Автор: Киселева Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал МБОУ ООШ с Филькино детский сад № 45
Населённый пункт: Серов, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии
детей дошкольного возраста.
«Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта нет
творчества».
Дмитрий Шостакович
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Со временем многие люди
перестают рисовать, мечтать, творить. Пока мы творим – мы живём!
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка
играет развивающая среда.
Проведение совместной деятельности с использованием нетрадиционных техник
способствует:
- снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и
объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в
том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех
обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и
приёмы использует педагог:
- Кляксография
- Рисование вдвоём на длинной полосе бумаги
- Рисование ладошкой
- Рисование пальчиками
- Скатывание бумаги
- Оттиск смятой бумагой
- Восковые мелки
- Точечный рисунок
- Отпечатки листьев
- Поролоновые рисунки
- Метод ниткографии
- Рисование на мокрой бумаге
- Объёмная аппликация
- Коллаж
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения
доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики
деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не
испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их
многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное
удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или
иное действие. И чем лучше получается движения, тем с большим удовольствием они
его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание
взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как
им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в
средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей ещё слабо развиты,
формообразующие движения сформированы недостаточно.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом
побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто
могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось
найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работ своих коллег в области
обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои
коррективы. Рисовать можно почти всем, главное, чтобы было вдохновение.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт
полную свободу для самовыражения. Самовыражение не должно теряться, для нашего
творческого будущего. И тогда каждый ребёнок найдёт своё место под солнцем.
«Каждый ребёнок - отчасти гений, а каждый гений - отчасти ребёнок».