Напоминание

Народная кукла – как средство приобщения детей к истокам народной культуры


Автор: Андрианова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ровеньская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Ровеньки, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Народная кукла – как средство приобщения детей к истокам народной культуры
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕМА: «Народная кукла – как средство приобщения детей к истокам народной культуры» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: мастер-класс ЦЕЛЬ: ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии ЗАДАЧИ:  Обогащать знания детей об истории возникновения кукол, разнообразии и назначении традиционной русской куклы;  Учить изготовлению куклы своими руками. Развивать творческие способности, воображение и фантазию;  Воспитывать интерес к русской кукле и бережное отношение к культуре своего народа через совместную культурно-досуговую деятельность; обеспечить атмосферу доброжелательности и комфорта в общении. ОБОРУДОВАНИЕ: ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н О – О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Й В светлу горницу войду, Взглядом все тут обойду. Сразу видно – эта хата Мастерицами богата! Здравствуйте, красавицы! Мне здесь очень нравится! – Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки. Спасибо за прекрасные улыбки. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ А) Формулировка темы занятия Огромную роль во все времена в воспитании подрастающего поколения отводили прикладному искусству. Прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Формирование этнокультурных традиций Ровеньского района неразрывно связаны с
историей Белгорода: историческими, социально-бытовыми факторами, земледельческим укладом жизни, природными условиями. Для более полного представления о Ровеньском районе следует подчеркнуть, что район является самым отдаленным в Белгородской области, так как расположен в 280 км от Белгорода и расположен в юго-восточной части Белгородской области. В современных границах он граничит на востоке - с Воронежской областью, на севере - с Алексеевским и на западе - с Вейделевскйм районами Белгородской области, на юге - с Луганской областью .Тот факт, что Ровеньский район граничит с Украиной, само собой разумеется не могло отразиться на развитии быта, культуры и всей жизни нашего края. Жители этих двух государств всегда жили в братстве о добрососедстве. Они спешили на праздники друг к другу , женили своих детей, встречались просто поговорить о своих мирских делах… и вот звучит у нас и по сей день украинская мова и русская речь. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу . Друзей не покупают, Друзей не продают. Друзей находят люди, А также создают. И только у нас, в магазине игрушек, Огромнейший выбор Друзей и подружек! Вы давно были в магазине детских игрушек? Загляните ради любопытства и увидите: полки завалены всевозможными плюшевыми монстрами иностранного происхождения, конструкторами «Лего», космическими агрегатами. А если же вы попросите показать нашего русского Петрушку, то вам в лучшем случае предложат какой-нибудь вариант итальянского Арлекино, а в худшем — скажут, что это очень редкая игрушка. Позвольте спросить, куда же делись наши русские игрушки?! Из них остались разве что матрешки, да и те (судя по цене) предназначаются иностранным туристам в качестве сувенира из России. Все забыли о «божественном» происхождении и обрядовом значении лошадок и мячей, кукол оберегов и соломенных птичек. В какие куклы играли наши прапрабабушки, на каких лошадках скакали и какими солдатиками сражались наши прапрадедушки? – Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом.
Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили? «Раз, два, три - прошлое приди»! О народных куклах сейчас вам расскажу. А если вам понравится, - как сделать подскажу. К вам пришла я не одна, Со мной помощница моя – Куколка – красавица, красная девица. Куколка – красавица, чудо мастерица! Б) Демонстрация образов народных кукол. Рассказ о народной кукле, ее истории, традициях в изготовлении и использовании ее нашими предками Кукла - это миниатюрная копия человека. Она не рождается, её создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником. На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока мастерили куклу. Во все века кукла была самой любимой игрушкой детей. На Руси было большое многообразие кукол. В разных областях кукол делали по-разному и использовали в разных обрядах. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. О такой кукле я вам расскажу. 50-й день после Пасхи – праздник святой Троицы. Это престольный праздник посёлка Ровеньки. В его центре находится действующий Свято- Троицкий храм. Вся Троицкая неделя называется Зелёной. В первые её дни традиционно проходит международный фестиваль славянской культуры «Зелёные святки». Этому празднику посвящено много стихов и песен. В ряде районов нашей области изготавливали ритуальную куклу-Троицу. У нас же в районе проводился обряд «Похороны кукушки» с помощью специально созданной куклы. Это посвящение девочек в девушек и вступление их в мир взрослой жизни. Девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не
следовал. Там они водили хороводы, пели песни. Затем хоронили «кукушку».А сами обещали быть хорошей матерью, не быть «кукушкой».И, действительно, на Троицу кукушка вдруг умолкала. Обряд создания куклы – это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Но наша куколка грустит: Не с кем хоровод водить. Сделаем подружек ей. Кукле будет веселей! Изготовление подобных кукол в наше время у многих вызывает сложности. Сегодня мы с вами опровергнем эту истину. Ведь мастерством изготовления кукол овладели многие мои ученики. В)Предварительное планирование предстоящих трудовых действий 1. Перекрученный усилиями пучок травы (соломы) перегибают пополам. 2. Перекрученный усилиями пучок травы (соломы) перегибают пополам. 3. Стебли травы (соломы) расправляют и раскладывают пучок на две равные части. Между разложенными частями вкладывают серединой другой пучок. 4. Под ним первый пучок вновь перетягивают красной нитью, а затем еще несколько раз наискось крест- накрест. 5. Третий пучок травы вкладывают между разведёнными концами толстого пучка. 6. Красной нитью толстый пучок вновь перетягивают за вложенным пучком травы. 7. Стебли травы расправляют веером, после чего, красной нитью туловище Кукушечки перетягивают несколько раз крест-накрест с обеих сторон. 8. На головку Кукушечки повязывают чёрный вдовий платок. Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится  А)щётка для побелки;  Б)цветные нитки;  В)ткань;  Г)ножницы.
Техника безопасности при работе с ножницами. Г) Практическая работа А сейчас можно приступить к практической работе 3.З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. Вот все куколки подружки. Не похожи друг на дружку. 4.Р Е Ф Л Е К С И Я Оцените, пожалуйста, свою работу. В этой коробочке находятся цветы. Подарите своей кукле фиолетовый цветок, если вы считаете, что работали хорошо, со всеми заданиями справились, научились чему-то новому. Подарите розовый цветок, если только часть заданий вы выполнили, и дарите белый цветок, если вы ничему не научились, и было совсем неинтересно. Пришла пора всем куколкам В дорогу собираться. А с вами мне, красавицы Пришла пора прощаться! Мелькают дни, летят года, Века сменяются веками. Но люди не забудут никогда, Что сами рукотворно создавали! – Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с вами.


В раздел образования