Автор: Зверько Татьяна Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского Георгиевского городского округа Ставропольского края
Населённый пункт: Георгиевский городской округ
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Педагогические технологии в работе с одаренными детьми
Раздел: среднее образование
Мастер-класс
Педагогические технологии в работе
с одаренными детьми
Подготовила: Зверько Татьяна Александровна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 26 с.
Краснокумского Георгиевского городского
округа Ставропольского края
Все
мы
знаем,
что
на
современном
этапе
развития
школьного
образования
необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся – заинтересовать
ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости.
Сегодня
я
предлагаю
остановиться
на
педагогических
технологиях,
способствующих развитию одаренных детей.
Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным
курсам,
большие
возможности
развития
мышления,
креативности,
умений
работать
самостоятельно
(самостоятельное
изучение
нового
материала,
решение
проблемных
ситуаций, выполнение практической работы, задания повышенной сложности, работа с
дополнительной литературой).
Для меня наиболее продуктивным стало использование на уроках технологии РКМ.
Данная образовательная технология направлена на развитие определённого стиля
мышления
учащихся,
основными
чертами
которого
являются
критичность,
гибкость,
открытость, рефлексивность.
Цель
применения
этой
технологии
в
учебном
процессе
-
развитие
интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы
заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения
информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа,
рефлексии.
Элемент урока «Роль полушарий большого мозга в высшей нервной
деятельности человека» с применением приёмов развития критического мышления»
«Не сравнивай! Живущий несравним»
О. Мандельштам
Цель: продемонстрировать на практике эффективность использования приёмов
ТРКМ ИНСЕРТ, Фишбоун.
Методы и приёмы:
1.
составление списка “известной” информации; систематизация материала
(графическая); верные и неверные утверждения;
2.
методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение
различных записей, Фишбоун, поиск ответов на поставленные в первой
части урока вопросы
Ход урока
I. Стадия вызова.
Первый этап вызова: Использование приёма «Нестандартный вход в урок» через
анализ нескольких фактов для активизации мыслительной деятельности обучающихся.
Проанализируйте факты:
а. Юлий Цезарь мог писать, читать, играть в шахматы и решать государственные
дела, при этом всё это проделывал одновременно.
б. Леонардо да Винчи мог рисовать левой и правой рукой – и его шедевры
безупречны.
Вопрос «разрыва»: Как эти факты связаны с темой нашего урока?
(работа
полушарий)
Второй этап вызова – актуализация уже имеющихся знаний о строении и
функциях
мозга
через
реализацию
приёма
«Согласен
–
не
согласен».
Рядом
с
утверждениями ставить «+», если согласны, и «-», если не согласны или не знаете ответа.
«Согласен - не согласен»
1 . Все
центры
высшей
нервной
деятельности
человека
находятся
в
одном
полушарии.
2.
Позже
всех
других
отделов
в
эволюционном
процессе
человека
сформировались полушария.
3.Правое и левое полушария функционируют у всех одинаково активно.
4. Правое полушарие отвечает за творчество, а левое – за точные математические
действия и логику.
5. У левшей активнее функционирует правое полушарие.
6.
Все
люди
одинаково
воспринимают
процесс
обучения,
мышления,
планирования и восприятия информации.
7. Каждый человек знает, какое полушарие у него ведущее.
Подведём итоги: Что нам известно? Что неизвестно? Что нужно сделать, чтобы
узнать?
II. Стадия осмысления материала.
Первый
этап
осмысления.
Использование
приёма
чтение
с
маркировкой
«ИНСЕРТ». Работа с информационным текстом. Осмысление нового материала.
Прочтите текст в рабочих листах. Маркируйте его значками «V» - знаю, «+» -
это новое для меня, «-» не согласен, есть другое мнение, «?» непонятно!
1. Полушария человека – самый молодой в эволюционном отношении отдел мозга.
2. В коре полушарий находятся центры высшей нервной деятельности человека – речи,
мышления, анализа, планирования.
3. Левое и правое полушария имеют разделение функций – правое отвечает за восприятие
образов, поэзии, живописи, чувства и эмоции, а левое полушарие – за строгую логику,
математическое мышление, целеполагание, алгоритм действий.
4. В зависимости от того, какое полушарие у человека активнее, он может быть
правшой или левшой.
5. Если активнее правое полушарие – то активнее левая рука, левое ухо, левый глаз.
6. Если левое – наоборот.
7.
Всего
10%
людей,
у
которых
оба
полушария
ведущие
–
амбидекстры,
у
них
наблюдается равенство функций.
8. Именно поэтому каждый человек воспринимает информацию извне по-разному.
Проверим результаты – поднимите карточку со значком для каждого предложения.
Второй этап осмысления – приём Фишбоун.
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные
понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост – ответ
на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой
ключевые
слова
или
фразы,
отражающие
суть.
Голова
–
«особенности высшей нервной деятельности каждого», косточки
сверху – левое, правое, амбидекстр. Кости снизу – тип мышления, хвост – «зависят от
полушарий».
III. Рефлексия.
Первый
этап
рефлексии
–
актуализация
полученных
знаний.
Можем
ли
мы
воспользоваться
полученными
знаниями?
