Напоминание

"Музыкальные способности и методы их развития"


Автор: Урванцева Ольга Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Музыкального училища им. Г.И.Шадриной
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальные способности и методы их развития"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Музыкальные способности и методы их развития

Способность - это психологическое свойство, которое является

условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких

видов деятельности.

Одарённость - это совокупность способностей необходимых для

выполнения деятельности.

Талант - это высшая степень одаренности.

Музыкальность - это способность чувствовать выразительность и

красоту музыки, воспринимать в звуках.

Способность переживать содержание музыки зависит от жизненного опыта.

Обычно в зрелом возрасте достигается способность по-настоящему понимать

музыку великих композиторов. Содержание музыки передаётся в форме

звучания. Развитие слуха является предпосылкой как восприятие музыки как

её исполнение. Индивидуальный подход педагога к ученику- это умение

учитывать все факторы, которые могут тормозить или развивать. Нужно

учитывать характер, интересы, способности.

Основные музыкальные способности: 1) музыкальный слух

2) чувство ритма

3) музыкальная память.

Музыкальный слух

Музыкальный слух-это способность различать музыкальные звуки,

воспринимай, переживать и понимать содержание музыкального

произведения.

Исследователи различают музыкальный слух на: звуковысотный,

тембровый, динамический, ритмический, внешний и внутренний,

относительный, абсолютный, полифонический, архитектонический

слух.

Музыкальный звук имеет определённые проявление: высоту,

длительность, динамику, окраску.

Архитектонический слух- это музыкальные слуховые способности к

восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или

отдельных крупных его частей.

Абсолютный -это способность узнавать и воспроизводить высоту

звуков, без опоры на реальном звучание перед заданным звуком.

Относительный слух- это способность узнавать высоту звука по

отношению к известному или реально почаще музыку.

Мелодический слух-это проявление звуковысотного слуха по

отношению к одноголосной мелодии.

Гармонический слух- это проявление звукового слуха по отношению к

многоголосию и определенным созвучиям.

Внутренний слух- это умение слышать звучание.

Внешний слух- это восприятие музыки, исполненное другим лицом.

Развитие этого вида слуха имеет решающее значение для накопления в

памяти музыкальных образов.

Тембровый слух(красочный)-способность воображения к тембровым

оттенкам. Для развития этого слуха нужно слушать инструментальную

музыку.

Динамический слух- его развитие связано с использованием

контрастной динамики.

Музыкальный ритм

Музыкальный ритм- это временная организация музыки движения и

их сочетания. Муз. ритм является фундаментальным элементом. Его

называют «сердце музыки». Ритм оказывает наиболее сильное и

прямое воздействие на человека, его тело и эмоции. Жизнь нашего

организма основывается на различных ритмах:

1) Сердце, дыхание, различные движения.

2) Смена состояний: окрыление и депрессия, горе и

радость, усердие и апатии, сила и слабость. Все эти состояния очень

чувствительны к музыкальным ритмом.

Под ритмом понимают регулярное повторяемость однородных

или взаимосвязанных различных явлений или предметов, которые

создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии.

Во время воспроизведения, исполнения, сочинения музыки, имеет

место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма, метра.

Темп- это основная скорость движения всех метрических единиц,

которое обусловлено характером и жанром музыкальных

произведений.

Ритм- это времена организация музыки движения и их сочетания,

образовывается форму данного сочинения.

Метр- это соотношение опорных Иран их не опорных длительных,

создающих равномерную пульсацию всего движение. Таким образом

музыкальное ритмическое чувство -это способность активно

переживать временную организацию музыкального движения, оно

является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с

помощью которой осуществляется восприятие, переживание,

воспроизведение и сочинение временных отношений в музыки.

Ритм (с греческого) - это временная организации музыки. Ритм

аритмическая форма образ, паузы цензуры так далее.

Метроном (с греческого) - это прибор для определения темпа

музыкального произведения. Известен с конца XVII века.

Под широким смыслом «чувство ритма» подразделяют на

способности: воспринимать ритм, воспроизводить, создавать.

Ученики разделяются на две категории:

1) с устремлённый чувства ритма-торопливая игра, здесь надо

сдерживать темп.

2) тормозной (статическое исполнение) воспринимает медленнее

музыку чем нужно, тут нужно подталкивать на быстрый темп.

Музыкальная память.

Музыкальная память представляет собой способность к запоминанию

и сохранению музыки.

