Напоминание

Проблемы национального воспитания в философском наследии И.А. Ильина


Автор: Пасканная Любовь Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2129
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Проблемы национального воспитания в философском наследии И.А. Ильина
Раздел: начальное образование





Назад




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. ….3

ГЛАВА I. Отечественная философско-педагогическая мысль IX - начала XX

веков

I.1. Нравственно-религиозная направленность национально-

патриотического воспитания в Древнерусской педагогике IX - XVII веков….6

I.2. Воспитание гражданина-патриота в представлении русских

просветителей XVIII века.………………………………………………………..9

I.3. Жизненный путь И.А. Ильина как идеал духовного служения Родине.16

ГЛАВА II. Идеи национально-патриотического воспитания в философско-

педагогическом наследии И.А.Ильина

II.1. Идея о воспитании национального духовного характера как цели

национально-патриотического воспитания........................................................19

II.2.

Использование

идей

И.А.

Ильина

в

современном

учебно-

воспитательном процессе……………………………………………………….27

II.3.

Рекомендации

по

использованию

идей

Ильина

в

современном

воспитательном процессе…………………………………………………….…29

Заключение.............................................................................................................31

Список использованной литературы................................................................... 34

2

ВВЕДЕНИЕ

Российское

государство

на

современном

этапе

испытывает

необходимо сть

уяснения

национа льно-пат риотиче ской

и д е и ,

консолидирующей творческие силы всего общества. В основе национально-

патриотической идеи лежат позитивное восприятие своего исторического

прошлого,

отыскание

глубинных

смыслов

общественной

жизни

через

осмысление

собственных

национальных

корней

и

возрождение

лучших

народных

традиций.

Развитие

этой

идеи

в

общественном

сознании

предполагает реформы и инновационные изменения в системе образования.

Ряд

школ,

лицеев,

гимназий,

высших

учебных

заведений

стремится

реализовать

образовательную

модель,

основанную

на

национальных

традициях.

На

этом

пути

образовательные

учреждения

испытывают

затруднения,

во

многом

на

сегодняшний

день

связанные

с

недостатками

существующей системы национально-патриотического воспитания.

В

«Национальной

доктрине

образования

в

РФ»

одной

из

целей

образования

объявляется

обеспечение

исторической

преемственности

поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,

воспитание

патриотов

России.

Нормативные

документы

в

области

образования также предусматривают развитие у подрастающего поколения

идеи патриотизма. В них отмечается негативное влияние кризисных явлений

в

обществе

на

сознание

народа

и

подчеркивается

необходимость

на

государственном

уровне

средствами

образования,

культуры

и

искусства

решать проблемы воспитания патриотизма и гражданственности как основы

консолидации общества и укрепления государства.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что

важнейшая функция образования — сохранение и трансляция от поколения к

поколению ценностей и знаний. Для нас несомненно, что и в условиях

глобализации важнейшей задачей культурной политики государства и всех

его институтов остается формирование и поддержание общенациональной

картины

мира.

Важную

роль

при

решении

этой

задачи

играет

система

3

образования и ее важнейшая составляющая — система воспитания.

Объект исследования - философско-педагогическая мысль XIX - начала

XX века о национальном воспитании.

Предмет исследования - философско-педагогические воззрения И.А.

Ильина на проблему национального воспитания.

Цель

исследования

-

анализ

проблем

национального

воспитания

в

философском наследии И.А. Ильина. Для достижения поставленной цели

необходимо решить ряд задач:

проанализировать воззрения отечественных деятелей просвещения XIX

-начала XX века на предмет национального воспитания;

изучить идеи И.А. Ильина о национальном воспитании;

показать историческую преемственность педагогического наследия И.А.

Ильина с основными идеями русской педагогики XIX - начала XX века;

раскрыть практическую значимость идей И.А. Ильина в современном

учебно-воспитательном процессе.

С

началом

перестройки

в

российском

обществе

актуализировалась

проблема национальной идентичности. Прежние идеалы - сначала царской,

затем

советской

России

-

разрушены,

а

новые,

западнические

идеи

не

оказывают желаемого нравственного влияния на подрастающее поколение.

Развитие

такого

научного

направления

как

«психодемография»

-

яркое

свидетельство

того,

что

доминирование

потребительских

установок,

отсутствие цензуры в средствах массовой информации действуют губительно

на молодежь. Разложение нравственности во многом происходит от того, что

значительная часть нашего общества утеряла связь со своими национально-

духовными

корнями.

Несомненной

является

необходимость

воспитания

русского человека, укорененного в национальной культуре, формирование

личности гражданина России, готового защищать свое Отечество.

В связи с этим назрела потребность в ориентации системы образования

на традиции русской культуры, педагогики и философии, характеризующиеся

принятием постулатов о духовности личности, о взаимосвязи веры и знания,

4

признанием

нравственного

воспитания

основной

целью

образовательного

процесса.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблема национального

воспитания И.А. Ильина окажут позитивное влияние на воспитательный

процесс.

Методологической

базой

исследования,

являются

диалектика

преемственности

идей,

соотношение

исторического

и

логического

в

историко-педагогических

исследованиях;

герменевтический

подход,

направленный на толкование философско-педагогических взглядов.

Методы исследования:

историко-педагогические:

изучение и анализ философско-педагогической литературы по проблеме

исследования;

сравнение,

обобщение

и

систематизация

полученных

результатов,

выводов и рекомендаций.

Выдающийся

мыслитель

русского

зарубежья

И.

А.

Ильин

считал

важнейшей задачей посткоммунистической России создание новой системы

национального

воспитания,

от

решения

которой

зависит

будущий

исторический путь нашей страны. С его точки зрения Россия будет нуждаться

в «новом, предметном воспитании русского духовного характера». Речь идет

не просто об образовании (ибо «образование само по себе есть дело памяти,

смекалки

и

практических

умений

в

отрыве

от

духа,

совести,

веры

и

характера»), а именно о воспитании как формировании ценностного сознания

личности.

5

ГЛАВА I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФСКО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

I.1.

Нравственно-религиозная

направленность

национально-

патриотического

воспитания

в

Древнерусской

педагогике XIX - XVII

веков

Воззрения деятелей просвещения XIX - начала XX века составляют те

исходные позиции, с которых рассматриваются и анализируются идеи И.А.

Ильина о национально- патриотическом воспитании.

В

отечественной

педагогике XIX

-

XVII

веков

национально-

патриотическое воспитание рассматривалось как неотъемлемая часть всякого

воспитания,

которое

осуществлялось

на

территории

России

и

идентифицировалось

как

русское

воспитание.

Так,

П.Ф.

Каптерев

писал:

«Всякая школа есть непременно народная школа, всякое воспитание бывает

национальным само по себе, безо всяких хлопот...». В этой связи необходимо

отметить те главные черты, которые лежали в основе русской воспитательной

системы. [1]

Еще задолго до того как на территории Руси в недрах племенных

союзов

стал

намечаться

институт

государственности,

народом

уже

был

накоплен

опыт

семейного

и

народного

воспитания,

которые

знакомили

ребенка

с

окружающей

средой,

способствовали

формированию

у

подрастающего

поколения

чувства

привязанности,

любви

и

уважения

к

родной земле.

Первой воспитательницей и наставницей ребенка являлась мать. От нее

ребенок с рождения воспринимал колыбельные песни, сказки, потешки и

запреты, служившие для него источником первых знаний об окружающих его

людях,

предметах

быта,

обычаях

и

традициях

своего

рода.

Народный

фольклор приобщал детей к национальной данности, помогал им постигать

моральные нормы, принятые в его роде.

После

принятия

на

Руси

христианства

и

объявления

его

государственной религией православие стало оказывать сильное влияние на

6

становление

национально-патриотического

самосознания

русских

людей.

