Напоминание

Конспект фронтального логопедического занятия по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Автор: Литвинова Яна Олеговна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3
Населённый пункт: Славянск-на-Кубани
Наименование материала: «Рыбка ищет друзей»
Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект фронтального логопедического занятия «Рыбка ищет друзей» по тестопластике

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Ольденбургер Яна Олеговна

Учитель-логопед, МБДОУ д/с №3

г. Славянск-на-Кубани

Дошкольное образование

Форма проведения: ролевая игра, фронтальное.

Возраст: старший дошкольный.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний детей по лепке из соленого теста;

Формирование устной речи и навыков общения с окружающими;

Закрепление ранее изученных приемов лепки;

Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей;

Формирование общих представлений о рыбах;

Расширение и обогащение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

Развитие памяти, образного мышления и воображения;

Развитие слухового и зрительного восприятия;

Развитие навыков счета;

Повышение речевой активности.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Воспитывать интерес к животному миру;

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитание интереса к лепке из соленого теста;

Воспитание у детей сочувствие и желание помочь.

Материал: самодельный аквариум; 1 рыбка из соленого теста; 4 картинки разных вид рыб; 16

шариков из соленого теста; 16 картонных трафаретов рыб; стек; клеенка для лепки; мука; линейка;

кисточки; 16 карандашей; музыка (шум реки); краски.

Речевой материал: загадка о рыбах; пальчиковая гимнастика про рыб; физ.минутка.

Ход занятия:

I.

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие дети. Сегодня к вам в гости я пришла не одна, а со своим

другом. Но для того, чтобы узнать, кто он, вы должны отгадать загадку.

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю.

Крылья есть – не летаю .

Кто это?

Дети: Рыбка.

Логопед: правильно, рыба.

(Логопед открывает панно, на котором изображен аквариум, с 1 рыбкой)

Ее зовут Маша, и она просит вас о помощи. Вы ей поможете?

Дети: Да

II.

Беседа с детьми по лексическому материалу.

Логопед: Нашей Маше одной очень скучно живется в аквариуме, поэтому ей нужны друзья.

И мы с вами сегодня поможем ей их найти.

Логопед: Ребята, а кто знает, где живут рыбы?

Дети: В озере, в море.

Логопед: Правильно, рыбы живут в морях, в океанах, в озерах и в реках. Рыбы живут в воде,

без нее они не могут существовать, так же как мы с вами не можем без воздуха. Есть рыбки,

которые живут в аквариуме: золотая рыбка, рыба попугай и другие.

Ребята, посмотрите, какие части тела есть у рыб.

Логопед показывает на картинки рыб, проговаривает вместе с детьми: плавники, хвост,

глазки, рот и туловище покрытое чешуйками.

А по размеру, какие рыбки бывают?

Дети: Большие и маленькие.

Логопед: Правильно, а в каком направлении они плавают?

Дети: Рыбки плавают в разные стороны, вверх, вниз, вправо, влево.

Логопед: А какого цвета бывают рыбки?

Дети: Они бывают желтыми, синими, оранжевыми, так же они могут быть пятнистыми и

полосатыми. (смотрят на картинки)

Логопед: Правильно.

Ребята, прежде чем мы начнем искать для Маши друзей, давайте познакомимся с нашими

инструментами. Сегодня мы будем лепить из соленого теста.

Ребята, а кто знает, как нужно работать с соленым тестом? Что нельзя делать с ним?

Дети: Тесто нельзя брать в рот, оно очень соленое, его нельзя жевать и глотать. А также,

работу надо выполнять на специальной для этого клеенке. Грязные руки надо вытирать салфеткой.

III.

Пальчиковая гимнастика

Логопед: Да, вы совершенно правы. А теперь давайте с вами подготовим наши пальчики рук

к началу работы, для этого проведем пальчиковую гимнастику:

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Молодцы! Присаживайтесь.

IV.

