Напоминание

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


Автор: Кулакова Диана Дмитриевна
Должность: магистр кафедры высшей математики
Учебное заведение: СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Раздел: полное образование





Назад




ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным

компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом

зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и ка-

чество подготовки учащихся. Обучение не может быть полноценным без ре-

гулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися мате-

риал, как они применяют полученные знания для решения практических за-

дач [1]. Благодаря контролю между преподавателем и учениками устанавли-

вается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения

учебного

материала,

действительный

уровень

владения

системой

знаний,

умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррек-

тивы в организацию учебного процесса. Он имеет место на всех стадиях про-

цесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо

раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результа-

тов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, кото-

рый должен соответствовать образовательному стандарту по данной програм-

ме, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний и контроля ре-

зультатов обучения имеют значительно больший объем в современной педа-

гогике.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то

есть определенной системы проверки эффективности его функционирования.

Крайне необходим он и для протекания педагогического процесса, что вполне

объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагоги-

ческого взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятель-

ностью, если не получает информации о промежуточных результатах [2].

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую пе-

дагог вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного

процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к

выбору форм и методов педагогической деятельности или принципиальной

перестройки всей системы работы.

Первоначально проверку и оценку за выполнением учебных действий

производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопо-

ставляет с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соот-

носит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Посте-

пенно по мере овладения контролем учащиеся начинают самостоятельно со-

относить результаты своих действий с заданным образцом, находить причи-

ны несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как пе-

дагогическая диагностика [2].

В

отечественной

педагогике

также

имеются

обсуждаемые

понятия.

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-фор-

мальная процедура проверки работы учителя и школы, как функция управле-

ния, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С

другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки

и оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в

отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее

в области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанно-

сти, что сближает его с психодиагностикой.

Применительно к процессу обучения целесообразно использовать тер-

мин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользо-

ваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль,

проверка, оценка и учет знаний. Проверка и оценка знаний обучения как

часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы

о функциях проверки и ее содержания, видах, методах и формах контроля, об

измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и

средствах измерения («приборах»), об успешности обучения и неуспеваемо-

сти учащихся.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении дости-

жений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления

знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего вклю-

чения школьников в активную творческую деятельность [3].

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения

учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и

навыками, предусмотренными программой по математике. Конкретизация

основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимо-

контроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и вза-

имоконтроле, а также предполагает воспитание у учащихся таких качеств

личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициа-

тивы. Одной из важнейших целей контроля знаний и умений, учащихся на

уроках математики следует считать проверку работы учителя для корректиро-

вания подготовки и проведения уроков. Правильно поставленный контроль

может и должен дать учителю четкое представление о качестве его работы, о

допущенных им ошибках, путях их своевременного устранения.

Не менее важная цель проверки знаний на уроках математики – мотиви-

рование регулярной, целенаправленной работы учащихся, стимулирование их

внимательности, сосредоточенности на уроке и при самостоятельных заняти-

ях. Интенсивность и регулярность работы учащихся зависит главным об-

разом от частоты и регулярности контроля. От регулярности контроля зави-

сит и длительность сохранения в памяти учащихся усвоенных знаний. При

регулярном контроле создаются наилучшие условия приобретения умений и

навыков, развития мышления учащихся. Контроль знаний дает возможность

учащимся сопоставить свою работу с требованиями учителя и внести, если

нужно, необходимые коррективы в свою подготовку. В ходе контроля учаще-

муся и учителю становятся известными недоработки учащегося. Благодаря

этому, учащийся может представить себе, над чем, он должен дополнительно

поработать,

а

учитель

в

чем

может

состоять

его

помощь

учащемуся.

Контроль знаний и умений учащихся на уроках математики способствует по-

вторению и закреплению материала, проверяя учащегося по сравнительно не-

большой части изученного, предусмотренного программой, учитель может

судить об усвоении всего его объема.

Подготовка

и

процедура

контроля

способствуют

развитию

устной

и

письменной речи учащихся, их способности последовательно излагать свои

мысли, четкости и логичности мышления.

Контроль осуществляется в полном соответствии с принципами обуче-

ния. Он должен быть научно обоснованным, систематичным и последова-

тельным, обеспечивать сознательность и активность учащихся в обучении,

быть наглядным и доступным, способствовать формированию устойчивых и

прочных знаний, умений и навыков.

Задачи контроля в процессе обучения разносторонни:

установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых зна-

ний (установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи);

получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся

в процессе обучения;

выявить трудности, ошибки учащихся и причины их возникновения;

определить эффективность организации, методов и средств обучения;

выявить степень правильности, объем, глубину усвоенных знаний,

умений и навыков.

Проверка и оценка знаний являются для учащихся стимулом для учения.

При умелой организации контроля обучающихся можно повысить качество и

результативность обучения, для этого необходимо знать функции, методы,

виды и формы контроля.

Литература

1. Ганжа С.Н., Роженко О.Д. Проблемы математического образования /

Морально-этические

аспекты

и

темпорально-экологические

императивы

инвенционного процесса генерации новых научно-технических знаний // Сб.

материалов VIII Межд. научно-практ. конф. молодых ученых 17-18 апреля

2014; ИДНК. – Ставрополь РИО ИДНК, 2014. С.545-546.

2. Черкасская

С.Н.,

Роженко

О.Д.

Мониторинг

как

средство

оценки

результатов обучения / Поиск моделей социально-экономического развития

юга России в новом геополитическом формате. // Сб. материалов IХ межд.

научно-практ. Конф. молодых ученых 7 апреля 2015 г. ИДНК Ставрополь,

РИО ИДНК, 2015. С. 685-687.

3.

Козьменко Л.В., Роженко О.Д. Тестирование как технология оценки

учебных достижений / Православие, молодежь и зеленое образование. // Сб.

материалов межд. научно-пр. конф. молодых ученых 13 ноября 2015 / ИДНК

Ставрополь, РИО ИДНК, 2015 С.154-156.



В раздел образования