Автор: Терентьева Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Технический лицей № 176
Населённый пункт: г. Карасук Новосибирской области
Наименование материала: Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях литературного чтения в начальной школе
Тема: Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей через работу над текстом на занятиях
литературного чтения в начальной школе
(Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории МБОУ
Технического лицея №176 Терентьевой Людмилы Васильевны)
Развитие умения учиться у младшего школьника является важной задачей
обучения в начальной школе. Оно включает в себя
умение
выходить за
пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:
1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и
способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;
2.
Самостоятельно
найти
недостающие
условия
в
любом
«хранилище
информации» (в учебнике, справочнике, книге);
3. Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.
Необходимо
учить
детей
учиться,
развивать
их
познавательные
и
творческие силы и способности, учить анализировать и доказывать. Только
так будет идти развитие личности творческой, активной, мыслящей. Практика
организации работы на занятиях литературного чтения с текстом, позволила
сформулировать следующие виды работы:
Чтение всего текста (по заданию учителя).
Деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение с последующим пересказом.
Чтение подготовленного ученика
Чтение с сокращением текста (слова, которые можно выпустить)
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Жужжащее чтение
Ответы на вопросы.
Выборочное чтение
Нахождение по данному началу и концу предложения или абзаца .
Чтение «выше нормы»
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение
предложения,
с
помощью
которого
можно
исправить
допущенную ошибку.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль
рассказа
Радиотеатр.
Чтение
и
установление,
что
правдиво,
а
что
вымысел
(для
сказки).
Мораль.
Чтение
и
нахождение
предложений,
которые
стали
поговорками,
пословицами.
Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления к «диафильму».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3(5,7…) выводов.
Рассуждения
Рассказ о том, чем понравилось произведение, чем запомнилось.
Установление путём чтения причинно-следственных связей.
Чтение заголовка. Заголовок-входная дверь в текст
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует
на услышанное).
Чтение
с
эмоцией
(строго,
презрительно,
с
мольбой,
досадой,
возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально)
Чтение предложения с восклицательным знаком, запятой, многоточием
Конкурсное чтение стихотворений .
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко,
тихо, быстро, медленно.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение
стихотворения
цепочкой,
заканчивая
каждый
раз
на
паузах.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по выбору.
Чтение отрывка с распространением отрывка в нём.
Вычленение слова из текста к предложенной схеме: ча - ща, жи-ши, чу-
щу, чк-чн, ст, щн
Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданную орфограмму
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
Нахождение в рассказе и чтение словосочетаний: а) имя существительное
+ имя прилагательное, б) имя существительное + глагол…
Чтение, объяснение слов-незнакомцев, слов-образов, слов-ключиков.
Нахождение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны
на доске).
Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно
нарисовать устный портрет. Словесное рисование
Чтение и выписывание слов для практического словаря, например к теме
«Осень», «Зима» и т. д.
Работа с иллюстрациями к тексту.
Лепка и аппликация героев произведения.
Создание книжек - малышек к рассказам, стихам.
Творческие сочинения по рассказам и стихам.
Составление отзыва-рецензии.
Составление аннотаций.
Драматизация.
«Я начну, а ты закончи…» – (проба поэтического пера).
.