Автор: Войликова Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Уравнения и неравенства с параметром"
Раздел: полное образование
Комитет образования администрации города Тамбова
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждена на методическом совете
«___»__________ 2009 г. протокол № ___
Программа дополнительного образования
«Уравнения и неравенства с параметром»
для учащихся 16 – 17 лет
Программу разработала учитель математики
высшей квалификационной категории
Войликова Елена Владимировна
ТАМБОВ
–
2009
Пояснительная записка
Актуальность программы
Уравнения и неравенства с параметрами в последние годы включены в
материалы ЕГЭ по математике, предлагаются на вступительных экзаменах в
вузы. При этом названные уравнения и неравенства часто оказываются более
высокой степени сложности, чем те, что рассматриваются в школьном курсе
математики,
так
как
школьная
программа
не
предусматривает
выработки
прочных
навыков
решения
уравнений
и
неравенств
с
параметрами
всеми
учащимися. В связи с этим
их решение для многих учащихся становится
проблематичным.
Для
успешного
решения
уравнений
и
неравенств
с
параметрами
важно
владеть
различными
методами
решения:
стандартными
аналитическими,
логическими,
графическими,
методами,
использующими
свойства
функций.
Также
необходимо
уметь
определять
целесообразность
применения тех или иных методов при решении конкретных примеров.
Необходимость
введения
данного
курса
объясняется
потребностью
формирования у учащихся опыта решения задач по данной теме, что является
одним из направлений совершенствования системы подготовки учащихся к
продолжению своего образования и самообразования.
Программа
дополнительного
образования
интеллектуально-
познавательной
направленности
«Уравнения
и
неравенства
с
параметрами»
содействует
наиболее
полному
и
системному
изучению
алгоритмов
решения
уравнений
и
неравенств
с
параметрами,
сохранению
единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы
учащихся и учителей,
предоставляет широкие возможности для реализации
различных подходов к формированию системы знаний, умений и способов
деятельности, развития и социализации учащихся.
Основная цель программы
состоит в углублении и систематизации
знаний
по
теории
и
алгоритмам
решения
уравнений
и
неравенств
с
параметрами самой разнообразной структуры, выработке умения решать не
только типовые задания, но и повышенного уровня сложности.
Основные задачи программы:
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе
самостоятельного
приобретения
знаний
и
умений
с
использованием
различных
источников
информации,
в
том
числе
средств
современных
информационных технологий;
воспитывать
навыки
сотрудничества
в
процессе
совместной
работы,
уважительного отношения к мнению одноклассников, способности давать
оценку предложенным вариантам решения;
подготовить
учащихся
к
выполнению
заданий,
предлагаемых
на
ЕГЭ
и
вступительных экзаменах в вузы, к обучению в профессиональном учебном
заведении;
воспитание
убежденности в возможности познания сложных вопросов
математики, в необходимости разумного использования полученных знаний
в различных ситуациях;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач;
воспитание у учащихся в ответственный период социального взросления
потребности в самоопределении и самосовершенствовании.
Структура программы
Образовательная
программа
дополнительного
образования
детей
интеллектуально-познавательной направленности «Уравнения и неравенства с
параметрами» включает четыре раздела:
пояснительную записку;
требования к программе и методические основы;
основное содержание с примерным распределением часов по курсу;
аттестация учащихся.
Новизна для учащихся
Программа
включает
новые
знания,
не
содержащиеся
в
базовых
программах. В ней содержится серьезный материал познавательного характера,
существенно расширяющий кругозор, эрудицию ученика.
Мотивирующий потенциал
Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес.
Полнота содержания
Программа
содержит
знания,
необходимые
для
до стижения
запланированных
в
ней
целей
подготовки,
включая
методики
организации
занятий
(педагогические
технологии:
развивающего
обучения,
критического
мышления), способствующие социологизации личности ученика.
Научность содержания
В учебном материале программы допускается рассмотрение вопросов, не
нашедших разрешения в процессе изучения темы во время урока. Основное
требование – весь рассматриваемый материал должен носить научный характер.
Инвариантность
Материал
программы
может
применяться
для
различных
групп
школьников, что достигается обобщенностью включенных в него знаний.
Практическая направленность курса
Программа
позволяет
проиллюстрировать
область
применения
предъявляемых знаний на примере решения задач прикладного характера.
Определяемые результаты и способы их проверки
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-
ориентированного
подходов;
освоение
учащимися
интеллектуальной
и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми
при решении практических задач.