Лепка рыбок

Логопед: Ребята, а теперь для того, чтобы сделать для нашей рыбки друзей, нам необходимо

стеком разделить большой кусок на две равные части. Одну часть нужно скатать круговыми

движениями рук, и придать ему форму шара, а после положить на клеёнку и приплюснуть. После,

немного вытянуть по бокам указательным и средним пальцами, это будет тельце нашей рыбки.

Сделали ребята?

Дети: Да.

Логопед: Молодцы, а теперь нам нужно с вами отщипнуть от другой половинки небольшой

кусочек, так же раскатать его и приплюснуть. Из этого кусочка формируем руками треугольник,

он будет служить хвостиком для наших рыбок. Теперь отщипните от теста маленький кусочек и

отложите его в сторону, а оставшийся кусок скатайте между ладонями, и сформируйте 2 овала.

Таким образом, дети учатся использовать основные приемы лепки.

Ребята, а нашим рыбкам нужны глазки?

Дети: Да!

Логопед: Так давайте их сделаем. Но только сделаем один глаз, ведь рыбка, которую мы

лепим, повернута к нам боком. Сначала скатайте из маленького кусочка шарик, это будет глаз для

рыбки. После возьмите кисточку и смочите в воде. Ею мы проведем там, куда необходимо

прикрепить ту или иную часть рыбки. Немного сглаживаем поверхность. Ребята у вас получилось?

Дети: Да!

Дети выполняют задание. В это время логопед включает музыку с шумом реки.

Логопед: Ребята, давайте отдохнем.

V.

Физ.минутка:

Все ребята дружно встали

Выпрямится.

И на месте зашагали.

Ходьба на месте.

На носочках потянулись,

Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.

Прогнуться назад, руки положить за

голову.

Как пружинки мы присели

Присесть.

И тихонько разом сели.

Выпрямится и сесть.

VI.

Оттиски

Логопед: Молодцы. А теперь нам нужно оживить наших рыбок. Давайте вместе сделаем ей

рельефную

поверхность,

ведь

что

за

рыбка

без

чешуи.

Возьмите

свои

ножички

(стеки)

и

приложите их обратной стороной к плавнику, слегка надавливая, после сразу уберите, останется

след,

это

оттиск

от

нашего

с

вами

ножика.

Так

же

проделайте

с

хвостиком

и

оставшимся

плавником. Затем возьмите карандаш и линией отделите голову рыбы от туловища. И им же

прорисуйте чешуйки, они будут полукруглые, сделайте улыбку.

Ребята чтобы наши рыбки стали еще красивее их наверно нужно раскрасить?

Дети: Да.

Логопед: Так давайте откроем краски и раскрасим их. Но только будьте внимательны, нужно

использовать как меньше воды и как можно меньше давить кисточкой при раскрашивании.

Логопед:

Какие

замечательные

рыбки

у

вас

получились.

Я

уверена,

они

станут

очень

хорошими друзьями и обязательно подружатся с нашей Машей. Давайте их познакомим, поближе

положив их рядом с аквариумом. Как только они подсохнут, мы с вами сразу их приклеим.

Все дети относят своих рыбок на один стол.

VII.

Итог занятия

Логопед: Какие вы молодцы. Пока рыбки будут знакомиться, давайте подведем итог занятия.

Итак, какие части тела есть у рыбок? Какие рыбки бывают? В каком направлении плавают? Где

они живут? Дети отвечают с опорой на свои поделки. Принадлежности для лепки убираются.

Список литературы:

1.

Волосовец,

Т. В.

Преодоление

общего

недоразвития

речи

у

дошкольников

[Текст]

:

учебно-методическое

пособие

/

под

общ.

ред.

Т. В.

Волосовец.

М.

:

Академия,

2007. – 224 с.

2.

Грибовская, А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет ФГОС ДО

[Текст] / А. А. Грибовская, М. Б. Халезова-Зацепина. – М. : ЕЦ Сфера, 2017. – 80 с.



В раздел образования