Напоминание

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека семьи и общества


Автор: Ковердяева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад "Сказка"
Населённый пункт: п.Ивня, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека семьи и общества
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация

образовательного

процесса

на

основе

духовно-

нравственных

и

социокультурных

ценностей

принятых

в

обществе

правил и норм поведения в интересах человека семьи и общества

Ковердяева Елена Михайловна

воспитатель

МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка»

п. Ивня, Белгородской области
«Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы, » - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо чувства, заданную программу - вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер - вместо необходимого человеческого общения. Технический прогресс грозит подавить качества, определяющие человеческую сущность – способность к состраданию, потребность творить и созидать, самостоятельно мыслить, иметь силу воли. Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно здесь закладывается фундамент духовности. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни. Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей Игры нравственного и духовно – нравственного содержания. ( фольклорные игры, подвижные, игры на развитие мелкой моторики) Проведение совместных праздников с родителями.
Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества. Просмотр диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки посёлку. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей. Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике. Беседы с детьми о правилах поведения. Работу с детьми можно построить по следующим направлениям: Духовно – нравственное (занятия, беседы, устные поручения). Воспитательно – оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы). Культурно – познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты,). Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам). Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе). Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогиче скую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно – нравственного воспитания малышей. Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно – нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико –
ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить такие формы работы: Основные формы работы с семьей. Родительские собрания на духовно-нравственные темы; Открытые показы воспитательно-образовательного процесса; Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; Экскурсии; Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; Индивидуальная работа с детьми (ведение тетради эмоционального развития ребенка); Совместные с родителями праздники, именины детей; Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему. Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность. Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


В раздел образования