Музыкальная память - сложный процесс преобразования сенсорного и

перспективного материала, полученного органами чувств. Она активно

включается во все познавательные процессы и все проявления

психики: внимание, ощущение, восприятие, представление,

мышления; входит также в структуру личности: темперамент,

характер, способности.

Содержание музыкальной памяти является накопление,

сохранение исполнении индивидуальности музыкального опыта,

который оказывает решающее воздействие на формирование личности

музыканта и непрерывное его развитие.

Память человека- это сложный процесс отбора и переработки

огромного количества внешних воздействий, впечатлений,

собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями,

мотивами и интересами для осуществления настоящий и планируемой

деятельности.

В музыкальной памяти есть временные системы памяти:

1)

ультракороткая (мгновенная память) - отпечаток коротких,

прерывистых и неожиданных звуков, главным образом

признаков звука-высоты, тембра. Длительность их невелика от 1

до 5 секунд. В сознании остаётся быстро исчезающий след, для

оживления которого необходимо повторение сигнала.

2)

Кратковременная память - отличается большим объёмом

звучание в сознании музыки, что обеспечивает запоминание не

отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое

значение – мотивов, фраз, мелодий.

3)

Оперативная память используется как материал

непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и

ранее усвоенного. Основное ее содержание- является

обслуживание протекающий музыки деятельности

-представляемой или реальной, исполнительской или

композиторской.

4)

Долговременная память- это память которая сохраняет надолго

всё запечатленное, приводит к прочному закреплению

восприятия.

5)

Двигательная память проявляется в том, что хорошо

запоминаются исполнительские движения и их комплексы.

Признаками являются: виртуозность, ловкость, легкость в

овладении техническими трудностями, мастерство. Облегчает

запоминание и овладение музыкальным произведением.

6)

Образная память – это музыкально-слуховые представления.

Хорошая образная память, слуховая-облегчает формировании

внутреннего слуха, зрительная- легко вызывают зрительные

образы нотного текста вместе со звучанием.

7)

Эмоциональная память - память на пережитые чувства и

эмоции. Она окрашивает всё восприятие действия и поступки

человека в определённую «тональность» в зависимости от того,

какими чувствами сопровождалось восприятие музыки и ее

исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и

музыкальности.

8)

Словесно-логическая память проявляется в облегченном

запоминании обобщающих и осмысленных комплексов- формы

и структура музыкальных произведений, исполнительского

анализа и плана исполнения.

Феноменальной памятью обладали: Моцарт, Глазунов, Рахманинов.

Музыкальная память объединяет виды памяти: слухообразная,

двигательно- моторное, пальцевая, зрительная.

Память нуждается в непрерывной тренировки. Кто медленно учит этот

её не тренирует. Признаки тренированный памяти: быстрое и точное

выучивание пьесы, наличие большого исполнительского репертуара.

Воображение

Воображение-это создание в процессе мышления новых образов

на основе прошлых восприятий и имеющихся звуковых

представлений. Воображение бывает: репродуктивное(воссоздающее)

и творческое. Воображение зависит от музыкальной

индивидуальности, наблюдательности, я уровня интеллектуального

развития и богатства эмоциональных впечатлений ученика.

Хорошо развитое воображение помогает человеку отчетливо

видеть свои цели и пути их достижения. Сначала мы изменяем свои

мысли — ставим себе яркие захватывающие цели, а затем работа по их

достижению начинает изменять нас самих. Мы становимся более

работоспособными, дисциплинированными, отказываемся от старых,

ненужных привычек и приобретаем новые, полезные. И все это

благодаря работе воображения.

Выготский справедливо полагал, что причину какой- либо неудачи

надо искать не в слабости воли, а в отсутствии яркости цели. Эта

яркость зависит только от силы и развитости воображения.

Для музыкантов-исполнителей большой интерес представляют

идеомоторные акты, связанные с выполнением исполнительских

действий «в уме». Представляя и выполняя движения в уме, многие

музыканты, танцовщики, цирковые артисты и спортсмены значительно

улучшают качество выполнения своих реальных действий. Такие

представления движений связаны с активизацией нейронных следов в

коре головного мозга, и они имеют тренирующий эффект.

Музыкальное

воображение

представляет

собой

разновидность

творческого

воображения.