А
лично
для
себя?
Только
если
знаем
активность полушарий своего мозга.
Практическая
работа:
Определим
свою
полушарность
с
помощью
простых
приемов:
переплетение
пальцев
рук
(палец
ведущей
руки
оказывается
сверху),
аплодисменты (ведущая рука активнее), проведение вертикальных линий (линии ведущей
руки выглядят аккуратнее), подмигивание (ведущий глаз не закрывается), «Подзорная
труба» (рассматриваем в подзорную трубу ведущим глазом), тиканье часов (воображаемые
часы подносятся к ведущему уху). По результатам тестов выявляем ведущее полушарие.
Второй
этап
рефлексии – анализируем усвоенный и осмысленный материал
урока. Вернёмся к заданию «Согласен-не согласен». Можем ли мы теперь с уверенностью
выбрать верные и неверные утверждения? Да, можем.
А что можно сказать о людях, о которых говорится в изложенных в начале урока
фактах? Они амбидекстры, то есть их полушария имеют одинаковую активность.
И
в
заключение
урока
оценим
высказывание
Осипа
Мандельштама:
«Не
сравнивай! Живущий несравним»
С точки зрения традиционного урока принципы, методы, формы, этапы ТРКМ не
представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно
для
учителя
введение
в
проблему
или
актуализация
имеющегося
опыта
и
знаний
учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном
уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на
создание условий для свободного развития каждой личности. Каждый прием и стратегия в
критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.
Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое
развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Один профессор, устав слушать от студентов жалобы на большой объем лекций,
однажды принёс банку, поставил её перед студентами и спросил, полна ли она. «Банка
пуста!» - ответили ученики. Тогда он наполнил банку камнями. «А теперь?» Студенты
ответили – теперь банка полна! Тогда профессор досыпал в банку мелкие камни. «Ну
теперь точно полна!» - сказали студенты. Профессор ничего не сказал, а досыпал в банку
песок. Мелкие песчинки заполнили всё пространство между камнями. «Вот теперь уже
наполнена!» - сказал один из студентов. Но профессор достал сосуд с водой и наполнил
банку до краёв…
Нам всегда есть, чем наполнить свою память. Главное – знать, что из этого
пригодится в дальнейшем. А в этом и заключается смысл критического мышления.
Проектная технология.
Очень
продуктивно
можно
использовать
проектную
технологию
при
работе
с
одаренными детьми.
Проектная технология основана на идее повышения уровня заинтересованности
школьников
в
обучении
через
создание
проектов
—
решения
проблемных
ситуаций,
взятых
из
реальной
жизни.
В
ходе
проектной
деятельности
дети
не
только
учатся
самостоятельно получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, который
еще предстоит усвоить в будущем. Благодаря направляющей роли учителя реализация
проекта осуществляется учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности:
Актуализация ранее изученного, констатация необходимости выполнения учебной работы
(проекта),
подготовка
дидактических
и
вспомогательных
материалов.
Определение
приоритетной цели и задач. Составление алгоритма действий. Выполнение точечных задач
согласно
плану.
Представление
результатов,
защита
проекта,
рефлексия.
Проектная
технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных
работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных
силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков.
Как рождается исследовательский проект?
Разберем
на
примере
исследовательского
проекта,
выполненного
под
моим
руководством
учеником Абрамяном Георгием, ставшим победителем всероссийского
конкурса Юннат-2018 в номинации «Цветоводство».
Итак, что мы видим на экране? (на слайдах поврежденные листовые черенки
фиалок)
Предложим ученику выяснить, что произошло с растениями. Подводим ученика к
формулировке цели, задач и методов исследования .
Цель
–
определить
фитопатологию
исследуемых
растений.
Проанализировать
эффективность лечения и профилактических мероприятий.
Задачи:
1.
Используя
фитопатологические
методы,
определить
причину
заболевания
узамбарской фиалки.
2.
Исследовать
динамику
заболевания
растений
и
влияние
на
нее
абиотических
факторов
3.
Исследовать
эффективность
«лечения»
пораженных
растений,
эффективность
профилактических мероприятий.
Методы исследования:
1.
Визуальный осмотр
2.
Микроскопирование и метод «влажных камер»
3.
Искусственное заражение растений
Когда ученик четко представляет что он исследует, зачем он это делает, каковы
конкретные цели и задачи, результат непременно буде достигнут.
При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю
мотивацию,
поскольку
она
направлена
на
содержание
учебного
процесса
и
обладает
высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы
обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым
знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы
(стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение,
заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе,
профессия, семья).
Большое
внимание
необходимо
уделять
психологической
атмосфере
в
классе,
использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой силы для
решения
своих
проблем,
достижения
целей.
Оценивая,
указывать
на
положительные
моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать наиболее
распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно создавать
для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и развивать. Наряду
с традиционными формами работы, надо больше использовать необычные уроки в своей
педагогической
деятельности:
уроки-конкурсы,
уроки-КВН,
уроки-эстафеты
знаний,
уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
“А кто умеет рисовать?”
Рук поднялось - не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
“Ну, кто умеет рисовать?”
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
“Так кто ж умеет рисовать?”
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?