Напоминание

Адаптация первокурсника


Автор: Казанцева Марина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Ангарский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Ангарск
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Адаптация первокурсника
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКА

Перемены в социально-экономической жизни России являются основой

модернизации профессионального образования в системе как высшего, так и

среднего профессионального образования Умение учиться – это овладение

основными

видами

действий:

логическими,

психологиче скими,

специфическими.

В

настоящее

время

умение

учиться,

как

никогда

востребовано в профессиональной школе. И считается, что умение учиться

должно быть сформировано к окончанию основной общеобразовательной

школы.

Современное

образование

нацелено

на

решение

таких

задач,

как

создание

условий

для

повышения

конкурентоспособности

личности,

обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование

кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. В

соответствии с этим целями кураторской деятельности являются сплочение

коллектива, формирование профессиональных качеств студентов и кураторов,

потому

что

именно

в

коллективе

создаются

оптимальные

условия

для

реализации

личностного

потенциала

и

развития

спо собно стей

(коммуникативных, организаторских, аналитических).

Это возможно при использовании активных форм работы:

тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий.

П о с кол ь ку

мн о ги е

в ы п у с к н и к и

ш кол ы ,

п о с ту п и в ш и е

в

профессиональные

учебные

заведения,

не

обладают

сформированными

в

необходимой степени универсальными учебными умениями, решение этой

проблемы

выступает

сегодня

в

качестве

самостоятельной

задачи

профессионального образования.

В условиях социально-психологической адаптации к новой образовательной

среде

студентам-первокурсникам

приходится

осмысливать

свою

новую

социальную

роль

с

помощью

адаптационных

механизмов.

Адаптация

продолжается от двух-трех недель до нескольких месяцев в зависимости от

социальной зрелости студента. Адаптироваться нужно:

Во-первых,

к

учебному

процессу,

который

во

многом

отличается

от

школьного.

Между

преподавателем

и

студентом

возникает

барьер

из-за

различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной

школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе

способы

усвоения

материала.

Необходимым

условием

успешной

деятельности

студента

является

освоение

новых

для

него

особенностей

учебы в техникуме, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и

блокирующее возможность конфликта со средой.

Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем»,

завоевать

авторитет

и

уважение

однокурсников.

Студент,

поступивший

в

техникум,

задает

себе

вопросы:

что

я

могу,

что

не

могу,

как

меня

воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других.

В-третьих,

на

протяжении

начальных

курсов

осознается

призвание

к

избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию

и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В-четвертых, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы,

быта, свободного времени.

В-пятых,

к

новым

отношениям

с

родителями,

т.к.

подросток

становится

постепенно независимой личностью.

Большая ответственность при этом возлагается на куратора группы.

Если раньше авторитет педагога был незыблем, то в настоящее время

авторитет

завоевывается

всей

деятельностью

и

личностными

качествами

педагога. Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть

профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное

отношение

к

окружающей

действительности,

быть

эрудированным

и

интересным человеком. Круг его обязанностей достаточно широк. В связи с

этим куратору необходимо:

- знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных

условий их жизнедеятельности;

постоянно

участвовать

в

жизни

группы,

обеспечивая

защищенность

интересов каждого;

работать

над

созданием

благоприятной

атмосферы

в

группе,

формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов;

постараться

создать

условия

для

максимального

развития

личности

каждого студента;

приобщать

студентов

к

участию

в

творческой

деятельности

учебного

заведения;

способствовать

формированию

у

студентов

позитивного

отношения

к

окружающей действительности;

оказывать

помощь

в

вопросах,

связанных

с

организацией

учебной

деятельности;

− организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают

проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению

учебных дисциплин.

Сложность

работы

куратора

в

среднем

профессиональном

учебном

за вед е н и и

за к л юч а е т с я

в

том ,

ч то

с туд е н т ы

п р и ход я т

у ж е

сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу

исходя из данного обстоятельства.

Перед куратором стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый

студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными

возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской

деятельности

его

главной

целью

является

помочь

студентам

правильно

организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и

всего учебного заведения.



В раздел образования