Великий князь Владимир, осознавая нужду в лицах, способных встать на

путь служения Церкви, «нача поймати у нарочитой чади дети и даяти нача на

учение книжное».

Как

свидетельствуют

многие

памятники

древнерусской

литературы,

главными факторами воспитания на Руси были Церковь, книга и семья.

Школа носила церковный характер, являлась для детей преддверием храма

Божия. Эти воспитательные средства более всего отвечали сущности и цели

образования

древнерусских

людей,

которое

состояло

«в

приобретении

познаний истин православной христианской веры и благочестия».

Издревле

храмы

и

монастыри

служили

источниками

христианского

народного

просвещения,

а

во

времена

монгольского

ига

были

почти

единственными хранилищами национального образования. При отсутствии

других

способов

обучения,

храм

со

своим

богослужением

и

глубиной

христинской проповеди был «главною школою истины и добра для наших

предков».

Монастыри являлись народными училищами, рассадниками книжного

просвещения. В монастырях готовили лиц для занятия высоких степеней

церковной

иерархии,

воспитывали

«ревнители

веры

и

благочестия».

Отличительными чертами монастырской педагогики являлись пост, молитва,

нищелюбие, трудолюбие, терпение, почитание книг, умение отдавать себя на

служение общему делу. Последний фактор наиболее всего способствовал

формированию патриотических чувств, которые сполна были проявлены во

время Куликовской битвы двумя монахами Троице-Сергиева монастыря -

Александром

Пересветом

и

Родионом

Ослябей.

Монастыри

также

были

школой

нравственного

воспитания

русского

общества,

местом,

где

сосредотачивалось духовное образование, переписывались книги, которые

распространялись в народе.

Испокон

веков

были

присущи

русскому

национальному

сознанию

черты уважительности к другим народам. Как отмечал Д.С. Лихачев, «В

7

древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира,

о

единстве

человечества

и

его

истории,

сочетавшееся

с

глубоким

патриотизмом,

-

патриотизмом,

лишенным

чувства

национальной

исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской

литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь «обитаемый

мир» (йокумену), который стал характерен для нее и в XIX в.».

В эпоху княжеской розни и ожесточенной резни игумен Феодосии

Печерский проповедовал терпимость и человеколюбие к народам разных вер,

советовал

твердо

следовать

христианской

заповеди

-

любить

своего

ближнего, как самого себя. «Свою веру непрестанно хвали... И подвигайся в

своей вере добрыми делами, и милостью одаряй не только единоверцев, но и

чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи или от беды

какой страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или

еретик, или латинянин, или язычник любой - всякого помилуй и от беды

избавь, и не будешь лишен воздаяния от Бога».

Человеколюбие и добротолюбие считались основными нравственными

свойствами личности русского человека. А далее возвеличивались такие каче-

ства, как милосердие, сострадание, гостеприимство, трудолюбие, радушие,

простодушие, почитание священнослужителей, целомудрие, страннолюбие,

любовь к церкви и богослужениям; они оценивались как плоды доброго

воспитания,

важнейшей

составной

частью

которого

выступало

патриотическое начало, борьба за благо родной земли.

Литературные произведения Древней Руси (летописи, сборники, пропо-

веди,

патерики,

поучения,

жития

святых),

являясь

проводниками

христианских

идей

о

любви,

милосердии,

послушании

и

других

добродетелях,

вместе

с

тем

выступали

и

учебниками

национально-

патриотического воспитания.

Сравнительный анализ воспитательных идеалов Древней Руси разных

веков и разных деятелей просвещения дает возможность сделать вывод о

постоянстве тех нравственных норм, которые передавались из поколения в

8

поколение русскими людьми. На Руси не столько обращали внимание на

национальные

различия,

сколько

на

моральное

поведение

граждан.

Состояние

принадлежности

к

государству

во

многом

определялось

не

территориальным и экономическим положением человека, а нравственно-

религиозными и гуманистическими качествами его личности.

Тесное общение с иностранцами в XVIII веке привело к тому, что дети

дворян воспитывались в неуважительном отношении к русской национально-

сти, теряли веру своих отцов, язык своей страны, и вообще переставали вос-

принимать себя русскими.

Осознание

опасности

воспитания

русских

детей

на

иностранный

манер,

стремление

к

улучшению

условий

общественной

жизни

способствовали

постановке

проблемы

воспитания

добродетельного

и

благородного гражданина. Нравственно-религиозный характер национально-

патриотического

воспитания

уступил

место

формированию

гражданина

Отечества

как

приоритетному

направлению

национально-патриотического

воспитания. Беззаветное служение царю, добросовестное исполнение своих

профессиональных и гражданских обязанностей - вот запрос государства от

системы обучения того времени.

I.2.

Воспитание

гражданина-патриота

в

представлении

русских

просветителей XVIII века

Период русской истории XVIII века связан с эпохой значительных

преобразований общественной и государственной жизни, главным деятелем

которых

был

Петр

Великий.

Время

его

царствования

представляется

историками той гранью, которая отделяет Древнюю Русь от Новой России.

Среди

просветителей

петровского

времени

можно

выделить

два

направления.

Представители

первого

направления,

традиционалисты,

поддерживая петровские нововведения в области просвещения, экономики и

государственного

управления,

не

были

согласны

с

церковной

реформой,

потерей

клиром

первенства

в

духовной

жизни

общества.

В

церковной

9

реформе Петра I они видели резкий отход от традиции Древней Руси, когда

Православная Церковь являлась главным образовательным органом русского

народа,

регламентирующим

отношения

человека

к

Богу,

Отечеству

и

близким.

Последователи

этого

направления

видели

в

распространении

протестантских

и

других,

чуждых

православию

реформаторских

учениях

препятствие на пути к осуществлению самобытной национальной культуры.

Невежество и неграмотность русского народа они считали менее опасными

факторами, нежели еретическое просвещение. [2, c. 155]

Представители второго направления, последователи «новых учителей»,

отстаивали тенденции развития наук, распространения просвещения, ставили

под

сомнение

авторитет

Церкви

и

духовенства,

а

также

поддерживали

церковную реформу самодержца, подчинение церкви и клира государству.

Первое

направление

возглавлял

Стефан

Яворский,

который

поддерживал

реформы

Петра

I,

связанные

с

развитием

просвещения,

реорганизацией государственного аппарата, созданием регулярной армии и

флота,

но

был

ярым

противником

церковной

политики

царя.

Среди

единомышленников

С

Яворского

следует

отметить

первого

русского

экономиста Ивана Посошкова. Он считал, что для процветания государства,

развития ремесел и торговли одного обучения недостаточно, необходимо

укрепление веры и благочестия. В системе взглядов Посошкова наблюдалась

тенденция к рационализму, секуляризации научной мысли. В то же время

русский мыслитель в своем творчестве опирался на народную мудрость, на

нравственные ценности русского народа. Горячий патриот, Иван Посошков

любил русских людей и не любил иностранцев за то, что они «вносили в

русскую жизнь иные воззрения, дурные нравы и обычаи».

Ко второму направлению принадлежал Феофан Прокопович, Василий

Татищев,

Гавриил

Бужинский

и

др.

Представители

данного

направления

стремились

к

«обновлению»

России

и

все

изменения

связывали

с

деятельностью Петра I.

10

На

практике

одержало

победу

второе

направление

русской

мысли.

Активная деятельность Петра I и его единомышленников привела к тому, что

роль Церкви в образовательной сфере уменьшилась. Религиозно-церковный

характер

национально-патриотического

воспитания

уступил

место

формированию

гражданских

качеств

личности

как

приоритетному

направлению

национально-патриотического

воспитания.

Беззаветное

служение

царю,

добросовестное

исполнение

своих

профессиональных

и

гражданских

обязанностей

-

вот

запрос

государства

от

образовательной

системы того времени, хотя не исключалось и важное значение религии в

деле образования подрастающего поколения. При организации обучения в

народных

университетах

Правительством

предписывалось,

чтобы

«все

положения и выводы науки были основываемы не на умствованиях, а на

религиозных истинах, в связи с богословием».

Однако,

несмотря

на

внешнюю

успешность

деятельности

Петра

Великого,

мыслящие

люди

XVIII

века

обращали

внимание

на

то,

что

усвоение

западноевропейской

образованности

превращалось

в

простое

перенимание культурной внешности, вместе с пользой приносило нам и

пороки

иностранного

общества.

Далеко

не

все

русские

люди

оказались

способными

воспринять

здоровые

начала

западной

жизни

и

делались

«иванами, не помнящими родства», соединяя в себе глубокое невежество с

внешним

европейским

щегольством.

Во

многих

сатирических

журналах

второй половины XVIII века отмечался этот разлад внешнего и внутреннего

содержания,

высказывались

мнения

против

бестолкового

заимствования

чужеземных форм.

Так, например, в сатирических журналах Н.И. Новикова («Трутень»,

«Пустомеля», «Живописец», «Кошелек») высмеивалось рабское преклонение

соотечественников перед всем иностранным, их стремление вручить судьбу

своих

детей

в

руки

гувернеров-иностранцев,

не

имеющих

никаких

моральных и профессиональных прав на работу с детьми. Борясь со слепыми

поклонниками иноземного образа жизни, пренебрежительно относящимися

11

ко всему русскому, Н.И. Новиков горячо ратовал за то, чтобы учителями в

стране были не полуграмотные иностранцы, которых берут в воспитатели

только

за

то,

что

они

французы

или

немцы,

а

свои

отечественные,

получивший образование в России. [3]

Гневно осуждая тех, кто раболепствовал перед чужеземным, оставаясь

позорно равнодушным к своему, отечественному, И.П. Пнин говорил, что

«сердце россиянина должно исполнено быть благородной гордости». В своем

труде «Опыт о просвещении» он доказывал, что главная цель воспитания

состоит в том, чтобы «приуготовить для России россиян, а не иностранцев,

дабы приуготовить полезных сынов отечеству, а не таких людей, которые бы

гнушались тем, что есть отечественное и презирали бы свой собственный

язык».

Нравственному

воспитанию

учащихся

русские

просветители

(Я.П.

Козельский, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин) отдавали пре-

имущественное

значение.

Они

считали

первой

необходимостью

формирование

добродетельного,

совестливого,

благородного

человека,

исполненного искренней любви к Богу и ближним. Требовалось развивать

такие

нравственно-волевые

черты

личности

как,

трудолюбие,

сила

воли,

терпение, «благородное упрямство». [4, c.102]

Также большое значение в деле воспитания гражданина и патриота

придавалось научному просвещению. С помощью наук М.В. Ломоносов, Н.И.

Новиков, В.Н. Татищев и другие ученые XVIII века стремились сформиро-

вать

высокообразованных,

высоконравственных,

трудолюбивых

граждан,

которые

своей

активной

деятельностью

будут

способствовать

развитию

Российского государства.

Развитие прогрессивных взглядов по вопросу формирования граждан-

патриотов

во

второй

половине XVIII

века

происходило

в

полемике

с

официальной

педагогикой.

Екатерина II

отстаивала

идею

«образцового

послушания»,

которое

должно

проявляться

в

исполнении

каждым

российским

подданным

следующих

обязанностей:

содействовать

благу

12

своего Отечества, не говорить и не делать ничего предосудительного против

правительства, безоговорочно почитать монарха и повиноваться его законам,

уповать на прозорливость правителей.

Рассуждая о том, какие учреждения более всего способствуют воспита-

нию истинного гражданина-патриота, отечественные педагоги предлагали уч-

реждать закрытые воспитательные училища, обучение в которых начинать с

самого

раннего

детства

(И.И.

Бецкой)

или

выступали

за

общественное

воспитание, большую роль в котором отводили семье (Н.И. Новиков, Л.Н.

Радищев).

Проблема национально-патриотического воспитания в XIX - начале XX

века нашла свое выражение в идее народности.

В

качестве

средства

борьбы

против

иностранного

образования

министры народного просвещения предлагали сделать народное воспитание

на всей территории России национально-русским; религиозное воспитание

утвердить по преимуществу православным; в учебных заведениях сделать

обязательным изучение русского языка, истории и законов России. Министр

народного просвещения С.С. Уваров считал необходимым строить систему

образования

в

России

на

твердых

национальных

началах,

которыми

провозглашал «православие, самодержавие и народность». [5]

Официальной идеологии министра просвещения С.С. Уварова были

близки философско-педагогические воззрения славянофилов. Православие,

самодержавие и народность объявлялись национально русскими началами,

сообразуясь с которыми следует организовывать образовательный процесс в

школе. Однако, министры народного просвещения идею народности сводили

в основном к национализму, считая, что народное образование в России

должно быть национально-русским и сословным. Славянофилы же придали

идее народности культурно-историческое значение, обращая внимание на то,

что именно в историческом развитии, а также во всех областях общественной

жизни народа следует искать источники и идеалы его воспитания.

13

Главную цель российской образовательной системы русские мыслители

(И.С. Аксаков и К.С. Аксаков, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, К.Н.

Леонтьев,

В.В.

Розанов,

Ю.Ф.

Самарин,

А.С.

Хомяков)

видели

в

формировании

цельного

человека,

гармонично

сочетающего

в

себе

рассудительность и религиозную веру. Они ратовали за то, чтобы религиозно-

нравственные начала жизни, хранящиеся в учении Православной Церкви и

сполна

представленные

в

педагогике X

- XVII

веков,

оставались

приоритетными в русской школе. [6, c. 502]

Большинство

отечественных

педагогов

(М.И.

Демков,

Н.И.

Ильминский, П.Ф. Каптерев, П.И. Ковалевский, А.Н. Острогорский, Н.И.

Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский,

Н.Д.

Юркевич)

также

видели

ведущую

роль

православной

веры

как

неотъемлемой

составляющей

русской

народности

в

воспитании

цельной

личности.

Они

считали,

что

религиозная

вера

позволяет

телесные

потребности подчинять духовным; способствует гармоничному развитию в

человеке

умственной,

волевой

и

чувственной

сферы;

дает

возможность

переводить

знание

во

внутренний

мир

человека

и

обеспечивать

формирование целостного мировоззрения.

Педагогическая

общественность XIX века, изучавшая школьное дело

на западе, пришла к выводу о необходимости организации национального

образования согласно с историческим и культурным опытом русского народа,

его

потребностями

и

идеалами.

Так

К.Д.

Ушинский

считал

народность

неисчерпаемым «сосудом Божиим», из которого воспитатель может черпать

различный

материал

для

педагогического

воздействия.

Народность,

по

мнению К.Д. Ушинского и его последователей (Н.Ф. Бунакова, В.Н. Сороки-

Росинского,

С.П.

Шевырева

и

др.),

является

самым

кратким

путем

к

раскрытию нравственных качеств личности ребенка.

Народность

выражается,

с

одной

стороны,

в

тех

общественных

идеалах, которые сложились в ходе исторической жизни народа, а с другой - в

той любви к Родине, которая присуща каждому человеку. Если знакомство с

14

народными

идеалами

просвещает

сознание

человека,

вводит

его

в

ход

национального развития, то любовь к Родине дает человеку силу идти по

этому пути, не отступая и не сбиваясь с него под влиянием различных

обстоятельств.

