Напоминание

ИКТ технологии в современном образовании


Автор: Романова Ольга Александровна
Должность: преподаватель -организатор курса обж
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с.Мизино-Лапшиновка"
Населённый пункт: Саратовская область,Татищевский район, с.Мизино-Лапшиновка
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ технологии в современном образовании
Раздел: среднее образование





Назад





Контрольные вопросы

1.В чем сущность развивающего обучения?
Оптимальное соотношение объяснительно-иллюстративного и проблемного типов обучения. 1.
2.

Какие типы обучения вы знаете?
3. 1.объяснительно-иллюстративного типа обучения 4. 2.проблемного типа обучения
5.

В чем их различие?
6. В основе организации проблемного обучения находится принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, т.е. принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретение новых предметов или способов приложения знаний к практике. В основе организации объяснительно-иллюстративного типа обучения находится принцип передачи учащимся готовых фактов науки.
В

чем

различие

репродуктивного,

продуктивного

и

творческого

уровней мышления?
Репродуктивное мышление, т.е. воспроизводство готовых фактов науки, а продуктивное и творческое мышление формируется познавательной самостоятельностью ученика.
7.
8.
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение - организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.

9.

Какими

компетенциями

необходимо

владеть

педагогу,

чтобы

успешно применять проблемное обучение?
10. Назовите основные элементы проблемного обучения. 11. С помощью, каких средств учитель может активизировать мыслительную деятельность учащихся на этапах решения проблемы? 12.Сколько уровней проблемного обучения вы знаете? 13. От чего зависит выбор учителем уровня проблемного преподавания? 14. Назовите критерии результативности обучения.
Тема 3.1.2. Особенности организация проблемного обучения на уроках по

физической культуре, технологии и ОБЖ (лекция)
Формирование физической, технологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности личности школьника определены как стратегические цели общего физкультурного, технологического образования и образования в области основ безопасности жизнедеятельности, что возможно осуществить только при условии организации
развивающего

обучения
, под которым понимается оптимальное соотношение объяснительно-иллюстративного и проблемного типов обучения.
Цель

объяснительно-иллюстративного

типа

обучения
– усвоение результатов научного познания, вооружение знаниями основ наук, привитие соответствующих умений и навыков. В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного типа обучения находится принцип передачи учащимся готовых фактов науки. В результате формируется репродуктивное мышление, т.е. воспроизводство готовых фактов науки.
Цель проблемного типа обучения
– усвоение самого пути процесса получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей. В основе организации проблемного обучения находится принцип поисковой учебно- познавательной деятельности ученика, т.е. принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретение новых предметов или способов
приложения знаний к практике. В результате формируется продуктивное и творческое мышление, т.е. навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение (приложение). Результаты мониторинговых исследований в области овладения учащимися ключевыми компетенциями в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта, проведенные кафедрой теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ Саратовского областного института развития образования, показали, что учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, но не владеют эффективными способами их применения, а большинство учителей физической культуры, технологии и ОБЖ при организации уроков используют только объяснительно-иллюстративный тип обучения, что не может не сказаться на качестве образования школьников. Поэтому профессорско- преподавательский состав кафедры с 2003 года осуществляет научно- методическое сопровождение внедрения и адаптации проблемных методов обучения к преподаванию предметов «Физическая культура», "Технология" и "ОБЖ". В данной лекции представлены теоретические основы и практический опыт кафедры и педагогического сообщества учителей физкультуры, технологии и ОБЖ Саратовской области по организации проблемного обучения на уроках физической культуры, технологии и ОБЖ. Объснительно-иллюстративный и проблемный типы обучения направлены на развитие репродуктивного, продуктивного и творческого уровней мышления человека, что крайне необходимо для успешной адаптации личности к современным условиям информационного общества. Мышление осуществляется способами умственных действий. В педагогике применяют термин "общеучебные умения и навыки".
Общеучебные умения и навыки.
1.Учебные и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; построение модели (алгоритма) деятельности: планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.
2.Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, домашней самостоятельной работы; определение и способов умственных действий. 3.Умения и навыки восприятия информации (коммуникативные):чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочником, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. 4.Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция-дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем. 5.Умение и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений-экономической,экологической,эстетической,этической;умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ. На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемая "обучаемость" ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.
Особенности проблемного обучения
. Процесс обучения, который моделирует в своих чертах ход продуктивного мышления и направляет на открытие учениками новых знаний и способов действия, называют проблемным.
Проблемное обучение
- организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.
1.Направлено на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия. 2.Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. 3.Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Достоинства:
 С п о с о б с т в у е т ф о р м и р о в а н и ю определённого мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения.  Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.  Развивает мыслительные способности учащихся.  Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Недостатки:
 В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.  Требует больших затрат времени для усвоения одного и того объёма знаний, чем другие типы обучениям. Проблемное обучение включает такие этапы:  осознание общей проблемной ситуации;  ее анализ,  формулировку конкретной проблемы;  решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку);  проверку правильности решения. Главные условия успешности проблемного обучения:  обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы ;  обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
 значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;  необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям ,гипотезам, высказанным учащимися относятся с вниманием и поощрением. Главные цели проблемного обучения:  развитие мышления и способностей учащихся,  развитие творческих умений;  усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;  воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить, и разрешать нестандартные проблемы. Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения:  усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;  р аз ви т и е и н тел л е к т а у ч ащ и хс я , т. е . и х п о з н а в а т е л ь н о й самостоятельности и творческих способностей;  формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Специальные функции проблемного обучения:  воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности);  воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;  формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования ,решения практических проблем и художественного отображения действительности);  формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учёта
характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками. Виды проблемного обучения (М.И. Махмутов): 
научное

