Автор: Соловьева Елена Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»
Раздел: среднее образование
«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»
учитель физической культуры Соловьева Е.В.
МБОУ "Лицей №55" г. Пенза
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал:
"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
Как Вы думаете, что же такое интеграция?
Интеграция
–
(от
латинского
integer
–
целый,
восстановление.)
Интеграция
является
относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику
пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится
востребованным
в
современной
школе,
где
развернуты
активные
поиски
инновационных
педагогических технологий.
Исходя
из
того,
что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое»,
необходимо
помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:
- близости изучаемой, исследуемой темы;
- совпадении объекта изучения;
- наличии общих методов.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале
обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция
рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс
новых
форм
и
технологий
обучения,
постоянного
повышения
квалификации
преподавателей,
использования
на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных
связей.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и
технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков,
сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них
понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже
сейчас, а затем и во взрослой жизни.
Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными
действиями:
регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметные компетенции:
ориентация учащихся в различных областях;
общеучебные умения информационно-логического характера;
организация собственной учебной деятельности;
основные универсальные умения информационного характера;
использование средств информационных и коммуникационных технологий;
принятие решений и управление;
формирование навыков исследовательской деятельности;
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и
его закономерностях в целом, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в
усвоении рассматриваемых дисциплин.
Интегрированный урок могут проводить два учителя-предметника, но есть возможность
проведения таких уроков и одним учителем. На таких уроках учитель ставит две цели двух
предметных областей, при этом одна цель (задача) продолжает другую.
Преимущества интегрированных (бинарных) уроков:
-
способствуют
повышению
мотивации
учения,
формированию
познавательного
интереса учащихся,
целостной научной картины мира и рассмотрению явления с несколь ких
сторон;
-
в
большей
степени,
чем
обычные
уроки,
способствуют
развитию
речи,
формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-
воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
-
не
только
углубляют
представление
о
предмете,
расширяют
кругозор,
но
и
способствуют формированию гармонически и интеллектуально развитой личности;
-
интеграция
является
источником
нахождения
связей
между
фактами,
которые
подтверждают
или
углубляют
определенные
выводы,
наблюдения
учащихся
в
различных
предметах,
-
интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,
-
формируют в большей степени общеучебные умения, навыки и рациональные навыки
учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции,
-
способствуют росту профессионального
мастерства учителя, так как требуют от него
владения
методикой
интенсификации
учебно-воспитательного
процесса,
осуществления
деятельностного подхода в обучении.
Методы интегрированного обучения:
-
активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение
понятий, образов, представлений из других дисциплин);
- рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний
из разных предметов;
- исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и
тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними,
применяют
совместно выработанные учебные умения).
Типы и формы интегрированных уроков
Типы урока:
1.
Урок формирования новых знаний конструируются в следующих формах:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; проблемный урок.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных
фактов, предусмотренных учебной программой.
2.
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает следующие формы:
урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный
урок; путешествие;экспедиция и т.д.
Цель данного
типа
урока
-
выработать
у
учащихся
определенные
умения
и
навыки,
предусмотренные учебной программой.
3.
Применение знаний на практике.
Формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов;
путешествие; экспедиция и т.д.
Цель данного типа урока – применение знаний на практике.
4.
Урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного
типа
урока:
повторительно-обобщающий
урок;
диспут;
игра,
викторина;
театрализованный урок; урок-совершенствование; урок-консультация; урок-анализ контрольных
работ; обзорная лекция, конференция;урок-беседа.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
5.
Урок контроля и проверки знаний и умений
Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов;
творческий отчет; контрольная работа; собеседование.
Цель урока
контроля
знаний
и
умений
-
осуществить
контроль
обучения,
выявить
уровень
усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Этапы создания интегрированного урока:
изучение и согласование учебных программ по предметам;
рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам
выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием
следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно
продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или
развешивание во время урока;
продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить
соответственно столы;
заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.
Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока.
ВЫВОД:
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к
новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой
основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так
как
именно
она
позволяет
создать
условия
для
формирования
метапредметных
компетенций
обучающегося.