Автор: Курелёва Алла Васильевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "Щучейская ООШ"
Населённый пункт: дер. Щучье Жарковского района
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Использование кейс-технологий на уроках объяснения нового материала"
Раздел: среднее образование
Разработка урока литературы в 6 классе
с использованием «метода развития инцидентов»
Учитель русского языка Курелёва Алла Васильевна
Место работы, должность : МОУ «Щучейская ООШ» Жарковского
района Тверской области; учитель русского языка и литературы.
Район (город, село) д.Щучье
Тема. Лирическая история души в стихотворении «Ангел» М.Ю.
Лермонтова.
Класс 6.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, фонохрестоматия, иллюстрации к
стихотворениям М.Ю. Лермонтова
Цели.
1.
Совместными усилиями группы учеников проанализировать
ситуацию , возникающую при анализе текста , и выработать
практическое решение. Оценить предложенные алгоритмы и
выбрать лучшее в контексте поставленной проблемы.
Образовательные.
1. Познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова « Ангел», в
котором проявляются христианские мотивы.
2.Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.
Дать интерпретацию поэтического текста , сформулировать авторскую
позицию и своё отношение к ней.
Развивающие.
1.Развивать познавательную деятельность обучающихся через умение
находить материал, отбирать его, исследовать и делать выводы.
Воспитательные
1.В процессе анализа выяснить главную мысль стихотворения с
христианской точки зрения
2.Способствовать процессу духовного развития , воспитание
самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.
1.
Задачи.
1.Формировать мотивации к совместной деятельности, проявление
инициатив участниками обсуждения.
2.Организовать деятельность по решению проблемы в малых группах.
Ход урока.
1.
Создание кейса .
Кейс-задание
1.
Зачем Ангелы прилетают на землю?
2.
Как отражено изображение Ангела в искусстве?
3.
Как изображен Ангел на иконе.
2.Знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
решений проблемы, сроками выполнения заданий.
Распределение обучающихся по трём группам.
3.Выделение основной проблемы: есть ли Ангелы?
Выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на
ситуацию: репродукции картин художников, икон, музыкальные и
художественные произведения. Рассказы родителей.
(1.Ангелы есть, на картинах художников они изображены достоверно и
во многом сходны.
2.Ангелов нет, их никто не видел.)
Учащимся предлагается определить, подходит ли
решение для данной ситуации и возможно ли иное
решение
Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков
Участие в общей дискуссии всех групп.
Преподаватель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения
и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное
развитие событий, подводит итог.
4.Чтение стихотворения «Ангел..»
Какое настроение остается у вас после прочтения стихотворения?
1 строфа
Ангел летел и пел- Настроение радости, счастья, умиротворения,
легкой грусти.
2 строфа. Песня ангела о Боге. Настроение печальное, легкая грусть.
3 строфа. Ангел несёт на землю душу. Настроение- тёплое, уютное,
немного тревожное.
4 строфа. Душа помнит песню ангела. Настроение- печаль о прошлом.
6.Побуждающий к гипотезам и проверке диалог.
-Верил ли Лермонтов в то, что Ангелы есть? ( Да. )
- О чём это стихотворение? (
Это стихотворение о том, что в душе
каждого человека остается частичка души его матери и что она
никогда ее не покидает.)
- Напоминает ли это стихотворение песню? (ответы разные)
-Звучат ли в ней молитвенные слова?(« под кущи райских садов» ,«о Боге
великом».)
- Что происходит с человеком , когда он читает молитву?
(Уходят тяжелые мысли, приходят слезы облегчения.
- Что происходит с лирическим героем, когда он читает молитву?
(Она лечит душу человека. Ангел- восприятие человеческой души)
- Когда же человек чувствует себя счастливым, ощущает частью мира?
(Учащиеся делают вывод, что человек счастлив, когда сливается с
миром природы, читает молитву, поёт песню. Поэтому люди должны ценить и
беречь окружающий нас мир, ведь он лечит душу человека, учит понимать
прекрасное.)
Преподаватель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения
и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное
развитие событий, подводит итог.