Автор: Скатова Марина Львовна
Должность: учитель руского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СШ № 6
Населённый пункт: г. Приволжск Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии продуктивного чтения на уроке литературы в 11 классе"
Раздел: полное образование
Скатова М.Л.
Статья «Использование технологии продуктивного чтения на уроке
литературы в 11 классе»
Технология продуктивного чтения предполагает 3 этапа работы с текстом:
предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Первый этап- этап
предтекстовой деятельности. На этом этапе можно использовать прием
«Ассоциативный куст».
При изучении рассказа-миниатюры А.И. Солженицына «Колокольня» из
сборника «Крохотки» обращаю внимание на название рассказа и фотографии,
которыми можно было бы проиллюстрировать текст солженицынского
рассказа. Задаю вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас после
прочтения заголовка и просмотра фотографий к тексту.»
Ученики называют слова «вода», «монастырь», « вера», «разрушение»,
«затопление». Используя эти слова, они определяют возможную тему
рассказа. Тема- изображение колязинской колокольни, чудом сохранившейся
после затопления города.
Также на предтекстовом этапе можно использовать стратегию
«Глоссарий». Предлагаю список слов, чтобы ученики выделили те, которые
являются авторскими неологизмами (принадлежат Солженицыну) :
«поскудились», «окоем», «изневольный»,» высокостройная.»
Делается вывод о том, что эпитеты А. Солженицына обостряют внимание
читателей благодаря их нешаблонности, свежести, выразительности. Они
заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали. У
Солженицына в силу малого объема рассказа весомо каждое слово.
К теме разрушения памятников писатель обращается и в 90-е годы. В
«Колокольне» автор говорит о затоплении городов. Причина, которая привела
город Калязин к катастрофе предельно проста: власти поскупились на вторую
плотину. Символом пренебрежения к культуре, вере, обычаям наших предков
стала калязинская колокольня, стоявшая некогда в «гуще изобильного
торгового города».
На текстовом этапе работы с произведением малого объёма возможен
следующий прием.
Учитель объявляет:
- Вы – члены кружка продуктивного чтения, и следующее задание «Чтение с
остановками».
Читаем отрывок, задаю вопрос по отрывку и прошу спрогнозировать
содержание следующего отрывка.
- Спрогнозируем содержание следующего отрывка, как вы думаете, о чем
говорится в нем?
Учащиеся читают отрывки и прогнозируют содержание следующего.
Следующий этап- послетекстовой деятельности. На этом этапе будет
эффективен прием «Ромашка Блума». Ромашка Блума ( ромашка вопросов): 6
лепестков, 6 типов вопросов.
Первый лепесток - простые вопросы, или «тонкие». Начинаются с
вопросов Что..? Кто? Где? (вопросы на воспроизведение информации)
Оторвем еще лепесток. Например, зеленый: «Интерпретационные вопросы».
«толстые вопросы», т. е. объясняющие, направленные на установление
причинно-следственных связей. Они начинаются с вопроса: «Почему?»
Учащиеся задают вопросы. Например, почему автор называет Калязин
переломленным городом? Автор называет Калязин переломленным городом,
потому что был разрушен наводнением из-за властей, поскупившихся на
вторую плотину. Переломленным, но не сломленным).
Отрываем еще лепесток: «Оценочные вопросы». Начинается со слов «Как
вы относитесь?»
- Как вы относитесь к точке зрения автора, который считает, что колокольня-
это «наша надежда»?
Автор подмечает, что у колокольни и обманутых властью людей одна судьба:
они пережили затопление и теперь вместе остаются тут, в этом прежде
шумном
торговом
городе,
а
теперь
в
«полузамершем,
переломленном,
недобитым городе, с малым остатком прежних отменных зданий». И, тем не
менее, люди, созерцавшие эту красоту, верят и надеются на лучшее, именно
для них стоит это диво, выдержавшее все бедствия.
Технология продуктивного чтения может быть использована учителем
русского языка и литературы и в среднем, и в старшем звене, так как
позволяет научить внимательному отношению к авторскому слову, к тексту,
научить пониманию смысла произведения.