творчество
- теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого правила проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; 
практическое

творчество
- поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации; в основе этого вида лежит постановка и решение практических учебных проблем; 
художественное

творчество
- художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музыцирование и т.п. Все виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых, поэтому характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности. Критерии результативности обучения:  увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;  углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;  новый уровень познавательных потребностей учения;  новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Уровни проблемного обучения.
М.И. Махмутов условно выделяет четыре уровня проблемного обучения:
Первый

уровень

проблемного

обучения:
обычная несамостоятельная активность. Проблемное преподавание: учитель формулирует тему урока, вводит учащихся в проблему, создаёт проблемные ситуации, решает их, анализирует, обобщает полученные результаты. Находясь в условиях проблемной ситуации, ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приёмы умственной деятельности.
Виды проблемного преподавания:  монологическое (объясняет содержание новых понятий, фактов, даёт готовые научные выводы и образец умственной деятельности по решению учебных проблем);  распределяющее (показывает логику открытия какой-то зависимости или закона, демонстрирует путь научного познания, ход исследования вопроса учёным, делая учеников участниками поиска);  диалогическое (беседа, в которой учитель сам создаёт проблемную ситуацию, но решают её в основном учащиеся – диалог (эвристическая беседа);
Второй уровень проблемного обучения:
полусамостоятельная активность. Учитель создаёт проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участии решает её. На всех этапах решения проблемы учитель стимулирует деятельность учащихся проблемными и не проблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнение, выделение главного, применение аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания учитель ориентирует учеников на поиск данных, которых не хватает, учит делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.
Третий уровень проблемного обучения:
самостоятельная активность. Учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить её. Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать её, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.
Четвертый уровень проблемного обучения:
творческая активность
.
Ученики самостоятельно находят проблему, решают её, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводится к  опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения;  создание условия для того, чтобы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентация их на правильную её формулировку,  подводит к нужным выводам и обобщениям путем постановки вопросов.
Четвёртый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования. Каждый уровень проблемного обучения может иметь различные варианты организации, в зависимости от разных факторов психолого-педагогического характера. Перевод учащихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельности. Метод монологического изложения. Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, даёт учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации, повышенного интереса учащихся к изложению. Форма изложения - рассказ, лекция. Метод рассуждающего изложения. Этот метод имеет два варианта: показательный и логический анализ. Показ пути решения научных проблем в истории науки и логическое рассуждение учителя в форме рассказа или лекции - главные внешние признаки рассуждающего изложения. Метод диалогического изложения. Данный метод представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Внешний признак - наличие эвристической беседы. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, т. е. они активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотезы. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично- поискового методов учения. Основные формы преподавания - поисковая беседа, рассказ учителя в сочетании с рассказами учащихся, демонстрация (или совместное проведение) опыта, наблюдение и обобщение фактов. Метод эвристических заданий. Суть метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и т.п. совершается не учителем, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя и выглядит как сочетание диалогического изложения
учебного материала с систематической постановкой проблемных и не проблемных задач и заданий. Метод исследовательских заданий. Организуется учителем главным образом путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельных учебно-познавательных действий учащихся - от сбора информации и её анализа, самостоятельной постановки проблемы до её решения и применения нового знания на практике. Одна из особенностей исследовательского задания состоит именно в том, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору, описанию, анализу фактов. Проблема часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами; её решение и является объяснением фактов. Метод программированных заданий. Особенность программированного обучения - возможность такой организации процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств может самостоятельно приобретать новые знания и навыки действия.
Основные элементы проблемного обучения
Основными понятиями проблемного обучения всегда остаются гипотеза, проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача, творческая задача, самостоятельная работа.
Проблема
- сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; препятствие в деятельности и мышлении, непреодолимое наличными средствами.
Гипотеза
- предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое ещё не подтверждено, но и не опровергнуто.

