Автор: Зорина Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Курск - Смоленская ООШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Чебулинский район, д. Курск - Смоленка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока "Арифметическая прогрессия"
Раздел: среднее образование
Конспект урока
по теме «Арифметическая прогрессия».
Цели:
обобщение и систематизация теоретических знаний по
арифметической прогрессии; совершенствование навыков
нахождения п-го члена и суммы п - первых членов
арифметической прогрессии с помощью формул;
развитие познавательных интересов учащихся, развитие умения
видеть связь между математикой и окружающей жизнью;
развитие грамотной математической речи;
воспитание воли и настойчивости для достижения конечных
результатов; воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
внедрение в процесс урока заданий, содержащих задания по
здоровьесбережению.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы обучения: частично-поисковый. Тестовая проверка знаний,
умений и навыков, системное обобщение, самопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в
парах.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент. Психологическая минутка.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами
повторительно-обобщающий урок перед контрольной работой.
Эмоциональный настрой нашей совместной работы.
(На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю)
учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.
ХОЧУ: хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний
в 1,5 раза;
МОГУ: сообщить, что на уроке можно анализировать, сомневаться,
консультироваться.
УМЕЮ: применять с вами рациональные способы для решения
задач.
Делаю:
Притча.
1
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили
добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И
решил он придумать такой вопрос , чтобы мудрец не смог на него
ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутыми
ладонями и подумал : « Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка-
живая или мёртвая? Если он скажет , что мёртвая , я раскрою ладони –
бабочка улетит , а если скажет – живая , я сомкну ладони , и бабочка
умрёт». Так и сделал: поймал бабочку , посадил её между ладонями,
отправился к мудрецу и спросил его : «Какая у меня бабочка- живая или
мёртвая ?» .но мудрец ответил : « Всё в твоих руках.»
- Бывают моменты в жизни , когда руки опускаются и кажется, что
ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Всё в твоих руках.»и
пусть эти слова будут девизом нашего урока. делаем каждый себе установку
«Всё в моих руках».
- В тетрадях запишите число , классная работа.
Сегодня представляем презентацию математического журнала
«Прогрессио». Коллектив журнала – молодой, перспективный. На страничках
нашего журнала можно проверить свои математические способности, узнать
немало интересного.
II. Проверка знаний учащимися теоретического материала
1 страничка журнала «Проверь себя»
1.Как в любом новомодном журнале у нас на страницах есть и кроссворды и
головоломки . Проверим основные понятия по теме: «Арифметическая
прогрессия» с помощью кроссворда.
1) Является ли числовая последовательность 2; 5; 8; 11; 14;…
арифметической прогрессией?
2) Если d < о, то прогрессия …..
3) Число, стоящее на втором месте в последовательности аn =2n-1
4) Арифметическое действие при вычислении n-го члена арифметической
прогрессии.
2
5)
Числовая последовательность , в которой каждое число, начиная со
второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного
числа.
6) Число d в арифметической прогрессии.
7) Из чего состоит прогрессия?
8) Натуральное число, обозначающее место в последовательности.
д
а
у
б
ы
в
а
ю
щ
а
я
т
р
и
у
м
н
о
ж
е
н
и
е
а
р
и
ф
м
е
т
и
ч
е
с
к
а
я
р
а
з
н
о
с
т
ь
ч
и
с
л
а
н
о
м
е
р
В выделенном столбце видим слово движение и вместе с вами сегодня мы
движемся только вперед, т. к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого
языка обозначает движение вперёд.
2.Для того чтобы вы окончательно убедились в своих твёрдых знаниях
теоретического материала и формул, поработаем в парах.
Вам предлагается карточка, в которой вы вместе с соседом по парте должны
«найти пару», соединив их стрелкой.
3
III. Построение математической модели по словесному описанию
.Практические задачи.
2 страничка журнала ««Это интересно»
Мы исследовали эту тему несколько дней и на страницах нашего журнала рассматриваем
практическое
использование в жизни свойств арифметической прогрессии. Эта
страничка открывает несколько рубрик.
1.
Прогрессия в физике.
И молодой специалист
(ф.И.)
представит нам очень полезную информацию
.
Задача. Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую
следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние
тело прошло за восьмую секунду?
Дано:
(аn) – арифм.прогрессия
а
1
=7
d =3
Найти: а
8
- ?
Решение: а
8
= а
1
+7d, а
8
= 7+3·7= 28(м)
2.Прогрессия в медицине.
4
В данной рубрике поделится своими находками наш корреспондент (ф.И)
Задача. Отдыхающий, следуя совету врача , в первый день загорал 5
минут. А в каждый последующий день увеличивал время пребывания на
солнце на 5 минут. На какой день время пребывания на солнце будет равно 40
минутам?
