Напоминание

«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»


Автор: Соловьева Елена Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»
Раздел: среднее образование





Назад




«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций»

учитель физической культуры Соловьева Е.В.

МБОУ "Лицей №55" г. Пенза

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал:

"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

Как Вы думаете, что же такое интеграция?

Интеграция

(от

латинского

integer

целый,

восстановление.)

Интеграция

является

относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику

пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится

востребованным

в

современной

школе,

где

развернуты

активные

поиски

инновационных

педагогических технологий.

Исходя

из

того,

что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое»,

необходимо

помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:

- близости изучаемой, исследуемой темы;

- совпадении объекта изучения;

- наличии общих методов.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале

обобщенных знаний в той или иной области.

Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция

рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс

новых

форм

и

технологий

обучения,

постоянного

повышения

квалификации

преподавателей,

использования

на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных

связей.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и

технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков,

сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них

понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже

сейчас, а затем и во взрослой жизни.

Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными

действиями:

регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные компетенции:

ориентация учащихся в различных областях;

общеучебные умения информационно-логического характера;

организация собственной учебной деятельности;

основные универсальные умения информационного характера;

использование средств информационных и коммуникационных технологий;

принятие решений и управление;

формирование навыков исследовательской деятельности;

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и

его закономерностях в целом, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в

усвоении рассматриваемых дисциплин.

Интегрированный урок могут проводить два учителя-предметника, но есть возможность

проведения таких уроков и одним учителем. На таких уроках учитель ставит две цели двух

предметных областей, при этом одна цель (задача) продолжает другую.

Преимущества интегрированных (бинарных) уроков:

-

способствуют

повышению

мотивации

учения,

формированию

познавательного

интереса учащихся,

целостной научной картины мира и рассмотрению явления с несколь ких

сторон;

-

в

большей

степени,

чем

обычные

уроки,

способствуют

развитию

речи,

формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-

воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

-

не

только

углубляют

представление

о

предмете,

расширяют

кругозор,

но

и

способствуют формированию гармонически и интеллектуально развитой личности;

-

интеграция

является

источником

нахождения

связей

между

фактами,

которые

подтверждают

или

углубляют

определенные

выводы,

наблюдения

учащихся

в

различных

предметах,

-

интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,

-

формируют в большей степени общеучебные умения, навыки и рациональные навыки

учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции,

-

способствуют росту профессионального

мастерства учителя, так как требуют от него

владения

методикой

интенсификации

учебно-воспитательного

процесса,

осуществления

деятельностного подхода в обучении.

Методы интегрированного обучения:

-

активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение

понятий, образов, представлений из других дисциплин);

- рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний

из разных предметов;

- исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и

тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними,

применяют

совместно выработанные учебные умения).

Типы и формы интегрированных уроков

Типы урока:

1.

Урок формирования новых знаний конструируются в следующих формах:

урок-лекция;

урок-путешествие;

урок-экспедиция;

урок-исследование;

урок-инсценировка;

учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; проблемный урок.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных

фактов, предусмотренных учебной программой.

2.

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает следующие формы:

урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный

урок; путешествие;экспедиция и т.д.

Цель данного

типа

урока

-

выработать

у

учащихся

определенные

умения

и

навыки,

предусмотренные учебной программой.

3.

Применение знаний на практике.

Формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов;

путешествие; экспедиция и т.д.

Цель данного типа урока – применение знаний на практике.

4.

Урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного

типа

урока:

повторительно-обобщающий

урок;

диспут;

игра,

викторина;

театрализованный урок; урок-совершенствование; урок-консультация; урок-анализ контрольных

работ; обзорная лекция, конференция;урок-беседа.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

5.

Урок контроля и проверки знаний и умений

Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов;

творческий отчет; контрольная работа; собеседование.

Цель урока

контроля

знаний

и

умений

-

осуществить

контроль

обучения,

выявить

уровень

усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Этапы создания интегрированного урока:

изучение и согласование учебных программ по предметам;

рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам

выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием

следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно

продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или

развешивание во время урока;

продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить

соответственно столы;

заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.

Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока.

ВЫВОД:

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной

инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к

новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой

передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося

самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и

оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой

основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так

как

именно

она

позволяет

создать

условия

для

формирования

метапредметных

компетенций

обучающегося.



В раздел образования