Его

можно

условно

подразделить

на

воображение композитора, исполнителя и слушателя. Это обусловлено

различными видами художественного существования произведения:

1) художественная реальность, созданная композитором;

2) базирующаяся на ней, но несколько иная реальность,

создаваемая интерпретатором;

3) процесс восприятия и мышления слушателя,

сопровождающийся более или менее сознательным самостоятельным

оперированием

образами

и

создающий

еще

одну,

индивидуально-

слушательскую художественную реальность.

Психомоторика

Психомоторные способности в единстве с интеллектуальной

одаренностью и музыкальностью составляют профессиональный

портрет личности музыканта. Формирование психомоторных

способностей осуществляется в музыкальной деятельности в процессе

работы над умениями и навыками

.

Психомоторика– это связь движения с психическими процессами

(познавательными, эмоциональными, волевыми).

Психомоторика музыканта-исполнителя

- это совокупность

управляемых музыкантом действий, обусловленных его

морфофункциональными, физиологическими и психологическими

особенностями.

Согласно мнению некоторых музыкантов-исполнителей и музыкантов-

педагогов, наш организм иногда интуитивно отбирает самые

целесообразные движения в процессе разных видов исполнительской

деятельности.

Действительно, выдающиеся музыканты – исполнители с гибкими

природными моторными данными нередко интуитивно находят

нужные двигательные пути для реализации художественных задач.

Психомотрика включает в себя

:

мышечную силу, выносливость,

быстроту движений, координацию, двигательную память,

функционирование которых обеспечивается особенностями

нейродинамики и общим психомоторным развитием индивида.

Психомоторика имеет компоненты: силовой, временной,

пространственный, информационный.

Силовой компонент проявляется в мышечной силе исполнительского

аппарата музыканта, т. е. способности преодолевать сопротивление

инструмента за счет мышечных сокращений. От нее зависит сила

(мощность) звука, качество звука (недостаточная сила мышц влечет

недожатие клавиш или ухудшение тембра на струнных инструментах),

возможность удержания инструмента в рабочем положении (для

переносных инструментов).

Временной компонент проявляется в быстроте движений (ее показатели –

время одиночного движения, время реагирования на сигнал, частота

движений) и выносливости.

Выделяют два вида выносливости музыканта-исполнителя:

д и н а м и ч е с к у ю

( в ы н о с л и в о с т ь

м ы ш ц

н е п о с р е д с т в е н н о

исполнительского

аппарата),

в

свою

очередь

проявляющуюся

в

аэробной

(важна

для

вокалистов,

исполнителей

на

духовых

инструментах)

и

мануальной

(актуальна

для

исполнителей

на

клавишных,

струнных,

ударных

инструментах,

дирижеров)

разновидностях;

статическую

выносливость

(тех

частей

тела

и

мышц,

которые

не

участвуют в работе исполнительского аппарата, но создают условия для

его функционирования – посадка, удержание инструмента).

Пространственный компонент исполнительской техники заключается в

координации (сенсомоторной и межмышечной) движений исполнительского

аппарата, под которой понимает характеристику двигательных действий

музыканта-исполнителя, отражающую управление, согласованность,

соразмерность исполнительских движений. Межмышечная координация

связана с согласованностью, соразмерностью напряжения и расслабления

отдельных мышц исполнительского аппарата в целостном двигательном акте,

а также с точностью движений. Сенсомоторная координация предполагает

согласование сигналов различной модальности в соответствии с ситуацией

разворачивающегося во времени звукового образа. Ее составляют

слухомоторная (без нее полноценная музыкально-исполнительская

деятельность невозможна), зрительно-моторная, тактильно-моторная

координации, имеющие сходный психологический механизм.

Информационный компонент проявляется в двигательной памяти (памяти на

кинестетические (проприорецептивные) ощущения, которая относится к

образным видам памяти.

Важный ее компонент – память на операцию, т. е. основные формулы, к

которым сводятся все возможные пассажи (способы нажатия клавиши или

струны, способы подкладывания пальцев, способы движения кисти при

взятии аккорда).

Более высокое положение занимает такой компонент, как память на действие,

включающее ряд операций (гамма, арпеджио). Затем следует память на

деятельность, под которой автор понимает память на состав и

последовательность действий. Она обеспечивает исполнение музыкального

произведения в целом.

Воля

Воля- это способность человека сознательно контролировать свою

деятельность и умение управлять им в достижении целей.

Большинство успехов в жизни обеспечивается победой над собой,

умением преодолевать свои минутные слабости и природные

недостатки в процессе профессионального становления.