Таким образом, в идее народности заключается сущность национально-

патриотического

воспитания.

Национальный

компонент

направлен

на

ознакомление детей с национальной данностью в различных ее проявлениях

(географических,

политических,

культурных

и

др.),

а

патриотический

компонент способствует возбуждению в детях искренней любви к Отечеству.

Воплощение

идеи

народности

отечественные

педагоги

(К.П.

Победоносцев, СЛ. Рачинский, Л.Н. Толстой) видели там, где все дело об-

разования

исходит

из

рук

самого

народа,

сообразовывается

с

его

потребностями

и

интересами.

Исходя

из

того,

что

русский

народ

воспринимает

школу,

в

первую

очередь,

как

место

христианского

просвещения,

религиозно-нравственное

содержание

учебного

процесса

должно быть приоритетным.

Основными средствами национально-патриотического воспитания при-

знавались русская культура (С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д.

Ушинский и др.), народная религия (Н.И. Ильминский, П.И. Ковалевский,

К.П.

Победоносцев,

С.А.

Рачинский,

П.Г.

Редкин,

К.Д.

Ушинский,

П.Д.

Юркевич и др.), родной язык (И.И. Мартынов, К.Д. Ушинский, С.П. Шевырев

и

др.),

общеобразовательная

школа

(Н.Ф.

Бунаков,

В.И.

Водовозов,

В.Н.

Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин и др.). [7]

Характерной

чертой

образовательной

системы

конца XVIII - начала

XIX

века

являлось

то,

что

для

воспитания

юношества

предпочитались

общественные учебные заведения. Общественное образование, по мнению

Н.И. Лобачевского, А.С. Пушкина и С.П. Шевырева призвано поправлять

недостатки

семейного

воспитания

и

направлять

его

в

соответствии

с

государственными интересами.

15

Ко второй половине XIX века педагогическая мысль возвращается к

идее

семьи

как

важнейшего

института

национально-патриотического

воспитания. Среди основных факторов семейного воспитания отечественные

педагоги (П.И. Ковалевский, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский, П.Д.

Юрчевич и др.) выделяли религию, труд, народный фольклор и народные

традиции.

Обращая

внимание

на

форму

национально-патриотического

воспитания, педагоги XIX - начала XX века призывали выделять в учебном

материале все то, что способствует пробуждению в ребенке национального

достоинства, чувства уважения и любви к родной стране (П.И. Ковалевский,

Л.Н. Острогорский); большое значение придавать материалу героического

содержания (В.Н. Сорока-Росинский); раскрывать перед детьми достойные

образы русской литературы, истории, культуры и искусства (А.Л. Мусин-

Пушкин).

Ответственность и жизненная необходимость умелого национально-

патриотического воспитания ставит перед русской школой задачу подготовки

педагогических кадров. По мнению Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского и других

педагогов XIX - начала XX века учителя должны обладать нравственной, пат-

риотической и гражданской стойкостью, иметь в себе силы ставить общее

благое дело выше своих корыстных интересов.

I.3.

Жизненный путь И.А. Ильина как идеал духовного служения

Родине

Иван Александрович Ильин родился 9 апреля 1883 года. Детство Ивана

прошло в Москве, в Шереметевском переулке, в доме с видом на Кремль.

«Шесть лет патриотических чувств и любования», - вспоминал И.А.Ильин в

эмиграции. «Сколько вокруг этого Дворца гулялось, Александровский Сад

-кремлевские стены - детство - все ворота - купол этот!... И мимо него же

меня увозили в тюрьму на Лубянку...» - писал он в своих мемуарах.

16

Успешно

завершив

обучение

в

гимназии,

Иван

Ильин

поступил

в

Московский

университет

на

юридический

факультет.

Его

незаурядные

научные способности проявились уже в студенческие годы. Во многом их

развитию

способствовал

выдающийся

государствовед

П.И.

Новгородцев.

Когда Иван Ильин пришел к П.И. Новгородцеву для обсуждения его плана

занятий философией, профессор спросил: «Сколько времени молодой студент

может

уделять

этому

предмету?

Ильин

ответил:

«Всю

жизнь».

Действительно,

вся

жизнь

И.А.

Ильина

-

это

служение

предмету

своей

деятельности. По окончании университета дипломированный специалист был

оставлен на кафедре энциклопедии права и истории философии права для

подготовки к профессорскому званию.

Как и многие русские философы тех лет, И.А. Ильин начинал свою

научную

работу

с

изучения

трудов

зарубежных

ученых,

таких

как

Аристотель, Фихте, Шеллинг, Гегель, Руссо. По установившейся традиции он

был направлен в заграничную командировку. Гейдельберг, Фрейбург, Берлин,

Геттинген,

Сор-бона

-

знаменитые

университетские

центры,

в

которых

молодой

ученый

слушал

лекции

выдающихся

специалистов

по

западной

философии и социальному праву.

В 1909 году И.А. Ильин сдал магистерские экзамены и был утвержден

в звании приват-доцента юридического факультета. Тогда же он приступил к

преподавательской деятельности: читал лекции по истории философии права

и вел семинар «Общая методология юридических наук» на Высших женских

юридических курсах.

Среди

первых

печатных

работ

И.А.

Ильина

центральное

место

занимает

двухтомное

издание

-

«Философия

Гегеля

как

учение

о

конкретности Бога и человека», ставшее важной вехой не только для него

самого, но и для всей русской философии начала XX века. И.А. Ильину

удалось

создать

целостную

систему,

в

которой

гегелевское

учение

трактовалось

в

духе

иррационализма.

Гегелевская

концепция,

по

И.А.

Ильину, есть «изображение «пути Бога», соединившегося с материальной

17

стихией и преобразующего ее по своим законам. Судьба мира при этом

складывается как цепь побед божественного начала...». За этот труд И.А.

Ильину были присвоены сразу две научные степени - магистра и доктора

философских наук. [8, c. 125]

В 1917 году философ был избран председателем Общества младших

преподавателей Московского университета, в 1921 году - членом правления

Московского

юридического

общества,

председателем

Московского

психологического

общества,

а

также

доцентом

историко-филологического

факультета Московского университета.

С

1912

по

1922

год

И.А.

Ильин

преподавал

на

юридическом

и

историко-филологическом факультетах Московского университета и Высших

женских

юридических

курсов,

в

Московском

коммерческом

институте,

Народном

университете

им.

Шанявского,

Высшем

музыкально-

педагогическом

институте,

Ритмическом

институте,

Философском

исследовательском институте и в других учебных заведениях.

Революционные события 1917 года заставили Ивана Александровича

оторваться

от

академической

научной

работы

и

заняться

анализом

сложившейся жизненной ситуации в России. Наше поколение уходит, не

осмыслив Божиих заданий; а следующее за нами поколение не имеет ни слов,

ни

видения,

ни

чутья

для

этих

проблем.

Надо

от

Евангелия,

обновлять

культурно-творческий акт - и никто об этом не думает» - с горечью писал

И.А. Ильин в своих мемуарах.

После прихода к власти большевиков И.А. Ильина в течение 1918 -

1922

годов

арестовывали

шесть

раз.

Во

время

последнего

ареста

его

приговорили

к

расстрелу,

который

заменили

пожизненным

изгнанием

за

непризнание советской власти. Позднее мыслитель вспоминал: «Это стало

хорошей школой для дальнейшего формирования характера и стойкости его,

для умения ради свободы как таковой, ради свободы мысли и веры поставить

на карту все - себя, свою жизнь, возможности, семью».

18

ГЛАВА II. ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

И.А. ИЛЬИНА

II.1. Идея о воспитании национального духовного характера как

цели национально-патриотического воспитания

Национальное воспитание, по мнению И.А. Ильина, - это воспитание,

отвечающее сущностным качествам определенного народа, направленное на

развитие национально значимых черт личности.

