Напоминание

Использование ИКТ на уроке окружающего мира


Автор: Юманова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Табар-Черкийская СОШ" Апастовского района РТ
Населённый пункт: Д.Табар-Черки
Наименование материала: Технологическая карта урока. Предмет -окружающий мир 1 класс. Тема: "Где зимуют птицы"
Тема: Использование ИКТ на уроке окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс

Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах,

группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса №2,

электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями, картинки

птиц.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Название

используемы

х ЭОР

(указанием

порядкового

номера)

Комментарий,

примечание

Психологический

настрой на урок

-Здравствуйте,

ребята!

Сегодня

на

уроке

у

нас

гости.

поприветствуйте наших гостей,

посмотрите друг на другу,

улыбнитесь. Садитесь.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать

Приветствуют учителей.

Настраиваются на урок.

Выполняют

упражнения

психологического

тренинга

Слайды № 1

Создание

благоприятного для

обучения

климата.

Воспитательный

момент.

Поднятие

жизненного тонуса.

(Л)

Актуализация

знаний.

Проверка

домашнего

задания.

Работа с текстом.

-

У:

На

прошлом

уроке

мы

вместе

с

Муравьишкой

Вопросиком

и

Мудрой

черепахой

совершили

интересное

путешествие.

-В каких районах земного шара мы побывали на прошлом

уроке? (В самых жарких районах мира.)

-Как называются эти места?

-Д: Саванна, тропические леса (джунгли).

-Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах?

-О каких холодных районах Земли мы узнали?

-Д: О Северном Ледовитом океане и Антарктиде

- У: Чем похожи эти районы?

-Д: Покрыты снегом и льдом.

Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть

ошибки .Слушайте внимательно и найдите их.

сейчас,

ребята,

представьте

себя

лесу.

(

просмотр

видеоролика)

Диалог с учителем

Р а б о т а ю т

с

информацией,

п р е д с т а в л е н н о й

н а

слайде, с целью поиска

и

в ы д е л е н и я

необходимой

информации;

Отвечают на вопросы.

Слайд 2

формирование

умения

принимать

и

с о х р а н я т ь

учебную

за дач у;

проявлять

познавательную

и н и ц и а т и в у

в

учебном

сотрудничестве,

в

сотрудничестве

с

учителем

ставить

н о в ы е

у ч е б н ы е

задачи. (Р).

Проблемный

Постановка

учебной

проблемы.

Самоопределение

к деятельности.

- Кто догадался, о ком

и о чем будем сегодня говорить на

уроке?

Ответы детей.

Можем

ли

мы

услышать

такую

музыку

природы

зимой?

Почему?( -Зимой птицам не до песен. Они поют, когда им

тепло, они сыты.)

- прочитайте тему урока в учебниках

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

-

У:

Вот

и

попытаемся

на

уроке

выяснить, где

зимуют

птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые

края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об

этом узнали учёные.

Слайд 3

вопрос,

выход

на

тему урока

(П)

Открытие

новых

знаний.

-У: Давайте вспомним, кто такие птицы?

-Д: животные, тело которых покрыто перьями)

У: А теперь я хочу узнать как вы знаете названия птиц, а для

этого вы отгадайте загадки:

-У:

1загадка. Черный жилет, красный берет,

Нос

как

топор, хвост, как упор.

- Д: Дятел.

-У: Ребята, а кто знает эту птицу?

2з.Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда

получила своё название.

- Д: Поползень.

(Прикрепила картинку)

-У:3з.Озорной мальчишка, в сером армячишке,

По двору шныряет, крохи собирает.

-Д: Воробей.

(Прикрепила картинку.)

-У: Какие вы молодцы! А следующую загадку отгадаете?

4заг. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика?

-Д: Синичка.

(Прикрепила картинку.)

Р а б о т а ю т

с

информацией,

п р е д с т а в л е н н о й

в

презентации.

Участвуют в обсуждении

проблемных вопросов.

Формулируют

собственное

мнение

и

аргументируют его.

Работают

с

информацией,

представленной

учителем.

Отгадывают загадку.

