Авторы: Озерова Татьяна Аркадьевна, Бажина Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЧДОУ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психомоторной коррекционно-развивающей работе «ШАГ ЗА ШАГОМ»
Раздел: дошкольное образование
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 163 ОАО «РЖД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психомоторной коррекционно-
развивающей работе
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
Педагог-психолог Озерова Т.А.
Учитель-логопед Бажина Е.В.
Новосибирск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
2.
Условия реализации программы
3.
Содержание и структура программы
4.
Предполагаемые результаты
5.
Перспективное планирование
6.
Литература
1. Пояснительная записка
В настоящее время отмечается рост числа детей с разнообразными речевыми
нарушениями, детей с теми или иными эмоционально-волевыми
расстройствами
(слабая
психоэмоциональная устойчивость
при
неудачах,
низкая
самооценка,
упрямство, вспыльчивость,
агрессивность,
неуверенность
в
себе, проблемы
в
коммуникации и т.п.),
детей
с
дефицитом внимания. Объективные клинические
обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют
вариант
развития
в
пределах
ниженормативных
границ.
Между
тем
проблемы
воспитания и обучаемости их подчас практически неразрешимы.
При этом с возрастом проявления данных расстройств несколько изменяются.
Если
в
раннем
детстве
отмечается
незрелость двигательных
и
психических
функций,
трудности
в
воспитании,
то
уже
в
младшем
школьном
возрасте
проявляются
нарушения
адаптивных
механизмов,
трудности
в
усвоении
общеобразовательной программы, девиантное поведение.
Отклонения в развитии детей обусловлены как органическими
(увеличение
числа
родовых
травм,
с
одной стороны, а с другой - улучшение медицинской
помощь при родах, спасение раннее «безнадежных» детей), так и функциональными
причинами
-
физической
ослабленностью
рожениц,
наличием
у родителей
большого
числа
хронических
заболеваний
(сердечнососудистых,
заболеваний
обмена
веществ
и
др.),
наличие
внутриутробных инфекций. Среди социально-
психологических причин следует отметить неблагоприятное влияние окружающей
сред ы (стресс,
психотравма,
незащищенность
материнства),
неблагоприятную
экологическую обстановку, недостаточная осведомленность родителей об этапах
развития
ребенка
и
низкая
заинтересованность
в
самостоятельных
занятиях
с
детьми, и т.п.
В связи с вышесказанным остро стоит вопрос повышения психологической
компетентности родителей.
В
основу
данной
программы
положена
программа
А.В.
Семенович
«Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация».
Крайне важно то, что большое значение на занятиях отводится работе с
ребенком родителей. Идет обучение родителей коррекционным приемам,
установление
партнерского
контакта
с
ними.
Насколько
активны
и
заинтересованы родители,
настолько
лучше
идет
развитие
ребенка.
Родитель
становится центральным
участником
коррекционно-развивающего
процесса.
Во
время
занятий
по
психомоторной
коррекции
не
ведется коррекция
нарушений
речи,
профилактика
нарушений
чтения (дислексии),
письма
(дисграфий), счета (дискалькулий) - что является привычной, традиционной
формой работы логопеда или педагога-психолога. На занятиях идет коррекция
и развитие основных нейропсихологических факторов. В более сохранных
случаях может произойти самокоррекция, имеющихся у ребенка проблем,
«спонтанное» преодолению имеющейся недостаточности.
2. Условия реализации программы
Программа по психомоторной коррекционно-развивающей работе рассчитана
на родителей и детей (4-7 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Цикл состоит из 8
занятий, при необходимости их количество может быть увеличено. Длительность
одного занятия 40-45 минут.
Цель
программы:
Повышение
психологической
компетентности
родителей
путем
обучения
их психомоторным коррекционно-развивающим приемам работы с детьми.
Цель
психомоторных
коррекционно-развивающих
занятий - воздействуя,
на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза
ребенка
активизировать
развитие
всех
высших психических
функций,
и
как
«вершины» - речи и интеллекта ребенка.
