Проектная деятельность в работе классного руководителя
Автор: Малкова Елена Александровна Должность: учитель английского языка, классный руководитель Учебное заведение: МАОУ СОШ №17 города Липецка Населённый пункт: Город Липецк Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в работе классного руководителя Раздел: среднее образование
Проектная деятельность в работе классного руководителя
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на
шаг впереди тех, кого воспитывает. Требуются новые методы и технологии в
деятельности учителя, классного руководителя. Ведущие место среди таких
методов принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов -
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых. Данная работа
стимулирует интерес учащихся к знанию и обеспечивает возможность
практически применять эти знания для решения конкретных задач в реальной
жизни.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который достигается
благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой
задачи. В процессе проектной работы ответственность за обучение
возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и
применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным
достоянием учащегося, соединяя в себе знания умения, компетенции и
ценности.
Этапы работы над проектом для педагога:
-введение учащихся в проектную работу;
-выбор тематики проекта и ее утверждение;
-составление плана работы;
-поиск информации;
-организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов
проекта;
-презентация проекта, подведение итогов;
-реализация проекта в реальных условиях школы;
-рефлексивная деятельность и выбор проблемы для дальнейшей
деятельности.
Всякий проект независимо от типа, имеет практически одинаковую
структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого
проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или
индивидуального - независимо от его тематики.
Классификация учебных проектов:
Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых
является участие в групповой деятельности, как то: игры, народные танцы,
театральные постановки, разного рода развлечения.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем,
связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты- те, разрабатывая которые дети имели
целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» -
устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного
полезного продукта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный
проект
– нацелен
на
решение
социальных
задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
Творческий
проект -
предполагает
максимально
свободный
и
не
традиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Ролевой проект.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
Монопроекты – проходят в рамках одного предмета или области знаний.
Межпредметные проекты –проводятся исключительно во внеурочное время
под руководством нескольких специалистов
По характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, региональные,
международные.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты- укладываются в один урок или часть урока
Краткосрочные проекты
Недельные проекты – сочетание классных и внеклассных форм.
Долгосрочные – могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл
определяется во внеурочное время.
Проектная деятельность: роль классного руководителя (учителя)
* Не столько преподавать, сколько создавать условия для проявления у детей
интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению
полученных знаний на практике.
* Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого
профиля.
* Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта:
-
Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение
цели
- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!)
областях
- Консультант, помогающий организовать работу
- Руководитель, помогающий планировать работу по времени
- «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты
работы
- Координатор группового процесса
- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Какие
общеучебные
умения
и
навыки
формируются
в
проектной
деятельности у учащихся:
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение
отвечать
на
вопрос:
чему
нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей
Умение
самостоятельно
находить
недостающую
информацию
в
информационном поле
Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта,
специалиста
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнёром
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнёрского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие)
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки
анализа
собственной
деятельности
(её
хода
и
промежуточных
результатов)
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Проекты и проблемы
Всегда
существует
опасность
переоценить
результат
проекта
и
недооценить сам процесс.
При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения
его в реферат.
Не всегда удаётся выдержать направленность проектной деятельности
учащихся, обеспечив содержательное единство тем.
Не
прост
вопрос
реализации
воспитательных
задач
проектной
деятельности
–
взаимопомощь,
чувство
ответственности
за
принятые
решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
Виды презентаций проектов
Деловая игра, игра с залом, научная конференция, доклад; пресс-
конференция;
демонстрация
продукта,
выполненного
на
о снове
информационных
технологий;
путешествие,
экскурсия;
реклама;
ролевая
игра; спектакль; выступление агитбригады; соревнование; концерт и т.д.
Таким
образом,
традиционная
классно-урочная
система
создает
“содержание
образования”,
тогда
как
проектная
деятельность,
при
правильной
её
организации,
способна
наполнить смыслом жизнь
и
деятельность детей в ходе выполнения проекта.
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить
ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже
сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом
жизнь “сегодняшнего дня” - лучшая подготовка к жизни “завтрашнего дня”.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Название проекта: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Руководитель проекта: Малкова Е.А.
Учебный предмет: социальный проект
Адресация: проект предназначен для всех учеников в школе, родителей; для
семейного архива
Цели:
1.Больше
узнать
о
защитниках
Отечества
в
определенной
семье
для
сохранения
семейной
истории.
2.Формировать
духовно-нравственных
качества
личности;
3.Сохранить преемственность поколений;
4.Развивать
навыки
проектно
–
исследовательской
деятельности.
Задачи:
1. Собрать, проанализировать и обобщить
информацию о своих родных и близких, тех, кто
участвовал в Великой Отечественной войне; тех, кто
выбрал профессию военного и тех, кто служил в
армии.
2. Сохранить собранный материал для семейной
истории.
Возраст учащихся
6 класс,12 лет
Время работы над
проектом
1 месяц
Участники проекта
Ученица 6-го класса и ее родители
Ведущий вид
деятельности
Поисковый, исследовательский
Режим работы
Внеурочный (Индивидуальные консультации )
Обеспечение
Материально-
техническое и
учебно-методическое
оснащение
1.
Компьютерный класс с доступом в сеть
Интернет.
2.
Рабочее место учителя с компьютером и
проектором для успешной организации защиты
проектных работ.
3.
Семейный архив.
Дополнительно привлекаемые
нет
УУД, необходимые
учащимся для
самостоятельной
работы
Личностные воспитание гражданской идентичности:
знание культуры своего народа, своего края, наследия народов
России;
формирование осознанного отношения к истории России;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию;
формирование умения вести монолог и диалог для
выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности,
терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации;
формирование коммуникативной компетенции в общении и
сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-
исследовательской, творческой, и других видов деятельности.
Метапредметные:
умение создавать и формулировать новые задачи;
умение
проводить
естественно-научные
и
социальные
измерения,
вводить
результаты
измерений
и
других
данных
и
обрабатывать их;
формирование
критического
отношения
к
информации
и
избирательности её восприятия, уважения к информации о частной
жизни и информационным результатам деятельности других людей;
анализировать
результаты
своей
деятельности
и
затрачиваемых ресурсов.
Предметные:
развитие
умений
работать
с
различными
видами
информации,
формализации
и
структурирования
информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей.
Мотивация к
познанию, работе
Используемые методы мотивации: эмоциональные,
познавательные, волевые.
Форма продуктов
проектной деятельности
Компьютерная презентация
Форма объединения
результатов деятельности
Конкурс проектных работ
Предполагаемые приращения
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в
информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,
консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных
результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;
- вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы