Напоминание

мы друзья природы


Автор: Абушаева Гульфия Кямильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП
Населённый пункт: г. Сызрань Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мы друзья природы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственной образовательной деятельности по

экологии в подготовительной группе

«Мы – друзья природы»

Задачи приоритетной образовательной области: «Познание»:

Развивать у детей познавательные интересы;

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом

отношении к природе

Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

Закрепить правила поведения в природе

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников,

чувство ответственности перед своей командой

Развивать умение работать вместе, уважать мнение партнера, не

перебивать другого;

Развить креативное логическое мышление, память, внимание;

Интеграция образовательных областей:

«Познание»: Систематизировать представления детей о многообразии

природы.

«Социализация»: приобщение к общепринятым нормам и правилам,

удовлетворение потребности детей в самовыражении.

«Коммуникация»: формирование умения устанавливать контакт; навыков

свободного общения; развитие компонентов устной речи детей в различных

формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса, развитие

слухового восприятия.

«Здоровье»: пополнение двигательного опыта, сохранение и укрепление

физического и психического здоровья.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности и художественной

литературе. «Социализация»

2. Воспитывать умение работать в коллективе. «Социализация»

Развивающие:

1. Развивать интерес к окружающему миру. «Познание»

2. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое

мышление, память, воображение. «Познание»

3. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки,

координацию речи с движением. «Физическая культура»

4. Развивать диалогическую речь, формировать умение размышлять,

подводить итог. «Коммуникация»

5. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

«Коммуникация»

Образовательные:

1. Формировать представления детей о многообразии природы.

«Познание»

Методы:

игровые: игра - имитация, малоподвижные игры, игра-приветствие, игра-

сюрприз;

проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций;

словесные: комментированный анализ, беседа;

визуальные: просмотр наглядного материала.

практические: работа карточками.

Материалы и оборудование:

Оборудование:

Музыкальный центр

Аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»;

Доска

Магниты

Демонстрационный:

Картинки разных видов леса

Картинки - зарисовки следов животных

Картинки с природоохранительными знаками

Картинки с животными леса

Картинки с изображением птиц

Магнитная доска

Раздаточный:

Картинки с грибами

Картинки с изображением птиц

Картинки с природоохранительными знаками

Формы организации совместной деятельности:

№ Деятельность

детей

Формы и методы организации совместной

деятельности

1.

Двигательная

П/игра на внимание «Звериная зарядка»

Цель: Развивать и совершенствовать

двигательные умения и навыки, координацию

речи с движением.

Игра-приветствие «Здравствуйте, гости!»

Цель: Развивать и совершенствовать

двигательные умения и навыки, координацию

речи с движением.

2.

Продуктивная

Игра «Узнай чей голос»

Цель: развивать слуховое восприятие и

соотношение звука и картинки.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Создать условия для развития слухового

внимания, нахождение описанного предмета.

3.

Коммуникативная

С/игра «Закончи предложение»

Цель: Создать условия для развития слухового

внимания, активизировать и расширять словарь

детей.

4.

Игровая

Р/игра «Блиц-опрос»

Цель: формировать у детей умение работать в

коллективе, подводить детей к установлению

причинно- следственных связей.

Р/игра «Загадка»

Цель: формировать у детей умение работать в

коллективе, подводить детей к установлению

причинно- следственных связей.

5.

Познавательно-

исследовательская

Игра «Рассуждение»

Цель: создать условия для развития словесно-

логического мышления, формировать у детей

умение устанавливать причинно- следственные

связи.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Развивать у детей логическое мышление,

воображение.

Логика образовательной деятельности:

№ Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Ожидаемый

результат

1.

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Ребята, садитесь на места! А я

вам предлагаю сегодня

отправиться в путешествие.

(щебетание птиц)

Вы знаете, куда мы

отправимся?

Я приглашаю вас в

путешествие по лесу. Хотите?

Дети

выполняют

действия

согласно

услышанному

тексту.

Созданы условия

для развития

слухового

внимания, дети

положительно

настроены на

предстоящую

работу.

2.

А что такое лес, вы знаете?

Что растет в лесу? Кто живет в

лесу? (Лес – это деревья,

кусты, травы, ягоды, грибы,

насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как

Ответы детей

Созданы условия

для слухового

внимания,

активизируется

речь, расширяется

словарь детей,

формируется

называется лес, где растут

березы? – (березняк, березовая

роща)

А где растут ели, сосны?

(ельник, еловый лес, сосновый

бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес?

(Лес, где растут сосна, береза,

липа, дуб, клён, рябина, осина,

ель)

Молодцы! Ну что, готовы?

Закрыли глаза (запись «Звуки

весеннего леса»), откройте –

мы с вами уже в лесу.

умение высказывать

свое мнение.

3.

