Напоминание

Проектная деятельность в работе классного руководителя


Автор: Малкова Елена Александровна
Должность: учитель английского языка, классный руководитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17 города Липецка
Населённый пункт: Город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в работе классного руководителя
Раздел: среднее образование





Назад





Проектная деятельность в работе классного руководителя
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Требуются новые методы и технологии в деятельности учителя, классного руководителя. Ведущие место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Данная работа стимулирует интерес учащихся к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных задач в реальной жизни. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой задачи. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания умения, компетенции и ценности. Этапы работы над проектом для педагога: -введение учащихся в проектную работу; -выбор тематики проекта и ее утверждение; -составление плана работы; -поиск информации; -организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта; -презентация проекта, подведение итогов; -реализация проекта в реальных условиях школы; -рефлексивная деятельность и выбор проблемы для дальнейшей деятельности. Всякий проект независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - независимо от его тематики.
Классификация учебных проектов:
Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты- те, разрабатывая которые дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного полезного продукта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Творческий проект - предполагает максимально свободный и не традиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
Монопроекты – проходят в рамках одного предмета или области знаний. Межпредметные проекты –проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов По характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты- укладываются в один урок или часть урока Краткосрочные проекты Недельные проекты – сочетание классных и внеклассных форм. Долгосрочные – могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл определяется во внеурочное время.
Проектная деятельность: роль классного руководителя (учителя)
* Не столько преподавать, сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. * Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. * Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта: - Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели - Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях - Консультант, помогающий организовать работу - Руководитель, помогающий планировать работу по времени
- «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты работы - Координатор группового процесса - Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Какие

общеучебные

умения

и

навыки

формируются

в

проектной

деятельности у учащихся:

Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнёром Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнёрского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы
Проекты и проблемы
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Не всегда удаётся выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем. Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности – взаимопомощь, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
Виды презентаций проектов
Деловая игра, игра с залом, научная конференция, доклад; пресс- конференция; демонстрация продукта, выполненного на о снове
информационных технологий; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; выступление агитбригады; соревнование; концерт и т.д. Таким образом, традиционная классно-урочная система создает “содержание образования”, тогда как проектная деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь “сегодняшнего дня” - лучшая подготовка к жизни “завтрашнего дня”.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Название проекта:
«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Руководитель проекта:
Малкова Е.А.
Учебный предмет:
социальный проект
Адресация:
проект предназначен для всех учеников в школе, родителей; для семейного архива Цели: 1.Больше узнать о защитниках Отечества в определенной семье для сохранения семейной истории. 2.Формировать духовно-нравственных качества личности; 3.Сохранить преемственность поколений; 4.Развивать навыки проектно – исследовательской деятельности. Задачи: 1. Собрать, проанализировать и обобщить
информацию о своих родных и близких, тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне; тех, кто выбрал профессию военного и тех, кто служил в армии. 2. Сохранить собранный материал для семейной истории. Возраст учащихся 6 класс,12 лет Время работы над проектом 1 месяц Участники проекта Ученица 6-го класса и ее родители Ведущий вид деятельности Поисковый, исследовательский Режим работы Внеурочный (Индивидуальные консультации )
Обеспечение
Материально- техническое и учебно-методическое оснащение 1. Компьютерный класс с доступом в сеть Интернет. 2. Рабочее место учителя с компьютером и проектором для успешной организации защиты проектных работ. 3. Семейный архив. Дополнительно привлекаемые нет УУД, необходимые учащимся для самостоятельной работы
Личностные
воспитание гражданской идентичности: знание культуры своего народа, своего края, наследия народов России; формирование осознанного отношения к истории России; формирование ответственного отношения к учению; формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование умения вести монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой, и других видов деятельности.
Метапредметные:

умение создавать и формулировать новые задачи; умение проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других данных и обрабатывать их; формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Предметные:
развитие умений работать с различными видами информации, формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей. Мотивация к познанию, работе Используемые методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые. Форма продуктов проектной деятельности Компьютерная презентация Форма объединения результатов деятельности Конкурс проектных работ
Предполагаемые приращения

1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером;
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс; - умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия; - навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми; - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс;
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы


В раздел образования