Напоминание

"Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"


Автор: Дроздова Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №40
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ СОШ №40

Урок математики в 1 классе на тему «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

Автор: Дроздова Валентина Александровна

Учитель начальных классов

Г.о. Саранск

1

Предмет: математика

Класс: 1 класс

Автор учебника: М.И. Башмаков , М.Г. Нефёдова « Планета знаний»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности»;

способствовать формированию умений выполнять вычитание чисел, совершенствовать умения решать задачи с помощью таблицы;

составлять задачу по схеме.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении

математических равенств; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, использовать для решения задачи;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации; речь для регуляции своего действия;

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Планируемые результаты (метапредметные):

Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные

задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить

ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, строить логическое рассуждение,

включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, совместно договариваться правилах поведения и общения в паре учитывать

разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: иметь желание учиться, способности к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания, уметь читать разности чисел, пользуясь

математической терминологией; повышение активности; улучшение результатов обучения.

Образовательные ресурсы: Учебник, проектор, компьютер, презентация, карточки со словами «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность»,

числа.

Автор: Дроздова В.А., учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 40 г.о. Саранск.

2

Технологическая карта урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап мотивации.

II. Актулизация

знаний и

фиксация

затруднения в

пробном действии

Сегодня у нас необычный урок математики, к нам пришли го-

сти, я вас хочу попросить громко и четко отвечать, чтобы всем

было слышно.

Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте

за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза.

- Посмотрите на доску, какие качества нам пригодятся для

успешной работы?

А чего мы будем избегать?

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Вы записали число 15, представьте его в виде суммы десятков

и единиц.

Как называются компоненты при сложении?

Какие цифры я использовала при написании этого выражения?

Запишите их через клеточку красиво и правильно.

А сейчас «Математический диктант».

Какое число следует за числом 16?

Настрой на работу.

Старательность,

аккуратность и т.д.

Лень, торопливость.

Письмо в тетради.

10+5

Первое

слагаемое,

второе

слагаемое, значение суммы.

1 0 5

Проверка интерактивно:

Личностные:

-

соблюдение

норм

поведения и правил при

выполнении

игрового

задания;

Регулятивные: --

в к л ю ч а я

д е й с т в и я

саморегуляции:

-способность

тормозить

с в о и

и м п ул ь с и в н ы е

поведенческие реакции.

Коммуникативные:

строить монологическое

высказывание.

Познавательные:

проводить сравнение,

строить логическое рас-

суждение, ориентиро-

ваться в своей системе

знаний: отличать новое

от уже известного с по-

3

Какое число предшествует 7?

Запишите число, соседи которого 33 и 35?

Первое слагаемое 50, второе -1.Запишите значение суммы.

В каком числе 4 д. 3 ед.?

10-это 6 и сколько?

Следующее нечетное число после 11?

Четное предыдущее число 66?

Назовите числа в порядке возрастания и тогда узнаете, кто

сегодня пришел к нам в гости.

Кто же это?

-Из какой сказки этот герой?

-Ребята, Буратино пришел к нам не просто так, он просит нас о

помощи. Дело в том, что Карабас- Барабас украл у него

золотой ключ. А ему очень нужно попасть в замок и спасти

своих друзей, которых запер там злодей. А открыть двери

замка можно только золотым ключиком.

Карабас-Барабас приготовил Буратино 3 задания.

1. Получи новые знания.

2. Примени полученные знания.

17, 6, 34, 51, 43, 4, 13, 64

4, 6, 13, 17, 34, 43, 51, 64.

Буратино.

Золотой ключик, или

Приключения Буратино. А.Н.

Толстой

мощью учителя.

Регулятивные:

адекватно воспринимать

предложения учителя;

осознавать и описывать

результат учебных дей-

ствий, используя матема-

тическую терминологию.

Познавательные:

строить логическое рас-

суждение, включающее

установление причинно-

следственных связей.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учи-

телем ставить новые

учебные задачи.

Коммуникативные:

строить речевое выска-

зывание в соответствии с

поставленными задача-

4

III. Определение

целей урока.

IV. Открытие

нового знания

(темы урока).

3. Покажи умение работать вместе.

-Ну что ж поможем Буратино и его друзьям?

1 задание КБ.

Есть три числа: 8, 3, 5 (на доску). С помощью знаков + , -, =

составьте 2 равенства, одно на сложение, другое на вычитание.

Назовите числа, используя компоненты сложения.

Подчеркните слагаемые одной чертой, а значение суммы –

двумя чертами.

Прочитайте второе выражение, используя компоненты

вычитания. Сможете? А почему?

Итак, чему мы с Буратино будем учиться на уроке? Какую

цель поставим?

Буратино очень надеется на вашу помощь. Давайте скорее

получать новые знания

, делать открытие.

8-3=5

Какое из трёх чисел самое большое? Почему?

Что обозначает первое число?

Что происходит с ним при вычитании?

Как можно назвать это число? Подберите однокоренное слово.

Да.

Ученик работает у доски.

5+3=8 8-3=5

Первое слагаемое 5, второе

слагаемое 3, сумма равна 8.

Нет, мы не знаем как

называются числа при

вычитании.

Да.

Узнаем, как называются

числа при вычитании.

Перво е.

