Автор: Фрушичева Ольга Леонтьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ" Детский сад комбинированного вида №170"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №170»
План по самообразованию педагога
Фрушичевой О.Л
Стаж работы: 29 лет высшая категория
Тема: «
Воспитание дошкольников посредством
трудовой деятельности»
НА 2019-2020
УЧЕБНЫЙ ГОД
2 младшая группа
Г.Саратов
Актуальность темы
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих
образовательного процесса. В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в
социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного
возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков
самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на
улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если
ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде
личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в
педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности
ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему
на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет
познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как
средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию
мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения
планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего
возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому
воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой
деятельности; воспитание уважения к труду.
Задачи:
развивать трудовые навыки у детей;
воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
способствовать всестороннему развитию детей в труде.
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его
значении в общественной жизни людей;
• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе
выполнения поставленной задачи;
• Развито ответственное отношение порученному делу;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и
сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и
средствах труда.
Форма самообразования: индивидуальная.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Раздел плана
Сроки
Содержание и формы
работы
Изучение
методической
литературы
Сентябрь -
май
Изучение методической
литературы:
Программа «От
рождения до школы»
Младшая группа 3-4 года.
Куцакова Л.В. Творим и
мастерим.
Ручной труд в детском саду
и дома. –
Мозаика-Синтез, Москва
2010.
Куцакова Л.В. «Трудовое
воспитание
в детском саду» - Мозаика-
Синтез,
Москва 2016г.
Создание
условий
Сентябрь -
май
Разработка и создание
перспективного
плана в электронном виде
по теме.
Составление конспектов
ООД по теме.
Организация и
пополнение уголка.
Сбор фотографий по
теме.
Работа с детьми
Сентябрь
Совместная деятельность по
оформлению
уголка дежурств в группе.
Октябрь
Знакомство с профессией
повара и кухней
детского сада.
Ноябрь
Беседы, дидактические игры
по
ознакомлению с трудом
взрослых.
Знакомство с пословицами и
поговорками о
труде. Выставка рисунков по
теме: «Я хочу
быть ….».
Декабрь
Знакомство с профессией
музыкального
руководителя. Экскурсия в
музыкальный зал
детского сада.
Февраль
Изготовление поделок для
пап на
23Февраля.
Март
Изготовление поделок для
мам на 8 Марта
Апрель
Посадка лука в огороде на
окне.
Май
Создание фото – выставки
на тему: «Как мы
трудились»
Работа с семьей
Сентябрь
Анкетирование родителей с
целью
выявления их отношения к
трудовому
воспитанию детей в семье.
Октябрь
Подготовка наглядно –
текстовой
информации на тему: «Чему
учит и что
развивает
самообслуживание?»
Ноябрь
Консультация для родителей
на тему:
«Трудовое воспитание
дошкольников»
Декабрь
Привлечь родителей к
украшению группы к
Новогодним праздникам.
Январь
Привлечение родителей к
изготовлению
снежных построек на
участке.
Апрель
Привлечение родителей к
уборке
территории детского сада.
Май
Подготовка выставки
фотографий детей во
время трудовых действий.
Самореализация
Сентябрь
Изучение педагогического
опыта (интернет,
книги, журналы).
Ноябрь
Подготовка консультации
для воспитателей
«Трудовое воспитание
дошкольников».
Февраль
Подготовка консультации
для педагогов
«Труд и формирование
личности ребёнка».
Май
Отчёт о проделанной работе
по теме
самообразования на
итоговом педсовете.
Проводимые мероприятия
по ознакомлению с профессиями взрослых
(взаимодействие с социумом)
№
Мероприятие
Что узнали
Активный словарь
1.
Экскурсия по
группе
Знакомство с
работой помощника
воспитателя
Помощник воспитатель следит за порядком в
группе, оказывает помощь воспитателю в
подготовке к занятиям, получает и раздает
еду, моет посуду.
Уборка, веник, пылесос,
посуда.
2.
Экскурсия в
медицинский
кабинет
Следит за здоровьем детей, проверяет
давление, рост, вес, температуру,
составляет меню
Кушетка, термометр,
ростомер, весы
Экскурсия на
кухню
Повар готовит еду. На кухне много посуды,
техники для приготовления еды.
Мясорубка, кастрюли,
сковорода, плита.
Экскурсия на
прачку
Прачка стирает грязное белье, гладит и
выдает чистое белье помощнику
воспитателя.
Стиральная машина,
верёвка, прищепки,
тазики, гладильная
доска, утюг, стиральные
порошки.
Экскурсия к
кастелянше
детского сада
Кастелянша хранит постельные
принадлежности, полотенца, костюмы для
праздников в детском саду, а также их чинит
и шьет новые.
Нитки, иголки,
ножницы, мел, ткань,
швейная машина.
Перспективное планирование
по ознакомлению детей с профессиями
Месяц
Ознакомление с
профессией
Содержание работы
Сентябрь
Знакомство с
работниками
детского
сада:помощник
воспитателя,
воспитатель,
музыкальный
руководитель
1.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
2.
Беседа о труде помощника воспитателя, о работе
воспитателя, о работе музыкального руководителя.
3.
Рассматривание фотоиллюстраций о работе воспитателя.
4.
Экскурсия в музыкальный зал. Рассматривание
музыкальных инструментов.
5.
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением
родителей (шумелки, шуршалки, плоскостные
балалайки, гитары и т.д.)