Учащиеся должны
знать:
основные понятия изучаемой темы;
методы исследования, используемые при решении уравнений и неравенств с
параметрами.
Учащиеся должны
владеть навыками:
планирования изучения объема нового материала;
работы с научной и справочной литературой;
работы
с
материалами,
представленными
на
мультимедийных
учебных
дисках и Интернет – ресурсами по данной теме.
Методические основы программы
Данный курс не является привычным для учащихся. Его основная цель –
не
добиваться
заучивания
алгоритмов
решения
уравнения
и
неравенств
с
параметрами, а сделать так, чтобы дети поняли идею решения данного вида
сложных задач. Поняли, что эти знания имеют непосредственное отношение к
их
самоопределению
и
самосовершенствованию.
Научить
анализировать
необходимость применения различных методов решения задач с параметрами.
Для
реализации
этой
цели
были
выбраны
методы
работы,
которые
отвечают следующим требованиям:
заставляют задуматься над обозначенной проблемой;
позволяют
детям
сформулировать
свое
собственное
мнение
при
выборе
решения
задачи
и
свободно
его
высказывать,
выдвигать
и
обосновывая
необходимость использования тех или иных методов;
учат детей общаться друг с другом;
создают атмосферу равноправия и уважения.
Это активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к
материалу
и
создают
оптимальные
условия
для
самостоятельной
работы
учащихся:
работа в малых группах по рассмотрению отдельного вида заданий;
творческие работы, которые предполагают самостоятельный поиск решения
задач с использованием соответствующей литературы;
творческие
работы,
которые
предполагают
самостоятельное
составление
заданий по теме и их варианты решения;
индивидуально выполняемые задания по теме;
обсуждение вариантов решения заданий, предложенных одноклассниками.
Инструментом для вовлечения учащихся в познавательную деятельность
служат
использование
наряду
с
традиционными
формами
организации
обучения,
инновационные
формы
и
методы,
творческий
подход
к
их
применению.
Методические пособия, техническое оснащение
комплекты
пособий
для
выполнения
самостоятельных,
тестовых
и
контрольных заданий;
книги для чтения «За страницами учебника математики»;
литература естественно-научного содержания;
справочные
пособия
(математическая
энциклопедия,
справочники
по
математике);
тематические таблицы;
мультимедийные обучающие программы и электронные учебники;
слайды по различным разделам курса математики;
персональный компьютер.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных
умений
и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций. Приоритетами для данного курса являются:
познавательная деятельность;
информационно – коммуникативная деятельность;
рефлексивная деятельность.
Программа рассчитана на 2 учебных года в количестве 144 учебных
часов (2 часа в неделю); 10 класс – 72 учебных часа (2 часа в неделю);
11 класс – 72 учебных часа (2 часа в неделю).
Данный
курс
адресован
учащимся
10
–
11
классов
физико
–
математического, химико – биологического, технологического профилей, для
удовлетворения их индивидуальных интересов к математике и ее практических
приложений на основе углубленного изучения.
Программой
предусмотрены
по
каждой
теме
практические
занятия,
закрепляющие теоретические знания учащихся, среди них:
работа с учебником;
работа с научной и справочной литературой;
работа
с
мультимедийными
обучающими
программами
и
электронными
учебниками.
Текущий
контроль
усвоения
материала
можно
осуществлять
в
процессе
выполнения
практических
заданий
и
в
процессе
выполнения
дидактических тестов.
Итоговой формой контроля
является выполнение самостоятельных,
тестовых и контрольных заданий.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
Уравнения и неравенства
с параметром
№
Название темы
Теория
Практика
Всего
1
Тригонометрические уравнения.
3
4
7
2
Тригонометрические
уравнения
с
параметром.
3
8
11
3
Задачи
на
определение
количества
решений уравнений с параметром.
3
8
11
4
Тригонометрические
уравнения
с
модулем с параметром.
4
8
12
5
Тригонометрические неравенства.
3
4
7
6
Тригонометрические
неравенства
с
параметром.
3
8
11
7
Тригонометрические
неравенства
с
модулем с параметром.
4
9
13
Итого
23
49
72
Второй год обучения
Уравнения и неравенства с параметром.
№
Название темы
Теория
Практика
Всего
1
Ур а в н е н и я
в ы с ш и х
с т е п е н е й
с
параметром.
2
2
4
2
П о к а з а т е л ь н ы е
у р а в н е н и я
с
параметром.
2
4
6
3
Ло г а р и ф м и ч е с к и е
у р а в н е н и я
с
параметром.