Задачи:
Привлечение
родителей
к
осознанному
и
полноценному
участию
в
воспитании здорового ребенка.
Повышение уровня психологической компетентности родителей.
Обучение
родителей
психомоторных
коррекционно-развивающим
приемам.
Установление
и
развитие
отношений
сотрудничества
педагогов
и
родителей.
Создание условия для совместной деятельности детей и родителей.
Принципы,
положенные
в
основу психомоторной
коррекционно-
развивающей работы:
1 .
Ведущим
принципом
коррекционно-развивающей
работы является
принцип
замещающего
онтогенеза, основанный
на
ретроспективном
воспроизведении тех участков онтогенеза ребенка, которые по тем или иным
причинам не были полностью освоены.
2.
Принцип природосообразности.
3.
Принципы системности.
4.
Деятельностный принцип коррекции.
5.
Принцип комплексности коррекционного воздействия.
6.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
участию в коррекционно-развивающей программе.
Различные
структуры
мозга
достигают
зрелости
на
разных стадиях
индивидуального развития человека, поэтому для каждого возрастного
периода
характерно
прохождение
своего
этапа онтогенеза.
В
свою
очередь,
каждый
ребенок имеет индивидуальные особенности проживания этих этапов. Нарушение
в
последовательности
прохождения
этих
этапов
может
спровоцировать
дизонтогенетическое развитие ребенка.
3. Содержание и структура программы
Цикл
занятий
имеет
трехуровневую
систему
(основана
на
трех
функциональных блоках мозга по А.Р. Лурия).
1 . Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала
организма.
Повышение
пластичности
сенсомоторного обеспечения
психических
процессов.
Задачей
работы
на
этом уровне
является
оптимизация
функционального
статуса
глубинных
образований
мозга,
формирования
базиса
подкорково-корковых
и
межполушарных
взаимодействий.
Методы
направлены
на
устранение
дефекта
и
функциональную активацию подкорковых образований.
Для
работы
с
этим
блоком
используются
определенным образом
построенный
комплекс
дыхательных
упражнений, массаж и самомассаж,
растяжки, релаксации, расширение сенсомоторного
репертуара
(большой
блок - глазодвигательных упражнений), формирование и коррекция базовых
сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.
2
. Уровень
операционального
обеспечения
сенсомоторного
взаимодействия
с
внешним
миром
(уровень
автоматизмов).
Уровень
операционального обеспечения вербальных и невербальных психических
процессов.
Методы
направлены
на
оптимизацию
и
коррекцию
межполушарных
взаимодействий
и
специализацию
правого
и
левого
полушарий
мозга.
Идет
развитие
соматогностических,
тактильных
и
кинестетических
процессов,
зрительного
гнозиса,
развитие
пространст-
венных
представлений
(освоение
телесного
пространства,
а
затем и
внешнего
про ст ранства,
формирование
базис а
для
« к в а з и -
пространственных»
(логико-граматических)
речевых
конструкций).
Развитие и коррекция мнестических возможностей ребенка (тактильная и
двигательная, зрительная, слухоречевая память).
В этот блок включаются следующие упражнения - разнообразные виды
ползаний, в определенной последовательности, с разным направлением, с
присоединением дыхания, счета, движений языка и глаз. Ребенок - существо
«соматическое», поэтому упражнения идут «от тела» ребенка.
3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции
психических
процессов.
Ме т од ы
н ап р а в л е н ы
н а
ф о р
мирование
оптимального функционального статуса передних префронтальных отделов
мозга (лобных). Это программирование, целеполагание
и
самоконтроль.
Формирование
программы, постановка
цели
и
задач,
способов
их
выполнения,
регуляция
и самоконтроль
-
непременные
условия
адекватности
любой деятельности. Идет развитие произвольного внимания.
Для этого вводятся ритуалы, правила игр, упражнения с заданиями.
Необходимым
условием
реализации
программы
я вл я е т с я
единовременное включение в коррекционный процесс упражнений 1, 2, 3
уровней. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов
варьируется
в
зависимости
от
исходного
статуса
ребенка.