Проблемная ситуация
- это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность; основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление Психологи и педагоги выделяют характерные признаки проблемной ситуации: 1. Возникает состояние интеллектуального затруднения; 2. Возникает противоречивая ситуация; 3. Рассогласовываются знания и умения, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для понимания объяснения, решения задачи; 4. Проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда и в самом начале решения.
Проблемный

вопрос
- тот вопрос, который вызывает интеллектуальное затруднение у учащихся , поскольку ответ не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Вопрос становится проблемным при следующих условиях: 1. Он должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определённой учебной ситуации; 2. Содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; 3.Вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известными, неудовлетворённость имеющимся запасом знаний, умений, навыков. Эта сторона вопроса особенно важна, поскольку связывает познавательное затруднение с интересом и эмоциональностью восприятия.
Проблемная

задача
- это проблема с указанием параметров условий решения. Состоит из трёх компонентов: условия, проблемного вопроса и искомого.
"Проблемная" - потому, что данное определение к слову " задача" соотносится с главной категорией проблемного обучения - проблемной ситуацией.
Творческая задача
- это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных. Элементы проблемности при обучении могут выходить за рамки урока (домашнее задание), либо использоваться на уроке в виде самостоятельной работы. Классификация самостоятельных работ в зависимости от характера познавательной деятельности: 1.Репродуктивного типа - оперирование имеющимися знаниями. 2.Познавательно-поискового типа - учащиеся приобретают новые знания. 3.Творческого типа: а) художественно-образные; б) научно- творческие; в) конструктивно-технические Самостоятельная работа учащихся на творческо-поисковом уровне включает:  поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных вопросов, способов решения проблемы;  решение познавательных, проблемных заданий,  составление алгоритмов;  посильную исследовательскую деятельность. Проблемное обучение направлено на развитие творческого мышления личности, т.е. в условиях проблемного обучения происходит активное овладение личностью теми приёмами, способами, которые наиболее характерны для любой творческой деятельности. "Чтобы научить человека творить, - писал И.Л. Лернер, - есть только один путь - научить его творческим процедурам, т.е. тем структурам, которые и составляют сущность творческой деятельности. Этими процедурами являются:
1.Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. 2. Видение новой функции объекта. 3. Определение структуры объекта (проблемы); 4. Видение альтернативы решения или его способа; 5.Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый способ, применительно к возникшей проблеме.


В раздел образования