Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Нина Александровна Клементьевская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Ермаковская средняя школа"
Населённый пункт: поселок Ермаково Вологодский район Вологодская область
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Лес и его обитатели"
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вологодского

муниципального района «Ермаковская средняя школа»

Конспект урока

по окружающему миру (2 класс)

Тема: Лес и его обитатели.

Автор:

Клементьевская Нина Александровна

Учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

Тема: Лес и его обитатели.

Обще дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления

блока новой учебной информации

Задачи урока:

1) воспитательные:

Воспитывать культуру общения через работу в парах, группах,

способствовать воспитанию любознательности

2) метапредметные:

- создать условия для формирования умения работать с учебником, как

источником информации,

- корригировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)

через установление причинно-следственных связей, использование

различных заданий,

- уточнять, расширять и активизировать словарный запас при работе со

словарной статьей

3) предметные: начать знакомство с лесом как с природным сообществом,

углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и

животного мира леса и возможность их совместного обитания,подвести ребят

к осмыслению необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование: учебники и тетради для 2класс под редакцией

Н.Ф.Виноградовой,выставка изделий из дерева, карточки слов,лесовичок,

жёлудь, ягоды клюквы и брусники, баночки с вареньем и солеными грибами,

кора и опилки сосны и ели, зверобой, лесные орехи

Видеоряд. Выставка даров леса. Иллюстрации с изображением леса в разное

время года. Рисунки «живых» деревьев. Выставка поделок из дерева. Книги-

сказки, где рассказывается о лесе: «Три медведя», «Маша и медведь»…

Картины В.Васнецов «Алёнушка», «Иван царевич на сером волке».

Презентация «Лес»

Развитие чувствования: кора и опилки сосны и ели, зверобой, ягоды клюквы.

Аудиоряд. Грамзапись «Звуки леса»

Ход урока:

1.Организационный момент.

Присоединение детей к теме урока

К детям (стоят в круге)

Уч. Прозвенел и смолк звонок,

Он собрал всех на урок.

Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте возьмемся за руки,

посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся , почувствуем теплоту и поддержку

и начнем наше общение.

(садятся на свои места)

2.Актулизация знаний и создание проблемной ситуации.

1.Я предлагаю совершить заочное путешествие. А куда, догадайтесь?

Грамзапись «Пение птиц»

Уч. Скажите, где можно услышать такое пение?

Слайд №1

Тема: Лес (иллюстрация леса)

2. Мы совершим путешествие в лес. А поможет нам в этом наш герой –

лесовичок.

Стих. С.Погореловского

« Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои».

Уч. Ребята, а вам нравится бывать в лесу? Расскажите нам, почему?

3.Определение цели и задач урока.

Уч. Дети, как думаете, вы всё знаете о лесе?

Что вы ещё не знаете?

Сформулируйте цели нашего урока.

- Будем говорить о том, какие растения и животные есть в лесу?

- О том, что лес-зелёный друг человека

- Как человек относится к лесу?

- Как лес помогает человеку?

- Какие чувства мы испытываем, когда бываем в лесу?

\- Будем учиться правильно общаться друг с другом, отвечать четко, громко.

4.Планирование работы на уроке.

План( на карточках, на магнитную доску)

1. Красота леса

2. Польза леса

3.Дары леса

4. Растения и животные леса

5. Тайны леса

6. Добрые дела

5.Открытие нового знания

1.Красота леса

Уч. Лес очень красив в любое время года. Он всё время меняет свой наряд.

Давайте полюбуемся красотой леса. Посмотрите на рисунки в учебнике стр.

43, 44 и скажите, что общего в рисунках и чем отличаются?

Слайд№2,3

Весной летом осенью зимой

Иллюстр. Иллюстр. Иллюстр. Иллюстр.

Зелёный багряно-золотой хрустально- белый

Уч. Какой лес весной? Летом?

Уч. зимой?

Уч. А осенью?

Уч. А сколько в нём запахов,звуков, шорохов!

Какой лес больше нравится?

2.Польза леса

Уч.Лесовичок интересуется, знаете ли вы для чего нужен лес человеку?Как

лес помогает человеку?

Работа с тетрадью

Откройте тетрадь на стр.25, рассмотрите рисунки, они вам помогут ответить

на вопрос.

Что из леса можно построить, сделать?

