Напоминание

"Использование технологии продуктивного чтения на уроке литературы в 11 классе"


Автор: Скатова Марина Львовна
Должность: учитель руского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СШ № 6
Населённый пункт: г. Приволжск Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии продуктивного чтения на уроке литературы в 11 классе"
Раздел: полное образование





Назад




Скатова М.Л.

Статья «Использование технологии продуктивного чтения на уроке

литературы в 11 классе»

Технология продуктивного чтения предполагает 3 этапа работы с текстом:

предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Первый этап- этап

предтекстовой деятельности. На этом этапе можно использовать прием

«Ассоциативный куст».

При изучении рассказа-миниатюры А.И. Солженицына «Колокольня» из

сборника «Крохотки» обращаю внимание на название рассказа и фотографии,

которыми можно было бы проиллюстрировать текст солженицынского

рассказа. Задаю вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас после

прочтения заголовка и просмотра фотографий к тексту.»

Ученики называют слова «вода», «монастырь», « вера», «разрушение»,

«затопление». Используя эти слова, они определяют возможную тему

рассказа. Тема- изображение колязинской колокольни, чудом сохранившейся

после затопления города.

Также на предтекстовом этапе можно использовать стратегию

«Глоссарий». Предлагаю список слов, чтобы ученики выделили те, которые

являются авторскими неологизмами (принадлежат Солженицыну) :

«поскудились», «окоем», «изневольный»,» высокостройная.»

Делается вывод о том, что эпитеты А. Солженицына обостряют внимание

читателей благодаря их нешаблонности, свежести, выразительности. Они

заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали. У

Солженицына в силу малого объема рассказа весомо каждое слово.

К теме разрушения памятников писатель обращается и в 90-е годы. В

«Колокольне» автор говорит о затоплении городов. Причина, которая привела

город Калязин к катастрофе предельно проста: власти поскупились на вторую

плотину. Символом пренебрежения к культуре, вере, обычаям наших предков

стала калязинская колокольня, стоявшая некогда в «гуще изобильного

торгового города».

На текстовом этапе работы с произведением малого объёма возможен

следующий прием.

Учитель объявляет:

- Вы – члены кружка продуктивного чтения, и следующее задание «Чтение с

остановками».

Читаем отрывок, задаю вопрос по отрывку и прошу спрогнозировать

содержание следующего отрывка.

- Спрогнозируем содержание следующего отрывка, как вы думаете, о чем

говорится в нем?

Учащиеся читают отрывки и прогнозируют содержание следующего.

Следующий этап- послетекстовой деятельности. На этом этапе будет

эффективен прием «Ромашка Блума». Ромашка Блума ( ромашка вопросов): 6

лепестков, 6 типов вопросов.

Первый лепесток - простые вопросы, или «тонкие». Начинаются с

вопросов Что..? Кто? Где? (вопросы на воспроизведение информации)

Оторвем еще лепесток. Например, зеленый: «Интерпретационные вопросы».

«толстые вопросы», т. е. объясняющие, направленные на установление

причинно-следственных связей. Они начинаются с вопроса: «Почему?»

Учащиеся задают вопросы. Например, почему автор называет Калязин

переломленным городом? Автор называет Калязин переломленным городом,

потому что был разрушен наводнением из-за властей, поскупившихся на

вторую плотину. Переломленным, но не сломленным).

Отрываем еще лепесток: «Оценочные вопросы». Начинается со слов «Как

вы относитесь?»

- Как вы относитесь к точке зрения автора, который считает, что колокольня-

это «наша надежда»?

Автор подмечает, что у колокольни и обманутых властью людей одна судьба:

они пережили затопление и теперь вместе остаются тут, в этом прежде

шумном

торговом

городе,

а

теперь

в

«полузамершем,

переломленном,

недобитым городе, с малым остатком прежних отменных зданий». И, тем не

менее, люди, созерцавшие эту красоту, верят и надеются на лучшее, именно

для них стоит это диво, выдержавшее все бедствия.

Технология продуктивного чтения может быть использована учителем

русского языка и литературы и в среднем, и в старшем звене, так как

позволяет научить внимательному отношению к авторскому слову, к тексту,

научить пониманию смысла произведения.



В раздел образования