Автор: Голикова Виктория Андреевна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Депутатский
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование системы внутришкольного контроля
Раздел: полное образование
Социально-экономические
реформы,
осуществляемые
в
ходе
становления
в
России
рыночной
экономики,
привели
к
радикальным
переменам
в
жизни
общества.
Важнейшим
их
следствием
стали
преобразования
в
формах
собственности,
сводящиеся,
в
частности,
к
возникновению
наряду
с
государственными
негосударственных
форм
хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу.
В
современном
Педагогическом
энциклопедическом
словаре
управление образованием определено как вид социального управления.
Сущность
управления
образованием
заключается
в
поддержании
целенаправленности
и
организованности
учебно-воспитательных,
инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования.
Подчиняясь
общим
закономерностям
социального
управления,
управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные
способами
постановки
и
достижения
социально
значимых
целей
в
конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.
Применительно
к
образовательным
системам
сегодня
принято
определять
управление
как
целенаправленную
деятельность
субъектов
управления
различного
уровня,
обеспечивающую
оптимальное
функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый,
качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с
помощью
необходимых
оптимальных
педагогических
условий,
способов,
средств и воздействий. Данное определение управления созвучно пониманию
современного менеджмента.
Одна из отличительных особенностей развития современной системы
образования - переход от государственного к государственно-общественному
управлению образованием.
Основным
условием
усиления
экономической
роли
Краснодарского
края и повышения благосостояния его жителей является обеспечение роста
конкурентоспособности
Кубани.
Главное
преимущество
высокоразвитого
региона
связано
с
его
человеческим
потенциалом,
во
многом
определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе
находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста края в
средне- и долгосрочной перспективе.
Возрастание
роли
образования
в
решении
задач
социально-
экономического развития Краснодарского края заключается в:
создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
развитии инновационной сферы;
изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
формировании
трудовых
ресурсов,
способных
воспроизводить
и
развивать материальный и интеллектуальный потенциал края;
формировании социальной и профессиональной мобильности;
формировании кадровой элиты общества.
Объектом
исследования
является
муниципальное
образование
Гулькевичский район.
Целью данной работы является сбор и обобщение информации для
разработки
мероприятий
по
совершенствованию
управления
системой
образования на муниципальном уровне.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать
теоретические
основы
управления
развитием
системой
образованием;
дать
характеристику
управления
образованием
в
муниципальном
образовании Гулькевичский район;
-
определить
пути
совершенствованию
управления
системой
образования в муниципальном округе.
В
процессе
исследования
были
использованы
следующие
методы:
монографический, экономико-статистический, аналитический и др.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Одной
из
важнейших
характеристик
муниципального
образования,
определяющих
его
конкурентоспособность
и
инве стиционную
привлекательность, является образовательный уровень населения. Поэтому
изучение
и
совершенствование
организации
и
управления
системой
образования приобретает ключевое значение.
Цель данной работы - изучение управления образованием и разработка
мероприятий по его совершенствованию в администрации муниципального
образования.
Объектом
исследования
является
Управление
образованием
муниципального образования Гулькевичский район.
В течение последних лет в муниципальном образовании Гулькевичский
район
сформирована
и
развивается
сеть
образовательных
учреждений,
удовлетворяющих
образовательные
потребности
населения
в
получении
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
(полного)
общего
образования.
Перед образованием России поставлена широкая задача по созданию
общенациональной
системы
оценки
качества
образования.
Одной
из
составляющих этой системы является введение ЕГЭ.
Анализ результатов ЕГЭ за 2010-2011 учебный год, показал, что число
хороших
и
отличных
оценок
по
физике,
биологии,
русскому
языку,
полученных учащимися Гулькевичского района, в среднем несколько ниже по
сравнению с Россией.
Большое количество выпускников воспользовались результатами ЕГЭ
при поступлении в вузы.
Управление образования муниципального образования Гулькевичского
района
является
муниципальным
органом
местного
самоуправления
в
области
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного)
общего,
дополнительного
образования
и
профессиональной
ориентации.
В структуру Управления входят несколько отделов: отдел охраны прав
детей, отдел дошкольного воспитания и отдел общего среднего образования.
Руководство деятельностью управления осуществляет начальник, который
назначается
и
освобождается
от
должности
главой
муниципального
образования Гулькевичский район.
Большая часть служащих управления имеют возраст от 35 до 50 лет.
Все служащие Управления имеют высшее образование.
В 2008-2010 г. Управления образования сосредоточил свои усилия на
реализации Концепции модернизации российского образования на период до
2010
года,
утвержденной
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.12.2002 г. №175б-р, и приоритетного национального проекта
«Образование».
По итогам исследования были разработаны мероприятия по решению
основных
проблем
системы
образования
в
муниципальном
образовании
Гулькевичский район.
Основные
мероприятия
по
совершенствованию
управления
образованием:
Организация горячего питания в школах.
Подготовка детей, не посещающих дошкольные учреждения к школе.
Обеспечение
прироста
мест
в
дошкольных
образовательных
учреждениях.
Улучшение кадрового обеспечение в школах.
Проведение подголовки к ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях.
Проект
рекомендуемых
мероприятий
по
подготовке
детей,
не
посещающих дошкольные учреждения Гулькевичского района к школе:
обеспечение
равных
стартовых
возможностей
детей
из
различных
слоев населения перед поступлением в 1 класс
внедрение в систему образования города новых форм дошкольного
образования.
обеспечение наиболее полного охвата детей 5-7 лет организованными
формами предшкольной подготовки.
обеспечение социальной поддержки населения.
создание необходимых условий на базе ОУ для функционирования
групп предшкольной подготовки.
оказание
методической
помощи
педагогам
групп
предшкольной
подготовки.
Наиболее острой остается проблема качества образования. Итоги ЕГЭ
2010-2011 учебного года это подтверждают. Вследствие низкого качества
образования
по
итогам
ЕГЭ
2010-2011
гг.
рекомендуем
проведение
подготовки
к
ЕГЭ
в
общеобразовательных
учреждениях
муниципального
образования по форме тестирования.
В
данный
момент
учебная
программа
общеобразовательных
учреждений
по
русскому
языку
и
математике
не
предусматривает
тестирования учащихся в течение учебного года, а применяемые учителями
самостоятельно
наработанные
методики
не
позволяют
должным
образом
подготовить учеников 9-х и 11-х классов к ГИА и ЕГЭ. Подготовка к Единому
Государственному экзамену производится учащимися самостоятельно, либо
за счет средств родителей в частном порядке, с оплатой услуг репетиров.
Рекомендуем
на
базе
средних
общеобразовательных
учреждений
организовать подготовку учащихся 9-х и 11-х классов к ГИА и ЕГЭ.
Для
этого
из
лучших
преподавателей
муниципального
образования
конкурсным
отбором
отобрать
16
предметников
по
русскому
языку
и
математике для проведения подготовки к ЕГЭ в течение 2-го полугодия.
Затраты составят 150412 тыс руб Социальный эффект, консультациями будут
охвачены
около
1550
учащихся
9-х
классов
и
более
700
учащихся
11-х
классов.
Для финансирования данного мероприятия, можно заключить договора
со
спонсорами
или
разработать
мероприятия
по
проведению
платных
консультаций и подготовок к ЕГЭ.