Напоминание

Здоровьесберегающие технологии и пути реализации их в начальной школе.


Автор: Елесина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №40
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии и пути реализации их в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии и пути реализации их

в начальной школе.

Елесина Т.А., учитель начальных классов

МОУ СОШ №40

города Саранска Республики Мордовия

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не

думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее – это наши дети.

Перед начальной общеобразовательной школой сегодня встала важная

проблема: организация общеобразовательного процесса с учетом всех

норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья

младших школьников. Поэтому для создания условий комфортного ощущения

ребенка в школе, для полноценного развития, для сохранения и укрепления

здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельности начальной школы

внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать эти

важные проблемы.

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я ставлю

задачи:

- формирование у учащихся необходимых знаний, умения и навыков по

ведению здорового образа жизни;

- создание условий радости у детей в процессе обучения;

- научить жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитание культуры здоровья;

- развитие творческих способностей;

- использование детьми знаний в повседневной жизни;

- внедрение инновационных педагогических технологий.

Понятие здоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на всех

уроках

максимально

использовать

способы

и

методы

преподавания,

применяя

которые

можно

создать

условия

для

формирования

у

учащихся

ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий,

стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным,

создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление

трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о

здоровье на уроках русского языка.

1.Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там

слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть

подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые,

ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат.

Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают

здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье

и труд всё перетрут».

Или такой текст:

«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго

живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают

национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста

«впитывали» их и следовали им.

После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её

вслух всем вместе.

3. Разбор слова по составу.

Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и

происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять

лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони.

Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая

её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда.

« Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )

Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует

углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово

«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое

название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух.

Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты

можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже

туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене

выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять

здоровье.

4. Формулировка и запись в тетрадь выводов о правильной жизни и здоровье

по литературным произведениям.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые

выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько

примеров.

« Колобок».

Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с

незнакомыми людьми лучше не общаться.

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме

не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы,

которые вызывают кишечные заболевания.

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло

прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Одной из наиболее злободневных проблем является быстрая

утомляемость учащихся. Поэтому я на уроке регулярно чередую учебную

работу и отдых и наоборот. Учащимся приходится сидеть длительное

время за

партой в наклонной позе, а это может привезти к нарушению осанки,

ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы

ног. Чтобы эти нежелательные последствия свести к минимуму,

включаю следующие положения:

- смена посадочного места;

- посиди и походи.

Эти методики применяются при особенно большой нагрузке – на уроках

математики, русского языка, литературного чтения. Во время урока

провожу физкультминутки. Они снимают не только физическое

напряжение, но играют большую роль в развитии эмоционально-волевой

сферы. Упражнения, включенные в физкультминутку, помогают

сбросить

негативную

энергию

(раздражение,

тревожность)

и

способствуют формированию уверенности в себе.

Известно, что развитие речевых способностей зависит от развития кисти

рук. Поэтому в своей работе, много внимания уделяю упражнениям, которые

одновременно направлены на развитие речевой моторики и кисти руки. Самое

простое упражнение для рук – потереть ладонь о ладонь, а плечи при этом

поочерёдно подвигать вверх-вниз, что позволит активизировать биологически

активные точки в области спины.

Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

- Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву

урока.

Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание:

если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать.

физминутки можно разделить на такие группы:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

- Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в

канву урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно

предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо

присесть, если нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие

группы:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

упражнения для мобилизации внимания;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика.

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

упражнения для мобилизации внимания;

Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву

урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить

такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если

нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие группы.

Для снятия зрительного утомления:

1.

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз);

2.

Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз)

3.

Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не

моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и

отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза);

4.

Смотреть в окно вдаль в течение минуты;

5.

Поморгать 10 -15 сек. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для профилактики близорукости:

1.

Посмотреть вверх – вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза,

расслабиться;

2.

Посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть

глаза, поморгать, расслабиться;

3.

Круговые движения глазами по часовой стрелки и против часовой

стрелки (3 -5 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться;

4.

Движение губами вперёд, влево – вправо, вверх – вниз.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый из нас

мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны

помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здорового и

духовно развитого человека мы должны «создать и воспитать».

Литература:

1.

Карасева Т. В. Современные аспекты реализации

Здоровьесберегающих технологии

// “Начальная школа”, 2005 г., №11.

2.

Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

// “Начальная школа”, 2006 г., №6.

3.

Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у

детей младшего школьного возраста

// “Начальная школа”, 2006 г., №8.

4.

Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе

// “Начальная школа”, 2006 г., №8.



В раздел образования