Посмотрите, ребята, я здесь

вижу следы, давайте

попробуем угадать, чьи они. А

чтобы легче было угадать, я

вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2) Рыжая кума всех провела

(Лиса)

3) Он всю зиму долго спал,

лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

Ответы детей.

Созданы условия

для логического

мышления,

формируется

умение

устанавливать

причинно-

следственные связи

В дупле на старом дубе

орешки я грызу. (Белка)

4.

Игра «Чей голос?» (голоса

птиц в записи: жаворонок,

сова, утка, гусь, ворона,

соловей, кукушка)

- Настроение у всех

замечательное, и я думаю, что

можно продолжать наше

путешествие.

Дети,

отвечают на

заданные

вопросы,

логически

рассуждают,

проводят

самоконтроль.

Работают с

магнитной

доской и

магнитными

цифрами и

знаками.

Созданы условия

для логического

мышления,

внимания,

активизируется

речь, расширяется

словарь детей,

формируется

умение высказывать

свое мнение.

5.

- Назовите животных, которые

зимой впадают в спячку.

(медведь, еж, барсук, лягушка,

хомяк, летучие мыши,

бурундук)

- Назовите птиц хищников.

(орел, сокол, сова, ястреб)

- Назовите перелетных птиц.

- Назовите птиц, которые

зимуют в нашем крае.

-Назовите птиц, которые не

летают? (страусы, пингвины)

- Что птицам страшнее голод

или холод? Почему?

- Какие птицы не вьют гнезда

и не выводят птенцов?

- Приведите примеры живой и

Дети

выполняют

логические

задания.

Обогащается

словарный запас,

развивается

логическое

мышление,

воображение,

формируется

умение

устанавливать

причинно-

следственные связи

неживой природы.

-Почему воробья так назвали?

(он воровал зерна и люди

бегали за ним и кричали: вора

бей!)

- А почему сороку назвали

сорокой? (на ней белое

оперение, похожее на сорочку)

6.

Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и

покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

- О птицах и животных мы с

вами поговорили, но птицы и

животные не могут

существовать без растений.

Дети

выполняют

задание .

Созданы условия

для логического

мышления,

внимания,

активизируется

речь, расширяется

словарь детей,

формируется

умение высказывать

свое мнение,

Выполняются

действия согласно

заданию.

7.

– Как называются огромные

растения с твердыми стволами,

от которых отходят ветки?

– Как называются растения, у

которых сразу несколько

стволов и по высоте которые

уступают деревьям.

– Как называются небольшие

растения с мягкими

стебельками.

(После каждого ответа

воспитатель выставляет

соответствующую картинку:

дерево, кустарник, трава)

- Ребята посмотрите, что у нас

получилось – лестница. В лесу

растения расположены по

лесенке. Скажите, пожалуйста,

какие растения живут внизу,

посередине, повыше.

- Ребята как вы думаете, как

такие огромные деревья и

маленькие нежные цветочки

стоят на земле и не падают?

Что их держит? (корень)

Зачем для растений необходим

корень? (Растения через корни

«пьют» воду и получают

питательные вещества из

земли.)

Дети отвечают

на заданные

вопросы

Развитие

логического

мышления,

воображения.

Обогащается

словарный запас,

формируется

умение

устанавливать

причинно-

следственные связи.

9.

Физкультминутка «Звериная

зарядка»

Дети

выполняют

движения в

Осуществляется

координация речи и

движений,

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок.

(Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На

носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно.

(Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке.

(Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом.

(Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути.

(Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок.

(Ходьба.)

соответствии

с текстом

отрабатывается

согласование

движений согласно

тексту.

10

.

«Загадки- задачки»

- у животных две пары ног, две

правые ноги, две левые ноги,

две сзади и две спереди.

Сколько ног всего? (4)

- наступил долгожданный

январь, и зацвела одинокая

Дети

рассуждают

над

поставленным

вопросом.

Развитие

логического

мышления.

Расширен

словарный запас,

отработаны

грамматические

категории.

Закреплены навыки

дикая яблонька, а потом еще

три липы. Сколько зацвело

деревьев? (в январе деревья не

цветут)

- кто про себя может сказать

такое: «живу в норе, там сплю,

отдыхаю, затем охотиться

начинаю, ищу мышку

полевую. Хочу зайца поймать,

да мне его не догнать?» (лиса)

- про кого говорят так: «зимой

я крепко сплю, зарывшись в

теплую нору. Готовлю с осени

запас, грибы и ягоды припас.

Трудился я, не ленился. Нам с

медведем одна зимой забота –

крепко спать, да весну ждать?»

(еж)

ведения диалога.

11.

«Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре

увидишь – ножка его сразу

потемнела. А у этого не

темнеет никогда, даже когда

высушишь его. Как называется

этот гриб? (белый).

( Ребенок находит гриб и

выставляет его на мольберт.)