2
4
6
4
И р р а ц и о н а л ь н ы е
у р а в н е н и я
с
параметром.
3
5
8
5
Системы уравнений с параметром.
2
4
6
6
Задачи
на
определение
количества
решений уравнений с параметром.
3
4
7
7
Уравнения с модулем с параметром.
3
4
7
8
Неравенства
высших
степеней
с
параметром.
2
4
6
9
П о к а з а т е л ь н ы е
н е р а в е н с т в а
с
параметром.
3
4
7
10
Логарифмиче ские
неравенства
с
параметром.
3
4
7
11
Иррациона льные
неравенства
с
параметром.
3
5
8
Итого
28
44
72
Содержание курса
Первый год обучения
10 класс
Уравнения и неравенства с параметром. (72 ч)
Тригонометрические
уравнения.
Тригонометрические
уравнения с параметром. Задачи на определение количества
решений уравнений с параметром. (29 ч)
Теория
.
Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрическое
уравнение с параметром. Количество решений уравнений с параметром.
Практика
.
Решение тригонометрических уравнений различными методами.
Решение тригонометрических уравнений с параметром.
Тригонометрические уравнения с модулем с параметром.
(12 ч)
Теория
.
Модуль
(абсолютная
величина)
числа.
Уравнения
с
модулем
с
параметром.
Практика
.
Решение
тригонометрических
уравнений
с
модулем
с
параметром различными методами.
Тригонометрические
неравенства.
Тригонометрические
неравенства с параметром. (18 ч)
Теория
.
Простейшие тригонометрические неравенства. Тригонометрические
неравенства с параметром.
Практика
.
Решение
тригонометрических
неравенств.
Решение
тригонометрических неравенств с параметром различными методами.
Тригонометрические неравенства с модулем с параметром.
(13 ч)
Теория
.
Модуль (абсолютная величина) числа. Неравенства с модулем с
параметром. Методы решения неравенств с параметром.
Практика
.
Решение
тригонометрических
неравенств
с
модулем
с
параметром различными методами.
Второй год обучения
11 класс
Уравнения и неравенства с параметром. (72 ч)
Уравнения высших степеней с параметром. (4 ч)
Теория
.
Уравнения
высших
степеней
Методы
решения
уравнений
с
параметром.
Практика
.
Решение уравнений высших степеней с параметром различными
методами.
Показательные уравнения с параметром. (6 ч)
Теория
.
Показательные
уравнения.
Методы
решения
показательных
уравнений.
Использование
свойств
и
графиков
функций
при
решении
показательных уравнений. Показательные уравнения с параметром.
Практика
.
Решение показательных уравнений с параметром различными
методами.
Логарифмические уравнения с параметром. (6 ч)
Теория
.
Логарифмические уравнения. Методы решения логарифмических
уравнений.
Использование
свойств
и
графиков
функций
при
решении
логарифмических уравнений. Логарифмические уравнения с параметром.
Практика
.
Решение логарифмических уравнений с параметром различными
методами.
Иррациональные уравнения с параметром. (8 ч)
Теория
.
Иррациональные
уравнения.
Методы
решения
иррациональных
уравнений.
Использование
свойств
и
графиков
функций
при
решении
иррациональных уравнений. Иррациональные уравнения с параметром.
Практика
.
Решение иррациональных уравнений с параметром различными
методами.
Системы уравнений с параметром. (6 ч)
Теория
.
Системы уравнений. Основные приемы решения систем уравнений.
Системы уравнений с параметром.
Практика
.
Решение систем уравнений с параметром различными методами.
Задачи
на
определение
количества
решений
уравнений
с
параметром. (7 ч)
Теория
.
Задачи
на
определение
количества
решений
уравнений
с
параметром с использованием свойств и графиков функций.
Практика
.
Решение задач на определение количества решений уравнений с
параметром.
Уравнения с модулем с параметром. (7 ч)
Теория
.
Модуль
(абсолютная
величина)
числа.
Уравнения
с
модулем
с
параметром.
Практика
.
Решение уравнений с модулем с параметром.
Неравенства высших степеней с параметром. (6 ч)
Теория
.
Неравенства
высших
степеней.
Методы
решения
неравенств
высших степеней с параметром.
Практика
.
Решение неравенств высших степеней с параметром различными
методами.
Показательные неравенства с параметром. (7 ч)
Теория
.
Показательные
неравенства.
Приемы
решения
показательных
неравенств.
Использование
свойств
и
графиков
функций
при
решении
показательных неравенств. Показательные неравенства с параметром.
Практика
.
