Автор: Юманова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Табар-Черкийская СОШ" Апастовского района РТ
Населённый пункт: Д.Табар-Черки
Наименование материала: Технологическая карта урока. Предмет -окружающий мир 1 класс. Тема: "Где зимуют птицы"
Тема: Использование ИКТ на уроке окружающего мира
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс
Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;
2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.
3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах,
группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-оценка.
Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса №2,
электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями, картинки
птиц.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Название
используемы
х ЭОР
(указанием
порядкового
номера)
Комментарий,
примечание
Психологический
настрой на урок
-Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
на
уроке
у
нас
гости.
поприветствуйте наших гостей,
посмотрите друг на другу,
улыбнитесь. Садитесь.
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать
Приветствуют учителей.
Настраиваются на урок.
Выполняют
упражнения
психологического
тренинга
Слайды № 1
Создание
благоприятного для
обучения
климата.
Воспитательный
момент.
Поднятие
жизненного тонуса.
(Л)
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания.
Работа с текстом.
-
У:
На
прошлом
уроке
мы
вместе
с
Муравьишкой
Вопросиком
и
Мудрой
черепахой
совершили
интересное
путешествие.
-В каких районах земного шара мы побывали на прошлом
уроке? (В самых жарких районах мира.)
-Как называются эти места?
-Д: Саванна, тропические леса (джунгли).
-Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах?
-О каких холодных районах Земли мы узнали?
-Д: О Северном Ледовитом океане и Антарктиде
- У: Чем похожи эти районы?
-Д: Покрыты снегом и льдом.
Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть
ошибки .Слушайте внимательно и найдите их.
-А
сейчас,
ребята,
представьте
себя
лесу.
(
просмотр
видеоролика)
Диалог с учителем
Р а б о т а ю т
с
информацией,
п р е д с т а в л е н н о й
н а
слайде, с целью поиска
и
в ы д е л е н и я
необходимой
информации;
Отвечают на вопросы.
Слайд 2
формирование
умения
принимать
и
с о х р а н я т ь
учебную
за дач у;
проявлять
познавательную
и н и ц и а т и в у
в
учебном
сотрудничестве,
в
сотрудничестве
с
учителем
ставить
н о в ы е
у ч е б н ы е
задачи. (Р).
Проблемный
Постановка
учебной
проблемы.
Самоопределение
к деятельности.
- Кто догадался, о ком
и о чем будем сегодня говорить на
уроке?
Ответы детей.
Можем
ли
мы
услышать
такую
музыку
природы
зимой?
Почему?( -Зимой птицам не до песен. Они поют, когда им
тепло, они сыты.)
- прочитайте тему урока в учебниках
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-
У:
Вот
и
попытаемся
на
уроке
выяснить, где
зимуют
птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые
края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об
этом узнали учёные.
Слайд 3
вопрос,
выход
на
тему урока
(П)
Открытие
новых
знаний.
-У: Давайте вспомним, кто такие птицы?
-Д: животные, тело которых покрыто перьями)
У: А теперь я хочу узнать как вы знаете названия птиц, а для
этого вы отгадайте загадки:
-У:
1загадка. Черный жилет, красный берет,
Нос
как
топор, хвост, как упор.
- Д: Дятел.
-У: Ребята, а кто знает эту птицу?
2з.Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда
получила своё название.
- Д: Поползень.
(Прикрепила картинку)
-У:3з.Озорной мальчишка, в сером армячишке,
По двору шныряет, крохи собирает.
-Д: Воробей.
(Прикрепила картинку.)
-У: Какие вы молодцы! А следующую загадку отгадаете?
4заг. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика?
-Д: Синичка.
(Прикрепила картинку.)
Р а б о т а ю т
с
информацией,
п р е д с т а в л е н н о й
в
презентации.
Участвуют в обсуждении
проблемных вопросов.
Формулируют
собственное
мнение
и
аргументируют его.
Работают
с
информацией,
представленной
учителем.
Отгадывают загадку.
Выполняют
упражнения
с учителем.
Рефлексивные
умения:
у м е н и е
осмыслить
задачу,
д л я
р е ш е н и я
которой
недостаточно
знаний;
(П)
Формирование
умения
слушать
и
слышать,
ясно
и
чётко излагать своё
мнение (К)
Самостоятельное
-У: А это что за птица?
5з. Всю ночь летает – мышей добывает?
А станет светло, спать летит в дупло.
-Д: Сова. (Прикрепляю картинку).
Совы очень интересные
птицы. О них сложено очень много сказок. Из-за необычной
внешности, страшного голоса, бесшумного полета и ночного
образа жизни люди боялись этих птиц.
-У: Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее?
- Д: Это зимующие птицы.
(Учитель прикрепляет на доску табличку «Зимующие птицы»)
-
У : Птиц,
которые
остаются
в
родных
краях,
называют
зимующими,
у
них
с
осени
образуется
толстый
слой
подкожного
жира,
поэтому
они
не
боятся
морозов,
а
еду
ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки
тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из
10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь
им?
-Д: Сделать и развесить кормушки с кормом.
-У: Мы с вами развесили кормушки в школьном дворе и дома
и подкармливаем птиц.
- А чем можно подкармливать птиц?
.
создание
способов
решения
проблем
( П )
У м е н и е
у ч а с т в о в а т ь
в
диалоге на уроке и
в
ж и з н е н н ы х
ситуациях(К)
-У: Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые
летом
живут
у
нас,
вьют
гнёзда,
выводят
птенцов,
а
с
наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны,
чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные).
-У:
А
сейчас
проверим
как
вы
знаете
перелетных
птиц,
отгадайте загадки:
По весенней чёрной пашне
Кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет -
крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя …
-Д: Грач.
(Учитель прикрепляет картинку.)
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
-Д: Скворец.
(Учитель прикрепляет картинку.)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит.
-Д: Жаворонок.
(Учитель прикрепляет картинку.)
Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
-Д: Ласточка.
(Учитель прикрепляет картинку.)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...
-Д: Журавли.
(Учитель прикрепляет картинку.)
-У:
Дети,
а
кто
догадался,
что
у
этих
птиц
общее?
(Перелётные птицы.)
(Учитель
прикрепляет
на
доску
табличку
«Перелетные
птицы»)
-У: Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают
перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.
-У: Каких перелётных птиц вы знаете ещё?(соловей,галка)
Работа
по
т е м е
урока.
Практическая
работа.
Работа с учебником стр.
-У:
Рассмотрите
рисунок
на
стр.16
учебника.
Выполните
задание.(отметьте
синими
фишками
зимующих
птиц,
а
красными- перелетных)
Проверяют себя по слайду на компьютере.
Коллективный
поиск
информации. Работают в
тетрадях.
Слайд 4
Поисковые
(исследовательские
)
умения:
умение
самостоятельно
найти
недостающую
информацию(П)
Физкультминутка
-У: А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие
птицы зимующие, а какие перелетные?
Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю
зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а
когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки
вверх, как будто собрались улетать.
Ласточка
(полетели),
поползень
(присели),
жаворонок
(полетели),
дятел
(присели),
зяблик
(полетели),
соловей
(полетели),
воробей
(присели),
синица
(присели),
скворец
( п о л е т е л и ) ,
г а л к а
( п р и с е л и ) ,
с о в а ( п р и с е л и ) ,
журавль(полетели).
Дети выполняют
у п р а ж н е н и я
и
закрепляют
знания
о
зимующих и перелётных
птицах
Р а б о т а
п о
предложенному
учителем плану(Р)
Постановка
проблемного
вопроса
Открытие
новых
знаний
Работа с текстом.
Где же все таки зимуют перелетные птицы? А как ученые
узнали,
где
зимуют
птицы,
вам
подскажут
рисунки
в
учебнике на с. 17. Выскажите свои предположения.
- Д: …
- У: Совершенно верно. Ученые узнали об этом, надевая на
лапки птицам специальные кольца.