Чем
глубже
дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке
1 уровня, с постепенным переходом к следующему.
Все упражнения проходят три стадии, что соответствует прохождению
стадий онтогенеза: лежа, сидя, стоя.
Работы В.М. Бехтерева, А.Н.. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Н. Анохина
доказали
влияние
сформированности
телесных
умений
и навыков
на
уровень
развития
высших
психических
функций. Следовательно, коррекционная, развивающая и
формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к
мышлению), а не наоборот.
Методологически цикл занятий «Шаг за шагом» опирается на современные
представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой
организации ВПФ в онтогенезе (А.Р. Лурия); на учение о нейропсихологической
реабилитации
и
формирующем
обучении
(Л.С.
Цветкова);
на
принцип
«замещающего
онтогенеза»
(А.В.
Семенович
и
др.). Методически
-
на
адаптированный
вариант
базовых
нейропсихологических,
логопедических,
телесно-ориентированных, арт-терапевтических и иных психотехник применительно
к детскому возрасту.
Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение
же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоя-
н и е м . На
каждом
возрастном
этапе
развития
ребенок
должен решать
проблемы в соответствии со своим возрастом.
Воздействие
на
сенсомоторный
уровень
с
учетом
общих закономерностей
онтогенеза
вызывает
активизацию
в
развитии
всех
ВПФ. Актуализация
и
закрепление
любых
телесных
навыков
предполагают
востребованность
таких
психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции,
речь,
как
импрессивную,
так
и
экспрессивную.
Следовательно, в результате
коррекции, развития и формирования этих
психических
функций
создается
базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении речью, чтением,
письмом, математическими знаниями.
Коррекционно-развивающая
работа строится на автоматизации и ритмизации
организма ребенка через базовые многоуровневые приемы (растяжки, дыхательные,
глазодвигательные,
перекрестные
(реципрокные)
телесные
упражнения,
упражнения
для
языка
и
мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук,
релаксации,
развития коммуникативной
и
когнитивной
сферы,
упражнения
с
правилами, артикуляционную гимнастику).
Дыхательные упражнения.
Выработка
правильного
дыхания оптимизирует
газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению
самочувствия. Одна из важнейших целей - формирование базовой составляющей
произвольной саморегуляции.
Они
улучшают
ритмику
организма.
Нарушения
ритмов
организма
(электрическая
активность
мозга,
дыхание, сердцебиение,
перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению
психического
развития
ребенка. Умение
произвольно
контролировать
дыхание
развивает
самоконтроль
над
поведением.
Особенно
эффективны
дыхательные
упражнения
для
коррекции
детей
с
синдромом
дефицита
внимания и
гиперактивностью.
Дыхание
(различные
его
этапы)
можно сочетать
с
разнообразными
вариантами
упражнений
глаз
и
языка. Эффективным
приемом
является
подключение
к
дыхательным упражнениям
визуальной
и
сенсорной
системы («надувание» цветных шаров в животе). Известно, что задержка дыхания и
«невесомость» (например, прыжки на батуте, катание на качелях) активизируют работу
стволовых
структур
мозга,
которые,
в
свою очередь,
стимулируют
дальнейшее
развитие ребенка.
Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.
Оптимизация
тонуса
является
одной
из
самых
важных задач
психомоторной
коррекции.
Растяжки
-
система
специальных
упражнений
на
растягивание,
основанных на естественном движении. Они нормализуют гипертонус и гипотонус
м ы ш ц . Наличие
гипотонуса
обычно
связано
со
снижением
психической
и
двигательной
активности
ребенка.
Гипотонус
сочетается
с замедленной
переключаемостью
нервных
процессов,
эмоциональной
вялостью,
низкой
мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в
двигательном
беспокойстве,
эмоциональной
лабильности,
нарушении
сна.
У
детей
с
гипертонусом
ослаблено
произвольное
внимание, нарушены
двигательные
и
психические
реакции.
Все
двигательные,
сенсорные
и
эмоциональные
реакции
на
внешние стимулы
у
гиперактивного
ребенка
возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают.
