Напоминание

Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях литературного чтения в начальной школе


Автор: Терентьева Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Технический лицей № 176
Населённый пункт: г. Карасук Новосибирской области
Наименование материала: Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях литературного чтения в начальной школе
Тема: Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях

литературного чтения в начальной школе

(Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории МБОУ

Технического лицея №176 Терентьевой Людмилы Васильевны)

Развитие умения учиться у младшего школьника является важной задачей

обучения в начальной школе. Оно включает в себя

умение

выходить за

пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:

1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и

способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;

2.

Самостоятельно

найти

недостающие

условия

в

любом

«хранилище

информации» (в учебнике, справочнике, книге);

3. Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.

Необходимо

учить

детей

учиться,

развивать

их

познавательные

и

творческие силы и способности, учить анализировать и доказывать. Только

так будет идти развитие личности творческой, активной, мыслящей. Практика

организации работы на занятиях литературного чтения с текстом, позволила

сформулировать следующие виды работы:

Чтение всего текста (по заданию учителя).

Деление на части. Составление плана.

Чтение по готовому плану.

Чтение с последующим пересказом.

Чтение подготовленного ученика

Чтение с сокращением текста (слова, которые можно выпустить)

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу.

Жужжащее чтение

Ответы на вопросы.

Выборочное чтение

Нахождение по данному началу и концу предложения или абзаца .

Чтение «выше нормы»

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Нахождение

предложения,

с

помощью

которого

можно

исправить

допущенную ошибку.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль

рассказа

Радиотеатр.

Чтение

и

установление,

что

правдиво,

а

что

вымысел

(для

сказки).

Мораль.

Чтение

и

нахождение

предложений,

которые

стали

поговорками,

пословицами.

Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).

Чтение, подборка звукового оформления к «диафильму».

Беседа с сопровождением выборочного текста.

Нахождение в тексте 3(5,7…) выводов.

Рассуждения

Рассказ о том, чем понравилось произведение, чем запомнилось.

Установление путём чтения причинно-следственных связей.

Чтение заголовка. Заголовок-входная дверь в текст

Чтение по ролям.

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Чтение, пересказ с помощью жестов, мимики, позы.

«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует

на услышанное).

Чтение

с

эмоцией

(строго,

презрительно,

с

мольбой,

досадой,

возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально)

Чтение предложения с восклицательным знаком, запятой, многоточием

Конкурсное чтение стихотворений .

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко,

тихо, быстро, медленно.

Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Чтение

стихотворения

цепочкой,

заканчивая

каждый

раз

на

паузах.

Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по выбору.

Чтение отрывка с распространением отрывка в нём.

Вычленение слова из текста к предложенной схеме: ча - ща, жи-ши, чу-

щу, чк-чн, ст, щн

Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданную орфограмму

Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Нахождение в рассказе и чтение словосочетаний: а) имя существительное

+ имя прилагательное, б) имя существительное + глагол…

Чтение, объяснение слов-незнакомцев, слов-образов, слов-ключиков.

Нахождение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны

на доске).

Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно

нарисовать устный портрет. Словесное рисование

Чтение и выписывание слов для практического словаря, например к теме

«Осень», «Зима» и т. д.

Работа с иллюстрациями к тексту.

Лепка и аппликация героев произведения.

Создание книжек - малышек к рассказам, стихам.

Творческие сочинения по рассказам и стихам.

Составление отзыва-рецензии.

Составление аннотаций.

Драматизация.

«Я начну, а ты закончи…» – (проба поэтического пера).

.



В раздел образования