Дано:
(аn) – арифм.прогрессия
а
1
=5
d =
5
а
n
=40
Найти: n
Решение: 40=5+5*(n-1), n=40:5=8(день)
3.Прогрессия в экономике.
Своё личное мнение выскажет журналист (ф.И)
Задача. Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить
и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц
отложили 1300 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на
100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей
Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему смартфон?
Дано: арифметическая прогрессия: а
1
= 1300,
d = 100, n = 10 ,
Найти: S
10
= ?
Решение:
S
10
=¿
∙ n
2
∗
1300
+
100
∗
9
(¿)∗
10
¿
S
10
=¿
4.Прогрессия в биологии.
В этой области специалист(ф.И.) представит нам очень интересную
информацию
.
5
Задача.
Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую
следующую минуту — на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет
улитка вершины дерева длиной 5,25 м, если считать, что движение начато от его
основания?
Решение: a1 =30,
d=5,
Sn= 525,
n>0.
Sn= ((2a1+ d (n-1))n):2;
525= ((2·30+ 5 (n-1))n):2;
1050= (60+ 5 (n-1))n;
1050= 55 n + 5n 2 ;
n 2 +11 n -210=0,
n1=-21, n2=10 (n>0). Улитка достигнет вершины за 10 дней.
5. Прогрессии в литературе.
И казалось бы что общего у математики и литературы. Но и здесь юный
журналист нам покажет связь прогрессии и литературы.(ф.И)
Примеры. Ямб
«Мой дя-дя са-мых чест-ных пра-вил…»
2; 4; 6; 8 …
Хорей
«Бу-ря мгло-ю не-бо кро –ет
1;3;5;7,…
IV.Физминутка.
3 страничка журнала предлагает физминутку.
Это упражнение улучшит кровообращение вашего мозга.
Ленивые восьмёрки. Поставьте большой палец правой руки перед собой . Пальцем
в воздухе пишем восьмёрки , следим за пальцем глазами. Затем другой рукой.
6
Сгибание шеи. Скрестив пальцы на затылке , поднять голову, смотреть вверх.
Согнуть шею смотреть вниз.
-Я показываю вопрос ,если « да» поднимаете обе руки вверх , если «
нет» разводите руки в стороны.
1) 1; 3; 5; 7; ……---ариф. прог. (да)
2) 1; 4; 9; 16;…..----ариф.прог.(нет)
3)1; 2; 3; 4;…….----ариф. прог. возрастающая(да)
4)Разность этой ариф. прог. 25; 21; 17;…равна -4.(да)
5) Если d>0, то арифметическая прогрессия-убывающая (нет)
6) Разность арифметической прогрессии: 5; 10; 15;… равна числу…
5(да)
V.
Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в
стандартных ситуациях
.
4 страничка журнала
«Что-то ждет нас впереди…»
даёт возможность
проверить готовность к ГИА по данной теме.
Индивидуальная работа. Посмотрите внимательно, вам предложены
задания уровней А, В, С.
(а
п
)- арифметическая прогрессия.
А
А
В
С
Дано:
а
10
=126, d=4.
Найти:
а
1
.
Дано:
а
25
=84, а
1
=12.
Найти: d.
Подготовку к
экзамену начинают
с 15 мин. В каждый
следующий день её
время увеличивают
на 10 мин. Сколько
дней следует
готовиться к
экзамену в
Является ли
число 156 членом
арифметической
прогрессии
(а
п
), в которой
а
1
=18 а
22
=60.
7
указанном режиме,
чтобы достичь
максимальной
продолжительност
и подготовки, не
влияющей на
здоровье
подростка,1час
45минут?
VI. Д/з. Из данного списка задач выбрать любые три и решить.
VII.Итог урока. Рефлексия
5 страничка журнала «Критерии успеха».
Итак, мы сегодня говорили о прогрессии, которая называется
арифметической, поговорили о применении этих знаний в других областях
науки.
Ребята, я вам сейчас раздам тесты, заполнив их, вы сможете
проанализировать нашу совместную и индивидуальную работу.
Учащиеся записывают на карте урока свои критерии успеха: и несколько учащихся
проговаривают их вслух.
1. Результатом своей личной работы считаю , что я …
8
А. Разобрался в теории; Б. Умею решать задачи.
2. Что вам не хватало на уроке при решении задач?
А. Знаний; Б.Ввремени; В. Желания; Г. Всего хватило.
3. В преодолении трудностей на уроке мне оказывали помощь:
А. одноклассники; Б. учитель; В. Учебник.Г. Справлялся со всем сам
4. На уроке я работал
. А. активно Б. пассивно
5. Своей работой на уроке я
А. доволен Б. не доволен
6. Материал урока мне был
А. понятен
Б. не понятен
В.полезен
Г. бесполезен
9