Авторы: Кочиева Анна Айнидиновна, Танделова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУЦО
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: родительское собрание
Тема: «Кризис трёх лет: как помочь ребёнку преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый
стол)
в средней группе на тему:
«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку
преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»
Воспитатель: Кочиева А.А.
Владикавказ 2019год
Конспект родительского собрания в 4средней группе
Круглый стол
«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку
преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»
Министерство
образования
и
науки
РСО
-
Алания
Государственное
бюджетное
образовательное
учреждение
Центр
образования
«
Интеллект
»
(для родителей детей 3-4 лет)
Цель: определить пути преодоления трудностей в воспитании детей в период прохождения ими
кризиса трёх лет.
Задачи:
1.Создать
доброжелательную
атмосферу
в
коллективе
родителей,
установить
с
родителями
эмоциональный контакт;
2.Проинформировать родителей о возрастных психофизиологических особенностях детей;
3.Способствовать
повышению
мотивации
родителей
к
поиску
эффективных
способов
воспитания,
воздействия на ребёнка;
4.Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей;
5.Способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми.
Категория участников: педагог, психолог, родители.
Этапы
1.Организационный.
Содержание
деятельности:
педагог
организует
среду,
соответствующую
целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы
(оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное
слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
2.Основной.
Содержание
деятельности:
педагог
проводит
основную
работу
по
теме
в
виде
дискуссий, мини лекции, упражнений.
3.Заключительный.
Содержание
деятельности: подводятся
итоги
проделанной
работы,
оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа:
оформление стенда «Возрастные особенности детей 3-4 лет» (Приложение 1).
Личностные качества, волевые, нравственные на доске.
Материалы и оборудование:
1)Стулья по количеству участников.
2)Презентация;
3) Видеоролик;
4) Листы с заданиями на столах (работа в группах)
5) Симороны с ленточками на каждого родителя.
ХОД собрания
Слайд 1 Воспитатель - Добрый вечер ,уважаемые родители! Сегодня мы хотим посвятить наше
собрание кризису трех лет.
-Немного вспомним о возрастных особенностях наших детей (Диляра)
- Эта тема наиболее актуальна для нас в настоящее время, так как основная масса наших детей уже
приблизилась к данному возрасту. В период кризиса трех лет ваш малыш утверждает свое "Я" , свою
самостоятельность и независимость. Что выражается в его высказываниях "Я САМ" "Я ХОЧУ".У него
складывается чувство собственного достоинства.
Что такое кризис трех лет?
Это период от раннего к дошкольному детству. В психологии считают этот период переломным с точки
зрения осознания ребенком себя как личность. Он хочет быть взрослым: "Я сам!"... Послушайте, какое
стихотворение написала психолог
Л.А. Булгакова, описав ребенка в период кризиса трех лет:
Кризис трех лет, "Я сам"
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Слайд 2
-Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей
врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое
испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех
ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно
делать.
Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с
нехваткой маминой любви и тепла.
Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
Внутренний конфликт
многие желания ребенка несоответствуют его реальным возможностям
Внешний конфликт
Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых
слайд№ 3
И что делать в такой ситуации?
Сопротивляться или смириться.
Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется , как может!
Существуют семь основных симптомов кризиса
- неготивизм
-упрямство
-страптивость
-своеволие
-протест, бунт
-обесценивание
-диспотизм, ревность
Давайте свами подробно разберемся в этих симптомах.
Просмотр видео
Что делать?
Уступайте ребенку в "мелочах". Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и
других людей – будьте непреклонны
Слайд 4-5
Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
стол №1
1. Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать
его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам,
пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну
развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!
2.Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама
знает - пора на прогулку, и предлагает: "Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?".
(Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или
машинкой?)
3. Не заставлять, а просить помочь: "Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно". И
вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
4. Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип
нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть
ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.
5.Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это
до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное
место.
6.Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не
«сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком,
мнение которого Вам интересно.
Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону
жанра - на людях. Что делать тогда?
Слайд 6 Стол №2
1. Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку,
переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой
момент могут не помочь - придется просто подождать, когда буря минует.
2. Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: "Ваня, ты
раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути
купим фломастеры - будем рисовать".
3.Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: "Чего ты орал,
мне стыдно, на тебя люди смотрят…". Лучше скажите с горечью: "Мне жаль, что ты не сдержался…" или
"Я так сердита, мне прям кричать хочется!". Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он
тоже будет говорить примерно так: "Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!". И самому легче,
когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.
Примеры вопросов и ответов обсуждаемых родителями ,психологом и воспитателем:
1.Маленькая Аня садится кушать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Аня
спохватывается:
- Не хочу разрезанное, хочу целое!
Мама:
- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.
- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.
Реакция мамы: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать
официальный повод плакать.
Реакция, которую лучше применить: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе
тарелку с яблоком и, как ни в чем не бывало, ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше
прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: "Ну ладно, не хочешь
разрезанное - придется его мышке отдать!" - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых,
проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо,
давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?
2. Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например,его любимую
книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на
своем: "Дай мяч! " Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так реши Что
делать?
Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет. Решение – попросит
книжку.
Слайд 7 Рубрика «Современные лайфхаки»
Самостоятельный ребенок = смелые родители..
«…Ведь нам все время хочется что-то сделать за ребёнка, даже в таких простых вещах, как поедание
пищи. Мы просто хотим, как можно дольше оставлять его в «малышах», подольше быть ему
незаменимой.. Помните, что самостоятельности нельзя научть. Её можно только предоставить…»
1)Это значит дать ему ложку, и наслаждаться тем как он размазывает кашу по лицу;
2)Это значит предоставить ему право выбора одежды на следующий день;
3)Закладывать на сборы утром втрое больше времени, чтобы не было соблазна быстренько собирать
ребёнка. Должен собираться сам.
