Напоминание

«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»


Авторы: Кочиева Анна Айнидиновна, Танделова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУЦО
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: родительское собрание
Тема: «Кризис трёх лет: как помочь ребёнку преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый

стол)

в средней группе на тему:

«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку

преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»

Воспитатель: Кочиева А.А.

Владикавказ 2019год

Конспект родительского собрания в 4средней группе

Круглый стол

«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку

преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»

Министерство

образования

и

науки

РСО

-

Алания

Государственное

бюджетное

образовательное

учреждение

Центр

образования

«

Интеллект

»

(для родителей детей 3-4 лет)

Цель: определить пути преодоления трудностей в воспитании детей в период прохождения ими

кризиса трёх лет.

Задачи:

1.Создать

доброжелательную

атмосферу

в

коллективе

родителей,

установить

с

родителями

эмоциональный контакт;

2.Проинформировать родителей о возрастных психофизиологических особенностях детей;

3.Способствовать

повышению

мотивации

родителей

к

поиску

эффективных

способов

воспитания,

воздействия на ребёнка;

4.Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей;

5.Способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

1.Организационный.

Содержание

деятельности:

педагог

организует

среду,

соответствующую

целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы

(оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное

слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

2.Основной.

Содержание

деятельности:

педагог

проводит

основную

работу

по

теме

в

виде

дискуссий, мини лекции, упражнений.

3.Заключительный.

Содержание

деятельности: подводятся

итоги

проделанной

работы,

оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

оформление стенда «Возрастные особенности детей 3-4 лет» (Приложение 1).

Личностные качества, волевые, нравственные на доске.

Материалы и оборудование:

1)Стулья по количеству участников.

2)Презентация;

3) Видеоролик;

4) Листы с заданиями на столах (работа в группах)

5) Симороны с ленточками на каждого родителя.

ХОД собрания

Слайд 1 Воспитатель - Добрый вечер ,уважаемые родители! Сегодня мы хотим посвятить наше

собрание кризису трех лет.

-Немного вспомним о возрастных особенностях наших детей (Диляра)

- Эта тема наиболее актуальна для нас в настоящее время, так как основная масса наших детей уже

приблизилась к данному возрасту. В период кризиса трех лет ваш малыш утверждает свое "Я" , свою

самостоятельность и независимость. Что выражается в его высказываниях "Я САМ" "Я ХОЧУ".У него

складывается чувство собственного достоинства.

Что такое кризис трех лет?

Это период от раннего к дошкольному детству. В психологии считают этот период переломным с точки

зрения осознания ребенком себя как личность. Он хочет быть взрослым: "Я сам!"... Послушайте, какое

стихотворение написала психолог

Л.А. Булгакова, описав ребенка в период кризиса трех лет:

Кризис трех лет, "Я сам"

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система "Я" кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я — самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Слайд 2

-Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей

врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое

испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех

ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно

делать.

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с

нехваткой маминой любви и тепла.

Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».

Внутренний конфликт

многие желания ребенка несоответствуют его реальным возможностям

Внешний конфликт

Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых

слайд№ 3

И что делать в такой ситуации?

Сопротивляться или смириться.

Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется , как может!

Существуют семь основных симптомов кризиса

- неготивизм

-упрямство

-страптивость

-своеволие

-протест, бунт

-обесценивание

-диспотизм, ревность

Давайте свами подробно разберемся в этих симптомах.

Просмотр видео

Что делать?

Уступайте ребенку в "мелочах". Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и

других людей – будьте непреклонны

Слайд 4-5

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

стол №1

1. Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать

его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам,

пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну

развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!

2.Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама

знает - пора на прогулку, и предлагает: "Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?".

(Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или

машинкой?)

3. Не заставлять, а просить помочь: "Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно". И

вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.

4. Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип

нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть

ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

5.Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это

до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное

место.

6.Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не

«сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком,

мнение которого Вам интересно.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону

жанра - на людях. Что делать тогда?

Слайд 6 Стол №2

1. Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку,

переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой

момент могут не помочь - придется просто подождать, когда буря минует.

2. Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: "Ваня, ты

раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути

купим фломастеры - будем рисовать".

3.Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: "Чего ты орал,

мне стыдно, на тебя люди смотрят…". Лучше скажите с горечью: "Мне жаль, что ты не сдержался…" или

"Я так сердита, мне прям кричать хочется!". Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он

тоже будет говорить примерно так: "Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!". И самому легче,

когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Примеры вопросов и ответов обсуждаемых родителями ,психологом и воспитателем:

1.Маленькая Аня садится кушать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Аня

спохватывается:

- Не хочу разрезанное, хочу целое!

Мама:

- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.

- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.

Реакция мамы: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать

официальный повод плакать.

Реакция, которую лучше применить: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе

тарелку с яблоком и, как ни в чем не бывало, ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше

прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: "Ну ладно, не хочешь

разрезанное - придется его мышке отдать!" - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых,

проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо,

давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?

2. Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например,его любимую

книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на

своем: "Дай мяч! " Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так реши Что

делать?

Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет. Решение – попросит

книжку.

Слайд 7 Рубрика «Современные лайфхаки»

Самостоятельный ребенок = смелые родители..

«…Ведь нам все время хочется что-то сделать за ребёнка, даже в таких простых вещах, как поедание

пищи. Мы просто хотим, как можно дольше оставлять его в «малышах», подольше быть ему

незаменимой.. Помните, что самостоятельности нельзя научть. Её можно только предоставить…»

1)Это значит дать ему ложку, и наслаждаться тем как он размазывает кашу по лицу;

2)Это значит предоставить ему право выбора одежды на следующий день;

3)Закладывать на сборы утром втрое больше времени, чтобы не было соблазна быстренько собирать

ребёнка. Должен собираться сам.