Решение показательных неравенств с параметром различными
методами.
Логарифмические неравенства с параметром. (7 ч)
Теория
.
Решение
логарифмических
неравенств.
Приемы
решения
логарифмических неравенств. Использование свойств и графиков функций при
решении
логарифмических
неравенств.
Логарифмические
неравенства
с
параметром.
Практика
.
Решение
логарифмических
неравенств
с
параметром
различными методами.
Иррациональные неравенства с параметром. (8 ч)
Теория
.
Иррациональные неравенства. Приемы решения иррациональных
неравенств.
Использование
свойств
и
графиков
функций
при
решении
иррациональных неравенств. Иррациональные неравенства с параметром.
Практика
.
Решение иррациональных неравенств с параметром различными
методами.
Методическое обеспечение программы
10 класс
№
Компоненты
Содержание
1
Наименование раздела
Т р и г о н о м е т р и ч е с к и е
у р а в н е н и я .
Тр и г о н о м е т р и ч е с к и е
у р а в н е н и я
с
параметром.
Задачи
на
определение
к о л и ч е с т в а
р е ш е н и й
у р а в н е н и й
с
параметром.
2
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу определения количества
решений уравнений с параметром.
3
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
4
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
5
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
6
Наименование раздела
Тригонометрические уравнения с модулем с
параметром.
7
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся
по
вопросу
тригонометрических
уравнений с модулем с параметром.
8
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
9
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
10
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
11
Наименование раздела
Тр и го н о м е т р и ч е с к и е
н е р а в е н с т в а .
Тригономет риче ские
неравенства
с
параметром.
12
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся
по
вопросу
тригонометрических
неравенств с параметром.
13
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
14
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
15
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
16
Наименование раздела
Тригонометрические неравенства с модулем
с параметром.
17
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся
по
вопросу
тригонометрических
неравенств с модулем с параметром.
18
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
19
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
20
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
11 класс
№
Компоненты
Содержание
1
Наименование раздела
Уравнения высших степеней с параметром.
2
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
3
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
4
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
5
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
6
Наименование раздела
Показательные уравнения с параметром.
7
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
у ч а щ и хс я
п о
во п р о су
р а ц и о н а л ь н ы х
неравенств с параметром.
8
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
9
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
10
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
11
Наименование раздела
Логарифмические уравнения с параметром.
12
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся
по
вопросу
неравенств
второй
степени с параметром.
13
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
14
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
15
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
16
Наименование раздела
Иррациональные уравнения с параметром.
17
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся
по
вопросу
иррациональных
неравенств с параметром.
18
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
19
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
20
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
21
Наименование раздела
Системы уравнений с параметром.
22
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу неравенств с модулем с
параметром.
23
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
24
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
25
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
26
Наименование раздела
Задачи на определение количества решений
уравнений с параметром.
27
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
28
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
29
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
30
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
31
Наименование раздела
Уравнения с модулем с параметром.
32
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
33
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
34
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
35
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
36
Наименование раздела
Н е р а в е н с т в а
в ы с ш и х
с т е п е н е й
с
параметром.
37
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
38
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
39
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
40
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
41
Наименование раздела
Показательные неравенства с параметром.
42
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
43
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
44
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
45
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
46
Наименование раздела
Л о г а р и ф м и ч е с к и е
н е р а в е н с т в а
с
параметром.
47
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
48
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
49
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
т а б л и ц ы ,
к о м п ь ю т е р ,
п р о е к т о р ,
экран,чертежные
инструменты,
сообщения
учащихся по теме, дидактические материалы.
50
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
51
Наименование раздела
И р р а ц и о н а л ь н ы е
н е р а в е н с т в а
с
параметром.
52
Формы занятий
Лекция
учителя
с
дополнением
сообщений
учащихся по вопросу линейных неравенств с
параметром.
53
Методы и приемы
учитель
ученик
Погружение
ученика
в
изучаемый
вопрос,
беседа, математичес –
кое
моделирование,
создание
ситуации
успеха,
заинтересо
–
ванности,
ситуации
интеллектуального
характера.
Наблюдение,
решение
упражнений
по
теме,
оформление решения с
помощью
графиков,
графическая
работа,
иллюстрирование уп –
ражнений,
работа
с
дополнительной лите –
ратурой.
54
Оборудование
Система упражнений, электронные учебники,
таблицы,
компьютер,
проектор,
экран,
чертежные инструменты, сообщения учащихся
по теме, дидактические материалы.
