Напоминание

Мнемотехника в помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника в помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Мнемотехника в помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ

На

современном

этапе

развития

России

происходят

изменения

в

образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя

внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей

детей,

коррекции

эмоционально-волевой

и

двигательной

сфер;

на

смену

традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания,

направленные

на

активизацию

познавательного

развития

ребенка.

В

этих

изменяющихся

условиях

учителю

необходимо

уметь

ориентироваться

в

многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре

современных технологий.

При

работе

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности

здоровья,

применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии,

позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих

навыков,

социальной

включенности,

коммуникативных

способностей

и

меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать

у

них

жизненно

необходимые

навыки,

чтобы,

став

взрослыми,

они

могли

самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире.

В

настоящее

время

проблеме

социализации

ребенка

с

ОВЗ

посвящено

значительное количество исследований. Отмечается ограниченность знаний и

представлений

о

социальной

действительности,

склонность

к

социальному

иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного

устройства.

У

детей

с

ОВЗ

особенности

речевого

развития

проявляются

не

только

в

запаздывании

речи,

но

и

в

характере

её

проявления.

Наиболее

важными

причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их

умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем

мире,

несформированность

интересов,

снижение

потребности

в

речевых

и

социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он

может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться

впечатлениями.

И,

наоборот,

неясная

речь

ребёнка

весьма

затрудняет

его

взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились

говорить правильно и внятно.

Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.

Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя

неуверенно,

становится

застенчивым,

молчаливым,

мучительно

переживает

насмешки товарищей.

Интеллектуальное

недоразвитие

ведёт

к

более

позднему

формированию

фонематического

слуха,

звуко-буквенного

анализа

и

синтеза,

восприятия

и

понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается

на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование

речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также

определенную роль в замедленном развитии речи.

Фонетические недостатки речи умственно отсталых детей затрудняют овладение

грамотой,

усугубляют

нарушения

интеллектуального

и

эмоционального

развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют

возникновению

речевой

замкнутости,

нерешительности,

излишней

застенчивости,

неуверенности

в

своих

силах.

В

процессе

учебной,

логопедической

и

специально

организованной

коррекционно-воспитательной

работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и

виды речи.

На

основе

речевого

опыта

ребёнка

с

помощью

системы

специальных

упражнений

создаются

необходимые

условия

для

углублённой

работы

над

словом.

Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду и

учителю

формировать

у

ребёнка

ряд

мыслительных

операций

над

словом,

развивать внимательное отношение к речи.

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов,

облегчающих запоминание.

Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить

цвета радуги:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более

2500 лет.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть

мнемосхемы

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь

текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко

запоминает информацию.

Цели обучения мнемотехнике

формирование ассоциативного мышления;

развитие зрительной и слуховой памяти;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие воображения.

Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

Для того, чтобы пробудить у детей интерес используем прием мнемотехники,

ориентированный на наглядно-образное мышление детей.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых

детей

начинает

успешно

развиваться.

Увеличивается

словарный

запас,

улучшается

произношение,

обогащается,

становится

вес

более

развернутым

грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении.

Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом,

стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок.

Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых

детей

оказывается

сформировавшимся

задолго

до

поступления

в

школу,

у

умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после поступления в

школу.

Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое

количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным

материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так

как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Дети

с

нарушениями

в

развитии

выбирают

упражнения,

которые

могут

выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и

испытывают

интерес.

Важно

не

упустить

этот

момент

интереса

и

помочь

ребёнку

в

овладении

упражнением:

достижение

успеха

приводит

к

самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.



В раздел образования