Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека семьи и общества
Автор: Ковердяева Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад "Сказка" Населённый пункт: п.Ивня, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека семьи и общества Раздел: дошкольное образование
правил и норм поведения в интересах человека семьи и общества
Ковердяева Елена Михайловна
воспитатель
МДОУ ЦРР – детский сад «Сказка»
п. Ивня, Белгородской области
«Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то,
что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой
человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той
глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы, » - писал великий
русский педагог
К. Д. Ушинский.
Дошкольное
детство
-
это
важный
период
в
жизни
ребенка,
когда
формируются
ощущения
собственных
возможностей,
потребность
в
самостоятельной
деятельности, основные
представления
об
окружающем
мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
В
настоящее
время
современное
российское
общество
остро
переживает
кризис духовно
–
нравственных
идеалов.
И
самая
большая
опасность,
подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне
материальные ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме.
Высокий
уровень
детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Погруженный
в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо
чувства,
заданную программу
-
вместо
развития
собственной
фантазии,
телевизор и игровой компьютер - вместо необходимого человеческого общения.
Технический прогресс грозит подавить качества, определяющие человеческую
сущность – способность
к состраданию, потребность творить и созидать,
самостоятельно мыслить, иметь силу воли.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения –
одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие
личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено
к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания.
Это
направление
в
настоящее
время
наиболее
перспективно,
поскольку
связано
с
восстановлением
традиций,
уклада
жизни,
исторической
преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием
национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому
наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее
время в нашем современном обществе.
Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую
роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения
детей.
Именно здесь закладывается фундамент духовности.
Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное
русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят;
развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на
личность ребенка и помощь в социализации.
Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические
нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.
Занятия
по
познавательному
развитию
на
тему духовно – нравственного
воспитания детей
Игры нравственного и духовно – нравственного содержания. ( фольклорные
игры, подвижные, игры на развитие мелкой моторики)
Проведение совместных праздников с родителями.
Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями
и историей Отечества.
Просмотр диафильмов, использование аудиозаписей и технических
средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки посёлку.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей.
Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике.
Беседы с детьми о правилах поведения.
Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:
Духовно – нравственное (занятия, беседы, устные поручения).
Воспитательно – оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и
строительные, прогулки, экскурсии и походы).
Культурно
–
познавательные (встречи,
целевые
прогулки,
экскурсии.
Концерты,).
Нравственно
–
трудовое
(труд
по
самообслуживанию,
уборка
группы
и
территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).
Но
самое
главное
то,
что
эффективность
этого процесса
определяется
характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а
также той системой ценностей, которая лежит в его основе).
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья.
Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на
основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый
социокультурный
опыт.
Вовлечение
родителей
в
педагогиче скую
деятельность,
их
заинтересованное
участие
в
воспитательно
–
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно
стремление
к
тому,
чтобы
родители
стали
единомышленниками
и
союзниками в вопросе духовно – нравственного воспитания малышей.
Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно
– нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не
традиционные
формы
работы,
отдавая
предпочтение
практико
–
ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие
детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками
мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить
такие формы работы:
Основные формы работы с семьей.
Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы,
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-
передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Экскурсии;
Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения
опыта семейного воспитания;
Индивидуальная
работа
с
детьми (ведение
тетради
эмоционального
развития ребенка);
Совместные с родителями праздники, именины детей;
Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в
подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Здоровье
нравственное
и духовное
можно
воспитать
лишь
на основе
уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка
в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.
Развивая
у
ребёнка
стремление
к
общению
и
умение
общаться
с
окружающими
его
людьми,
важно
ставить
перед
собой
такую задачу:
воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Человек
-
существо духовное,
он
стремится
не
только
к
физическому
развитию,
но
и
к духовному
становлению.
Соединить
в
себе
личное
и
народное,
земное
и
небесное,
телесное
и духовное
-
это
естественная
потребность человека, призванного в этот мир.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в
усвоении
ребенком
вечных
человеческих ценностей:
милосердия,
сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире
духовности
и
фантазии.
Ведь
всё
лучшее,
что
начнёт
формироваться
в
детском
саду,
найдёт
своё
отражение
в
дальнейшей
жизни
и
окажет
исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные
достижения человека.