Анализируя воззрения своих предшественников и современников, И.А.

Ильин делает вывод о том, что русское национальное воспитание должно, в

первую очередь, укоренять в детях чувства веры, любви, свободы, совести,

патриотизма

и

национализма.

Эти

компоненты

внутренней

сущности

личности

составляют

национальный

духовный

характер

человека,

формирование которого мыслитель считал самым главным предназначением

российской образовательной системы.

Рассматривая понятие «вера», И.А. Ильин говорит о необходимости

целенаправленного

воспитания

такой

веры,

которая

способствовала

бы

формированию у ребенка истинных духовно-нравственных ценностей жизни.

Мыслитель выводит идеал веры на уровень духовности и связывает его с

религией. По его мнению, только «общение с Богом есть абсолютная основа

характера», ибо истинный характер выражается не столько в волевой силе

человека,

сколько

в

его

направленности

на

осуществление

объективно-

нравственных поступков.

В вопросе о соотношении религиозной веры и научного знания, И.А.

Ильин, следуя примеру русских педагогов XIX — начала XX века, обосновы-

вает идею о непротиворечии знания и веры: если наука имеет свой опыт

исследования окружающего мира - чувственный, то вера имеет свой метод

познания - нечувственный или духовный.

Определяя духовный опыт человека как «живое соприкосновение с Бо-

гом»,

И.А.

Ильин

делает

педагогический

вывод:

самое

главное

в

деле

19

воспитания

-

пробудить

в

ребенке

духовные

переживания,

в

процессе

которых он сможет постигнуть, что такое любовь, честь, благородство и

служение; научиться отличать добро от зла; услышать в себе голос совести;

понять, что такое истинное знание; открыть для себя цель и нравственный

смысл национально-патриотического служения.

Рассматривая

категорию

любви,

И.А.

Ильин

отдает

предпочтение

любви духовной перед любовью инстинктивной. Он утверждает, что только

тогда, когда любовь «обращается к объективно-совершенному в вещах и в

людях»,

она

приобретает

для

себя

достойный

предмет

и

чистоту.

Педагогическая

идея

ученого

усматривается

здесь

в

постановке

перед

воспитателем задачи наполнения души ребенка духовной любовью к своему

Отечеству и своей национальности. Самым коротким путем пробуждения и

укрепления в ребенке духовной любви, по мнению И.А. Ильина, является

одухотворение

его

инстинкта.

Полюбить

Родину

-

это

значит

пережить

«духовное

обращение»:

увидеть

в

своем

Отечестве

присущее

ему

достоинство и «прилепиться» к нему волею и чувством; осознать нужду в

своем Отечестве и желание бескорыстно служить ему.

Воспитать в ребенке национальный духовный характер значит, по мне-

нию И.А. Ильина, научить его способности беззаветно любить и верить:

превыше всего - любить Бога и верить в Бога, потом - любить Родину и

верить в нее, и наконец - любить главу Родины. Формулируя эти положения,

И.А. Ильин высказывает устойчивую традицию отечественной педагогики,

главное

место

в

которой

отводилось

воспитанию

благочестивого

христианина, способного служить верой и правдой царю и Отечеству.[9]

Для беззаветной любви и веры необходима «духовная очевидность».

Понятие «духовной очевидности» И.А. Ильин определяет как сердечное,

интуитивное состояние, при котором духовные предметы окружающего мира

воспринимаются человеком так же незыблемо, как и материальные. Ученый

убежден, что русский национальный характер может быть построен только на

20

очевидности, ибо только это состояние соответствует душевному естеству и

укладу русского человека.

И.А.Ильин

выводит

философско-педагогическую

мысль

о

том,

что

внутренняя

свобода

в

правильном

представлении

невозможна

без

чувствования

человеком

голоса

совести.

Ученый

определяет

совесть

как

некое «таинственное душевное состояние человеческого естества», которое

проявляется в виде влечения к определенному нравственному поступку и

состоит в том, что человек достигает душевно-духовной цельности в своем

собственном существе и, что важнее всего, цельности в добре. Научить

человека переживать «совестный акт» есть сложнейшая задача воспитания,

так как прежде всего сам педагог должен быть способен к переживанию

совестных чувство всех своих намерениях и делах. [10, c. 450]

И.А.

Ильин

настаивает

на

том,

что

вся

система

российского

образования

должна

быть

направлена

па

воспитание

национального

духовного

характера

у

подрастающего

поколения.

Сложность

и

ответственность такого задания ставит педагога перед необходимостью в

первую очередь самому постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как

надлежит укреплять и развивать его в детях, как можно пробудить в ребенке

религиозное

чувство,

совесть,

достоинство,

честь,

художественный

вкус,

братскую национальную и всечеловеческую солидарность, правосознание,

чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой частной

собственности.

В числе главных положений педагогической концепции И.А. Ильина

может рассматриваться его тезис о духовно-нравственном воспитании как

гаранте благополучия общества. Такое воспитание должно основываться,

прежде всего, на идеях Родины, нации, патриотизма.

Патриотизм по И.А. Ильину - это, прежде всего, чувство. Чувство

любви

к

Родине.

Идея

Родины

предполагает

в

человеке

живое

начало

духовности.

Любовь

к

Родине

есть

дело

внутренней

духовной

свободы,

духовного самоопределения. [11]

21

Идея

Родины,

рассуждает

Ильин,

предполагает

в

человеке

живое

начало духовности. Территория, климат, расовая принадлежность и т.д.- все

это необходимо Родине, считал Ильин, но сама идея Отечества выше, больше

всего

этого.

Поэтому

Родина

может

существовать

и

при

известных

изменениях

эмпирических

условий.

Более

того,

патриотизм

как

чувство

любви к Родине может сложиться и при отсутствии любого из них.

Настоящий патриот, считал Ильин, любит не просто народ, но народ,

ведущий духовную жизнь. Философ не допускает возможности называть

словом

«родина»

народ,

духовно

разложившийся,

«павший

и

наслаждающийся нечестью». Такой народ — лишь потенция Родины. [12]

Истинному патриоту дорога не просто «жизнь народа», пусть даже в

довольстве, но именно жизнь подлинно духовная, творческая. Поэтому если

он видит, что его народ погряз в сытости и от обилия утратил способность к

жизни духовной, то станет делать все, чтобы ее восстановить.

Идеи Родины и патриотизма являют собой идеологическую основу

педагогического замысла Ильина, осуществить которую надлежит, прежде

всего,

семье,

как

«первичному

лону

человеческой

культуры».

Философ

сравнивает семью с живой лабораторией человеческих судеб, подчеркивая

при этом отличие семьи от обычной лаборатории, в которой, как правило,

знают, что делают, в то время как в семье очень часто действуют «как

придется». Парадокс феномена человека состоит в том, что одно из самых

ответственных его призваний - быть отцом и матерью - делается доступным

просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости. Вследствие

этого, говорит Ильин, «утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее

искусство воспитания детей почти всегда недооценивается. К нему и сегодня

подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен иметь

детей.

В

действительности

все

обстоит

гораздо

сложнее,

и

великое

множество

личных

неудач,

болезненных

явлений

и

трагических

судеб

обусловлено отсутствием подобающего семейного воспитания».

22

Таким образом, И.А. Ильин развил идею русской педагогики о воспита-

нии

цельной

личности,

сущностным

выражением

которой

является

национальный

духовный

характер

с

такими

его

каче ственными

характеристиками,

как

вера,

любовь,

свобода,

совесть,

патриотизм

и

национализм. При этом и деятели просвещения XIX - начала XX века и И.А.

