"Арттерапия - способ лечения искусством и метод реализации творческих возможностей ребенка"
Автор: Ерохова Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с "Огонек" Населённый пункт: р.п. Линево Новосибирской области Наименование материала: статья Тема: "Арттерапия - способ лечения искусством и метод реализации творческих возможностей ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Арттерапия – способ лечения искусством и метод
реализации творческих возможностей ребенка»
Подготовила воспитатель
Ерохова Ольга Геннадьевна
МКДОУ детский сад «Огонек» р.п. Линево
2016
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень
остро.
Такие
словосочетания,
как
«здоровьесберегающие
технологии»
и
«формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с
родителями
и
с
детьми,
в
планах
воспитательной
работы
всех
педагогов
образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема
по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он
понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу
взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и
сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного
человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий
я
со
своей
стороны
хотела
бы
предложить
метод
арттерапии,
одно
из
современных направлений в оздоровлении.
Арттерапия
–
это
буквально
лечение
искусством.
Лечит
любая
творческая
деятельность – и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у
любого
ребенка,
самые
разные
проявления
нестабильности
настроения,
тревоги.
Арттерапия
как
метод
реализации
потенциальных
творческих
и
зачастую
скрытых уникальных возможностей ребенка.
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:
изотерапию
(лечебное
воздействие
средствами
искусства:
рисованием,
лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);
музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
цветотерапия (лечение путем воздействия определенного цвета).
Особенно
полезна
и
необходима
арттерапия
детям,
имеющим
личностные
проблемы, а именно проблемы общения.
Используя
формы
и
методы
арттерапии
необходимо
соблюдать
следующие
условия:
1.
Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
2.
Не должно быть принуждения.
3.
У
взрослого
должно
быть
хорошее
настроение,
когда
он
предлагает
ребенку вместе порисовать, полепить, почитать.
4.
Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.
5.
Стараться
поддерживать
любое,
даже
самое
слабое
стремление
к
творчеству
ребенка
и
если
оно
возникло,
обставляйте
его
как
очень
важное и радостное дело.
6.
Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого
ребенка.
7.
Не
только
сами
радуйтесь
«произведению»
ребенка,
но
расскажите
о
творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.
Изотерапия
–
терапия
изобразительным
творчеством,
в
первую
очередь
рисованием.
Рисование
развивает
чувственно-двигательную
координацию.
Рисование
связано
с
важнейшими
функциями
(зрительные,
двигательная
координация, мышление, речь), рисование не только способствует развитию
каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: бумага разного
формата,
краски,
карандаши,
мелки,
тонкие
и
толстые
кисти;
глина,
тесто,
пластилин и даже песок.
Лепка
–
эффективный
способ
наиболее
полной
трансформации
страха
–
в
радость, ужаса – в красоту.
Например,
вначале
занятия
необходимо
провести
непродолжительную
во
времени релаксацию со свечами и звуками живой природы. Далее дети молча
встают
и
идут
к
емкостям
с
песком.
Доливая
чуть-чуть
воды,
делают
свои
конструкции. Добавляя камни, веточки, палочки и мелкие игрушки, они создают
неповторимую
композицию.
Для
конкретизации
образа
построенную
композицию дети изображают красками на бумаге. Сочиняют и рассказывают
историю.
Большое
внимание
на
современном
этапе
оздоровления
уделяется
цветотерапии. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного
цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный
терапевтический эффект.
«Сухой
дождь»
-
шатер
из
разноцветных
атласных
лент,
расположенных
от
теплых
тонов
к
холодным.
Закрепленных
на
подвесной
горизонтальной
платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать,
перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой
«дождь», три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным),
«шустрики» заметно успокаиваются, а «мямлики» (они ходят по направлению от
холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные «струи»
стимулируют тактильные ощущения, за ними можно спрятаться от внешнего
мира.
Еще
пример
–
в
спортивном
зале
паласы
двух
цветов:
красного
и
зеленого.
Во
время
проведения
физкультурных
занятий
осуществляем
индивидуально
дифференцированный
подход
к
детям.
Для
активизации
и
повышения
физической
работоспособности
дети
«мямлики»
находятся
на
красном паласе. На зеленом паласе успокаиваются дети «шустрики».
В
заключении
хочется
сказать,
что
арт-терапевтические
техники
не
имеют
противопоказаний,
безболезненны
и
неопасны,
применимы
для
детей
и
взрослых.
Помните!
Наличие
здорового
будущего
завтра
–
это
постоянная
забота
о
физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!