55
Ф о р м ы
п о д в е д е н и я
итогов
Выполнение
самостоятельных,
контрольных,
практических
работ,
тестовых
заданий,
представление
собственных
творче ских
заданий, создание презентаций.
Литература для учителя
1.
Математика
в
понятиях,
определениях
и
терминах.
Часть I.
Библиотека
учителя математики. Пособие для учителей. Под редакцией Л.В. Сабинина.
М.: Просвещение, 1978.
2.
Математика
в
понятиях,
определениях
и
терминах.
Часть II. Библиотека
учителя математики. Пособие для учителей. Под редакцией Л.В. Сабинина.
М.: Просвещение, 1982.
3. А.Г Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В двух
ч а с тя х .
Ч а с т ь I.
Учебник
для
общеобразовательных
учреждений
(профильный уровень). – М.: Просвещение, 2006.
4.
А.Г
Мордкович,
Л.О.
Денищева,
Л.И.
Звавич,
Т.А.
Корешкова,
Т.Н.
Мишустина, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 10
класс.
В
двух
частях.
Часть II.
Задачник
для
общеобразовательных
учреждений (профильный уровень). – М.: Просвещение, 2006.
5. А.Г Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух
ч а с тя х .
Ч а с т ь I.
Учебник
для
общеобразовательных
учреждений
(профильный уровень). – М.: Просвещение, 2007.
6.
А.Г
Мордкович,
Л.О.
Денищева,
Л.И.
Звавич,
Т.А.
Корешкова,
Т.Н.
Мишустина, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 11
класс.
В
двух
частях.
Часть II.
Задачник
для
общеобразовательных
учреждений (профильный уровень). – М.: Просвещение, 2006.
7. Алгебра и математический анализ. 10 класс. Учебное пособие для учащихся
школ и классов с углубленным изучением математики. Под редакцией Н.Я.
Виленкина. – М.: Просвещение, 1993.
8. Алгебра и математический анализ. 11 класс. Учебное пособие для учащихся
школ и классов с углубленным изучением математики. Под редакцией Н.Я.
Виленкина. – М.: Просвещение, 1993.
9. А.П. Карп. Сборник задач по алгебре и началам анализа. Учебное пособие
для учащихся школ и классов с углубленным изучением курса математики.
М.: Просвещение, 1995.
10. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. Учебное пособие.
Под редакцией М.И. Сканави. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»:
Мир и Образование, 2002.
11. В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. Практикум по элементарной математике.
Алгебра.
Тригонометрия.
Учебное
пособие
для
студентов
физико
–
математических специальностей педагогических институтов и учителей.
М.: Просвещение, 1995.
12.
П.И.
Самсонов.
Математика:
Полный
курс
логарифмов.
Естественно
–
научный профиль. – М.: Школьная Пресса, 2005.
13.
С.И.
Колесникова.
Математика.
Решение
сложных
задач
Единого
государственного экзамена. – М.: Айрис – пресс, 2005.
14.
В.С.
Крамор.
Примеры
с
параметрами
и
их
решения.
Пособие
для
поступающих в вузы. – М.: АРКТИ, 2001.
15. Е.Е. Мордовина. Уравнения и неравенства с параметром. Учебное пособие.
ТОИПКРО, 2002.
16. Д.Т. Письменный. Готовимся к экзамену по математике. – М.: Рольф, 1997.
17. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к
экзамену. – М.: Айрис – пресс, 2003.
18. Алгебра и начала анализа. Сборник задач для подготовки и проведения
итоговой аттестации за курс средней школы. Под редакцией С.А. Шестакова.
– М.: МИОО МЦНМО «Интерактивная линия», 2002.
19. Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова. Сборник для подготовки и
проведения
письменного
экзамена
по
математике
(курс
А)
и
алгебре
и
началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа,
2001.
20. В.А. Клейменов. Математика. Решение задач повышенной сложности.
М.: «Интеллект – Центр», 2004.
21.
С.И.
Колесникова.
Математика.
Решение
сложных
задач
Единого
государственного экзамена. – М.: Айрис – пресс, 2005.
22. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы
по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. – М.: Илекса, 2005.
23. Дегтяренко В.А. Три решения одной задачи с параметром. – Математика в
школе, 2001, № 5.
24. Евсеева А.И. Уравнения с параметрами. – Математика в школе, 2003, № 7.
25. Епифанова Т.Н. Графические методы решения задач с параметрами.
Математика в школе, 2003, № 7.
26. Зубов А.Б. Использование симметрии при анализе систем с параметрами.
Математика в школе, 2002, № 5.