4) Это миллион мелочей в день….
И вот так с каждым своим шажком ребёнок становится более самостоятельным и независимым от
родителей. При определенной внутренней зрелости и мудрости родителей, а также здоровой психики
ребёнка сепарация полностью завершается к 20 годам… Сепарация -ваш ребенок начинает от вас
отделяться. Это резкий скачок развития, гормональной перестройкой и отделения ребенка от родителя…
Ребенок умеет не только ходить и говорить, но и хочет сам принимать решение и думать своей головой.
Вы больше с ним не одно целое. Чем раньше вы это признаете, тем комфортнее произойдет этот
период.Вчера еще ребенок говорил би-би, а сегодня автомобиль. Внезапно стал собирать сложные пазлы
и сидит дольше трех минут. Стакими скачками нервной системы бывает, трудно справится, и это
выливается в истерики. Первая сепарация происходит около 3 лет…условно может и в 4…Как ребёнок
созрел.. Второй кризис от 13 до условно 15, 16…Завершается к 20.
Если вы это не признаете, будете всячески мешать ребёнку самоактуализироваться, запрещать выражать
свое мнение, то вполне вероятно, никакого кризиса не случится…Зато с новой силой настигнет в 13 лет…
И если в 3 года вы можете взять за руку и отвести от беды , то в 13 с подростком это сделать сложнее…
Может наторить кучу вещей, чтоб просто доказать свою самостоятельность.. Поэтому лучше пережить
это в три года…Сейчас может часто звучать «Я сам!» «Моё» Ты плохая!»….Это все показатели кризиса, а
не только истерики.. Что мы можем сделать?
Понятьи простить. Ждать, Надеяться и верить , что этот кризис мы переживем без «потерь».Обычно при
мудрости родителей кризис длиться несколько месяцев, но может затянуться, если есть стрессы-походы в
садик, рождение следующего ребёнка или расставание родителей..
Воспитатель: В завершении хотелось бы отметить ,что успешное прохождение периода кризиса трех
лет очень важно для малыша, так как в этот период закладывается такие черты характера , как
самостоятельность, независимость, решительность. При неуспешном- сомнение, стыд, слабая воля,
комплекс неполноценности.
2 часть Практическая.В практическую часть мы решили включить оберег по-симаронский… Вы
спросите, что это такое? Симорон-это магия юмора и позитива. Верный способ для приобретения всего,
начиная от здоровья, любви, денег …А самое главное это творчество. Вы сегодня станете на несколько
минут настоящими волшебниками… Возьмите заготовку. В дырочки мы будем завязывать тесьму при
этом приговаривая…Красную ленточку я завязываю, что мой ребенок стал
самостоятельным….Количество ленточек соответствует количеству дырочек.Цвета значения не имеют…
А для подсказки на доске ( волевые ,личностные и нравственные качества) прикреплены.
Рубрика «Разное»(Родители задают интересующие вопросы).
-Наша встреча подошла к концу! Надеемся, что наше нетрадиционное родительское собрание вызвало
положительные эмоции и на следующей встрече вы будете еще более активны! Спасибо за Ваше
неравнодушие к воспитанию наших замечательных детей!
Приложение Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший возраст − важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит
переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К
концу
младшего
дошкольного
возраста
начинает
активно
проявляться
потребность
в
познавательном
общении
со
взрослыми,
о
чем
свидетельствуют
многочисленные
вопросы,
которые
задают
дети.
Развитие
самосознания
и
выделение
образа
«Я»
стимулируют
развитие
личности
и
индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка
начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может
справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не
может
не
злиться
на
них
из-за
ограничений
свободы.
По
отношению
к
окружающим
у
ребенка
формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и
интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его
обследования.
Его
восприятие
приобретает
способность
более
полно
отражать
окружающую
действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-
образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного
предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е.
ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое
значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста
характерно
смешение
элементов
из
различных
источников,
смешение
реального
и
сказочного.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память
дошкольника
3-4-х
лет
непроизвольная,
характеризуется
образностью.
Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его
деятельностью,
было
интересно
и
эмоционально
окрашено.
Тем
не
менее,
то,
что
запомнилось,
сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то
одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В
эмоциональном
плане
характерны
резкие
перепады
настроения.
Эмоциональное
состояние
продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми.
Поэтому
характеристики,
которые
ребенок
дает
другим
людям,
очень
субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем
косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок
трех-четырех
лет
уверенно
ходит,
координирует
движения
рук
и
ног
при
ходьбе,
воспроизводит
разнообразные
другие
движения.
Он
умеет
правильно
держать
карандаш,
проводит
горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении
таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по
размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает
приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия,
гордится своими успехами.
В
играх
ребенок
самостоятельно
передает
несложный
сюжет,
пользуется
предметами-
заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он
умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей,
изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает
наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется
окружающим,
запас
его
представлений
об
окружающем
непрерывно
пополняется.
Он
внимательно
присматривается
к
действиям
и
поведению
старших
и
подражает
им.
Ему
свойственны
высокая
эмоциональность,
готовность
самостоятельно
воспроизводить
действия
и
поступки,
одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а
сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.[2]
Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый
стол)
в средней группе на тему:
«Кризис трёх лет: как помочь ребёнку
преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»
Воспитатели: Танделова И.П.
Кочиева А.А.
Эдиева Д.В.
Владикавказ 2019год