Ильин считали православную веру основным средством для формирования

личности русского человека.

Первым и самым важным институтом, в котором человек приобретает

национальный духовный характер, является духовно здоровая семья. Главной

особенностью такой семьи является взаимная духовная любовь и духовное

единение родителей. Прочность семьи требует, чтобы супруги желали не утех

любви, а жертвенного служения, чтобы они видели друг в друге не плотское

начало, а душевное своеобразие и сердечную глубину. В атмосфере целомуд-

ренной

духовной

любви

ребенок

научается

терпеть,

забывать

о

себе

и

служить самым близким людям с тем, чтобы впоследствии приготовить себя

к служению своему народу и Отечеству.

Обратной

стороной

невоспитанности

как

социальной

беды

служит

«заболевание», «распад» самой семьи вследствие переживаемого многими

духовного

кризиса:

агрессивности,

внутренней

несвободы,

окаменевшей

совести, отсутствия любви к другим людям. В душном воздухе «неверной,

несчастной»

семьи,

в

атмосфере

бездуховного

прозябания

не

может

расцвести

здоровая

детская

душа.

«Только

духовное

пламя

здорового

семейного

очага

может

дать

человеческому

сердцу

накаленный

уголь

духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его

дальнейшей жизни». [13]

Предназначение семьи состоит не только в формировании в ребенке

«духовной личности», но и в передаче из поколения в поколение духовно-

религиозной, национальной и отечественной традиции.

Семья

есть

для

ребенка

школа

искренности

и

взаимного

доверия,

дисциплины,

совместного

действования

и

естественной

солидарности.

В

23

семье ребенок учится правильному восприятию авторитета. В естественно-

органической авторитетной власти родителей ребенок убеждается в том, что

власть,

насыщенная

любовью,

является

доброй

силой

и

что

порядок

в

общественно-национальной

жизни

предполагает

существование

такой

единой и организующей власти.

Семья

призвана

воспринимать,

поддерживать

и

передавать

из

поколения в поколение духовно-религиозную, отечественную традицию. На

Руси

такой

традицией

искони

было

православное

христианство,

которое

создало

государственность,

культуру,

миросозерцание

русского

народа.

Наличие духовно-национальной традиции в семье дает возможность научить

ребенка христианской любви и альтруистическому образу жизни, привить

ему чувства веры, свободы и совести.

В семье ребенок имеет образы отца и матери, которые впоследствии

обуславливают

его

отношение

к

родной

земле

и

Отечеству.

Имея

почтительное

и

любовное

отношение

к

родителям,

ребенок

испытывает

подобные чувства и к своей Родине. Так, по мнению ученого, из атмосферы

семьи

и

рода,

из

духовно

осмысленного

восприятия

своих

родителей

и

предков утверждается в человеке национально-патриотическое чувство.

Основная

цель

воспитания,

по

Ильину,

заключается

в

получении

ребенком доступа ко всем сферам духовного опыта, «...чтобы его нежное и

восприимчивое сердце научилось отзываться на все Божественное в мире и в

людях. Постепенно детской душе должны стать доступны: природа в ее

красоте,

величии

и

целесообразности,

искусство,

дающее

нам

радость,

сочувствие

всему

страдающему,

любовь

к

ближнему,

совестный

акт,

мужество национального героя и творческая жизнь национального гения.

Особо

значимым

в

этом

ряду

он

считал

переживание

ребенком

непосредственного молитвенного обращения к Богу.

Из духа семьи, из осмысленного восприятия своих родителей и предков

возникает в человеке чувство собственного достоинства - первая основа

гражданственности. Семья выступает как первооснова Родины, Отечества,

24

нации, поэтому семейное воспитание должно быть национальным по духу и

традициям.

Национально-патриотическое воспитание предполагает внимательное

изучение своей религии и культуры, государственности и истории. Труд по

изучению и осмыслению своего национального прошлого есть долг каждого

гражданина.

И.А.

Ильин

выделяет

следующие

элементы

национальной

данности,

к

которым

необходимо

приобщать

русских

детей

в

процессе

национально-патриотического воспитания. Они суть: русские язык, музыка,

живопись, архитектура, индивидуальная и церковная молитва, сказка, жития

святых и героев, поэзия, история с богатым краеведческим материалом.

Однако

все

эти

средства

национально-патриотического

воспитания

являются

лишь

системой

внешнего

воздействия,

с

помощью

которой

воспитатель может вызвать у ребенка национально-патриотические чувства и

обратить его к национально-патриотическому служению. Самая же главная

цель национально-патриотического воспитания заключается в том, чтобы

ребенок осуществил духовное приобретение Родины.

И.А.

Ильин

выводит

педагогическое

требование

о

том,

что

национально-патриотическое

воспитание

должно

быть

связано

с

религиозным

миропониманием,

которое

приобщает

национально-

патриотическое чувство к категории высших ценностей. Поэтому педагог,

прививая любовь к России, должен с достаточной полнотой освещать роль

Православной

Церкви

в

судьбах

Российского

государства,

углублять

национальное сознание до его религиозной основы.

В

психологии

общепризнанным

является

тот

факт,

что

развитие

нравственных чувств педагогической практике может происходить двояко:

путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие

на

личность

в

целом)

и

путем

непосредственного

воздействия

на

эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон).

Последнее

осуществляется

с

помощью

специальных,

актуализирующих

эмоциональную сферу ребенка, средств - эмоциональных стимулов. [14]

25

Под актуализацией эмоциональной сферы следует понимать процесс, в

результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-

значимыми для индивида, не только на рациональном, но и на эмоционально-

ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу -значит создать

обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственно-ценной

идеи или поступка.

Эмоциональные стимулы как педагогические средства актуализации

эмоциональной сферы позволяют практически реализовать принцип единства

знаний, чувств и поведения, причем чувства являются стимулирующим и

цементирующим

началом,

активно

способствующим

формированию

и

нравственного

сознания,

и

положительных

форм

поведения.

Благодаря

эмоциональным стимулам, происходит их интериоризация - превращение

внешних

стимулов

во

внутренние.

А

внутренние

стимулы

способствуют

развитию нравственных чувств: от переживания через сознание - к поступку.

Отличительным

признаком

эмоционального

стимула,

его

основной

педагогической функцией как внешнего побудителя, является вызываемая им

реакция в форме нравственного чувства, могущего стать мотивом поведения

личности.

Поэтому

эмоциональное

стимулирование

как

педагогическая

система наиболее эффективно может быть использовано в процессе развития

нравственных чувств личности.

Идеи

актуализации

эмоциональной

сферы

ребенка

в

практике

нравственного

и

патриотического

воспитания

ясно

прослеживаются

в

творчестве И.А. Ильина.

Воспитание

детей,

как

считал

Ильин,

есть

пробуждение

их

«бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту». Надо

сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух

ребенка, вызывающие в нем «умиление, восхищение, преклонение, чувство

красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига»,

были

национальными,

русскими,

Получив

в

дошкольном

возрасте

такой

26

духовный

заряд,

имея

в

семье

очаг

таких

настроений,

дети

станут

настоящими представителями своей нации - русскими людьми.

По мнению И.А. Ильина необходимо обогащать душу и ум ребенка

всеми «национальными сокровищами». К их числу И.А. Ильин относил язык

(русский

и

церковнославянский),

молитву,

жития

святых

и

героев

(как

примеры

национальной

святости

и

доблести),

русскую

песню

(особенно

хоровое пение), национальную сказку, поэзию, многообразие национального

искусства,

историю,

склонность

к

творческому

труду,

живой

интерес

к

национальному

хозяйству,

«волю

к

русскому

богатству

как

источнику

духовной независимости и расцвета русского народа».

