Автор: Атнагулова Наташа Анатолиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №39
Населённый пункт: город Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе
Тема: История транспорта
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №39 «Радуга» комбинированного
вида г.Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Конспект комплексного занятия по ПДД
познавательного цикла в старшей группе.
Тема: «История транспорта».
Воспитатель: Атнагулова Н.А.
г.Белебей
Конспект
комплексного
занятия
по
ПДД
познавательного
цикла
в
старшей
группе
.
Тема
: «
История
транспорта
».
Программное содержание:
Расширять знание детей о наземном транспорте.
Познакомить с историей возникновения транспорта на примере
трамвая.
Довести до детей мысль о том, что транспорт изобретён человеком для удобства
перемещения.
Закрепить названия различных видов наземного транспорта. Рассказать о назначении
транспорта в жизни современного общества.
Развивать логическое мышление, творческое воображение и фантазию детей.
Воспитывать интерес к технике.
Закрепить знания детей полученные на занятии.
Словарь
:
Сани, кучер, конная тяга, телега, облучок, гужевой транспорт, карета.
Материал: Картины с изображением различных видов наземного транспорта.
Картины
с
изображением
старинного
вида
транспорта.
(сани,
карета,
старинные
машины)
Для аппликации: клей, кусочки нарезанных ниток разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в музей.
А вы знаете, что такое музей?
( ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это такое место, где хранятся вещи прошлых лет,
которые сейчас уже не используются, или картины с изображением таких предметов. Они
хранятся для того, чтобы мы знали о них, чтобы могли увидеть.
Прежде чем мы попадём в музей, давайте вспомним как нужно себя вести в музее.
Дети: нужно ходить не спеша, разговаривать тихо, чтобы не мешать другим людям,
нельзя музейные вещи трогать руками, нельзя сорить.
Хорошо, ребята, всё правильно.
Ребята как вы думаете, на чем можно добраться до музея?
Дети: На автобусе. На трамвае. На троллейбусе.
И так мы отправляемся в музей, и отправимся мы на транспорте, а вот на каком вы
узнаете если назовете слова имеющие отношение к правилам дорожного движения..
Дети: машина, дорога, транспорт, скорая помощь, светофор и т. д.
Воспитатель: Молодцы. А поедем мы на трамвае.
Дети садятся в трамвай.
Ребята давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.
Дети: После посадки нужно пройти вперед, не задерживаться на ступеньках и на
площадке около двери. Во время движения не стоять на ступеньках и не прислоняйся к
двери. Нельзя высовываться в окно. Не отвлекать водителя разговорами. Не разговаривать
громко - ты мешаешь другим. Не сорить в транспорте. Не толкать других пассажиров.
Воспитатель: Ребята, представьте такую ситуацию, в трамвай зашел пожилой
человек, а места в трамвае все заняты. Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети: Надо уступить место дедушке.
Правильно ребята.
Воспитатель: Вот и наша остановка.
Для того чтобы попасть в музей, нам нужно приобрети билеты. Получить эти билеты
можно необычным путем. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки о добрых и
вежливых словах.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо
Ну…(извините).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
Воспитатель: Вот сколько добрых слов вы знаете. Билеты мы с вами
получили и теперь нам можно идти в музей.
Дети входят в музей.
Воспитатель: Как я вам уже говорила музеи бывают разные, посмотрите что вы
видите в музее?
Дети: Картины.
Что вы видите на этих картинах?
Дети: Машины, животных.
Воспитатель: А как можно все это, назвать одним словом, как вы думаете?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Правильно ребята. Давайте пройдем к первой картине.
Давным – давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от
друга, что ходили везде пешком.
Шло
время,
человек
развивался,
расстояние
между
селениями
увеличивалось,
и
чтобы
было
легче
передвигаться
человеку,
он
стал
приручать
животных.
Каких?
(лошадей, ослов, верблюдов, быков).
А, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный
ящик, приладил колёса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что было хорошего в том, что были лошади, а
машин не было?
Дети: Хорошо:
1 Лошадь безопаснее машины.
2 Воздух на много чище
3 Меньше людей гибнет
4 Лошадь живая, может стать другом.
Плохо:
1 Лошадь едет медленнее машины.
2 Её нужно кормить.
3 Может заболеть и может погибнуть.
4 Нужно тёплое стойло.
5 На ней холодно ездить зимой.
Воспитатель:
Правильно, ребята и в самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека,
дождь мочил одежду
И
человек
решил
сделать
над
телегой
крышу
из
плотной
ткани
или
из
шкур
животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза и людей.
Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она грубая и
тяжёлая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести лёгкое и быстрое, и придумал
карету.
Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой
сидели пассажиры. Высокие колёса легко передвигались по улицам городов и по дорогам.
В то время были фонари, для освещения ночью и место для кучера – облучок. Не смотря
на
то,
что
карета
была
легче
телеги
и
повозки,
лошади
быстро
уставали.
Человеку
приходилось долго ждать, пока они отдохнут. Лошадей нужно было кормить и поить в
дороге.
А
человек
всегда
торопился.
Так
появился
первый
транспорт,
он
назывался
гужевым, то есть на конной тяге. Конный транспорт долгое время оставался основным
видом.
За тем появился первый в мире трамвай, но ездил он за счёт лошадей, посмотрите,
ребята.
Вот такой трамвай, ребята, когда то очень давно ходил по городу, его тянули лошади,
а назывался такой трамвай – конка.
«А, что если мой конь будет железным? – подумал человек». Никогда не будет
уставать, не будет в дороге просить воды, пищи. И придумал такого коня из металла, и
назвал
его
автомобилем.
Чтобы
автомобиль
смог
двигаться,
человек
придумал
ему
стальное сердце – мотор, а чтобы его сердце работало, человек стал использовать бензин.
Первые машины были чем - то похожи на кареты.
( показ изображения)
В
настоящее
время
люди
придумывают
новые
модели
автомобилей.
Они
уже
передвигаются по дороге, тихо бесшумно.
А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру;
« Узнай по звуку»
Вы услышите звуки современного транспорта, а что это за транспорт отгадайте:
1 трамвай
2 метрополитен
3 сирена скорой помощи
4 сирена пожарной машины.
5 троллейбус.
6 звук электрички.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а на чем перевозят грузы в наше время?
Дети: На грузовых машинах.
Человеку приходится перевозить много грузов. На легковой машине много груза не
перевезёшь.
Тогда человек, придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния.
Ребята, а кто-нибудь из вас добирается до детского сада на машине?
А кто ведёт машину?
Расскажи нам о вашей машине?
Он
сидит
в
салоне
автомобиля
и
управляет
ею
с
помощью
руля.
У
машины
металлический корпус, стёкла.
Они предохраняют водителя от ветра, дождя, и снега.
Ребята вам понравилась экскурсия по нашему музею?
А давайте в музее оставим другим детям на память нашу картину которую сделаем
сами.
Дети выполняют аппликацию «Автомобиль».
Дети выполняют
Ну а теперь ребята мы возвращаемся в наш сад садимся в трамвай.
Воспитатель: Вот наша экскурсия и закончилась.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня услышали в первый раз?
Что нового вы узнали?
Составил
воспитатель
высшей
категории
МАДОУ
№
213
Советского
района
г
.
Казани
Р
.
Т
.
Тимриева
Фания
Габделвадутовна
.
О б у ч е н и е
д е т е й
б е з о п а с н о й
жизнедеятельности
в
старшей
группе
.
Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель: Расширять знания детей о сказках; развивать речь, тренировать
память;
упражнять
в
составлении
и
чтении
слов;
развивать
логическое
мышление, воображение; воспитывать нетерпимость к порокам людей, учить
извлекать из сказок поучительные моменты и делать из них выводы.
