Напоминание

Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения.


Автор: Сутягина Алсу Илгизовна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБО ДО
Населённый пункт: Республика Татарстан,Алькеевский район,Базарные Матаки
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока.
Тема: Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе

обучения

Открытый урок по хору

Цели:

Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в

унисон.

Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.

Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам

воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.

Задачи:

1. Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой

слитности.

2. Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других

голосов.

3. Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.

4. Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры

общения.

Тип урока: комбинированный.

План урока

Взаимное приветствие учителя и учащихся – 0,5 мин.

Певческая позиция – 2 мин.

Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.

Музыкальный словарь – 2 мин.

Дыхательная гимнастика – 3 мин.

Артикуляционная гимнастика – 2 мин.

Скороговорки – 2 мин.

«Штро-бас» (скрип) – 2 мин.

Работа по алгоритму (использование наглядных схем) – 8 мин.

Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа – 5 мин.

Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с

помощью фонопедических приемов) – 6 мин.

Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул – 6

мин.

Исполнение, повторение песен – 4 мин.

Подведение итогов урока – 2 мин.

Задание на дом - 0,5 мин.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки,

таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.

Ход урока

- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте (поют под синтезатор).

- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к

другу лицом (попарно).

Пожелание добра

Я желаю себе добра,

Я желаю тебе добра,

Я желаю всем добра!

Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы

услышите песню.

Задание:

1. Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).

2. Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые – однородные,

смешанные)

3. Что такое хор?

Хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку.

Вокал – это пение.

Как исполняют – в «унисон». Что такое унисон?

Показать ладонь – перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну.

«Унисон» можно увидеть.

Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.

Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).

Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем

повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.

Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого

дыхания.

«Если эмоции не выражаются через звук,

опирающийся на дыхание, то голос стирается»

Франческо Ламперти

Дыхательные упражнения.

Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона;

чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц

требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность

звука.

1. Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение –

выдох (8 раз).

2. Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение –

выдох (8 раз).

3. Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений,

делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая

внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» -

вдох, «так» - отдых, а не выдох.

4. Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с

этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный,

чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).

5. Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На

выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).

6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым

носом.

7. Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши.

Улучшает зрение и слух.

8. Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите

дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно

медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)

9. К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на

горке, на пригорке встали 22 Егорки»

Артикуляционная гимнастика

Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.

1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)

2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик

языка и все более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как

бы жуя его.

4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.

5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в

левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения

щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и

более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими

щелчками).

7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.

8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко

улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала

1. внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь

(благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать

младенцу; как кот солнцу).

2. Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы

поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как

король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий

улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная

собака; обезьяна, изображающая вас.

Скороговорки

Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для

вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что

влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать

правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.

Примеры скороговорок:

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

3. Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и

внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем

выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а

каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как

произносятся, согласно транскрипции.

«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов

Язык расслаблен на нижней губе – артикуляция только движением губ – а, ао,

ау, аы.

Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук.

Упражнение по алгоритму.

1. «Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу»

2. «Филин сидит в темном лесу»

Использование наглядных схем – алгоритмов позволяет добиваться

мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в

дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с

развитием общей музыкальности.

В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь

между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест – родные

братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме

в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и

через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и

многие другие качества.

Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна

систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».

Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная

выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится

петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.

Упражнение на выравнивание гласных.

Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда,

предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.

1. Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!

2. Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном.

Завершать упражнение в фальцетном регистре

Вырабатывать навык чтения с листа, добиваться чистого интонирования. Все

упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на

гласные звуки).

Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с

ясным пониманием исполняемого.

«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».

Проработка художественных произведений с помощью фонопедических

приемов:

1. Губной вибрации

2. «ууу» - продувание на глиссандо

3. На слоги «уо»

Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед

за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность,

чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель

использует интонационные формулы.

В конце урока звучат три песни

1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева

2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова

3. «Зебры» с шумовыми инструментами

Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все

упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую

конфету.

Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.

Домашнее задание: петь гамму с ручными знаками.

Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на

ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они

похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих

прекрасных птичек.

Урок окончен, до свидания.

Список литературы

1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М.: 1980.

2. Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. – вып. 1.

3. Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.

5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования:

Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.

6. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности.

Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.

7. Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.

8. Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.

9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. – М.: Академия Развития, 2007.

10. Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981.

11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.

12. Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. –

Челябинск: Версия, 2003



В раздел образования