На каждом кольце свой номер и адрес места, где птица была
окольцована.
Если кто-то встречал окольцованную птицу, то он сообщал об
этом ученым, которые окольцевали птицу. Так ученым удалось
узнать, где зимуют птицы.
Читаем доп. информацию на стр.85
-куда улетают ласточки?(в Африку)
-куда улетают журавли?(в Индию)
-что вместо колец в последнее время используют ученые?
(радиопередатчики)
Работают по рисункам в
учебнике.
Д е т и
в ы с к а з ы в а ю т
предположения.
Рассуждения детей.
Слайд 5
Формулирование
проблемы (П)
Взаимодействие
со
взрослыми
и
с о
с ве рс т н и ка ми
в
учебной
деятельности,
г о т о в н о с т ь
к
преодолению
трудностей(Р)
.Поиск
информации,
р а б о т а
с
различными
источниками(П)
П . Р.
п а р а м и
в
тетради, стр. 15.
-У: А сейчас в рабочей тетради отметим перелеты ласточек.
Вы
обратили
внимание,
что
это
задание
повышенной
сложности, поэтому работаем парами. Помните, пожалуйста,
что работая в паре, нужно договариваться друг с другом,
помогать и не ссориться.
Синими стрелками покажем направление осенних перелетов.
Теперь красными стрелками обозначьте направление весенних
перелетов.
Проверяют себя по слайду на компьютере.
Работают
в
тетрадях
с
заданием
повышенной
сложности в парах.
Слайд 6
Построение
логической
цепи
рассужденийПоиск
и
в ы д е л е н и е
информации
(П )
Умение
с о т р уд н и ч ат ь
в
парах.(К)
Проблемно-
поисковая работа.
У: Ребята, посмотрите на слайд , подумайте и скажите почему
многие птицы улетают на зиму в теплые края?
Рассуждают.
Слайд 7
Создание
способов
решения
-Д: ...( Птицам не хватает корма)
-У:
Правильно.
Улетают
птицы
не
из-за
холодов,
а
из-за
нехватки
пищи,
так
как
осенью
исчезают
насекомые,
становится меньше ягод и семян растений.
Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути
большинства
птиц
постоянные
и
с
годами
не
меняются.
Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или
гнездились в прошлом году.
проблем(П)
Выполнение
различной
роли
в
группе(К)
Закрепление
знаний и способов
действий
Игра «Третий лишний». (обосновать свой ответ)
- галка-соловей – воробей
-сова-голубь-цапля
-ласточка-поползень- аист
Осуществляют:
самооценку;
взаимопроверку;
Рассуждают.
Д елают
выводы.
Слайд 8
Подведение
итогов урока
Рефлексия
-У: Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят
зиму.
Продолжите предложения:
1.Сегодня я узнал(а) –что птицы зимуют по разному
2. Я научился различать – зимующих и перелетных птиц
2.Теперь
я
могу
объяснить
– почему
перелетные
птицы
улетают на зиму в теплые края
У: И я хочу попросить вас оценить свою работу.
Учащиеся
высказывают
с в о и
м ы с л и
о
проведённом
уроке
и
своей работе.
Учитель
обращается
к
детям
с
просьбой
не
забывать
заботиться
о
пернатых друзьях зимой,
помогать им.
Формулируют
конечный
результат
своей
работы
Слайд 9
Способность
преодолевать
трудности,
понимать
перспективы
дальнейшей
работы. (Р)
Умение
выделить
нравственный
деятельности
Если вам было интересно, всё понятно, поднимите зелёный
смайлик.
Если
были
какие-то
сложности,
то
поднимите
красный смайлик. Спасибо за урок!
А напоследок Мудрая Черепаха предлагает вам с родителями
найти дополнительную информацию о том, чем отличается
жизнь птиц в теплых краях во время зимовки от их жизни на
родине.
на уроке.
Слайд 10
аспект
поведения.
Объективная
оценка
результатов
деятельности.(Л)