Напоминание

«Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС на уроках географии в 9 классе»


Автор: Гончарова Елена Викторовна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Кулундинская СОШ № 2
Населённый пункт: с.Кулунда Алтайского края
Наименование материала: методическую разработку
Тема: «Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС на уроках географии в 9 классе»
Раздел: полное образование





Назад




Организация проектной деятельности обучающихся в условиях введения

ФГОС

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

В

настоящее

время

очевидно,

что основной

задачей

модернизации

российского образования является повышение его доступности, качества

и эффективности,

Одним

из

главных

условий

реализации

поставленной

з а д ач и

является введение государственного стандарта общего образования.

Стандарт

устанавливает

требования к результатам

освоения

обучающимися

основной

образовательной

программы

основного

общего образования:

Личностным (социальные компетенции)

Предметным

(…..освоенные

обучающимися

в

ходе

изучения

учебного

предмета

виды

деятельности

……применению

в

учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях……)

Метапредметным (освоение УУД)

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность

ОО

(п.12

….использование

и

совершенствование

образовательных

технологий);

С татья 48.

Обязанности

и

ответственность

педагогических

работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны:

-

Развивать

у

обучающихся

познавательную

активность,

самостоятельность, инициативу, творческие способности…..);

Федеральные государственные образовательные стандарты основного

общего

образования

(ФГОС

ООО)

в

РФ ставят

перед

школой

задачу

обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе

изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится

также

новая

междисциплинарная

программа

«Основы

учебно-

исследовательской

и

проектной

деятельности»

для

всех

без

исключения

школ.

Особенность федеральных

государственных

образовательных

стандартов общего образования - их деятельностный характер, который

ставит

главной

задачей

развитие

личности

ученика.

Современное

образование

отказывается

от

традиционного

представления

результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают

на реальные виды деятельности.

В

условиях

реализации

требований

ФГОС

ООО

наиболее

актуальными

становятся технологии:

v Информационно – коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v

Проектная технология

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Игровые технологии

v Модульная технология

v Технология мастерских

v Кейс – технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Групповые технологии.

v Традиционные технологии (классно-урочная

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен

активно

участвовать

в

получении

знаний.

Проектная

технология

это

практические творческие задания, требующие от учащихся их применение

для

решения

проблемных

заданий,

знания

материала

на

данный

исторический этап.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций

учащихся:

формируется

научно-теоретическое,

нестандартное

мышление

учащихся;

осваиваются основы исследовательской деятельности;

создаётся

ситуация

успеха

(переживание

радости

от

самостоятельных открытий);

предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний

(отсутствие готовых «рецептов»);

развивается способность к рефлексии.

Проектное

обучение

создает

положительную

мотивацию

для

самообразования.

Поиск

нужных

материалов,

комплектующих

требует

систематической

работы

со

справочной

литературой.

Выполняя

проект,

учащиеся

обращаются

не

только

к

учебникам,

но

и

к другой

учебно-

методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт

учащихся

в

труде

и

общении,

способствует

интеллектуальному

росту

школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в

окружающей

действительности,

даёт

возможность

лучше

раскрыть

собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный

процесс

способствует

повышению

уровня

компетентности

учащегося

в

области решения проблем и коммуникаций.

С

2 0 1 5

год а

р о с с и й с к и е

у ч и т е л я

р а б о т а ю т

п о новым

стандартам ООО.

Учитель,

работающий

по

новым

стандартам,

должен

прежде всего сам обладать проектной и исследовательской культурой, а также

общей эрудицией. Новое в образовательной деятельности, зафиксированное в

Фундаментальном ядре содержания общего образования, требует от учителя

владения теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени

способствуют

формированию

ключевых

проектных

и

исследовательских

компетенций у учеников: исследовательское обучение, проектное обучение,

методы организации самостоятельной работы и т.п.

В

стандарте

неоднократно

подчеркивается,

что

теперь

любой

учитель

обязан уметь

работать

со всем

категориями

детей:

о собо

одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский

я з ы к

н е является

родным». Препод ават ель

д олжен

ст ат ь

е щ е

и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития,

индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».

Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык,

чтобы

«совместно

с учащимися

использовать

иноязычные

источники

информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо

от возраста детей.

В

разделе

«необходимые

умения»

уточняется,

что

каждый

педагог

должен

«владеть

методами

обучения,

выходящими

за рамки

учебных

занятий», — вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме

того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

Федеральный

государственный

стандарт

фактически

формулирует

требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной

программы начального общего образования. Вследствие этого перед нами

стоит задача проектирования нового содержания повышения квалификации в

контексте ФГОС.

1.Педагогические советы, семинары

2. Открытые уроки.

3.Участие в видеоконференциях, вебинарах.

4. Повышение квалификации (тьюторы).

5.

Использование

проектных

технологий

отражено

в

аттестации

педагогических

кадров.

Показатели

качества

освоения

обучающимися

образовательных

программ

по

результатам

мониторингов,

проводимых

организацией

2 . 5 .

Н а л и ч и е

п р о е к т о в

социальной

направленности,

р е а л и з о в а н н ы х

с

о б у ч а ю щ и м и с я

п о д

руководством учителя

Перечень проектов социальной направленности,

реализованных учителем с обучающимися,

заверенный руководителем ОО

(паспорта проектов, реализованных учителем).

Перечень исследовательских проектов,

имеющих социально-значимые результаты

В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем

требованиям

ФГОС.

В

рамках

системно-деятельностного

подхода,

когда

главной

целью

становится

развитие

личности

метод

проекта

является

наиболее актуальным.



В раздел образования