Напоминание

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения.


Автор: Рукосуев Юрий Меркурьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ФКП Образовательное учреждение №281
Населённый пункт: Красноярский край Богучанский район с.Чунояр
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами профессионального обучения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственное развитие обучающихся

средствами профессионального обучения.

Общее

образование

и

профессиональная

подготовка

осужденных,

имеют

большое

значение

для

выполнения

главной

задачи,

стоящей

перед

пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных.

Профессиональная подготовка осужденных в пенитенциарных учреждениях

и после их освобождения — важный фактор в предстоящей реформе всей

пенитенциарной

системы,

обеспечении

занятости

общественно

полезным

трудом как одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9

УИК РФ).

Общее образование осужденных как одно из основных средств, применяемых

в

системе

мер

исправительного

воздействия,

не

входит

в

содержание

наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он

направлен на обеспечение гуманной цели — помочь человеку, совершившему

преступления,

по

отбытии

наказания

стать

полезным

членом

нашего

общества.

Духовно-нравственное

воспитание

личности

сложный

и

многогранный

процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют

социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение,

однако решающую роль играет педагогическое, личностно-ориентированное

взаимодействие, влияние личности педагога, богатство его духовного мира,

поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо.

Новые

экономические

условия

изменили

социальный

заказ

на

будущего

специалиста. Общество с рыночными отношениями привело к изменению

профессиональной

деятельности,

а

использование

новых

технологий

в

производстве

и

управлении

ведет

к

существенным

изменениям

профессионально-квалификационных требований.

На данном этапе развития общества от каждого специалиста ждут умений

приспосабливаться

к

скоростям,

с

которыми

меняются

требования

к

профессиональной

деятельности,

и

целью

обучения

становится

развитие

способностей самостоятельно учиться и оказывать в этом помощь самому

себе. Специалист

должен

понимать

сложную

динамику

процессов

социального

и

природного

развития,

воздействовать

на

них,

адекватно

ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек

должен

обладать

умениями

оценивать

собственные

возможности

и

способности,

выбирать

критическую

позицию

и

предвосхищать

свои

достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

В

нынешних

условиях

требуются

умения

самостоятельно

действовать

в

нестандартной, новой ситуации, при обслуживании технических объектов,

людей,

процессов,

при

управлении

ими.

Необходимыми

стали

умения

работать в коллективе, в группе, так как профессиональная деятельность на

современном

этапе

развития

общества

в

большей

степени

связана

с

кооперацией и коммуникацией с коллегами, сотрудничеством с клиентами,

посетителями и т.д.

Очевидна необходимость такого обучения, которое создавало бы условия для

осознания учащимися самого процесса обучения, позволяющего осмыслить

собственную деятельность и осознать свое место и роль в учебной ситуации,

а также возможность управлять ею, то есть своим процессом обучения.

На

лабораторно-практических

занятиях

необходимо

создать

оптимальные

условия,

для

развития

личности

обучающегося,

оказать

ему

помощь

в

самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании,

освоении широкого круга социального опыта.

Сущностная

специфика

технологии

профессионального

обучения

заключается

не

столько

в

передаче

некоторого

содержания

знаний

и

формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии

творческой

индивидуальности

и

интеллектуально-нравственной

свободы

личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Такая технология обучения позволяет преодолеть отчуждение преподавателей

и студентов от учебной деятельности и друг от друга, а также предполагает

поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее

личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для

раскрытия

и

развития

способностей,

как

учащихся,

так

и

педагога

с

ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни.

Для достижения наиболее полного и наиболее объективного анализа оценки,

качества

и

достоверности

знаний,

которыми

овладевают

учащиеся,

преподавателю самому необходимо в совершенстве владеть современными

технологиями,

используемыми

в

образовательном

процессе

и

соответствующей

новым

реалиям

жизни

методикой

оценки

духовно-

нравственного развития личности.

