Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие связной речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях»
Раздел: среднее образование
«Развитие связной речи обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью на логопедических занятиях»
На
современном
этапе
развития
России
происходят
изменения
в
образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя
внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей
детей,
коррекции
эмоционально-волевой
и
двигательной
сфер;
на
смену
традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного
развития
ребенка.
В
этих
изменяющихся
условиях
учителю
необходимо
уметь
ориентироваться
в
многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре
современных
технологий.
При
работе
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья,
применяются
особые
коррекционно
-
развивающие
педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики
в обучении и воспитании.
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с
ограниченными
возможностями
значительно
отличается
от
процесса
социализации
прочих
учащихся.
И
он
всегда
будет
актуален,
потому
что,
жизнедеятельность
ребенка
с
ограниченными
возможностями
особенна
и
требует специального подхода со стороны взрослых.
У
детей
с
ОВЗ
особенности
речевого
развития
проявляются
не
только
в
запаздывании
речи,
но
и
в
характере
её
проявления.
Наиболее
важными
причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их
умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем
мире,
несформированность
интересов,
снижение
потребности
в
речевых
и
социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов,
облегчающих запоминание.
Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает
более 2500 лет.
Цели обучения мнемотехнике
формирование ассоциативного мышления;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие воображения.
Задачи мнемотехники
совершенствование
восприятия,
зрения,
слуха,
тактильных
ощущений,
обоняния;
формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять
своим вниманием, сделать его «послушным»;
стимулирование интеллектуального развития ребенка;
учить запоминанию любой информации.
.Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники
Даётся
стишок
и
картинки-подсказки,
позволяющие
легко
запомнить
стихотворение.
Для того, чтобы пробудить у детей интерес используем прием мнемотехники,
ориентированный на наглядно-образное мышление детей.
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых
детей
начинает
успешно
развиваться.
Увеличивается
словарный
запас,
улучшается
произношение,
обогащается,
становится
вес
более
развернутым
грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении.
Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом,
стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок.
Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых
детей
оказывается
сформировавшимся
задолго
до
поступления
в
школу,
у
умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после
Дети
с
нарушениями
в
развитии
выбирают
упражнения,
которые
могут
выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и
испытывают
интерес.
Важно
не
упустить
этот
момент
интереса
и
помочь
ребёнку
в
овладении
упражнением:
достижение
успеха
приводит
к
самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.