Автор: Казанцева Марина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Ангарский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Ангарск
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Адаптация первокурсника
Раздел: среднее профессиональное
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКА
Перемены в социально-экономической жизни России являются основой
модернизации профессионального образования в системе как высшего, так и
среднего профессионального образования Умение учиться – это овладение
основными
видами
действий:
логическими,
психологиче скими,
специфическими.
В
настоящее
время
умение
учиться,
как
никогда
востребовано в профессиональной школе. И считается, что умение учиться
должно быть сформировано к окончанию основной общеобразовательной
школы.
Современное
образование
нацелено
на
решение
таких
задач,
как
создание
условий
для
повышения
конкурентоспособности
личности,
обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование
кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. В
соответствии с этим целями кураторской деятельности являются сплочение
коллектива, формирование профессиональных качеств студентов и кураторов,
потому
что
именно
в
коллективе
создаются
оптимальные
условия
для
реализации
личностного
потенциала
и
развития
спо собно стей
(коммуникативных, организаторских, аналитических).
Это возможно при использовании активных форм работы:
тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий.
П о с кол ь ку
мн о ги е
в ы п у с к н и к и
ш кол ы ,
п о с ту п и в ш и е
в
профессиональные
учебные
заведения,
не
обладают
сформированными
в
необходимой степени универсальными учебными умениями, решение этой
проблемы
выступает
сегодня
в
качестве
самостоятельной
задачи
профессионального образования.
В условиях социально-психологической адаптации к новой образовательной
среде
студентам-первокурсникам
приходится
осмысливать
свою
новую
социальную
роль
с
помощью
адаптационных
механизмов.
Адаптация
продолжается от двух-трех недель до нескольких месяцев в зависимости от
социальной зрелости студента. Адаптироваться нужно:
Во-первых,
к
учебному
процессу,
который
во
многом
отличается
от
школьного.
Между
преподавателем
и
студентом
возникает
барьер
из-за
различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной
школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе
способы
усвоения
материала.
Необходимым
условием
успешной
деятельности
студента
является
освоение
новых
для
него
особенностей
учебы в техникуме, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и
блокирующее возможность конфликта со средой.
Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем»,
завоевать
авторитет
и
уважение
однокурсников.
Студент,
поступивший
в
техникум,
задает
себе
вопросы:
что
я
могу,
что
не
могу,
как
меня
воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других.
В-третьих,
на
протяжении
начальных
курсов
осознается
призвание
к
избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию
и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
В-четвертых, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы,
быта, свободного времени.
В-пятых,
к
новым
отношениям
с
родителями,
т.к.
подросток
становится
постепенно независимой личностью.
Большая ответственность при этом возлагается на куратора группы.
Если раньше авторитет педагога был незыблем, то в настоящее время
авторитет
завоевывается
всей
деятельностью
и
личностными
качествами
педагога. Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть
профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное
отношение
к
окружающей
действительности,
быть
эрудированным
и
интересным человеком. Круг его обязанностей достаточно широк. В связи с
этим куратору необходимо:
- знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных
условий их жизнедеятельности;
−
постоянно
участвовать
в
жизни
группы,
обеспечивая
защищенность
интересов каждого;
−
работать
над
созданием
благоприятной
атмосферы
в
группе,
формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов;
−
постараться
создать
условия
для
максимального
развития
личности
каждого студента;
−
приобщать
студентов
к
участию
в
творческой
деятельности
учебного
заведения;
−
способствовать
формированию
у
студентов
позитивного
отношения
к
окружающей действительности;
−
оказывать
помощь
в
вопросах,
связанных
с
организацией
учебной
деятельности;
− организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают
проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению
учебных дисциплин.
Сложность
работы
куратора
в
среднем
профессиональном
учебном
за вед е н и и
за к л юч а е т с я
в
том ,
ч то
с туд е н т ы
п р и ход я т
у ж е
сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу
исходя из данного обстоятельства.
Перед куратором стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый
студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными
возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской
деятельности
его
главной
целью
является
помочь
студентам
правильно
организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и
всего учебного заведения.