Автор: Елена Борисовна Маркасова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: город Жиздра Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация воспитательного потенциала урока русского языка через отбор содержания учебного материала
Раздел: среднее образование
Реализация воспитательного потенциала урока русского языка
через отбор содержания учебного материала.
Е. Б. Маркасова
Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в школе
наряду с другими формами имеет немалые резервы для осуществления
воспитания школьников.
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается
слово – слово учителя, слово писателя. Поэтому актуальным в работе учителя
русского
языка
является
выбор
языкового
материала
–
обучающего,
воспитывающего.
Текст подбирается на определённую тему – это требование воспитательной
цели урока.
Именно воспитательные задачи обязывают учителя отобрать для каждого
урока
тот
текстовой
материал,
содержание
которого
поможет
ему
в
формировании
гражданственности,
личных
качеств
школьника.
Дидактический
материал
должен
обратить
внимание
учащихся
на
современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты
жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на
высокие нравственные качества.
Текстовой
материал
может
иметь
своим
источником
поэзию
и
художественную прозу.
Тематический
подбор
текстов
к
урокам
русского
языка
–
процесс
длительный,
требующий
постоянного
поиска.
Определённую
помощь
оказывает
интернет,
поурочные
разработки
с
тематической
подборкой
текстов, художественная литература.
Отбирая тексты, учитель, прежде всего, руководствуется тем, чтобы в нём в
должном
объёме
были
представлены
изучаемые
орфограммы
и
пунктограммы,
позволяющие
создать
и
закрепить
навык
осознанного,
1
грамотного письма; но и воспитательную сторону этого процесса нельзя
единстве,
а
чтобы
это
единство
осуществить,
учителю
надо
творчески
подходить к каждому уроку.
Так, начиная урок обобщающего повторения по теме «Сложноподчинённое
предложение» в 9 классе, обращаю внимание учащихся, что эпиграфом к
данному уроку я выбрала афоризм английского поэта XIX века Арнольда
Мэтью: «Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к
совершенству; культура – это познание совершенства». Вопрос учащимся:
«Почему эпиграф урока связан с понятием «культура»? Учащиеся отвечают,
что
2014
год
в
России
объявлен
годом
Культуры.
Демонстрируя
через
презентацию логотип года Культуры, уточняю, что совершенством нашей
русской
культуры
является
русская
классическая
литература,
поэтому
в
качестве языкового материала на уроке мы будем использовать предложения
из произведений русских писателей и поэтов.
После
повторения
теоретического
материала
с
использованием
интерактивной доски (флипчарт «Слепая схема»), учащиеся приступают к
выполнению практической части урока – составлению сложноподчинённых
предложений
и
определению
вида
придаточных «Найди
пару»
с
использованием следующего языкового материала:
Главная часть
придаточная часть
1.Мне невольно пришло на мысль,
1.
Когда
в
окнах
заполыхал
багровый закатный свет
2.Кругом было тихо,
2. Как развивался их диалог,
3.
никто
не
слышал.
(М.Ю.
Лермонтов)
3. чтобы не пригодилась к месту.
(В.И. Даль)
4. Я не забыл заметить
4. что была моей юности друг. (С.
Есенин)
5 .
м у з ы к а
о б о р в а л а с ь .
( К .
Паустовский)
5.
так
что
слышался
малейший
шорох. (М.Ю. Лермонтов)
6. Они забрались в такие заросли,
6. где поставили наших лошадей.
(А.С. Пушкин)
7. Нет такой вещи
7.
что
ночью
я
слышал
тот
же
2
голос. (М.Ю. Лермонтов)
8.
Мне
припомнилась
нынче
собака,
8. где одни волки водились. (А.Н.
Толстой)
Следующее
задание
–
провести
исследование
сложноподчинённых
предложений, встречающихся в произведениях русских писателей и поэтов:
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве,
видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то
увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и
блестят на солнце. (Л. Толстой).
В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и
где птицы летят. (М. Пришвин)
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод. (Н. Заболоцкий)
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет… (А. Майков)
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало… (А. Фет)
Я люблю тот край,
3
Где самый воздух, острый и блестящий,
Даёт нам счастье жизни настоящей (Н. Заболоцкий).
Над этим заданием учащиеся работают в парах. После его анализа, ещё раз
обращаю внимание на стихотворение А. Фета:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Анализируя
его,
повторяем
виды
соподчинения
в
сложноподчинённых
предложениях с несколькими придаточными.
На
стадии
рефлексии,
при
автоматизированном
тестировании,
также
использую предложения из художественной литературы:
Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю
мгла, как засветились одна за другой звёзды. (А П.Чехов)
1.
Однородное подчинение
2.
Параллельное подчинение
3.
Последовательное подчинение
Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг своё зрение, чтобы
получше рассмотреть его. (А.П.Чехов)
1.
Однородное подчинение
2.
Параллельное подчинение
3.
Последовательное подчинение
4
Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у
того отвалилась ручка. (К.Паустовский)
1.
Однородное подчинение
2.
Параллельное подчинение
3.
Последовательное подчинение
Таким
образом,
мы
видим,
что
воспитательный
потенциал
урока
является
одной
из
важнейших
составляющих
образовательного
процесса
наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат
единой цели: целостному развитию личности школьника.
В. Сухомлинский писал: «Подлинный мастер-словесник добивается того, что
его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе, ему хочется
стать лучше, чем он есть…»
5