2. Живут эти грибы на дереве

или пнях. Живут большими

компаниями. Иногда с одного

дерева или пня можно собрать

целое лукошко. Что за гриб?

(опенок)

(Ребенок работает у

мольберта.)

Дети

отвечают на

заданные

вопросы,

работают у

мольберта.

Развитие

логического

мышления.

Расширен

словарный запас,

отработаны

грамматические

категории.

Закреплены навыки

ведения диалога.

3. Красивый гриб, яркий, а

есть его нельзя, но и

уничтожать нельзя. Он лечит

некоторых животных, а для

человека – ядовитый гриб. Что

это за гриб? (мухомор).

(Ребенок работает у

мольберта.)

4.Эти грибы из-за своего цвета

названы в честь хитрого

лесного животного. (лисички)

(Ребенок работает у

мольберта.)

12

.

Блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит?

(Улитка)

– Не птичка, а с крыльями.

(Бабочка)

– Кто шляпу носит, а

здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные

птицы от других пернатых?

(Очень зоркие глаза, клюв

крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой

делают проруби. (Рыбам не

хватает воздуха, чтобы

дышать)

– У какого зверя глаза

одновременно видят спереди,

сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют

“лесным доктором? (Дятла).

Дети

рассуждают

над

поставленным

вопросом

Развитие

логического

мышления,

воображения.

Обогащается

словарный запас,

формируется

умение

устанавливать

причинно-

следственные связи.

– Какое животное называют

“кораблём пустыни”

– Без чего не сможет расти

растение? (свет, вода, тепло).

- Какие звери летают? –

летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»?

(В книге указаны исчезающие

виды растений, животных и

причины исчезновения.)

- Почему листву нельзя

сжигать? (Ухудшают условия

существования деревьев и

кустарников. Листва – это дом

для насекомых. Ущерб

здоровью жителей.)

- Что такое загрязнение? (Это

вредные вещества, которые

накапливаются в воздухе)

- Что происходит с лесами на

нашей планете? (Исчезают.)

13

.

А вот здесь, ребята. Вопросы о

том, как вести себя в лесу. Как

вы поступите.

– Нашёл Лёша гнездо с

яичками пеночки в траве.

Маленькие яички ему очень

понравились. Он их хотел

взять домой. А пеночка

кружилась над ними и

кричала. Как правильно

поступить Алёше?

Дети

рассуждают

над

поставленным

вопросом,

работают

карточками.

Развитие

логического

мышления,

воображения.

Обогащается

словарный запас,

формируется

умение

устанавливать

причинно-

следственные связи.

Закреплены навыки

ведения диалога.

– Дети пришли с воспитателем

на лесную поляну. И в

изумлении остановились:

“Сколько цветов! Купава,

ромашки, колокольчики.

Давайте нарвём большие

букеты цветов”, – предложили

дети. А воспитатель сказала…

Что сказала воспитатель?

– В воскресенье я решила

пойти к озеру. Передо мной по

тропинке шли два мальчика.

Вдруг они увидели в траве

маленькую лягушку. Давай её

возьмём к себе, чтобы она не

заблудилась” – сказал один

мальчик. “Не трогай её,

лягушка сама найдёт дорогу” –

сказал другой. Кто из

мальчиков был прав?

– Однажды Серёжа с папой и

мамой пошли к речке. “Дайте

мне баночку, я наловлю

рыбок”, – попросил Серёжа

родителей. “Их нельзя

ловить”, – сказал папа и

объяснил почему. Что

рассказал папа Серёже?

– Что обозначают эти знаки?

1.

Не шуметь в лесу.

2.

Не топтать грибы.

3.

Не наступать на

муравейники.

4.

Не трогать птенцов.

5.

Не лови красивых

насекомых.

6.

Не рви паутину и не

уничтожай пауков, они

полезны

7.

Не сбивай ногами

несъедобные грибы, они

нужны лесу

8.

Не жги костры

9.

Не рви цветы

10.Не руби деревья

11.Не ломай ветки

12.Нельзя брать с собой

домой лесных жителей.

14

.

Ребята, сегодня мы с вами

побывали в лесу, провели

викторину и вспомнили, кто,

где и как живет, узнали, для

чего нужны корни растениям,

как правильно вести себя в

лесу, отвечали на вопросы,

отгадывали загадки. Сегодня

все вы были умницами, и

лесные жители хотят вас за это

наградить медалями.

Созданы условия

для поощрения

детей за активную

работу на занятии.

А нам пора возвращаться. Ну

что, готовы? Закрыли глаза

(запись «Звуки весеннего

леса»), откройте – мы с вами

снова в группе, где нас

заждались игрушки.

Дети сидят с

закрытыми

глазами

наслаждаясь

звуками

природы.

Релаксация.



В раздел образования