Напоминание

Проблемы государственной системы управления образованием


Автор: Лисицкая Наталья Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Спасско-Лутовиновская СОШ имени И.С. Тургенева"
Населённый пункт: с. Спасское-Лутовиново
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы государственной системы управления образованием
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проблемы государственной системы управления образованием

Лисицкая Н.А.

МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ имени И.С. Тургенева»

Аннотация:

В

данной

статье

рассматриваются

проблемы

в

сфере

государственного

управления

образованием,

рассматриваются

основные

причины появления данных проблем и возможные пути решения.

Ключевые

слова:

образовательная

система,

управление

образованием,

проблемы в сфере образования

Problems of the state management system of education

Lisitskaya N.A.

MBOU «Spassko-Lutovinovskaya school named after I.S. Turgenev

Annotation: This article discusses problems of

the state management system of

education, the causes of the problems and possible ways of solution.

Keywords: system of education, education management, educational problems

Образовательная система в Российской Федерации – это совокупность

образовательных

программ

и

государственных

образовательных

стандартов

различных

уровней

и

направленности,

а

также

сети

реализующих

их

образовательных

учреждений,

органов

управления

образованием

и

подведомственных им учреждений и организаций [1]. В качестве основных

механизмов

контроля

государственного

управления

в

сфере

образования

применяются

общеизвестные

процедуры

лицензирования,

аттестации

и

государственной аккредитации образовательных учреждений.

Современная

система

образования

отличается

плавным

переходом

от

государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Суть

системы

государственно-общественного

управления

состоит

в

объединении государственных и общественных усилий в решении проблем в

сфере образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше

прав

и

свобод

в

выборе

содержания,

форм

и

методов

организации

образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений [2,

с. 147].

1

Система

государственного

управления

образованием

состоит

из

участников

образовательного

процесса,

органов

управления

и

органов

государственного

управления

образованием;

нормативно-правовой

базы,

регламентирующей

деятельность

субъектов

государственного

управления

образованием; процедур и механизмов их взаимодействия [3, с. 43].

На современном этапе развития общества проблемы в области управления

образованием являются наиболее актуальными. Органы государственной власти

осуществляют тщательный контроль за системой образования и принимают

меры по ее развитию.

Результаты

текущих

исследований

системы

управления

в

области

образования в Российской Федерации указывают на наличие недочетов в сфере

правового

обеспечения

государственного

управления

образованием,

которое

характеризуется отсутствием правовых средств, предоставляющих гарантию на

реальную реализацию прав личности на получение образования.

Не

установлена

также

должностным

образом

юридиче ская

ответственность за право нарушения в области управления образованием, на

что обращается внимание в научной литературе.

Однако

основной

проблемой,

с

которой

сталкивается

государство

в

области

управления

образованием,

является

наличие

разрыва

между

действительно

достигнутыми

и

требуемыми

государством,

обществом

и

отдельными гражданами образовательными результатами. Поскольку знание

вырабатывается

в

процессе

человеческой

деятельности,

то

можно

предположить,

что

задачи

деятельности

первичны

по

отношению

к

образованию, как первичны и результаты. Иными словами традиционно область

образовательных услуг считается инфраструктурой человеческой деятельности

[4, с. 112].

Таким

образом,

при

реализации

данного

подхода

разрыв

целей

и

результатов

неизбежен,

так

как

результат

образовательной

деятельности

обслуживает

заведомо

устаревающую

цель.

Следовательно,

при

создании

образовательной

модели

нетрудно

сформулировать

целевую

функцию:

минимизация отмеченного несоответствия. Тем не менее, анализ результатов

такого

моделирования

показывает,

что

построенные

по

такому

принципу

модели

управления

образованием,

оказываются

неспособными

помочь

в

разрешении главного отмеченного противоречия [4, с. 128].

К основным причинам появления недостатков в существующих моделях

управления образованием, построенных на принципах минимизации разрыва

между

требуемыми

и

достигнутыми

образовательными

результатами,

чаще

всего относят следующие:

государственно-общественное управление в области образования не

оказывает своевременной и адекватной реакции образовательной системы на

требования внешней по отношению к образованию среды, т.е. наблюдается

проблема несовершенства обратной связи.

субъекты

государственно-общественного

управления

не

всегда

способны в срок поставить перед работниками образовательных учреждений

2

конкретные, достижимые, измеримые и сориентированные во времени цели и

задачи

по

их

реализации,

таким

образом,

мы

видим

проблему

несогласованности в развитии объекта и субъекта управления.

некоторые субъекты управления образовательными учреждениями

нацелены на своевременное обеспечение образовательного процесса, а не на

получение наилучших образовательных результатов – ресурсная проблема.

о т с у т с т в и е

в

с и с т е м е

с р е д н е го

о б р а з о в а н и я

ч е т к о

сформулированного

и

однозначно

понимаемаемого

государственного

образовательного

стандарта,

вследствие

чего,

в

образовательных

системах

появляется

многообразие

норм,

зачастую

возводимых

в

ранг

истинных

ценностей, т.е. проблема объективации целей и норм.

недостаток

мотивации

и,

как

следствие,

заинтересованности

педагогических и руководящих работников сферы образования в результатах

своего труда (институционально-корпоративная проблема).

недостаточные

материальные

и

низкие

по

общественному

признанию

результаты

образовательной

деятельности

не

способствуют

появлению стимулов к повышению профессионализма работников образования

– институционально-ресурсная проблема [5, с. 154].

На

сегодняшний

день

многие

утверждают,

что

вышеперечисленные

проблемы

в

сфере

управления

образованием

объясняются

невозможностью

государства в полной мере управлять образовательной средой. Таким образом,

усилия государства должны быть поддержаны общественной составляющей.

Другими словами, государственная система управления образованием должна

стать государственно-общественной.

3

Список источников:

1.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от

29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

2.

Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление

общеобразовательным учреждением: Книга руководителя / Н.Ф. Дик. - Ростов н

/ Д: Феникс, 2006. – 320 с.

3.

Скамницкий А.А. Система государственного управления: Учебное

пособие/ А.А. Скамницкий. – Москва: Гардарики, 2011. – 253 с.

4.

Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования/

В.П. Щетинин. – Москва: РЦЭО МПУ, 1994. – 199 с.

5.

Лавриненко Т.Д. Как можно управлять образовательной системой / Т.Д.

Лавриненко, Н.Ю. Стоюшко. – Владивосток: Дальневосточный федеральный

университет, 2015. – 239 с.

4



В раздел образования