Автор: Кулакова Диана Дмитриевна
Должность: магистр кафедры высшей математики
Учебное заведение: СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Раздел: полное образование
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным
компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом
зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и ка-
чество подготовки учащихся. Обучение не может быть полноценным без ре-
гулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися мате-
риал, как они применяют полученные знания для решения практических за-
дач [1]. Благодаря контролю между преподавателем и учениками устанавли-
вается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения
учебного
материала,
действительный
уровень
владения
системой
знаний,
умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррек-
тивы в организацию учебного процесса. Он имеет место на всех стадиях про-
цесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо
раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результа-
тов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, кото-
рый должен соответствовать образовательному стандарту по данной програм-
ме, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний и контроля ре-
зультатов обучения имеют значительно больший объем в современной педа-
гогике.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то
есть определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Крайне необходим он и для протекания педагогического процесса, что вполне
объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагоги-
ческого взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятель-
ностью, если не получает информации о промежуточных результатах [2].
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую пе-
дагог вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного
процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к
выбору форм и методов педагогической деятельности или принципиальной
перестройки всей системы работы.
Первоначально проверку и оценку за выполнением учебных действий
производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопо-
ставляет с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соот-
носит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Посте-
пенно по мере овладения контролем учащиеся начинают самостоятельно со-
относить результаты своих действий с заданным образцом, находить причи-
ны несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.
Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как пе-
дагогическая диагностика [2].
В
отечественной
педагогике
также
имеются
обсуждаемые
понятия.
Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-фор-
мальная процедура проверки работы учителя и школы, как функция управле-
ния, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С
другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки
и оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в
отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее
в области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанно-
сти, что сближает его с психодиагностикой.
Применительно к процессу обучения целесообразно использовать тер-
мин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользо-
ваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль,
проверка, оценка и учет знаний. Проверка и оценка знаний обучения как
часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы
о функциях проверки и ее содержания, видах, методах и формах контроля, об
измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и
средствах измерения («приборах»), об успешности обучения и неуспеваемо-
сти учащихся.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении дости-
жений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления
знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего вклю-
чения школьников в активную творческую деятельность [3].
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения
учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и
навыками, предусмотренными программой по математике. Конкретизация
основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимо-
контроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и вза-
имоконтроле, а также предполагает воспитание у учащихся таких качеств
личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициа-
тивы. Одной из важнейших целей контроля знаний и умений, учащихся на
уроках математики следует считать проверку работы учителя для корректиро-
вания подготовки и проведения уроков. Правильно поставленный контроль
может и должен дать учителю четкое представление о качестве его работы, о
допущенных им ошибках, путях их своевременного устранения.
Не менее важная цель проверки знаний на уроках математики – мотиви-
рование регулярной, целенаправленной работы учащихся, стимулирование их
внимательности, сосредоточенности на уроке и при самостоятельных заняти-
ях. Интенсивность и регулярность работы учащихся зависит главным об-
разом от частоты и регулярности контроля. От регулярности контроля зави-
сит и длительность сохранения в памяти учащихся усвоенных знаний. При
регулярном контроле создаются наилучшие условия приобретения умений и
навыков, развития мышления учащихся. Контроль знаний дает возможность
учащимся сопоставить свою работу с требованиями учителя и внести, если
нужно, необходимые коррективы в свою подготовку. В ходе контроля учаще-
муся и учителю становятся известными недоработки учащегося. Благодаря
этому, учащийся может представить себе, над чем, он должен дополнительно
поработать,
а
учитель
–
в
чем
может
состоять
его
помощь
учащемуся.
Контроль знаний и умений учащихся на уроках математики способствует по-
вторению и закреплению материала, проверяя учащегося по сравнительно не-
большой части изученного, предусмотренного программой, учитель может
судить об усвоении всего его объема.
Подготовка
и
процедура
контроля
способствуют
развитию
устной
и
письменной речи учащихся, их способности последовательно излагать свои
мысли, четкости и логичности мышления.
Контроль осуществляется в полном соответствии с принципами обуче-
ния. Он должен быть научно обоснованным, систематичным и последова-
тельным, обеспечивать сознательность и активность учащихся в обучении,
быть наглядным и доступным, способствовать формированию устойчивых и
прочных знаний, умений и навыков.
Задачи контроля в процессе обучения разносторонни:
установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых зна-
ний (установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи);
получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся
в процессе обучения;
выявить трудности, ошибки учащихся и причины их возникновения;
определить эффективность организации, методов и средств обучения;
выявить степень правильности, объем, глубину усвоенных знаний,
умений и навыков.
Проверка и оценка знаний являются для учащихся стимулом для учения.
При умелой организации контроля обучающихся можно повысить качество и
результативность обучения, для этого необходимо знать функции, методы,
виды и формы контроля.
Литература
1. Ганжа С.Н., Роженко О.Д. Проблемы математического образования /
Морально-этические
аспекты
и
темпорально-экологические
императивы
инвенционного процесса генерации новых научно-технических знаний // Сб.
материалов VIII Межд. научно-практ. конф. молодых ученых 17-18 апреля
2014; ИДНК. – Ставрополь РИО ИДНК, 2014. С.545-546.
2. Черкасская
С.Н.,
Роженко
О.Д.
Мониторинг
как
средство
оценки
результатов обучения / Поиск моделей социально-экономического развития
юга России в новом геополитическом формате. // Сб. материалов IХ межд.
научно-практ. Конф. молодых ученых 7 апреля 2015 г. ИДНК Ставрополь,
РИО ИДНК, 2015. С. 685-687.
3.
Козьменко Л.В., Роженко О.Д. Тестирование как технология оценки
учебных достижений / Православие, молодежь и зеленое образование. // Сб.
материалов межд. научно-пр. конф. молодых ученых 13 ноября 2015 / ИДНК
Ставрополь, РИО ИДНК, 2015 С.154-156.