Оборудование: Игрушки
(колобок,
кот,
рак,
аист,
собака,
неваляшка,
автомобиль, яблоко, шапка).
Карточки с моделями к сказке «Волк и семеро козлят» на каждого ребёнка,
фломастеры по количеству детей.
Карточки к игре «Собери слово», буквы, письмо с загадкой, воздушные
гелиевые шарики по количеству детей.
Методы
и
приёмы: Игровой,
моделирование,
решение
головоломок,
загадок, кроссвордов.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Как вы
думаете, на чём можно путешествовать по:
Воде…..
Земле….
Воздуху….?
( Ответы детей)
Воспитатель:
- Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».
В стихах пропали слова, помогите подобрать их по смыслу.
1. Едем, едем, долго едем
Очень длинный этот путь
Скоро до Москвы доедем
Там мы сможем….
( отдохнуть).
2. Чтоб жить не зная огорченья,
Чтоб бегать, прыгать и летать,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду….
( соблюдать).
3. Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины,
Мы спустились в переход
Там хозяин….
( пешеход).
4. Вот огромный водовоз
Воду в город он привёз
Жарким летом в свете фар
Чисто моет….
( тротуар).
5. По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне
Не на машине, не на мопеде
А на простом….
( велосипеде).
Воспитатель:
- Правильно, ребята, молодцы!
Нам можно отправляться в путь.
А на чём же мы будем путешествовать? Отгадайте!
Составить слово:
Дети должны правильно расположить буквы, чтобы получились слова.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, а вот и шар, на котором мы полетим. (Стоят стулья в
виде круга, над ними воздушные шарики).
Дети занимаю места на стульчиках.
Воспитатель:
- Отправляемся в полёт, закройте все глазки.
( звучит музыка).
- Ребята, мы летим в сказочную страну, где с героями сказок случились
разные неприятности, мы должны им помочь. Мы летим над горами, над
дремучими лесами, всё ближе сказочная страна и вот мы спускаемся на землю.
( Дети открывают глаза).
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
- Кто знает, что означает эта пословица?
( Ответы детей).
Воспитатель:
-
Волшебные
истории
учат
нас,
как
нужно
вести
себя
в
различных
ситуациях,
чтобы
не
попасть
в
беду.
А
вот
и
первый
герой.
С
которым
случилась неприятность, только, что то я его не вижу, он от нас спрятался, в
чём то не красном, сделанном из пластмассы; не квадратной формы, но с
углами; имеет колёса, но не машина, с крышкой, но не кастрюля.
( В контейнере для игрушек)
По амбару метён,
По сусекам скребён,
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался ….
( Колобок).
Воспитатель:
- Почему случилась беда?
Дети:
- Колобок ушёл без спроса.
Воспитатель:
- Можно уходить из дома и гулять без разрешения взрослых.
( Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Мы его всё ругаем да ругаем, а мне кажется, он уже
всё понял, и больше так делать не будет.
Давайте мы колобку скажем комплименты, какой он:
Румяный
Красивый
Тёплый
Вкусненький
Весёлый
Добрый
Поджаристый.
Воспитатель:
- Как много слов вы, ребята придумали! Молодцы!
Следующий герой тоже из сказки, отгадайте, как сказка называется?
7 –
маленьких
,
сереньких
с
рожками.
1
– большой, серый,
зубастый.
Воспитатель:
В лесу тёмном на опушке
Жили дружно все в избушке
Маму дети поджидали
В домик волка не пускали
Эта сказка для ребят…..
( волк и семеро козлят).
- Что случилось с героями сказки и почему?
( ответы детей)
Воспитатель обобщает: «Нельзя открывать дверь не знакомым».
7
М
1
Б
Задание: Проведите карандашом, не отрывая руки от бумаги, сплошную
линию так, чтобы волка отделить от козлят.
Воспитатель:
- Вот и козлят мы спасли от волка.
