медико-педагогического консилиума, принятие решение,

причём,

совместно с родителями. А самое главное – это принятие родителями своего

ребенка, каким он есть, понимание его особенностей и определение в выборе программы

обучения как самый наилучший вариант для него, и вера в него. Поэтому, данная работа

проводится во второй половине первого года обучения, когда заканчивается адаптационный

период совместно с педагогическим коллективом и родителями обучающегося. Как обучать

детей с ЗПР в масштабах общеобразовательной школы с сохранением условий для их

развития? ФГОСы предлагают четыре варианта данного стандарта, которые представляют

собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного

образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в

определённом

диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ

(ЗПР).

Каждый вариант СФГОС определяет следующие основные требования:

требования к структуре основной образовательной программы,

требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый,

нецензовый, индивидуальный),

требования

к

условиям,

необходимым

для

освоения

детьми

с

ОВЗ

планируемых

результатов образования.

Что представляет собой первый вариант СФГОС (цензовый уровень)? В данном случае

ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых

сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее

место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его

здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий

для

реализации

особых

образовательных

потребностей,

включая

специальную

систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. особый

контакт с учителем.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) -

это когда ребенок получает цензовое

образование,

в

более

пролонгированные

сроки,

в

среде

сверстников

со

сходными

проблемами. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся

класса.

Полноценное

освоение

второго

варианта

стандарта

возможно

при

создании

специальных

условий

для

реализации

как

общих,

так

и

особых

образовательных

потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого

усилением

внимания

к

формированию

полноценной

жизненной

компетенции,

использованию полученных знаний в повседневной жизни. Кроме того, в данном случае

удобно проводить коррекционно-развивающие занятия логопеду, психологу и учителю для

формирования универсальных учебных действий обучающихся. Здесь так же важен контакт

родителей с педагогами, логопедом и психологом.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей, не способных к освоению цензового уровня начального

школьного

образования

даже

в

пролонгированные

сроки

и

при

наличии

специальных

условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной

отсталостью

или

детей

с

множественными

нарушениями

развития,

чьи

возможности

в

получении

образования

сопоставимы

с

ними.

Ребенок

получает

начальное

школьное

образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной

отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. возможной для

него социальной интеграции.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата

школьного образования) Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу

выраженности

и

тяжести

проблем

здоровья,

находившихся

до

настоящего

времени

вне

системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Что встречается крайне

редко в стенах нашей школы.

Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального

обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки

учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля,

культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной

деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных

для каждого этапа образования.

Дети с ЗПР

«могут реализовать свой потенциал социального развития при условии

вовремя

начатого

и

адекватно

организованного

обучения

и

воспитания

образования,

обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и

особых

образовательных

потребностей,

заданных

спецификой

нарушения

психического

развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного

стандарта для детей с ОВЗ).

Особо хочется подчеркнуть, что «эффективная интеграция возможна только лишь при

условии

специальной

подготовки

и

переподготовки

кадров

общеобразовательных

и

специальных (коррекционных) учреждений… Очевидно, что развитие интеграции требует

принципиально нового взаимодействия психологов, педагогов…».

Можно остановиться подробнее на основных направлениях деятельности психологии, что

наиболее актуально для нашей школы.

Главное - это диагностическое направление (то есть

работаПМПК образовательного

учреждения). Это симбиоз деятельности психолога, логопеда, педагога результатом которого

являются

заключения, в которых представлены особенности развития обучающегося и

рекомендации для

его более успешного обучения.

Какие же модели обучения могут

существовать для обучения детей с ЗПР?

Постоянная

полная

интеграция

(инклюзия),

т.е.

обучение

в

массовых

классах

общеобразовательной школы. Данная модель интеграции может быть эффективна для тех

детей с ЗПР, чей уровень психофизического и речевого развития приближается к возрастной

норме. Эти дети, как правило, характеризуются незначительным дефицитом познавательных

и

социальных

способностей,

а

испытываемые

ими

трудности

обучения

обусловлены

в

первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Но

даже при таком сравнительном благополучии для успешного обучения и социализации они

нуждаются

в

специальной

помощи,

удовлетворяющей

их

особые

образовательные

потребности. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового

образования, имеющего специальную подготовку, и психологом.