Таковы

духовно-нравственные

аспекты

национального

воспитания,

каким оно представлялось И.А. Ильину. Считая национальное воспитание

необходимым

не

только

русскому,

но

и

всем

другим

народам,

русский

мыслитель видел задачу каждого поколения в передаче национального духа,

надеясь, что на этом пути народам удастся избежать как соблазна больного

национализма, так и «всеразлагающей национальной неприкаянности».

II.2.

Использование

идей

И.А.

Ильина

в

современном

учебно-

воспитательном процессе

Духовно-нравственное обновление современного российского общества

в условиях активного преобразования всех сторон его жизни становится

проблемой государственной значимости. Нестабильность, противоречивость

и

напряжённость

отношений

между

всеми

социальными

явлениями

и

процессами, происходящими в нашем обществе, оказывают разрушительное

воздействие

на

формирование

у

молодого

поколения

традиционных

мировоззренческих взглядов, духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Идеи И.А. Ильина в современном учебно-познавательном процессе

можно сформулировать следующим образом:

1.

идея «обучающего воспитания». Роль литературы как учебного

предмета состоит, в первую очередь, в том, чтобы организовать осмысление

27

детьми нравственных проблем, с которыми они сталкиваются или столкнутся

в

жизни.

Поэтому

в

обучении

«по

Ильину»

на

первый

план

выходит

нравственное

воспитание

личности,

в

процессе

которого

осуществляется

необходимое обучение.

2.

идея преподавания литературы как искусства (а не как научной

дисциплины). По мнению И.А. Ильина, литература – изучаемый в школе вид

искусства,

в

котором

можно

объединить

все

научные

знания

по

гуманитарным дисциплинам, придать им целостность и усилить их влияние

на

личность

ученика

личностно-эмоциональным

отношением.

Важно

то,

какое эмоциональное воздействие оказывает художественное произведение

на

учеников.

Это

не

означает

пренебрежения

дидактическим

принципом

научности,

поскольку

у

Ильина

сохраняется

фактическая

точность,

историческая

достоверность,

освоение

учениками

литературоведческих

понятий. [15]

Реализуя

эти

идеи,

И.А.

Ильин

особым

образом

структурировал

содержание

школьного

курса

литературы.

В

каждом

художественном

произведении он выделил нравственные вопросы-проблемы, которые так или

иначе в нём ставятся. Урок, таким образом, посвящается не формальной теме,

взятой

из

типовой

программы,

а

проблеме,

которая

способна

пробудить

интерес

учеников.

Смыслом

урока

становится

поиск

ответа

на

вопрос,

осмысление проблемы, обсуждение возможных путей её решения. Процесс

обучения у И.А. Ильина основан на формуле «от опыта личности – к анализу

художественного произведения и от него – к Книге».

[16]

В

процессе

духовно-нравственного

воспитания

старшеклассников

с

опорой на философско-педагогические идеи И. А. Ильина можно выделить

следующие изменения: влияние на формирование мировоззрения; осознание

необходимости стремиться к духовно-нравственному идеалу; умение видеть

нравственно-философскую

проблематику

и

идейно-художественное

своеобразие русской литературы.

28

Ф

ормируются

механизмы

становления

духовно-нравственного

воспитания

учащихся

в

современном

учебно-воспитательном

процессе:

направленность образования на духовно-нравственное воспитание личности

ученика;

использование

опыта

отечественного

духовно-нравственного

воспитания в содержании и методах обучения; обеспечение взаимодействия

философско-культурологического

и

педагогического

потенциала

образования;

влияние

на

выбор

учащимися

духовных

потребностей

и

ценностных смыслов в процессе духовно-нравственного самоопределения;

единство

учебно-воспитательного

процесса

(урочной

и

внеурочной

деятельности)

по

приобщению

к

духовным

ценностям

отечественной

культуры.

II.3.

Рекомендации

по

использованию

идей

И.А.

Ильина

в

современном воспитательном процессе

По мнению Ильина цель воспитания, как предполагаемый идеальный

результат воспитательного процесса, есть «новый способ жизни», в котором

реально ощутим ее «высший смысл». То есть цель воспитания у него имеет

особое деятельное выражение не как законченный результат действия, а как

движение,

наполненное

высшим

смыслом

и

имеющее

четкие

ориентиры

бытия: «Ибо «воспитать» - значит сделать из ребенка не преуспевающего

человекоугодника,

а

духовно-зрячего,

сердечного

и

цельного

человека

с

крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно

раньше

духовный

«уголь»:

чуткость

ко

всему

Божественному,

волю

к

совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и

даст ему духовную свободу». Идея Ильина о воспитании внутреннего мира

человека,

его

души

посредством

воспитания

чувств

к

действительно

прекрасному, возвышенному и воспитание воли к деятельному участию в

совершенствовании окружающей жизни и самого себя - есть не что иное, как

воспитание активной жизненной позиции человека и способности правильно

реализовывать

ее

в

субъектной

деятельности

в

различных

жизненных

29

ситуациях, ориентируясь при этом на духовные и нравственные ценности

бытия. Отличительной особенностью данной педагогической идеи ученого от

известной

идеи

«воспитания

активной

жизненной

позиции

личности»,

трактуемой в педагогике 70-х годов, является выраженное акцентирование

воспитания

у

человека

прежде

чувств

возвышенного

и

прекрасного

в

окружающем мире (то есть воспитание духовно-нравственных ориентиров),

которые

будут

задавать

соответствующую

направленность

становления

и

реализации его активной жизненной позиции. [17]

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На формирование философско-педагогических взглядов И.А. Ильина

основное

влияние

оказали

следующие

факторы:

античная

и

западная

философская

мысль;

анализ

идей

русской

философии;

отечественное

и

зарубежное

богословие,

воззрения

духовных

писателей

и

мыслителей;

гуманистический

и

религиозно-педагогический

потенциал

русской

классической

педагогики;

философские,

психологические,

религиозные,

духовно-нравственные

идеи

русской

литературы,

русского

и

мирового

искусства, живописи, музыки; критический анализ социально-политической,

хозяйственно-экономической

и

культурно-образовательной

ситуации

в

Советской

России;

целостное

культурно-образовательное

пространство

Российского

Зарубежья;

собственные

социально-политические

взгляды

и

православно-религиозное мировоззрение ученого, его личный нравственный

и духовный опыт.

Основными педагогическими принципами мыслителя являются: един-

ство обучения, воспитания и развития; приоритет воспитания в образователь-

ном

проце ссе;

«одухотворение

мышления»

на

всех

с ту п е н я х

образовательного

процесса;

доминирование

нравственно-этического

компонента

во

всех

направлениях

воспитания

(интеллектуальное,

эстетическое,

правовое, трудовое, национальное, патриотическое); принцип

индивидуальности

и

личностной

ориентации

процесса

воспитания.

И.А.

Ильин наполнил эти принципы своим философским содержанием в понятиях

«сердечное созерцание», «очевидность», «предметность» и др., что придало

его

педагогической

концепции

своеобразие

и

оригинальность.

Указанные

педагогические

принципы

И.А.

Ильина

актуальны

и

значимы

для

методологии

современной

педагогической

науки,

проблемы

которой

подтверждают

прозорливые

предвидения

ученого

о

деструктивном

воздействии «образования без воспитания» и «формальной образованности»

на человеческую цивилизацию и культуру.

31

Философско-педагогическая концепция И.А. Ильина опирается на та-

кие основные категории педагогики, как «личность», «свобода», «любовь»,

«самовоспитание». Обращение И.А Ильина к теме воспитания «в свободе и к

свободе», «в любви и к любви» свидетельствует о том, что его позиции совпа-

дали

с

позициями

многих

других

выдающихся

мыслителей-педагогов

Российского

Зарубежья,

исследовавших

проблемы

духовного

развития

и

самоутверждения личности.

