Напоминание

«Эмоциональные нарушения у дошкольников – страхи»


Авторы: Кравченко Марина Сергеевна, Левина Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: «Эмоциональные нарушения у дошкольников – страхи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эмоциональные нарушения у дошкольников – страхи»

Эмоции - основные психофизиологические особенности детского возраста.

Эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное

своеобразие поведении. Детей на разных этапах развития. Период 2-6 лет

называют возрастом аффективности.. В этом возрасте эмоции имеют

бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких , хотя и

кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного состояния к

другому. Ребенка в таком возрасте, очень легко можно испугать. Острая

восприимчивость и впечатлительность ребенка моет привести к

многочисленным страхам. Детский страх- специфический возрастной)

страх, возникающий у ребенка. Дети часто боятся явлений, которые, как

правило, не вызывают страха у взрослого человека. Безусловно, любые

« Возрастные» страхи, свойственные дошкольникам. Они нуждаются в

осторожной коррекции со стороны взрослых, педагогов психологов.

Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое появляется

в случае осознания человеком надвигающейся опасности. Можно разделить

страхи на две категории.

Конкретные страхи - эмоции, возникающие в ситуации , когда опасность

связывается с конкретными предметами, существами или явлениями

окружающей действительности.

Символические страхи – переживание состояния или ситуации угрозы

безотносительно к предмету; угрозу представляют ситуация

неопределенности или фантазии. Если мы рассмотрим страх по возрастам, то

можем выявить, следующее. В конце раннего возраста ( к 2-3годам)

появляются конкретные страхи: предметы, существа, явления. В этот период

отмечают существование строгой зависимости между интеллектуальным

уровнем и страхами: чем ниже интеллект ребенка, тем больше конкретных

страхов он испытывает, то есть в данном случае страх несет защитную

функцию , связан со способностью ребенка предвосхищать последствия

определенных ситуаций.

3 года- страх перед наказанием.

От 3 до 5 лет количество конкретных страхов уменьшается : ребенок

способен распознать степень опасности ситуации ( лев на картинке уже не

страшен). Начинается период символических страхов. Дети в дошкольном

возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в

детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных

монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-

разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные

расстройства.

5 – 7 лет

Появляется страх темноты (и «живущих» в ней монстров), насилия,

одиночества. Дети сильно переживают из-за того, что могут потеряться.

Появляются первые школьные страхи, например, несоответствия ожиданиям

родителей. В этом возрасте дети часто боятся зубных врачей или других лиц,

которые могут им причинить предположительный вред.

При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога

достаточно легко снимаются уговорами и объяснениями взрослого.

Повышенная тревожность и пугливость детей проистекает от многих причин.

Это может быть особая чувствительность нервной системы. Наиболее же

серьезный источник – это конфликтная атмосфера в семье. В таких семьях

дети переживают очень сильные, беспредметные, неопределенные для них

самих страхи и тревогу. Очевидно, что главным фактором гармоничного

развития эмоций и чувств ребенка является семья. В то же время и педагогу ,

работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что

состояние эмоциональной сферы ребенка важно не только само по себе.

Коррекция детских фобий осуществляется в несколько этапов. В первую

очередь психологи проводят диагностику страха, чтобы выявить его

причину. Существует несколько основных методов. Все они основаны на

особенностях детской психики:

С помощью рисунков

Ребенка просят нарисовать картину на конкретную тему (например, семья

или садик). Затем изображение расшифровывают по совокупности аспектов

(расположение фигур, четкость линий, цветовая гамма, если просьбой было

нарисовать произвольную картину – учитывается выбранная ребенком

тематика)

С помощью лепки

Метод, аналогичный предыдущему. Подходит для детей, которые не любят

или отказываются рисовать.

С помощью сказки

Ребенка просят сочинить сказку или продолжить за взрослым незаконченную

историю. Метод рассчитан на детей старше пяти лет.

С помощью вопросов

Взрослый беседует с ребенком. Вопросы должны быть продуманными и

простыми. Не стоит заострять внимание малыша на пугающих моментах, при

этом разрешается спрашивать его прямо, например: «Ты боишься оставаться

один в комнате?»

Коррекция детских страхов невозможна без диагностики. Родители могут

провести ее самостоятельно, однако лучше доверить это ответственное дело

специалисту. Чувства и эмоции постепенно формируют определенные черты

личности будущего человека, становясь свойствами его характера и

мотивируя во многом его поведение. В связи с этим родителям и педагогам

следует непрестанно следить за формированием взаимоотношений ребенка

с окружающими его людьми, за развитием его деятельности, за организацией

направленностью его игр.



В раздел образования