Такие
дети
с
трудом
расслабляются.
Именно
поэтому
в
самом
начале занятий
ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты
работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая
возможным приемам релаксации.
Глазодвигательные
упражнения.
Они
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и
языка
развивают
межполушарное взаимодействие
и
повышают
энергетизацию
организма.
Известно, что
движения
глаз
активизируют
процесс
обучения.
Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного
обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное
пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т.д.), что существенно
снижает качество обучения.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в
мышечных
движениях
гортани,
языка,
рта, челюсти
и
глаз.
Упражнения,
построенные на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу базального
ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную
субстанцию,
которая
соединяет
базальный
ганглий
с
лобной
долей мозга,
контролирующих мышление, речь и поведение.
Формирование
и
коррекция
базовых
сенсомоторных
(одновременных
и
реципрокных)
взаимодействий.
Телесные
упражнения.
Ползания.
Движение
пальцев.
При
их
выполнении
развивается
межполушарное
взаимодействие,
снимаются синкинезии и мышечные зажимы. Многие упражнения из предыдущих,
тоже можно отнести к телесным упражнениям. Происходит «чувствование» своего
тела,
что
способствует
обогащению
и
дифференциации сенсорной информации.
Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга,
отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.
При
регулярном
выполнении
реципрокных
движений
образуется
и
миелинизируется
большое
количество
нервных
путей, связывающих
полушария
головного
мозга,
что
способствует развитию психических функций. Медленное
выполнение
перекрестных
движений
способствует
активизации
вестибулярного
аппарата и лобных долей мозга. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела,
тем
больше
простраивается
нервных
путей
между
лобными
отделами
мозга,
базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.
Таким
образом,
мелкая
моторика
теснейшим
образом
с вяза н а с
интеллектуальным
развитием
ребенка,
с
развитием
речи ребенка, с развитием
третьего функционального блока мозга.
Коммуникативные упражнения.
Индивидуальные упражнения направлены на
восстановление
и
дальнейшее
углубление
контакта с
собственным
телом,
невербальное выражение состояний и отношений.
Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру,
т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его.
Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в
коллективе
через
организацию
совместной
деятельности.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения). Они проводятся как в
начале
занятия
-
с
целью
настройки,
так
и
в конце
-
с
целью
интеграции
приобретенного
в
ходе
занятия
опыта. Упражнения
по
релаксации
могут
быть
элементом
заня тия .
Они способствуют
расслаблению,
самонаблюдению,
воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Стимулирующие упражнения.
Коррекционно-развивающая работа
должна
включать в себя различные виды самомассажей (массаж пальцев рук, массаж
ушных
раковин,
языка, массаж «волшебных точек»), также стимуляцию через
разнообразные постукивания, похлопывания, обминания тела. К стимулирующим
упражнениям относится также вводная ходьба.
Прикосновение к ребенку включают пространственную ориентацию, восприятие.
Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к нарушениям в развитии
эмоциональной сферы и трудностям в обучении.
Таким
образом,
системное
применение
указанных
упражнений в
структуре
занятия дает возможность воздействовать на структуры всех трех функциональных
блоков, развивать связанные с ними функции.
Одно
из
условий
успешной
коррекции
и
развития
-
усвоение
предыдущего упражнения,
является
обязательным
при
переходе
к
последующему упражнению.
Структура занятия:
Вводная часть
Основные упражнения
Заключительная часть
Дыхательные
упражнения
Оптимизация и стабилизация
общего тонуса тела. Растяжки.
Релаксация.
Расширение
сенсо-моторного репертуара.
Стимулирующие
упражнения
Телесные
упражнения
(одновременные и
реципрокные
взаимодействия)
Мелкая
моторика
Ком м у н и кат и в н ы е
и
когнитивные упражнения.
Приемы и упражнения
Лежа на спине
Растяжка (лежа на спине, на
животе, сидя, стоя)
Массаж
(языка,
головы и т.п.)
