Напоминание

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в процессе работы по коррекции дизорфографии у младших школьников.


Автор: Воробьёва Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6" г.Владимира
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в процессе работы по коррекции дизорфографии у младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие учителя – логопеда и учителя

начальных классов в процессе работы по коррекции

дизорфографии у младших школьников.

В наше время наиболее эффективным будет совместная работа между

учителем – логопедом и учителем начальных классов.

Работа современной школы с ребенком особенность восприятия мира,

которого отличается, должна быть готова.

Задачи, которые ставит перед нами государство в образовательных

стандартах,

будут

наиболее

эффективны,

если

школа

будет

работать

по

адаптированной

программе,

учитывая

способности,

психофизиологические

особенности и склонности учащихся.

Проблемы возникающие перед учителем начальных классов в процессе

обучения, с решением которых он не готов, затрудняет работу, в следствие, чего

нет положительных результатов в обучении, а происходит это из-за отсутствия

определённых

знаний

и

навыков

в

работе

с

учащимися

имеющими

определенные нарушения.

Развитие устной и письменной речи, сложный процесс, учителя

начальных классов не всегда достаточно хорошо подготовлены к коррекции

дизорфографии у младших школьников.

Для данной проблемы будет эффективным тесное сотрудничество

учителя начальных классов и учителя – логопеда.

Дополняя друг друга своими знаниями, умениями и навыками учитель

начальных классов и учитель – логопед найдут нужный путь к формированию

речевой деятельности младших школьников.

Предоставить качественное образование учащимся начальных классов вот

общая

цель,

которую

должны

поставить

перед

собой

учитель

начальных

классов и учитель – логопед.

Часто взрослые думают, что обучение ребенка чтению и письму очень

просто, но как показывает практика обучение детей этим навыкам задача не из

лёгких, так как не каждому ребенку приобретение этих навыков дается легко.

Делая нелепые ошибки, по мнению учителя и родителей, они часто относят

их к невнимательности, однако ребенок может быть талантлив в другом.

Анализируя письменную речь учащегося, учитель начальных классов дает

родителям рекомендации :

письмо под диктовку, начиная с отдельных слов,

словосочетаний,

затем

предложений,

текстов;

самостоятельное

списывание

учащимся и самопроверка по образцу на нахождение допущенных ошибок.

Для устранения недостатков письменной речи учащихся учителю

начальных классов поможет учитель – логопед. Учитель должен знать, с какими

ошибками

нужно

обратиться

к

учителю

логопеду,

если

учащийся

действительно нуждается в логопедической помощи. Учитель – логопед в свою

очередь

должен

конкретно

объяснить

различие

специфических

ошибок

от

орфографических.

Сотрудничество между учителем и учителем – логопедом становится более

тесным. Учитель – логопед ставит в известность учителя начальных классов о

содержании своей работы с учащимися, которые будут посещать занятия, в

свою очередь учитель начальных классов информирует учителя – логопеда об

их успеваемости на протяжении учебного года.

Посещая логопедические занятия, учащиеся овладевают новыми речевыми

умениями

и

навыками,

используя

их

на

уроках.

На

своих

уроках

учитель

начальных

классов

помогает

отрабатывать

поставленные

звуки,

напоминая

учащемуся о правильности их произношения при чтении подобранных текстов,

которые до этого рекомендовал учитель - логопед.

Учитель начальных классов и учитель - логопед ставят перед собой

единые требования к учащемуся, который допускает специфические ошибки,

это и будет главным условием в коррекционной работе.

Оценивание ученика имеющего нарушение письменной речи, должно быть

внимательным и очень осторожным, убедить в этом учителя начальных классов

и есть задача учителя – логопеда.

Учителя начальных классов оценивают работу учащегося, уже по

существующим

нормам,

не

делая

скидок

на

специфические

ошибки.

Соответственно при всем своём старании эти учащиеся не в силах выполнить

письменные работы, в соответствии с требованиями школы.

Научить учителя начальных классов отличать специфические ошибки от

орфографических, одна из главных задач, которая стоит перед учителем –

логопедом, а так же учитель – логопед должен донести до учителя, такой вид

ошибок не должен учитываться при оценивании работы учащегося. Чаще всего

учителю сложно понять и принять данный вид оценивания работ учащихся с

дизорфографией.

Учитель – логопед на своих занятиях оценивает работу учащегося

специфично, избегая недоразумений учитель обязан это принять.

Прежде всего, учитель – логопед на своих занятиях следит за ходом работы

учащегося,

его

старательностью,

внимательностью,

активностью,

желанием

работать, на основе этого он оценивает работу по психолого – педагочическим

параметрам.

Следовательно, плохо успевающий ученик на уроках в классе, может

получить

положительную

оценку

на

логопедических

занятиях.

Создание

благоприятной обстановки на уроках намного важнее хорошей оценки, в этом

логопед должен убеждать учителя.

Для того что бы коррекционная работа по устранению дизорфографии

проходила

успешно,

в

индивидуальных

беседах

логопед

и

учитель

на

протяжении всего времени обучения информируют друг друга о направлениях

данного вида работы.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в работе с

учащимися с нарушением письма, неотъемлемая часть фундаментального этапа

в современном развитии образования.

Коррекция нарушения письма будет эффективной, если при работе учитель

начальных классов и учитель – логопед найдут взаимопонимание.

В наше время особое значение в современном образовании имеет

профессиональная

компетентность

учителя

начальных

классов

в

вопросах

нарушения письма. Заметим, что чем профессиональней будет организована

совместная работа учителя и логопеда, тем развитие и устранение письменной

речи пройдет эффективнее.

Список используемой литературы:

1.

Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии

у младших школьников: дисс. канд. пед. наук. – М., 2006. – 391 с.

2.

Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной

школы

/

О.И.

Азова

//

V

Царскосельские чтения:

Материалы

Международной

научно-практической

конференции.

СПб.: ЛГОУ им.

A.C. Пушкина, 2001. -С.

3.

Прищепова

И.В.

Дизорфография

младших

школьников.

Учебно-метод

пособие. – СПБ.: КАРО, 2006 - 240 с.



В раздел образования