Автор: Гончарова Елена Викторовна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Кулундинская СОШ № 2
Населённый пункт: с.Кулунда Алтайского края
Наименование материала: методическую разработку
Тема: «Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС на уроках географии в 9 классе»
Раздел: полное образование
Организация проектной деятельности обучающихся в условиях введения
ФГОС
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
В
настоящее
время
очевидно,
что основной
задачей
модернизации
российского образования является повышение его доступности, качества
и эффективности,
Одним
из
главных
условий
реализации
поставленной
з а д ач и
является введение государственного стандарта общего образования.
Стандарт
устанавливает
требования к результатам
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
основного
общего образования:
Личностным (социальные компетенции)
Предметным
(…..освоенные
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного
предмета
виды
деятельности
……применению
в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях……)
Метапредметным (освоение УУД)
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность
ОО
(п.12
….использование
и
совершенствование
образовательных
технологий);
С татья 48.
Обязанности
и
ответственность
педагогических
работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны:
-
Развивать
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности…..);
Федеральные государственные образовательные стандарты основного
общего
образования
(ФГОС
ООО)
в
РФ ставят
перед
школой
задачу
обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе
изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится
также
новая
междисциплинарная
программа
«Основы
учебно-
исследовательской
и
проектной
деятельности»
для
всех
без
исключения
школ.
Особенность федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования - их деятельностный характер, который
ставит
главной
задачей
развитие
личности
ученика.
Современное
образование
отказывается
от
традиционного
представления
результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают
на реальные виды деятельности.
В
условиях
реализации
требований
ФГОС
ООО
наиболее
актуальными
становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v
Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен
активно
участвовать
в
получении
знаний.
Проектная
технология
–
это
практические творческие задания, требующие от учащихся их применение
для
решения
проблемных
заданий,
знания
материала
на
данный
исторический этап.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций
учащихся:
формируется
научно-теоретическое,
нестандартное
мышление
учащихся;
осваиваются основы исследовательской деятельности;
создаётся
ситуация
успеха
(переживание
радости
от
самостоятельных открытий);
предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний
(отсутствие готовых «рецептов»);
развивается способность к рефлексии.
Проектное
обучение
создает
положительную
мотивацию
для
самообразования.
Поиск
нужных
материалов,
комплектующих
требует
систематической
работы
со
справочной
литературой.
Выполняя
проект,
учащиеся
обращаются
не
только
к
учебникам,
но
и
к другой
учебно-
методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт
учащихся
в
труде
и
общении,
способствует
интеллектуальному
росту
школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в
окружающей
действительности,
даёт
возможность
лучше
раскрыть
собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный
процесс
способствует
повышению
уровня
компетентности
учащегося
в
области решения проблем и коммуникаций.
С
2 0 1 5
год а
р о с с и й с к и е
у ч и т е л я
р а б о т а ю т
п о новым
стандартам ООО.
Учитель,
работающий
по
новым
стандартам,
должен
прежде всего сам обладать проектной и исследовательской культурой, а также
общей эрудицией. Новое в образовательной деятельности, зафиксированное в
Фундаментальном ядре содержания общего образования, требует от учителя
владения теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени
способствуют
формированию
ключевых
проектных
и
исследовательских
компетенций у учеников: исследовательское обучение, проектное обучение,
методы организации самостоятельной работы и т.п.
В
стандарте
неоднократно
подчеркивается,
что
теперь
любой
учитель
обязан уметь
работать
со всем
категориями
детей:
о собо
одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский
я з ы к
н е является
родным». Препод ават ель
д олжен
ст ат ь
е щ е
и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития,
индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».
Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык,
чтобы
«совместно
с учащимися
использовать
иноязычные
источники
информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо
от возраста детей.
В
разделе
«необходимые
умения»
уточняется,
что
каждый
педагог
должен
«владеть
методами
обучения,
выходящими
за рамки
учебных
занятий», — вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме
того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.
Федеральный
государственный
стандарт
фактически
формулирует
требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной
программы начального общего образования. Вследствие этого перед нами
стоит задача проектирования нового содержания повышения квалификации в
контексте ФГОС.
1.Педагогические советы, семинары
2. Открытые уроки.
3.Участие в видеоконференциях, вебинарах.
4. Повышение квалификации (тьюторы).
5.
Использование
проектных
технологий
отражено
в
аттестации
педагогических
кадров.
Показатели
качества
освоения
обучающимися
образовательных
программ
по
результатам
мониторингов,
проводимых
организацией
2 . 5 .
Н а л и ч и е
п р о е к т о в
социальной
направленности,
р е а л и з о в а н н ы х
с
о б у ч а ю щ и м и с я
п о д
руководством учителя
Перечень проектов социальной направленности,
реализованных учителем с обучающимися,
заверенный руководителем ОО
(паспорта проектов, реализованных учителем).
Перечень исследовательских проектов,
имеющих социально-значимые результаты
В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем
требованиям
ФГОС.
В
рамках
системно-деятельностного
подхода,
когда
главной
целью
становится
развитие
личности
–
метод
проекта
является
наиболее актуальным.