Лежа на спине
Пальчиковые игры,
гимнастика
Коммуникативные упражнения,
игры
В положении
сидя
Релаксация
В положении сидя
В положении
стоя
Упражнения для расширение
сенсо-моторного репертуара
речевого аппарата
Самомассаж
В положении стоя на
четвереньках
Упражнения для
развития мелкой
моторики
Когнитивные
упражнения,
игры
Упражнения для расширение
сенсо-моторного репертуара глаз
(глазодвигательные упражнения)
В положении стоя
Основная работа в рамках данной программы состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
Подготовительный этап предполагает проведение родительского собрания, где
родители знакомятся с циклом занятий, его целями и формой проведения. Далее
следует анкетирование тех родителей, кто
подтвердил желание участвовать в
занятиях.
Основной этап включает непосредственно цикл занятий. На протяжении всего
цикла
занятий
родители
имеют
возможность
получить
индивидуальные
консультации.
Заключительный этап включает повторное анкетирование, итоговое собрание
для родителей.
В дальнейшем родители осуществляют самостоятельную работу с детьми. Здесь
также предусмотрено индивидуальное консультирование по запросу родителей.
4.
Предполагаемые результаты
Повышение уровня психологической компетентности родителей.
Овладение
родителями
приемами
психомоторной
коррекционно-развивающей
работы.
Актуализация потребности в сотрудничестве педагогов и родителей.
Создание условия для совместной деятельности детей и родителей.
Повышение
заинтересованности
родителей
в
активных
самостоятельных
занятиях с детьми.
5. Перспективное планирование
Занятие п/п
Задачи
Вводная часть
Основные упражнения
Заключительная
часть
Дыхательные
упражнения
О п т и м и з а ц и я
и
стабилизация
общего
тонуса
тела.
Растяжки.
Релаксация.
Расширение
сенсо-моторного
репертуара.
Стимулирую
щие
упражнения
Телесные упражнения
(одновременные и
реципрокные
взаимодействия)
Мелкая
моторика
Коммуникативные и
когнитивные
упражнения.
1.
Лежа на спине
Растяжка лежа на спине
Массаж
«волшебных
точек»
Лежа на спине
Пальчиковая
игра
Коммуникативные
упражнения, игры
2.
Лежа на спине
3.
4.
5.
6.
7.
8.
6. Литература
1 .А ктуа л ь н ы е
п р о бл е м ы
н е й р о п с и хол о г и и
д е т с ко го
в о з р а с т а :
Учебное
пособие
/
Л.С.
Цветкова,
А.В.
Семенович,
С.Н.
Котяина,
Е.Г.
Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. - М., 2001.
2.
Белякова
Г.Н.,
Гончарова
Н.Н.,
Шишкова
Т.Г. Методика развития речевого
дыхания у дошкольников с нарушениями речи.- М., 2002.
3.
Диагно стика
и
коррекция
задержки
психиче ского
развития
у
детей / Под ред. С.Г. Шевченко - М., 2001.
4.
Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые
подходы к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и опорно-
двигательного
аппарата
в
процессе подготовки
к
школе:
Методические
рекомендации
для
психологов,
логопедов,
воспитателей.
-
Новосибирск:
НИПКиПРО, 2005.
5.
Вартапетова
Г.М.,
Петрова
Е.Э. Левый
мозг,
правый
мозг
и
школьная
дезадаптация. - Новосибирск: НИПКиПРО, 1996.
6.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы
эмоционального
развития
детей
дошкольного
и
младшего
школьного возраста: Практическое пособие. - М., 1999.
9.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. -М., 1985.
10.Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей.- М. ,1982.
11.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека - М.: МГУ,1969.
7.
Ю.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
- СПб., 2001.
8.
И.Певзнер
М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефектология.
-1974. - № 3.
9.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М., 2002.
10.Сиротюк
А.Л. Нейропсихологическое
и
психологическое сопровождение
обучения. - М., 2003.
11.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М., 2002.
12.Семенович
А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте: Учебное пособие для вузов. - М., 2002.
13.Цветкова
Л.
С. Методика
нейропсихологической
диагностики детей
-
М.:
Российское педагогическое агентство, 1998.