4) Это миллион мелочей в день….

И вот так с каждым своим шажком ребёнок становится более самостоятельным и независимым от

родителей. При определенной внутренней зрелости и мудрости родителей, а также здоровой психики

ребёнка сепарация полностью завершается к 20 годам… Сепарация -ваш ребенок начинает от вас

отделяться. Это резкий скачок развития, гормональной перестройкой и отделения ребенка от родителя…

Ребенок умеет не только ходить и говорить, но и хочет сам принимать решение и думать своей головой.

Вы больше с ним не одно целое. Чем раньше вы это признаете, тем комфортнее произойдет этот

период.Вчера еще ребенок говорил би-би, а сегодня автомобиль. Внезапно стал собирать сложные пазлы

и сидит дольше трех минут. Стакими скачками нервной системы бывает, трудно справится, и это

выливается в истерики. Первая сепарация происходит около 3 лет…условно может и в 4…Как ребёнок

созрел.. Второй кризис от 13 до условно 15, 16…Завершается к 20.

Если вы это не признаете, будете всячески мешать ребёнку самоактуализироваться, запрещать выражать

свое мнение, то вполне вероятно, никакого кризиса не случится…Зато с новой силой настигнет в 13 лет…

И если в 3 года вы можете взять за руку и отвести от беды , то в 13 с подростком это сделать сложнее…

Может наторить кучу вещей, чтоб просто доказать свою самостоятельность.. Поэтому лучше пережить

это в три года…Сейчас может часто звучать «Я сам!» «Моё» Ты плохая!»….Это все показатели кризиса, а

не только истерики.. Что мы можем сделать?

Понятьи простить. Ждать, Надеяться и верить , что этот кризис мы переживем без «потерь».Обычно при

мудрости родителей кризис длиться несколько месяцев, но может затянуться, если есть стрессы-походы в

садик, рождение следующего ребёнка или расставание родителей..

Воспитатель: В завершении хотелось бы отметить ,что успешное прохождение периода кризиса трех

лет очень важно для малыша, так как в этот период закладывается такие черты характера , как

самостоятельность, независимость, решительность. При неуспешном- сомнение, стыд, слабая воля,

комплекс неполноценности.

2 часть Практическая.В практическую часть мы решили включить оберег по-симаронский… Вы

спросите, что это такое? Симорон-это магия юмора и позитива. Верный способ для приобретения всего,

начиная от здоровья, любви, денег …А самое главное это творчество. Вы сегодня станете на несколько

минут настоящими волшебниками… Возьмите заготовку. В дырочки мы будем завязывать тесьму при

этом приговаривая…Красную ленточку я завязываю, что мой ребенок стал

самостоятельным….Количество ленточек соответствует количеству дырочек.Цвета значения не имеют…

А для подсказки на доске ( волевые ,личностные и нравственные качества) прикреплены.

Рубрика «Разное»(Родители задают интересующие вопросы).

-Наша встреча подошла к концу! Надеемся, что наше нетрадиционное родительское собрание вызвало

положительные эмоции и на следующей встрече вы будете еще более активны! Спасибо за Ваше

неравнодушие к воспитанию наших замечательных детей!

Приложение Возрастные особенности детей 3-4 лет

Младший возраст − важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит

переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К

концу

младшего

дошкольного

возраста

начинает

активно

проявляться

потребность

в

познавательном

общении

со

взрослыми,

о

чем

свидетельствуют

многочисленные

вопросы,

которые

задают

дети.

Развитие

самосознания

и

выделение

образа

«Я»

стимулируют

развитие

личности

и

индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка

начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может

справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не

может

не

злиться

на

них

из-за

ограничений

свободы.

По

отношению

к

окружающим

у

ребенка

формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и

интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его

обследования.

Его

восприятие

приобретает

способность

более

полно

отражать

окружающую

действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-

образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного

предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е.

ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое

значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста

характерно

смешение

элементов

из

различных

источников,

смешение

реального

и

сказочного.

Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память

дошкольника

3-4-х

лет

непроизвольная,

характеризуется

образностью.

Преобладает

узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его

деятельностью,

было

интересно

и

эмоционально

окрашено.

Тем

не

менее,

то,

что

запомнилось,

сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то

одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В

эмоциональном

плане

характерны

резкие

перепады

настроения.

Эмоциональное

состояние

продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми.

Поэтому

характеристики,

которые

ребенок

дает

другим

людям,

очень

субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем

косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок

трех-четырех

лет

уверенно

ходит,

координирует

движения

рук

и

ног

при

ходьбе,

воспроизводит

разнообразные

другие

движения.

Он

умеет

правильно

держать

карандаш,

проводит

горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении

таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по

размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает

приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия,

гордится своими успехами.

В

играх

ребенок

самостоятельно

передает

несложный

сюжет,

пользуется

предметами-

заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он

умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей,

изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает

наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется

окружающим,

запас

его

представлений

об

окружающем

непрерывно

пополняется.

Он

внимательно

присматривается

к

действиям

и

поведению

старших

и

подражает

им.

Ему

свойственны

высокая

эмоциональность,

готовность

самостоятельно

воспроизводить

действия

и

поступки,

одобряемые

взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а

сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.[2]

Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый

стол)

в средней группе на тему:

«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку

преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»

Воспитатели: Танделова И.П.

Кочиева А.А.

Эдиева Д.В.

Владикавказ 2019год



В раздел образования