Напоминание

Реализация воспитательного потенциала урока русского языка через отбор содержания учебного материала


Автор: Елена Борисовна Маркасова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: город Жиздра Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация воспитательного потенциала урока русского языка через отбор содержания учебного материала
Раздел: среднее образование





Назад




Реализация воспитательного потенциала урока русского языка

через отбор содержания учебного материала.

Е. Б. Маркасова

Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в школе

наряду с другими формами имеет немалые резервы для осуществления

воспитания школьников.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается

слово – слово учителя, слово писателя. Поэтому актуальным в работе учителя

русского

языка

является

выбор

языкового

материала

обучающего,

воспитывающего.

Текст подбирается на определённую тему – это требование воспитательной

цели урока.

Именно воспитательные задачи обязывают учителя отобрать для каждого

урока

тот

текстовой

материал,

содержание

которого

поможет

ему

в

формировании

гражданственности,

личных

качеств

школьника.

Дидактический

материал

должен

обратить

внимание

учащихся

на

современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты

жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на

высокие нравственные качества.

Текстовой

материал

может

иметь

своим

источником

поэзию

и

художественную прозу.

Тематический

подбор

текстов

к

урокам

русского

языка

процесс

длительный,

требующий

постоянного

поиска.

Определённую

помощь

оказывает

интернет,

поурочные

разработки

с

тематической

подборкой

текстов, художественная литература.

Отбирая тексты, учитель, прежде всего, руководствуется тем, чтобы в нём в

должном

объёме

были

представлены

изучаемые

орфограммы

и

пунктограммы,

позволяющие

создать

и

закрепить

навык

осознанного,

1

грамотного письма; но и воспитательную сторону этого процесса нельзя

единстве,

а

чтобы

это

единство

осуществить,

учителю

надо

творчески

подходить к каждому уроку.

Так, начиная урок обобщающего повторения по теме «Сложноподчинённое

предложение» в 9 классе, обращаю внимание учащихся, что эпиграфом к

данному уроку я выбрала афоризм английского поэта XIX века Арнольда

Мэтью: «Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к

совершенству; культура – это познание совершенства». Вопрос учащимся:

«Почему эпиграф урока связан с понятием «культура»? Учащиеся отвечают,

что

2014

год

в

России

объявлен

годом

Культуры.

Демонстрируя

через

презентацию логотип года Культуры, уточняю, что совершенством нашей

русской

культуры

является

русская

классическая

литература,

поэтому

в

качестве языкового материала на уроке мы будем использовать предложения

из произведений русских писателей и поэтов.

После

повторения

теоретического

материала

с

использованием

интерактивной доски (флипчарт «Слепая схема»), учащиеся приступают к

выполнению практической части урока – составлению сложноподчинённых

предложений

и

определению

вида

придаточных «Найди

пару»

с

использованием следующего языкового материала:

Главная часть

придаточная часть

1.Мне невольно пришло на мысль,

1.

Когда

в

окнах

заполыхал

багровый закатный свет

2.Кругом было тихо,

2. Как развивался их диалог,

3.

никто

не

слышал.

(М.Ю.

Лермонтов)

3. чтобы не пригодилась к месту.

(В.И. Даль)

4. Я не забыл заметить

4. что была моей юности друг. (С.

Есенин)

5 .

м у з ы к а

о б о р в а л а с ь .

( К .

Паустовский)

5.

так

что

слышался

малейший

шорох. (М.Ю. Лермонтов)

6. Они забрались в такие заросли,

6. где поставили наших лошадей.

(А.С. Пушкин)

7. Нет такой вещи

7.

что

ночью

я

слышал

тот

же

2

голос. (М.Ю. Лермонтов)

8.

Мне

припомнилась

нынче

собака,

8. где одни волки водились. (А.Н.

Толстой)

Следующее

задание

провести

исследование

сложноподчинённых

предложений, встречающихся в произведениях русских писателей и поэтов:

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве,

видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то

увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и

блестят на солнце. (Л. Толстой).

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и

где птицы летят. (М. Пришвин)

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод. (Н. Заболоцкий)

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет… (А. Майков)

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало… (А. Фет)

Я люблю тот край,

3

Где самый воздух, острый и блестящий,

Даёт нам счастье жизни настоящей (Н. Заболоцкий).

Над этим заданием учащиеся работают в парах. После его анализа, ещё раз

обращаю внимание на стихотворение А. Фета:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Анализируя

его,

повторяем

виды

соподчинения

в

сложноподчинённых

предложениях с несколькими придаточными.

На

стадии

рефлексии,

при

автоматизированном

тестировании,

также

использую предложения из художественной литературы:

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю

мгла, как засветились одна за другой звёзды. (А П.Чехов)

1.

Однородное подчинение

2.

Параллельное подчинение

3.

Последовательное подчинение

Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг своё зрение, чтобы

получше рассмотреть его. (А.П.Чехов)

1.

Однородное подчинение

2.

Параллельное подчинение

3.

Последовательное подчинение

4

Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у

того отвалилась ручка. (К.Паустовский)

1.

Однородное подчинение

2.

Параллельное подчинение

3.

Последовательное подчинение

Таким

образом,

мы

видим,

что

воспитательный

потенциал

урока

является

одной

из

важнейших

составляющих

образовательного

процесса

наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат

единой цели: целостному развитию личности школьника.

В. Сухомлинский писал: «Подлинный мастер-словесник добивается того, что

его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе, ему хочется

стать лучше, чем он есть…»

5



В раздел образования