- Подойдите все ко мне, здесь на коврике игрушки и письмо.
Это, ребята загадка. Послушайте, что написано в письме:
«
Возьмите
первый
звук
из
каждого
слова
,
соедините
их
по
порядку
и
прочитайте
имя
героини
из
сказки
».
Кот
Рак
Аист
Собака
Неваляшка
Автомобиль
Яблоко
.
Дети:
- Красная Шапочка.
- Правильно, Красная Шапочка.
Воспитатель:
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла,
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка – лапочка
Зовут её….
( Красная Шапочка).
- А что с ней случилось?
( ответы детей).
Воспитатель обобщает:
- Нельзя разговаривать с не знакомыми и рассказывать о своём доме, и
своей семье.
- Ребята, мы знаем, что в сказках, есть отрицательные герои, назовите
их.
Дети:
- Волк, лиса, баба яга, кощей, леший и т.д.
- А как же в жизни узнать плохих людей?
Не все преступники имеют страшный вид.
( Предложить детям несколько иллюстраций с изображением людей).
Кому из этих людей вы бы доверились?
( ответы детей)
Воспитатель:
- Нельзя доверять внешности человека, она может быть обманчива, нельзя
вступать в разговор с не знакомыми людьми.
Сегодня, ребята мы с вами, встретившимся нам на пути героям, помогли,
а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте займём места на нашем
воздушном шаре, закроем все глазки.
- Мы летим над горами, полями, глубокими морями, опускаемся на землю.
Вот мы и дома.
За ваше бесстрашие, смелость я дарю вам эти шарики.
Составил воспитатель высшей категории
МАДОУ «Детский сад» № 213 Советского района
г.Казан Р.Т.
Тимриева Фания Габделвадутовна.
Конспект интегрированного занятия
по обучению детей правилам безопасной
жизнедеятельности в старшей группе.
Тема: « Путешествие по сказкам»
Программное содержание: Понимать, что именно может быть опасным в общении с
другими людьми. Знать, что опасность представляют не только мужчины и люди с плохой
внешностью, познакомить с типичными опасными ситуациями. Вспомнить сказки, в которых
есть добрые и хитрые, коварные и злые герои.
Материал: Картинки с иллюстрациями из сказок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях», «Золушка», «Аленький цветочек», костюм Буратино, слайды с вопросами и
ответами.
Музыка
Бурениной
«Танцы
придворных»
(«Птичий
двор»),
Музыка
Радович
«Кукла».
Предварительная работа: Чтение сказок: «Аленький цветочек». «Золушка», «Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях». Просмотр мультфильмов.
Ход занятия:
Дети под музыку по 3ое заходят в группу.
Каждый здоровается и называет, как его зовут, например:
- Здравствуйте, меня зовут Катя!
- Здравствуйте, меня зовут Максим! И т. д.
Затем дети садятся на стульях полукругом. Под музыку «Буратино» в группу входит
Буратино, танцует.
Буратино: - Здравствуйте, ребята, я весёлый Буратино, я убежал от папы Карло и
теперь могу гулять, где хочу. Здорово, правда?
Воспитатель: Здравствуй, Буратино.
- Ребята, Буратино хорошо поступил?
( ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, ребята, Буратино может заблудиться и не найти дорогу
домой, он захочет кушать, а негде и нечего; он может заболеть и ему никто не поможет; он
может попасть под машину, или его кто-нибудь украдёт и увезёт далеко-далеко. А папа Карло
его ищет и очень переживает. (входит Карабас - Барабас без бороды, выглядит молодо,
улыбается всем, здоровается со всеми.)
Карабас-Барабас: - Здравствуй, мальчик, ты один гуляешь?
Буратино: - Да я уже большой, могу гулять один.
Карабас-Барабас: - Пойдём со мной я тебе
шоколадку, мороженое куплю, мы с тобой на каруселях покатаемся.
Буратино: - Как здорово!
Воспитатель: - Ребята, можно верить этому человеку?
