Напоминание

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста


Автор: Ерофеева Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 15
Населённый пункт: г. Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

«Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять

проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они

ощущают радость открытия»

Д. Б. Эльконин

Сенсорное

воспитание

это

развитие

восприятия

ребенком

и

формирование

его

представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего

мира начинается познание окружающего мира.

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает

хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое

чувство, является основой для развития воображения, дает ребенку возможность овладеть

новыми

способами

предметно-познавательной

деятельности,

обеспечивает

усвоение

сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие

зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие должно

осуществляться

в

неразрывной

связи

с

разнообразной

деятельностью. При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая

изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого

необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были

подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать,

конструировать

и

т.д.,

то

нужно

оценивать

результаты

этого

обучения

не

только

по

качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели

при этом дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но

педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не

приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.

Умения

воспринимать

предметы,

анализировать

их,

сравнивать,

обобщать

не

формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное

обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог

должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения

анализировать, обобщать и т.д.

Познание ребенка, все мы знаем, происходит через игровую деятельность.

Интерес ребенка 3-го года жизни к игре во многом определяется яркостью,

эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи с этим надо

иметь д л я

организованных

игр и

занятий специальные

комплекты

игрового

материала (по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании

детей, а хранятся в игротеке детского сада (в педагогическом кабинете) и приносятся

в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с

интересом.

В

процессе

сенсорного развития

важно

учитывать,

что

познавательные возможности ребенка третьего года жизни еще не велики, не совершенны.

Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам

предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться

дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития

детей.

Основная задача ознакомления детей со свойствами предметов: — обеспечить накопление

представлений о цвете, форме, величине предметов.

Разработано множество дидактических игр для развития сенсорного опыта детей, каждый

применяет их в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями.

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Обеспечить развитие умения ребенка чередовать предметы по величине.

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см)

одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к

малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол

и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и

маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые

бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-

разному.

Форма

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Побуждать ребенка чередовать предметы по форме.

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета

(диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на

нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает

ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и

приговаривая: «Шарик, кубик…».

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и

может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один

белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята

(или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она

белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут

цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что

курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую,

говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает

найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.

После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки,

ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игры с предметами:

«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с

предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной,

цветом, пространственными соотношения.

Для развития мелкой моторики используют игровые дидактические материалы:

предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания

фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками,

включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т.

д.

Для развития тактильных ощущений - природный материал: шишки, желуди, грецкие

орехи, бобы, горох, «сухой бассейн» (из пробочек), благодаря которым, дети получают

новые тактильные ощущения.

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата -

собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств

предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра

дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

Роль

дидактических

игр

в

сенсорном

воспитании

очень

велика.

Дидактическая

игра

помогает

ребенку

узнать,

как

устроен

окружающий

мир,

и

расширить

его

кругозор.

Дидактические игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития

детей.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного

воспитания являются дидактические игры.

Список используемой литературы:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка - М.: Просвещение,

1988 г.

2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: Просвещение: АО

«Учебная литература», 1996г.

</ 3. Подъяков Н.Н., Аванесова В.А. «Сенсорное воспитание в детском саду». М.,

«Просвещение».



В раздел образования