Автор: Рукосуев Юрий Меркурьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ФКП Образовательное учреждение №281
Населённый пункт: Красноярский край Богучанский район с.Чунояр
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения.
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное развитие обучающихся
средствами профессионального обучения.
Общее
образование
и
профессиональная
подготовка
осужденных,
имеют
большое
значение
для
выполнения
главной
задачи,
стоящей
перед
пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных.
Профессиональная подготовка осужденных в пенитенциарных учреждениях
и после их освобождения — важный фактор в предстоящей реформе всей
пенитенциарной
системы,
обеспечении
занятости
общественно
полезным
трудом как одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9
УИК РФ).
Общее образование осужденных как одно из основных средств, применяемых
в
системе
мер
исправительного
воздействия,
не
входит
в
содержание
наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он
направлен на обеспечение гуманной цели — помочь человеку, совершившему
преступления,
по
отбытии
наказания
стать
полезным
членом
нашего
общества.
Духовно-нравственное
воспитание
личности
–
сложный
и
многогранный
процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют
социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение,
однако решающую роль играет педагогическое, личностно-ориентированное
взаимодействие, влияние личности педагога, богатство его духовного мира,
поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо.
Новые
экономические
условия
изменили
социальный
заказ
на
будущего
специалиста. Общество с рыночными отношениями привело к изменению
профессиональной
деятельности,
а
использование
новых
технологий
в
производстве
и
управлении
ведет
к
существенным
изменениям
профессионально-квалификационных требований.
На данном этапе развития общества от каждого специалиста ждут умений
приспосабливаться
к
скоростям,
с
которыми
меняются
требования
к
профессиональной
деятельности,
и
целью
обучения
становится
развитие
способностей самостоятельно учиться и оказывать в этом помощь самому
себе. Специалист
должен
понимать
сложную
динамику
процессов
социального
и
природного
развития,
воздействовать
на
них,
адекватно
ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек
должен
обладать
умениями
оценивать
собственные
возможности
и
способности,
выбирать
критическую
позицию
и
предвосхищать
свои
достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.
В
нынешних
условиях
требуются
умения
самостоятельно
действовать
в
нестандартной, новой ситуации, при обслуживании технических объектов,
людей,
процессов,
при
управлении
ими.
Необходимыми
стали
умения
работать в коллективе, в группе, так как профессиональная деятельность на
современном
этапе
развития
общества
в
большей
степени
связана
с
кооперацией и коммуникацией с коллегами, сотрудничеством с клиентами,
посетителями и т.д.
Очевидна необходимость такого обучения, которое создавало бы условия для
осознания учащимися самого процесса обучения, позволяющего осмыслить
собственную деятельность и осознать свое место и роль в учебной ситуации,
а также возможность управлять ею, то есть своим процессом обучения.
На
лабораторно-практических
занятиях
необходимо
создать
оптимальные
условия,
для
развития
личности
обучающегося,
оказать
ему
помощь
в
самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании,
освоении широкого круга социального опыта.
Сущностная
специфика
технологии
профессионального
обучения
заключается
не
столько
в
передаче
некоторого
содержания
знаний
и
формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии
творческой
индивидуальности
и
интеллектуально-нравственной
свободы
личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
Такая технология обучения позволяет преодолеть отчуждение преподавателей
и студентов от учебной деятельности и друг от друга, а также предполагает
поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее
личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для
раскрытия
и
развития
способностей,
как
учащихся,
так
и
педагога
с
ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни.
Для достижения наиболее полного и наиболее объективного анализа оценки,
качества
и
достоверности
знаний,
которыми
овладевают
учащиеся,
преподавателю самому необходимо в совершенстве владеть современными
технологиями,
используемыми
в
образовательном
процессе
и
соответствующей
новым
реалиям
жизни
методикой
оценки
духовно-
нравственного развития личности.
Учебная
деятельность
является
одним
из
основных
средств
включения
обучающихся
в
систему
общественных
отношений,
в
коллективную
деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в
основе любой совместной деятельности.
Среди
с амых
изве стных
важных
и
эффективных
п р и н ц и п о в
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
о бу ч е н и я
м о ж н о
в ы д е л и т ь
п р и н ц и п ы
целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности
и
последовательности,
учёта
возрастных
и
индивидуальных
различий
и
другие,
имеющие
универсальное
значение,
независимо
от
видов
и
форм
подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.
Специфика деятельности педагога профессионального образования состоит в
том,
что
он
выполняет
функции
инструктора-наставника,
обучающего
учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-
воспитательного процесса. В соответствии с этим ему необходимо обладать
определенными
качествами
(способностями)
к
тому
и
другому
виду
деятельности.
Личностные
качества,
определяющие
педагогическую
направленность
личности
педагога:
расположенность
к
учащимся,
требовательность,
принципиальность,
справедливость,
выдержка
и
самообладание,
настойчивость, стремление к самосовершенствованию.
Организационно - коммуникативные качества, выполняющие функцию
общения
и
организаторскую
функцию:
умение
организовать
учащихся,
понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения,
умение влиять на учащихся.
Дидактические
качества,
необходимые
для
реализации
обучающей
функции педагога: владение базовой профессией, умение объяснять, умение
показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.[4]
Учеба, труд в учебных мастерских, практика на производстве, внеклассные
мероприятия,
участие
в
работе
общественных
объединений
–
все
это
помогает успешно формировать отношение к труду как к ценности.
Воспитание
готовности
трудиться
включает
в
себя
три
взаимосвязанных
стороны:
- моральная готовность, т.е. стремление выполнять свои профессиональные
обязанности наилучшим образом, умение трудиться в коллективе, высокое
чувство ответственности за результаты своего труда, чувство собственного
достоинства как профессионала.
- психологическая
готовность –
сформированность
таких
качеств,
как
настойчивость,
дисциплинированность,
внимательность,
аккуратность,
выдержка,
решительность,
инициатива,
высокая
степень
самоконтроля,
самоанализа, самокритичности.
- профессиональная
готовность –
умение
планировать
свой
т руд,
контролировать процесс и результаты работы, творчески решать трудовые
задачи.
Использование
педагогических
технологий
на
основе
активизации
познавательной
деятельности
учащихся,
заданий
исследовательского
и
творческого характера, проблемного метода обучения, метода проектов и т.п.;
воздействие
на
эмоции
учащихся
через
историю
зарождения
профессии,
перспективы
ее
развития,
содержание
труда;
проведение
диагностики
и
оценки деятельности учащихся через метод наблюдений, метод тестирования,
метод
анкетирования,
метод
анализа
продуктов
деятельности
учащихся
способствуют
развитию
устойчивого
интереса
и
творческого
подхода
к
избранной профессии.
Таким
образом,
педагог
профессионального
образования
должен
владеть
передовыми
технологиями
обучения.
Ставя
перед
учениками
отдаленные
задачи, педагоги должны умело вовлекать их в активный поиск способов
решения
задач,
тем
самым
воспитывая
в
учащихся
целеустремленность,
интерес и желание постигать основы мастерства, узнавать и создавать новое.
Литература
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.
2. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к
самообразованию [Текст] / В. Б. Бондаревский. — М., 2005.
3.
Демидко, М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в
средних специальных учебных заведениях: Метод. рекомендации. – Мн.:
РИПО, 2001.
4.
Зимняя
И.А.
Педагогическая
психология.
--
Ростов-на
-
Дону:
Феникс,2004.-480с.
5.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
г р а ж д а н и н а
Ро с с и и
/ А . Я .
Д а н и л ю к ,
А . М .
Ко н д а ко в ,
В . А .
Тишков.- М.:Просвещение, 2011.