Дети: - Нет, Он злой, он будет обежать Буратино, заставлять его работать.
.
Воспитатель: - Правильно, ребята, нельзя верить внешности человека, даже если он
молод, красив, хорошо одет и улыбается. Он может оказаться коварным и злым. Нельзя верить
ни мужчинам, ни женщинам, пускай они хоть что обещают.
Карабас – барабас потихоньку уходит.
Воспитатель:- Вот, посмотрите, кому из этих людей вы бы доверились?
( ответы детей)
Буратино – А мне вот эта тётя очень нравится, она красивая, весёлая, добрая.
Воспитатель: Нет, Буратино нельзя доверяться внешности.
Подходят к стенду с иллюстрациями из сказок.
Воспитатель: - «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
1
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
-
Вот
видите,
ребята,
такая
красивая
мачеха,
притворилась
доброй
женщиной
и
подарила царевне отравленное яблоко.
Нельзя было ей верить.
2
« Золушка.
- Золушка всегда в лохмотьях, испачкана сажей и золой, а душа у неё добрая и в
конце сказки она станет принцессой.
3 « Аленький цветочек»
Чудовище в этой сказке оказалось заколдованным принцем, с добрым сердцем.
Воспитатель: - Буратино! Не ходи никуда, останься с нами, мы тебя не обидим.
Потанцуй с нами.
Музыкальная пауза:
Под
муз.
Буренина
«Танец
придворных»
или
«Птичий
двор».
Мальчики
исполняют танец роботов.
Когда начинает звучать муз Радович «Кукла», девочки исполняют танец кукол.
(Музыка, с разным интервалом, периодически меняется.)
Входит Карабас - Барабас:
- Ах! Ты не хочешь по- хорошему
Я тебя и так заберу (хватает за руку и тащит).
Воспитатель: - Ребята, что нужно делать Буратино, если он будет
просто упираться, люди подумают, что он капризничает и не слушается папу.
( Ответы детей).
Воспитатель:
-
Не
нужно
стесняться.
Надо
громко
кричать:
«На
помощь!»,
«Помогите!
»,
«Чужой человек!», «Я вас не знаю!». Нужно привлекать на себя внимание
прохожих.
Буратино: - Я понял! Помогите! Спасите! Чужой человек! Я его не знаю!
( Карабас - Барабас испугался и ушёл).
(Воспитатель приглашает Буратино и детей сесть за столы).
Игра: « Береги себя сам» ( Используется проектор и слайды)
На
вопрос
воспитателя
нужно
из
трёх,
предлагаемых
ответов
выбрать
один
правильный.
Вопросы:
1
Молодая девушка очень красивая представится тебе как хорошая мамина знакомая,
позовёт тебя в «Магазин игрушек»,
пообещает купить и подарить игрушку. Ты:
А - с радостью соглашаешься.
Б - будешь думать, пойти или нет.
В - ни за что не пойдёшь.
2 Взрослый чужой человек пригласит в машину покататься. Ты:
А - конечно согласишься.
Б - будешь думать.
В - ни за что не сядешь.
3 Чужой человек схватит тебя за руку или поднимет на руки и потащит. Ты: А - будешь
молча идти.
Б - будешь плакать.
В - будешь кричать « Помогите!», «Чужой человек!», «Я его не
не знаю!
4 Дома никого нет, постучался человек, представился папиным другом
хочет чтобы ты открыл дверь, обещает жвачку. Ты:
А - сразу откроешь дверь.
Б - не знаешь открыть или нет.
В - скажешь, чтобы пришёл по позже.
5 На улице старшие ребята предлагают тебе забраться вместе с ними
на чердак или крышу дома . Ты:
А - конечно согласишься.
Б - пойдёшь, если кто-нибудь будет держать тебя за руку.
В - ни за что не пойдёшь туда.
Буратино поощряет всех детей за их старания « Медалями»
Благодарит и уходит.