Бальзака: «не существует больших талантов без большой воли…Воля

может и должна быть предметом гордости гораздо больше чем талант.

Если талант-это развитая природная склонность, то воля-это

ежеминутная одержимая победа над инстинктами, над влечениями,

которые воля обуздывает и подавляет, над всяческими трудностями,

которые она героически преодолевает».

Важнейшими звеньями волевого процесса являются – принятие

решения и исполнение.

Внимание

Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания, на

определенном объекте. Внимание бывает непроизвольным и

произвольным, концентрированным и распределённым.

Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками и

действует независимо от сознательных намерений человека.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и

регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает

объект, на который оно направляется. Произвольное внимание

возникает в том случае, если объект, на который оно направлено, сам

по себе внимания не привлекает.

Концентрация и устойчивость внимания зависит от интереса к

изучаемому предмету, инструменту, произведению. Необходимо

выявить причину отвлечения внимания и устранить их, воспитывать

устойчивое внимание и умение их распределять его на несколько

объектов.

С понятием внимания в познавательной деятельности тесно связано

понятие контроля.

Контроль – система действий, лежащих в основе произвольного

внимания. Опережающий автоматизированный контроль в

музыкально-исполнительской деятельности (или опережающее

внимание, предслышание, антиципация) обеспечивает непрерывность

взаимосвязи команд, подаваемых центральной нервной системой, и их

выполнения периферическими органами. Иначе говоря, пальцы

совершат нужные движения на грифе только в том случае, если за

несколько тактов до того мозг уже разведал предстоящие действия и

отдал команду их выполнить.

Л. В. Николаев на вопрос о том, сколько часов в день нужно заниматься

на фортепиано, отвечал: «столько, сколько выдерживает внимание.

Невнимательные, бездумные, механические занятия не приносят

пользы, а в случае, если механическим образом отрабатываются

нецелесообразные приемы, способны принести вред».

Г. М. Коган: «…Занятия до боли в спине – признак не столько

трудоспособности и прилежания, сколько мозговой лени: если голова

ученика не устала раньше, чем его спина, – значит, он и не начинал

еще заниматься по-настоящему, зря, попусту потратил время и силы. А

вот слова И. Гофмана: «Слишком долгая игра в один день оказывает

отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце

концов, работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной

умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться

лишь в течение определенного времени».

Для того чтобы управлять вниманием, необходимо знать его свойства.

Основными свойствами внимания являются: концентрированность,

объем, распределяемость, устойчивость и переключаемость.

Концентрированность внимания означает наличие связи с

определенным объектом или стороной деятельности и выражает

интенсивность этой связи. Концентрация внимания направляет

психическую деятельность человека в определенный фокус.

Объем внимания – количество однородных элементов, которое

охватывает внимание одновременно. С объемом внимания связаны и

две другие его характеристики – распределяемость и устойчивость.

Распределяемость внимания – способность распределить внимание

одновременно на несколько объектов, в том числе разнородных. Она

представляет собой объем с неограниченным полем.

Если же речь идет об объеме с ограниченным полем внимания, то это

рассматривается как его устойчивость. Она определяется

длительностью, в течение которого сохраняется концентрированность

внимания, т. е. временной характеристикой его интенсивности.

Еще одно важное для познавательной деятельности свойство внимания

– переключаемость, гибкость внимания, способность быстро

выключаться из одних установок и включаться в новые,

соответствующие изменившимся условиям.

Так, человек с устойчивым вниманием, способный работать, не

отвлекаясь на внешние помехи, почти всегда страдает недостаточной

распределяемостью внимания. Люди с высокой концентрацией

внимания часто страдают недостаточной переключаемостью и т. д.

В. И. Петрушин называет следующие преимущества, которыми обладают

музыканты, умеющие управлять своим вниманием:

– исполнение отличается большей технической точностью, отсутствием

помарок и небрежности;

– исполнение производит впечатление большей осмысленности и логичности

благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических

последовательностей;

– музыкально-слуховые представления до начала исполнения

характеризуются точностью. Хорошо развито внутреннее предслышание

исполняемого;

– эмоциональная сфера находится в разогретом состоянии;

– личностная сфера характеризуется большой «помехоустойчивостью» в

стрессогенной ситуации публичного исполнения;

– большой объем внимания позволяет распределять его на несколько

объектов сразу, а также исполнять произведения крупной формы.

Человек, не владеющий своим вниманием, характеризуется

противоположными качествами



В раздел образования