Автор: Елесина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №40
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии и пути реализации их в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии и пути реализации их
в начальной школе.
Елесина Т.А., учитель начальных классов
МОУ СОШ №40
города Саранска Республики Мордовия
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не
думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети.
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня встала важная
проблема: организация общеобразовательного процесса с учетом всех
норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья
младших школьников. Поэтому для создания условий комфортного ощущения
ребенка в школе, для полноценного развития, для сохранения и укрепления
здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельности начальной школы
внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать эти
важные проблемы.
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я ставлю
задачи:
- формирование у учащихся необходимых знаний, умения и навыков по
ведению здорового образа жизни;
- создание условий радости у детей в процессе обучения;
- научить жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- использование детьми знаний в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий.
Понятие здоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на всех
уроках
максимально
использовать
способы
и
методы
преподавания,
применяя
которые
можно
создать
условия
для
формирования
у
учащихся
ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий,
стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным,
создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление
трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о
здоровье на уроках русского языка.
1.Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там
слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть
подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые,
ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат.
Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают
здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье
и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго
живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают
национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста
«впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её
вслух всем вместе.
3. Разбор слова по составу.
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст – персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и
происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять
лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони.
Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая
её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда.
« Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует
углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово
«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое
название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух.
Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты
можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже
туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене
выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять
здоровье.
4. Формулировка и запись в тетрадь выводов о правильной жизни и здоровье
по литературным произведениям.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые
выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько
примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с
незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме
не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы,
которые вызывают кишечные заболевания.
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло
прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Одной из наиболее злободневных проблем является быстрая
утомляемость учащихся. Поэтому я на уроке регулярно чередую учебную
работу и отдых и наоборот. Учащимся приходится сидеть длительное
время за
партой в наклонной позе, а это может привезти к нарушению осанки,
ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы
ног. Чтобы эти нежелательные последствия свести к минимуму,
включаю следующие положения:
- смена посадочного места;
- посиди и походи.
Эти методики применяются при особенно большой нагрузке – на уроках
математики, русского языка, литературного чтения. Во время урока
провожу физкультминутки. Они снимают не только физическое
напряжение, но играют большую роль в развитии эмоционально-волевой
сферы. Упражнения, включенные в физкультминутку, помогают
сбросить
негативную
энергию
(раздражение,
тревожность)
и
способствуют формированию уверенности в себе.
Известно, что развитие речевых способностей зависит от развития кисти
рук. Поэтому в своей работе, много внимания уделяю упражнениям, которые
одновременно направлены на развитие речевой моторики и кисти руки. Самое
простое упражнение для рук – потереть ладонь о ладонь, а плечи при этом
поочерёдно подвигать вверх-вниз, что позволит активизировать биологически
активные точки в области спины.
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
- Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву
урока.
Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание:
если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать.
физминутки можно разделить на такие группы:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
- Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в
канву урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно
предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо
присесть, если нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие
группы:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения для мобилизации внимания;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения для мобилизации внимания;
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву
урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить
такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если
нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие группы.
Для снятия зрительного утомления:
1.
Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз);
2.
Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз)
3.
Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не
моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и
отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза);
4.
Смотреть в окно вдаль в течение минуты;
5.
Поморгать 10 -15 сек. Отдохнуть, закрыв глаза.
Упражнения для профилактики близорукости:
1.
Посмотреть вверх – вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза,
расслабиться;
2.
Посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть
глаза, поморгать, расслабиться;
3.
Круговые движения глазами по часовой стрелки и против часовой
стрелки (3 -5 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться;
4.
Движение губами вперёд, влево – вправо, вверх – вниз.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый из нас
мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны
помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здорового и
духовно развитого человека мы должны «создать и воспитать».
Литература:
1.
Карасева Т. В. Современные аспекты реализации
Здоровьесберегающих технологии
// “Начальная школа”, 2005 г., №11.
2.
Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра
// “Начальная школа”, 2006 г., №6.
3.
Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у
детей младшего школьного возраста
// “Начальная школа”, 2006 г., №8.
4.
Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе
// “Начальная школа”, 2006 г., №8.