6.
Слушание музыкальных произведений.
7.
Музицирование с самодельными инструментами.
8.
Совместный труд «Как красиво – посмотри!».
9.
Фотовыставка «Маленькие помощники».
10. Чтение О.Высотская «Детский сад», Е. Яниковская «Я
хожу в детский сад», Братья Гримм «Бременские
музыканты», Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы»
«Скрипка», В Семерин «Музыка всюду живет», Ю. В.
Гурин «Музыкальная кошка».
11. Сюжетно ролевые игры «Детский сад», «Музыканты».
Октябрь
Прачка
1.
Экскурсия на прачку, наблюдение за работой.
2.
Беседа о работе прачек. Беседа «Откуда берутся чистые
полотенца».
3.
Рассматривание иллюстраций.
4.
Аппликация «Красивые салфетки».
5.
Помощь няне в стирке кукольного белья.
6.
Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».
7.
Сюжетно-ролевая игра «Прачка»
Ноябрь
Медсестра, врач
1.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
2.
Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает
фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
3.
Рассказ о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга,
педиатра, терапевта, рентгенолога.
4.
Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей
различной специализации.
5.
Просмотр видеофильма о работе врача. Беседа после
просмотра фильма.
6.
Рассматривание медицинских инструментов
(фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и
др.)
7.
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»
8.
Чтение литературных произведений о работе врача: (Б.
Житков «Обвал», С.Маршак «Ледяной остров» Я. Забила
«Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в
больницу», В. Маяковский «Кем быть?».)
9.
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы»,
«Кто назовет больше действий»
10. Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа,
горчичников для игры «в больницу».
11. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в
грамзаписи.
12. Лепка «Подарок для больной Ясочки».
13. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением
родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки,
талоны и т.д.)
14. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Декабрь
Повар, кондитер
1. Экскурсия на кухню детского сада наблюдение за работой
повара.
2. Наблюдение за приготовлением еды поваром, дома за мамой
на кухне.
3. Беседа о труде работников столовых, кафе. О том, что готовит
мама.
4. Чтение: В. Маяковский «Кем быть?». Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?».
5. Использование ИКТ-технологий - познавательные
видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры
о работе сотрудников столовой. (на усмотрение и возможности
воспитателя)
6. Интерактивные дидактические игры «Приготовь блюдо»
7. Рисование «Кто готовит вкусную еду»
8. Рассматривание фотоиллюстраций о продуктах питания, о
приготовлении блюд.
9. Дидактическая игра «Варим борщ», «Варим компот»
10. Аппликация «Вкусный компот»
11. Сюжетно-ролевые игры «Столовая», «Кафе»
Январь
Строитель
1.
Экскурсия на стройку. Беседа со строителями.
2.
Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и
беседы по содержанию.
3.
Чтение р.н.сказки «Теремок», произведений «Кто
построил этот дом?» С. Баруздина, В. Маяковский «Кем
быть?», «Стройка», М. Пожарова «Маляры», Г. Люшнин
«Строители», Е. Пермяк «Мамина работа», А. Маркуши
«Здесь будет город», Ф. Лева «Как метро строили».
4.
ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы,
презентации, мультфильмы, дидактические игры (на
усмотрение и возможности воспитателя)
5.
Дидактическая игра: «Инструменты»
6.
Рисование на тему «Строительство дома».
7.
Напольные строительные игры: лего, кубики, модули.
8.
Изготовление атрибутов для строительных игр.
9.
Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Февраль
Шофер, водитель
1.
Наблюдение за движением машин, работой водителей.
2.
Беседа о правилах дорожного движения.
3.
Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»,
Б.Житков «Светофор» и др.
4.
Дидактические игры: «Домино – дорожные знаки»,
«Транспорт»
5.
Игры на макете «Перекресток»
6.
Конструирование из Лего «Машина»
7.
Аппликация «Машина на светофоре»
8.
Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных
знаков, водительских удостоверений.
9.
Сюжетно-ролевая игра «Гараж»
Март
Продавец
1.
Рассказ воспитателя о профессии продавца.
2.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в
магазине.
3.
Просмотр видеофильма о работе продавца. Беседа с
детьми.
4.
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин
(овощной, продуктовый, электробытовых товаров,
хозяйственный)». Этическая беседа о поведении в
общественных местах.
5.
Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе
магазина.
6.
Чтение литературных произведений: Б. Воронько
«Сказка о необычных покупках» и др.
7.
Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов
для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда»,
«Одежда», «Кто больше назовет действий».
8.
Рисование «Магазин продуктов»
9.
Лепка «Овощи-фрукты для магазина»
10. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты,
деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.)-
ручной труд.
11. Сюжетно-ролевые игры «Магазин».
Апрель
Плотник, столяр
1.
Экскурсия в мастерскую
2.
Дидактическая игра «Найди инструмент»
3.
Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом?», В.
Маяковский «Кем быть?», «Стройка». М. Пожарова
«Маляры». Г. Люшнин «Строители».
4.
Сюжетно-ролевая игра «Строители»
Май
Дворник
1.
Наблюдение за трудом дворника. Рассматривание
предметов помощников.
2.
Беседа о труде дворника. Рассматривание иллюстраций.
3.
Акция «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят».
4.
Работа с родителями: мастерская по изготовлению
инструментов для труда (носилки, метла, грабли)
5.
Коллективный труд «Наведем порядок».