Взгляды И.А. Ильина теологичны, но не затрагивают области чистого

богословия. Рассматривая религиозное воспитание как один из важнейших

компонентов

целостного

образовательного

процесса,

И.А.

Ильин,

тем

не

менее, в целом придерживался в педагогике светских позиций. Акцент на

религиозном

воспитании

как

необходимом

элементе

сохранения

национальной идентичности объединяет воззрения И.А. Ильина со взглядами

В.В. Зеньковского Выявленный И.А. Ильиным педагогический потенциал

религиозности,

заключающийся

в

ее

способности

воздействовать

на

духовное развитие и саморазвитие личности, не связан с конфессиональной

принадлежностью

человека

и

имеет

общечеловеческую

значимость.

Это

обусловливает востребованность идей ученого о воспитательном воздействии

религии на индивидуальное и общественное сознание, о роли религии в

нравственном совершенствовании всего общества и может способствовать

осуществлению

конструктивного

диалога

церкви

и

го сударства,

направленного на объединение усилий светской и религиозной педагогики в

решении

задач

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего

поколения.

Педагогические

воззрения

И.А.

Ильина

имеют

гуманистический

личностно-ориентированный характер, что значительно актуализирует идеи

ученого в современных условиях модернизации российского образования.

Для И.А. Ильина характерно обращение к личности человека как к ценности

высшего

порядка,

признание

ее

целостности,

индивидуальности

и

неповторимости, акцентирование внимания на личном «духовном делании»

32

каждого человека, его творческом развитии, саморазвитии и самовоспитании.

Осмысление и освоение учения И.А. Ильина о «пневматической актологии» -

личном «духовном делании» человека - в контексте проблем современного

образования

и

воспитания

может

способствовать

совершенствованию

духовно-нравственной культуры человека.

В наследии И.А. Ильина глубоко раскрыты проблемы национального

образования и воспитания, которые исследованы ученым на основе уважения

к

Отечеству,

к

его

историческому

прошлому

и

изучены

им

в

контексте

духовного

осмысления

сложных

и

многогранных

понятий

«Родина»,

«патриотизм»

с

позиций

равноправного

диалога

национальных

и

общечеловеческих

ценностей,

что

чрезвычайно

актуально

для

развития

русского национального самосознания в современных условиях, требующих

интеграции личности в национальную и мировую культуру. Составленная

И.А.

Ильиным

конкретная

программа

формирования

«русскости»

у

подрастающего

поколения

может

иметь

практическое

значение

в

современной отечественной педагогике. [18]

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что идеи

И.А. Ильина о национально-патриотическом воспитании не новы и имеют

своих предшественников в лице русских деятелей просвещения XIX - начала

XX века. Заслуга мыслителя состоит в том, что он воспринял эти идеи и в

новых историко-социальных условиях обосновал и сформулировал их таким

образом,

чтобы

они

могли

способствовать

укреплению

и

возрождению

российского общества.

Мысли И.А. Ильина о воспитании духовного национального характера-

это яркое выражение живого, искромётного философского и педагогического

дара

одного

из

выдающихся

мыслителей

прошлого,

актуальность

и

современность творений которого очевидны.

33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Азаров,

Ю.П.

Педагогика

И.

А.

Ильина.

/

Ю.П.

Азаров

//

Воспитание школьников. 2000. №10. С. 42 – 43.

2.

Асанова, Л.И. Проблемы духовно-нравственного воспитания в

философско-педагогическом наследии И.А. Ильина (1883-1954): Дис. ... канд.

пед. наук / Л.И. Асанова. - Н. Новгород, 2005. – 214 с.

3.

Бабинов,

Ю.А.

И.А.

Ильин

и

национальное

самосознание

русского народа / Ю.А. Бабинов, М.С. Колесов // Социально-гуманитарные

знания. – 2001. – № 3. – С. 242–257.

4.

Барковская,

Т.В.

И.А.

Ильин

о

роли

культуры

и

религии

в

национальном возрождении России: диссертация ... кандидата философских

наук / Т.В. Барковская. – М., 2005. – 137 с.

5.

Владыкина, В.А. И в изгнании учить любви к Родине / В.А.

Владыкина // Педагогика -1995 - № 3 - С. 47-51.

6.

Гончаров,

С.З.

Философия

совершенства

И.А.

Ильина

/

С.З.

Гончаров. - Екатеринбург: НОУ ВПО «Урал. инс-т. Бизн.», 2007. – 552 с.

7.

Груздева, М.В. О сущности воспитания духовного национального

характера в философском наследии И.А. Ильина / М.В. Груздева // Человек и

образование. – 2006. - №8. - 2006. – С. 85-87.

8.

Зима,

М.В.

Идеи

национально-патриотического

воспитания

в

философско-педагогическом наследии И. А. Ильина: Дис. ... канд. пед. наук /

М.В. Зима. – Санкт-Петербург, 2004. – 155 c.

9.

Иванченко,

И.Н.

И.А.

Ильин.

О

воспитании

русского

национального духовного характера / И.Н. Иванченко // V Царскосельские

чтения. – Санкт-Петербург, 2001. – Т. 1. – C. 52–57.

10.

Ильин, И. А. О воспитании национальной элиты / И. А. Ильин. –

М.: Жизнь и мысль, 2001. – 512 с.

11.

Ильин, И.А. Собрание сочинений в 10 т. / И.А. Ильин. – М.:

Русская книга, 1993.

34

12.

Левшина, Н.П. Идеи национализма и патриотизма в творчестве И.

Ильина / Н.П. Левшина // Актуальные проблемы социально-гуманитарных

наук. – Воронеж, 1996. – Вып. 7. – С. 75–77.

13.

Лукьянов, В. Г. Самобытность культуры и система образования:

теоретическое

наследие

И.А.

Ильина

в

контексте

современности

/

В.Г.

Лукьянов.

//

Диалог

культур

и

цивилизаций

в

глобальном

мире:

VII

Междунар. Лихачев. науч. чтения, 24-25 мая 2007 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП,

2007. - С .352-355

14.

Пастернак,

М.П.

Иван

Александрович

Ильин

//

Русская

философия

XX

века:

национальные

особенности,

течения

и

школы,

политические

судьбы:

материалы

III

Всероссийской

научной

заочной

конференции / М.П. Пастернак. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2000. –

С. 148–153.

15.

Рыбаков, Н.Г. И.А. Ильин о русском национальном чувстве //

Духовные

основы

жизни:

философско-религиозное

и

культурно–

педагогическое наследие И.А. Ильина в XXI веке: материалы региональной

научно-практической конференции, 14–15 октября 2007 г. / под ред. И.А.

Носкова. – Самара: ГОУ ДПО «СИПКРО», 2007. – С. 498–499.

16.

Сахаров,

В.А.

Взаимосвязь

духовно-нравственного

и

национального воспитания ребенка в философско-педагогическом наследии

И.А. Ильина / В.А. Сахаров //

Казанский педагогический журнал. – 2011. -

№5. – С. 24-30.

17.

Симаков,

Н.К.

И.А.

Ильин

о

путях

национального

и

государственного

возрождения

России

//

Социальная

философия

Ивана

Ильина: материалы российского семинара, 9–10 апр. / Н.К. Симаков – Санкт–

Петербург, 1993. – Ч. 2. – С. 60.

18.

Усова,

А.В.

Воспитание

гражданственности,

патриотизма

и

нравственности

в

процессе

обучения:

лекция

для

учителей

и

студентов

педвузов / А.В. Усова, З.А. Вологодская. Челябинск, 1999.

35



В раздел образования