27. Кожухова С.А., Кожухов С.К. Свойства функций в задачах с параметром.
Математика в школе, 2003, № 7.
28.
Мещерякова
Г.П.
Задачи
с
параметром,
сводящиеся
к
квадратным
уравнениям. – Математика в школе, 2001, № 5.
29. Постникова С.Я. Уравнения с параметрами на факультативных занятиях.
Математика в школе, 2002, № 8.
30. Феоктистов И.Е. Задачи с параметрами в геометрии. – Математика в школе,
2002, № 5.
31. Шабунин М.И. Уравнения и системы уравнений с параметрами.
Математика в школе, 2003, № 3.
Литература для ученика
1. А.Г Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В двух
ч а с тя х .
Ч а с т ь I.
Учебник
для
общеобразовательных
учреждений
(профильный уровень). – М.: Просвещение, 2006.
2.
А.Г
Мордкович,
Л.О.
Денищева,
Л.И.
Звавич,
Т.А.
Корешкова,
Т.Н.
Мишустина, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 10
класс.
В
двух
частях.
Часть II.
Задачник
для
общеобразовательных
учреждений (профильный уровень). – М.: Просвещение, 2006.
3. А.Г Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух
ч а с тя х .
Ч а с т ь I.
Учебник
для
общеобразовательных
учреждений
(профильный уровень). – М.: Просвещение, 2007.
4.
А.Г
Мордкович,
Л.О.
Денищева,
Л.И.
Звавич,
Т.А.
Корешкова,
Т.Н.
Мишустина, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа. 11
класс.
В
двух
частях.
Часть II.
Задачник
для
общеобразовательных
учреждений (профильный уровень). – М.: Просвещение, 2006.
5. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для
учащихся школ и классов с углубленным изучением курса математики.
М.: Просвещение, 1995.
6. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. Учебное пособие.
Под редакцией М.И. Сканави. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»:
Мир и Образование, 2002.
7. В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. Практикум по элементарной математике.
Алгебра.
Тригонометрия.
Учебное
пособие
для
студентов
физико
–
математических специальностей педагогических институтов и учителей.
М.: Просвещение, 1995.
8.
П.И.
Самсонов.
Математика:
Полный
курс
логарифмов.
Естественно
–
научный профиль. – М.: Школьная Пресса, 2005.
9.
С.И.
Колесникова.
Математика.
Решение
сложных
задач
Единого
государственного экзамена. – М.: Айрис – пресс, 2005.
10.
В.С.
Крамор.
Примеры
с
параметрами
и
их
решения.
Пособие
для
поступающих в вузы. – М.: АРКТИ, 2001.
11. Е.Е. Мордовина. Уравнения и неравенства с параметром. Учебное пособие.
ТОИПКРО, 2002.
12. Д.Т. Письменный. Готовимся к экзамену по математике. – М.: Рольф, 1997.
13. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к
экзамену. – М.: Айрис – пресс, 2003.
14. Алгебра и начала анализа. Сборник задач для подготовки и проведения
итоговой
аттестации
за
курс
средней
школы.
Под
редакцией
С.А.
Шестакова. – М.: МИОО МЦНМО «Интерактивная линия», 2002.
15. Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова. Сборник для подготовки и
проведения
письменного
экзамена
по
математике
(курс
А)
и
алгебре
и
началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа,
2001.
16. В.А. Клейменов. Математика. Решение задач повышенной сложности.
М.: «Интеллект – Центр», 2004.
17.
С.И.
Колесникова.
Математика.
Решение
сложных
задач
Единого
государственного экзамена. – М.: Айрис – пресс, 2005.
18. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы
по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. – М.: Илекса, 2005.
19.
Колесникова
С.И.
Математика.
Решение
сложных
задач
Единого
государственного экзамена. – М.: Айрис – пресс, 2005.
20.
Крамор
В.С.
Примеры
с
параметрами
и
их
решения.
Пособие
для
поступающих в вузы. – М.: АРКТИ, 2001.
21. Письменный Д.Т. Готовимся к экзамену по математике. – М.: Рольф, 1997.
22. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к
экзамену. – М.: Айрис – пресс, 2003.
23. Алгебра и начала анализа. Сборник задач для подготовки и проведения
итоговой аттестации за курс средней школы. Под редакцией С.А. Шестакова.
– М.: МИОО МЦНМО «Интерактивная линия», 2002.
24. Клейменов В.А. Математика. Решение задач повышенной сложности.
М.: «Интеллект – Центр», 2004.