Выполняют

упражнения

с учителем.

Рефлексивные

умения:

у м е н и е

осмыслить

задачу,

д л я

р е ш е н и я

которой

недостаточно

знаний;

(П)

Формирование

умения

слушать

и

слышать,

ясно

и

чётко излагать своё

мнение (К)

Самостоятельное

-У: А это что за птица?

5з. Всю ночь летает – мышей добывает?

А станет светло, спать летит в дупло.

-Д: Сова. (Прикрепляю картинку).

Совы очень интересные

птицы. О них сложено очень много сказок. Из-за необычной

внешности, страшного голоса, бесшумного полета и ночного

образа жизни люди боялись этих птиц.

-У: Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее?

- Д: Это зимующие птицы.

(Учитель прикрепляет на доску табличку «Зимующие птицы»)

-

У : Птиц,

которые

остаются

в

родных

краях,

называют

зимующими,

у

них

с

осени

образуется

толстый

слой

подкожного

жира,

поэтому

они

не

боятся

морозов,

а

еду

ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки

тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из

10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь

им?

-Д: Сделать и развесить кормушки с кормом.

-У: Мы с вами развесили кормушки в школьном дворе и дома

и подкармливаем птиц.

- А чем можно подкармливать птиц?

.

создание

способов

решения

проблем

( П )

У м е н и е

у ч а с т в о в а т ь

в

диалоге на уроке и

в

ж и з н е н н ы х

ситуациях(К)

-У: Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые

летом

живут

у

нас,

вьют

гнёзда,

выводят

птенцов,

а

с

наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны,

чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные).

-У:

А

сейчас

проверим

как

вы

знаете

перелетных

птиц,

отгадайте загадки:

По весенней чёрной пашне

Кто-то ходит, строг и важен.

Прыгнет, крыльями помашет -

крылья чёрные, как сажа.

Не отмыть её, хоть плачь!

Этой птице имя …

-Д: Грач.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

-Д: Скворец.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит.

-Д: Жаворонок.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С чёрной стрелкой на хвосте.

Домик у неё из глины,

Вроде маленькой корзины.

-Д: Ласточка.

(Учитель прикрепляет картинку.)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ...

-Д: Журавли.

(Учитель прикрепляет картинку.)

-У:

Дети,

а

кто

догадался,

что

у

этих

птиц

общее?

(Перелётные птицы.)

(Учитель

прикрепляет

на

доску

табличку

«Перелетные

птицы»)

-У: Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают

перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

-У: Каких перелётных птиц вы знаете ещё?(соловей,галка)

Работа

по

т е м е

урока.

Практическая

работа.

Работа с учебником стр.

-У:

Рассмотрите

рисунок

на

стр.16

учебника.

Выполните

задание.(отметьте

синими

фишками

зимующих

птиц,

а

красными- перелетных)

Проверяют себя по слайду на компьютере.

Коллективный

поиск

информации. Работают в

тетрадях.

Слайд 4

Поисковые

(исследовательские

)

умения:

умение

самостоятельно

найти

недостающую

информацию(П)

Физкультминутка

-У: А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие

птицы зимующие, а какие перелетные?

Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю

зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а

когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки

вверх, как будто собрались улетать.

Ласточка

(полетели),

поползень

(присели),

жаворонок

(полетели),

дятел

(присели),

зяблик

(полетели),

соловей

(полетели),

воробей

(присели),

синица

(присели),

скворец

( п о л е т е л и ) ,

г а л к а

( п р и с е л и ) ,

с о в а ( п р и с е л и ) ,

журавль(полетели).

Дети выполняют

у п р а ж н е н и я

и

закрепляют

знания

о

зимующих и перелётных

птицах

Р а б о т а

п о

предложенному

учителем плану(Р)

Постановка

проблемного

вопроса

Открытие

новых

знаний

Работа с текстом.

Где же все таки зимуют перелетные птицы? А как ученые

узнали,

где

зимуют

птицы,

вам

подскажут

рисунки

в

учебнике на с. 17. Выскажите свои предположения.