Это

цело е,

и з

которого можно взять часть.

Сколько было вначале.

Оно уменьшается.

Уменьшаемое.

ми.

5

V. Первичное

закрепление

нового знания.

Что показывает второе число?

Как можно его назвать?

А третье число?

Почему его называют разностью или значением разности?

Ребята, какую цель мы ставили перед собой?

Узнали?

Попробуйте назвать ТЕМУ УРОКА, используя компоненты

вычитания.

Прочитайте равенство, используя новые слова.

Мы помогли Б выполнить1 задание КБ.

Карабас приказал Буратино научиться применять новые

знания. Давайте помогать.

2 задание КБ. Стр.уч. 98, №3.

Рассмотрите первую схему. Сколько шагов сделал кот?

Сколько всего шагов он должен пройти?

Что нужно узнать?

Какое равенство запишем?

Сколько взяли.

Вычитаемое.

Сколько осталось.

Оно показывает разницу

между первым и вторым

числом. На сколько одно

число больше другого.

Узнать, как называются

числа при вычитании.

Да.

Уменьшаемое,

вычитаемое,

разность.

У8,В3, Р5.

10

37.

Сколько

шагов

о стало сь

пройти.

6

VI.

Физкультминутка.

Как вычитать десятки?

Прочитайте

равенство,

используя

на з ва ния

компонентов при вычитании.

Работа в парах.

Со второй схемой поработаем в парах.

Вспомним правила.

Карточка – помощница слабым учащимся.

Прочитайте

равенство,

используя

на з ва ния

компонентов при вычитании.

Звучит музыка.

37-10=27

Десятки вычитаем из

десятков.

У 37, В10, Р27

63-20=

У 63, В20, Р 43.

Дети выполняют упражнения

под музыку.

VII.

Этап

самостоятельной

работы с

проверкой по

эталону.

Стр.уч. 98, №4(б).

Чтение задачи.

Что известно?

Что нужно узнать?

Заполним схему.

Что нам неизвестно целое или часть?

Чай -10 р.

Чай и булка – 25 р.

Цену булки.

Личностные

отвечать на вопросы учи-

теля, активно участво-

вать в беседах и дискус-

сиях

Познавательные:

7

VIII.

Этап

включения в

систему знаний и

повторения.

Работа в группах.

Как найти неизвестную часть?

Это простая задача или составная?

Самостоятельно записываем решение и ответ.

Взаимопроверка

по

эталону.

Если

ваш

сосед

решил

правильно, то на полях простым карандашом поставьте +

Прочитайте

равенство,

используя

на з ва ния

компонентов при вычитании.

Мы помогли Б выполнить2 задание КБ.

Научились применять новые знания.

Будем дальше выручать Буратино?

Тогда давайте научим Буратино и покажем Карабасу, как мы

можем работать дружно вместе.

Учитель напоминает правила работы в группах.

Группа №1 .

Рассмотрите краткую запись и придумайте задачу.

Всего – 45 р.

Ручка – 10 р.

Тетрадь - ?

Часть.

Нужно

из

целого

вычесть

часть.

Простая.

Дети выполняют

взаимопроверку.

У25, В10, Р15

Да.

Обучающиеся выполняют

задания по группам.

Ответственный в группе,

после обсуждения дает ответ.

проводить сравнение (на-

глядное и по представле-

нию);

Регулятивные:

понимать выделенные

учителем ориентиры

действия в учебном мате-

риале; выполнять под ру-

ководством учителя

учебные действия в прак-

тической и мыслитель-

ной форме.

Коммуникативные:

с о б л ю д е н и е

н о р м

общения во время игры;

владение

с п о с о б а м и

группового

взаимодействия.

8

IX. Рефлексия

Группа №2.

Рассмотрите краткую запись и придумайте задачу.

Тетрадь – 45 р.

Ручка – 10 р.

Всего - ?

Группа №3

Подберите к задачам схемы.

Подбери к задачам схемы.

Всего – 45 р. Тетрадь – 45 р.

Ручка – 10 р. Ручка – 10 р.

Тетрадь - ? Всего - ?

Группа №4

Назовите выражения, в которых…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Теперь я могу…

Личностные:

формирование

способности

к

оценке

с в о е й

у ч е б н о й

деятельности.

Коммуникативные:

правильное

оформление

своей

мысли

в

устной

речи.

Регулятивные опреде-

лять успешность своего

задания в диалоге с учи-

телем.

9

Уменьшаемое равно 15.

Вычитаемое равно 12.

Значение разности равно 20.

12+6 47-12 50-20

15-10 32+15 10+20

Мы помогли Б выполнить и последнее задание КБ.

Вот

и

подошло

к

концу

наше

путешествие.

Волшебный

ключик вновь у Буратино, он смог с вашей помощью, ребята,

освободить своих друзей. В очередной раз мы убедились, что

доброта и дружба сильнее зла и коварства.

Достигли ли мы целей нашего урока? Узнали как называются

компоненты при вычитании?

Подведём итог урока, закончив предложения, которые есть на

слайде.

Буратино попросил меня подарить вам на память о

сегодняшнем уроке ключик, который будет помогать вам

открывать новые знания, если будете также стараться и

трудиться как сегодня.

Урок окончен.

10



В раздел образования