Автор: Сутягина Алсу Илгизовна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБО ДО
Населённый пункт: Республика Татарстан,Алькеевский район,Базарные Матаки
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока.
Тема: Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения.
Раздел: дополнительное образование
Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе
обучения
Открытый урок по хору
Цели:
Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в
унисон.
Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.
Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам
воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.
Задачи:
1. Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой
слитности.
2. Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других
голосов.
3. Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.
4. Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры
общения.
Тип урока: комбинированный.
План урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся – 0,5 мин.
Певческая позиция – 2 мин.
Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
Музыкальный словарь – 2 мин.
Дыхательная гимнастика – 3 мин.
Артикуляционная гимнастика – 2 мин.
Скороговорки – 2 мин.
«Штро-бас» (скрип) – 2 мин.
Работа по алгоритму (использование наглядных схем) – 8 мин.
Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа – 5 мин.
Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с
помощью фонопедических приемов) – 6 мин.
Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул – 6
мин.
Исполнение, повторение песен – 4 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Задание на дом - 0,5 мин.
Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки,
таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.
Ход урока
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте (поют под синтезатор).
- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к
другу лицом (попарно).
Пожелание добра
Я желаю себе добра,
Я желаю тебе добра,
Я желаю всем добра!
Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы
услышите песню.
Задание:
1. Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).
2. Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые – однородные,
смешанные)
3. Что такое хор?
Хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку.
Вокал – это пение.
Как исполняют – в «унисон». Что такое унисон?
Показать ладонь – перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну.
«Унисон» можно увидеть.
Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.
Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).
Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем
повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого
дыхания.
«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается»
Франческо Ламперти
Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона;
чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц
требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность
звука.
1. Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение –
выдох (8 раз).
2. Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение –
выдох (8 раз).
3. Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений,
делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая
внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» -
вдох, «так» - отдых, а не выдох.
4. Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с
этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный,
чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).
5. Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На
выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым
носом.
7. Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши.
Улучшает зрение и слух.
8. Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите
дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно
медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
9. К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на
горке, на пригорке встали 22 Егорки»
Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик
языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как
бы жуя его.
4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в
левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения
щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и
более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими
щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко
улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).
Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала
1. внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь
(благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать
младенцу; как кот солнцу).
2. Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы
поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как
король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий
улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная
собака; обезьяна, изображающая вас.
Скороговорки
Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для
вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что
влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать
правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.
Примеры скороговорок:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и
внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем
выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а
каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как
произносятся, согласно транскрипции.
«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов
Язык расслаблен на нижней губе – артикуляция только движением губ – а, ао,
ау, аы.
Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук.
Упражнение по алгоритму.
1. «Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу»
2. «Филин сидит в темном лесу»
Использование наглядных схем – алгоритмов позволяет добиваться
мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в
дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с
развитием общей музыкальности.
В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь
между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест – родные
братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме
в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и
через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и
многие другие качества.
Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна
систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».
Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная
выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится
петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.
Упражнение на выравнивание гласных.
Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда,
предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.
1. Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!
2. Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном.
Завершать упражнение в фальцетном регистре
Вырабатывать навык чтения с листа, добиваться чистого интонирования. Все
упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на
гласные звуки).
Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с
ясным пониманием исполняемого.
«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».
Проработка художественных произведений с помощью фонопедических
приемов:
1. Губной вибрации
2. «ууу» - продувание на глиссандо
3. На слоги «уо»
Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед
за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность,
чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель
использует интонационные формулы.
В конце урока звучат три песни
1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева
2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова
3. «Зебры» с шумовыми инструментами
Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все
упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую
конфету.
Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.
Домашнее задание: петь гамму с ручными знаками.
Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на
ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они
похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих
прекрасных птичек.
Урок окончен, до свидания.
Список литературы
1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М.: 1980.
2. Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. – вып. 1.
3. Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования:
Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
6. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности.
Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
7. Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.
8. Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.
9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. – М.: Академия Развития, 2007.
10. Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981.
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.
12. Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. –
Челябинск: Версия, 2003