- Д: …

- У: Совершенно верно. Ученые узнали об этом, надевая на

лапки птицам специальные кольца.

На каждом кольце свой номер и адрес места, где птица была

окольцована.

Если кто-то встречал окольцованную птицу, то он сообщал об

этом ученым, которые окольцевали птицу. Так ученым удалось

узнать, где зимуют птицы.

Читаем доп. информацию на стр.85

-куда улетают ласточки?(в Африку)

-куда улетают журавли?(в Индию)

-что вместо колец в последнее время используют ученые?

(радиопередатчики)

Работают по рисункам в

учебнике.

Д е т и

в ы с к а з ы в а ю т

предположения.

Рассуждения детей.

Слайд 5

Формулирование

проблемы (П)

Взаимодействие

со

взрослыми

и

с о

с ве рс т н и ка ми

в

учебной

деятельности,

г о т о в н о с т ь

к

преодолению

трудностей(Р)

.Поиск

информации,

р а б о т а

с

различными

источниками(П)

П . Р.

п а р а м и

в

тетради, стр. 15.

-У: А сейчас в рабочей тетради отметим перелеты ласточек.

Вы

обратили

внимание,

что

это

задание

повышенной

сложности, поэтому работаем парами. Помните, пожалуйста,

что работая в паре, нужно договариваться друг с другом,

помогать и не ссориться.

Синими стрелками покажем направление осенних перелетов.

Теперь красными стрелками обозначьте направление весенних

перелетов.

Проверяют себя по слайду на компьютере.

Работают

в

тетрадях

с

заданием

повышенной

сложности в парах.

Слайд 6

Построение

логической

цепи

рассужденийПоиск

и

в ы д е л е н и е

информации

(П )

Умение

с о т р уд н и ч ат ь

в

парах.(К)

Проблемно-

поисковая работа.

У: Ребята, посмотрите на слайд , подумайте и скажите почему

многие птицы улетают на зиму в теплые края?

Рассуждают.

Слайд 7

Создание

способов

решения

-Д: ...( Птицам не хватает корма)

-У:

Правильно.

Улетают

птицы

не

из-за

холодов,

а

из-за

нехватки

пищи,

так

как

осенью

исчезают

насекомые,

становится меньше ягод и семян растений.

Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути

большинства

птиц

постоянные

и

с

годами

не

меняются.

Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или

гнездились в прошлом году.

проблем(П)

Выполнение

различной

роли

в

группе(К)

Закрепление

знаний и способов

действий

Игра «Третий лишний». (обосновать свой ответ)

- галка-соловей – воробей

-сова-голубь-цапля

-ласточка-поползень- аист

Осуществляют:

самооценку;

взаимопроверку;

Рассуждают.

Д елают

выводы.

Слайд 8

Подведение

итогов урока

Рефлексия

-У: Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят

зиму.

Продолжите предложения:

1.Сегодня я узнал(а) –что птицы зимуют по разному

2. Я научился различать – зимующих и перелетных птиц

2.Теперь

я

могу

объяснить

почему

перелетные

птицы

улетают на зиму в теплые края

У: И я хочу попросить вас оценить свою работу.

Учащиеся

высказывают

с в о и

м ы с л и

о

проведённом

уроке

и

своей работе.

Учитель

обращается

к

детям

с

просьбой

не

забывать

заботиться

о

пернатых друзьях зимой,

помогать им.

Формулируют

конечный

результат

своей

работы

Слайд 9

Способность

преодолевать

трудности,

понимать

перспективы

дальнейшей

работы. (Р)

Умение

выделить

нравственный

деятельности

Если вам было интересно, всё понятно, поднимите зелёный

смайлик.

Если

были

какие-то

сложности,

то

поднимите

красный смайлик. Спасибо за урок!

А напоследок Мудрая Черепаха предлагает вам с родителями

найти дополнительную информацию о том, чем отличается

жизнь птиц в теплых краях во время зимовки от их жизни на

родине.

на уроке.

Слайд 10

аспект

поведения.

Объективная

оценка

результатов

деятельности.(Л)



В раздел образования