Постоянная неполная интеграция, т.е. обучение в гибких классах общеобразовательной

школы. В состав каждого гибкого класса параллели вводятся 2-3 ребенка с ЗПР, которые

периодически объединяются в одну группу для проведения дефектологом ряда учебных

занятий по специальным программам. Эта модель может быть эффективна для тех детей с

ЗПР, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в

значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных

областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а

также

проводить

с

ними

большую

часть

внеклассного

времени.

Смысл

этой

модели

интеграции заключается в максимально возможной нормализации способов социального и

учебного взаимодействия и обучения с целью дальнейшего расширения уже имеющихся

возможностей

в

области

образовательной

и

социальной

интеграции.

Процесс

интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими

специальную подготовку, психологом, учителем-дефектологом.

Постоянная частичная интеграция, т.е. обучение в классе коррекционно-развивающего

(компенсирующего) обучения общеобразовательной школы, при сохранении возможности

объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками. Эта модель

интеграции

может

быть

полезна

тем

детям

с

ЗПР,

которые

способны

овладеть

лишь

небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного

и все внеклассное время. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение

общения детей с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками с целью расширения их

возможностей

в

области

социальной

интеграции.

Процесс

интегрированного

обучения

обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку,

учителем-дефектологом, психологом.

Временная частичная интеграция, т.е. обучение в специальных (коррекционных) классах

7 вида общеобразовательных школ. Эта модель эффективна для детей, остро нуждающихся в

специально

организованном

коррекционном

обучении

с

учетом

структуры

нарушения

развития.

Вместе

с

тем,

они

объединяются

со

своими

нормально

развивающимися

сверстниками

для

проведения

совместных

мероприятий,

в

основном

воспитательного

характера и в рамках дополнительного образования. Процесс интегрированного обучения

обеспечивается

учителем-дефектологом,

педагогами

массового

образования,

имеющими

специальную подготовку, психологом, педагогом дополнительного образования.

Эпизодическая интеграция ориентирована на специальные (коррекционные) школы 7

вида,

которые

ограничены

в

возможностях

проведения

целенаправленной

работы

по

совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению. Эпизодическая

интеграция

предполагает

участие

воспитанников

в

специально

организованных

мероприятиях

с

целью

преодоления

тех

объективных

ограничений

в

социальном

взаимодействии, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Процесс интеграции обеспечивается учителем – дефектологом, психологом, социальным

педагогом.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также

систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития

ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической

готовности

детей

с

ЗПР

к

обучению

в

школе.

Описаны

условия,

методы,

приемы

диагностического

обследования,

приведена

система

оценки

результатов

по

отдельным

позициям, даны рекомендации по выбору оптимальных условий школьного обучения (модели

интеграции) в зависимости от результатов обследования.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели

постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума

врача

это

невозможно),

направлено

на

квалификацию

индивидуально-типических

трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных

форм

и

содержания

коррекционной

помощи,

т.е.

направлено

на

установление

функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального

уровня

развития

ребенка

и

зоны

ближайшего

развития,

выявления

особенностей

эмоционально-волевой

сферы,

личностных

характеристик

ребенка,

особенностей

его

межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В

процессе работы возникает проблема формирования УУД, соответствующих требованиям

ФГОС

общего

образования,

решение

которой

заключается

в

обсуждении,

разработке

и

принятии

специальных

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

для

детей с ограниченными возможностями здоровья как неотъемлемой части федерального

государственного стандарта общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией

ООН о правах ребенка и Конституцией РФ. Специальный федеральный государственный

образовательный

стандарт

должен

стать

базовым

инструментом

реализации

конституционных прав на образование детей с Задержкой психического развития.



В раздел образования