Учебная

деятельность

является

одним

из

основных

средств

включения

обучающихся

в

систему

общественных

отношений,

в

коллективную

деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в

основе любой совместной деятельности.

Среди

с амых

изве стных

важных

и

эффективных

п р и н ц и п о в

п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

о бу ч е н и я

м о ж н о

в ы д е л и т ь

п р и н ц и п ы

целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности

и

последовательности,

учёта

возрастных

и

индивидуальных

различий

и

другие,

имеющие

универсальное

значение,

независимо

от

видов

и

форм

подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

Специфика деятельности педагога профессионального образования состоит в

том,

что

он

выполняет

функции

инструктора-наставника,

обучающего

учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-

воспитательного процесса. В соответствии с этим ему необходимо обладать

определенными

качествами

(способностями)

к

тому

и

другому

виду

деятельности.

Личностные

качества,

определяющие

педагогическую

направленность

личности

педагога:

расположенность

к

учащимся,

требовательность,

принципиальность,

справедливость,

выдержка

и

самообладание,

настойчивость, стремление к самосовершенствованию.

Организационно - коммуникативные качества, выполняющие функцию

общения

и

организаторскую

функцию:

умение

организовать

учащихся,

понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения,

умение влиять на учащихся.

Дидактические

качества,

необходимые

для

реализации

обучающей

функции педагога: владение базовой профессией, умение объяснять, умение

показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.[4]

Учеба, труд в учебных мастерских, практика на производстве, внеклассные

мероприятия,

участие

в

работе

общественных

объединений

все

это

помогает успешно формировать отношение к труду как к ценности.

Воспитание

готовности

трудиться

включает

в

себя

три

взаимосвязанных

стороны:

- моральная готовность, т.е. стремление выполнять свои профессиональные

обязанности наилучшим образом, умение трудиться в коллективе, высокое

чувство ответственности за результаты своего труда, чувство собственного

достоинства как профессионала.

- психологическая

готовность

сформированность

таких

качеств,

как

настойчивость,

дисциплинированность,

внимательность,

аккуратность,

выдержка,

решительность,

инициатива,

высокая

степень

самоконтроля,

самоанализа, самокритичности.

- профессиональная

готовность

умение

планировать

свой

т руд,

контролировать процесс и результаты работы, творчески решать трудовые

задачи.

Использование

педагогических

технологий

на

основе

активизации

познавательной

деятельности

учащихся,

заданий

исследовательского

и

творческого характера, проблемного метода обучения, метода проектов и т.п.;

воздействие

на

эмоции

учащихся

через

историю

зарождения

профессии,

перспективы

ее

развития,

содержание

труда;

проведение

диагностики

и

оценки деятельности учащихся через метод наблюдений, метод тестирования,

метод

анкетирования,

метод

анализа

продуктов

деятельности

учащихся

способствуют

развитию

устойчивого

интереса

и

творческого

подхода

к

избранной профессии.

Таким

образом,

педагог

профессионального

образования

должен

владеть

передовыми

технологиями

обучения.

Ставя

перед

учениками

отдаленные

задачи, педагоги должны умело вовлекать их в активный поиск способов

решения

задач,

тем

самым

воспитывая

в

учащихся

целеустремленность,

интерес и желание постигать основы мастерства, узнавать и создавать новое.

Литература

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //

Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.

2. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к

самообразованию [Текст] / В. Б. Бондаревский. — М., 2005.

3.

Демидко, М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в

средних специальных учебных заведениях: Метод. рекомендации. – Мн.:

РИПО, 2001.

4.

Зимняя

И.А.

Педагогическая

психология.

--

Ростов-на

-

Дону:

Феникс,2004.-480с.

5.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

г р а ж д а н и н а

Ро с с и и

/ А . Я .

Д а н и л ю к ,

А . М .

Ко н д а ко в ,

В . А .

Тишков.- М.:Просвещение, 2011.



В раздел образования