( обратить внимание на выставку )

Уч. Посмотрите на кору деревьев, лежащую на столе. Потрогайте её,

понюхайте. Что осталось на пальцах?

Уч. Подумайте и скажите. Это кора каких деревьев?

Уч. Из стволов сосен и елей строят дома и корабли. Почему?

Дети: они дольше не гниют, древесина пропитана смолой.

Уч. Такой лес называют строевой. ( на доске карточка)

Слайд №4

Лес

Строевой Дровяной

Иллюстр. Иллюстр.

Сосновый бор Берёзовый бор

Еловый бор

Сосны, ели Берёза, осина, ольха

Уч. Для чего нужен дровяной лес?

Уч. Когда лес спит? Почему лес рубят зимой?

( в древесине меньше влаги, она более сухая)

Обобщение ( вывод )

3.Дары леса

Групповая работа в пятерках:

Давайте вспомним правила общения в группах?

- улыбка

-кто первый говорит

-говорю или слушаю внимательно

-обмен мнениями

-согласие или несогласие

-кто выражает мнение пары

-наша пара считает…

Поиграем в «Пятый лишний» и узнаем, как же лес нас кормит и лечит?

На столах у вас предметные картинки, рассмотрите их, назовите каждый

предмет, найдите лишний, подумайте, почему?

Назовите одним словом, что изображено на картинках.

1.подосиновик 2.брусника 3.ландыш

белый гриб земляника подорожник

рыжик черника подсолнух

лисички малина зверобой

мухомор крыжовник чистотел

ГРИБЫ ЯГОДЫ ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ

Уч. Зачем люди ходят в лес? (грибы, ягоды, орехи, травы)

Уч. Правильно. Всё это дары леса.

Слайд №5 «Дары леса» Слайд № 6«Целебные травы»

Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем

Ножками топаем!

Уч. А ещё, дети, в лесах берут начало многие реки,бьют ключи с холодной,

чистой водой – это тоже дары леса.

Слайд №7

Иллюстр. Лесной реки

Слайд №8

Иллюстр. Родника в лесу

В жаркий летний день приятно посидеть в тени деревьев, испить холодной ,

чистой, родниковой воды.

Обобщение ( вывод )

3.Растения и животные леса

Уч. Перед нами лесная опушка

Слайд №9

Иллюстр. Опушка

- Как вы понимаете слово опушка? Давайте найдём его в словаре.

Уч. На лесной опушке заканчивается мир людей, начинается царство

природы.

Слайд №10

Царство природы

Птицы Звери

Иллюстр. Иллюстр. Заяц, медведь,

, волк , лиса, лось

Лес – дом для птиц и зверей

Уч.Лесовичок приготовил для вас загадки, дети сейчас зачитают. Отгадайте,

кто в лесу живёт?

- Пышный хвост торчит с верхушки

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно это …(белка)

-Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (волк)

- У кого задние лапы длиннее передних? (заяц)

-Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в рубашке снеговой. (медведь)

-Посмотрите-ка какая,

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.(лиса)

-Днём спит, ночью летает

И прохожих всех пугает.(сова)

Уч. Кто из вас, ребята, может назвать животных, обитающих в наших

вологодских лесах?

Уч. Как мы должны относиться к птицам и зверям, живущим в наших лесах?

Почему?

Дети: Не разорять птичьих гнёзд. Не брать из гнёзд птенчиков. Не шуметь в

лесу. Лес – дом для зверей и птиц.

Физминутка

(Правила поведения в лесу: если вы с ними согласны – хлопайте в ладоши,

если не согласны –топайте ногами)

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите.

2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты

нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

3.Наконец – то, можно пошуметь, покричать, постучать и главное, никому ты

не мешаешь.

4.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, противных гусениц можно прогнать, а

лучше бы их совсем не было!

5.Животные всякие важны, животные всякие нужны.

Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Уч. Как ты думаешь, почему лес называют природным сообществом?

Дети: Потому что все в лесу живут сообща.

Уч. Прочтите текст на с.38 -39 учебника, сравните и уточните ответы

предположения.

Дети: Обитатели леса живут сообща, вместе, в одних природных условиях.

Растения, животные, грибы, бактерии тесно связаны друг с другом в цепи

питания: растения служат пищей для растительноядных животных, а эти

животные являются пищей для хищников. Погибшие хищники служат

пищей для бактерий.

Уч. Пищевые связи – главные связи в лесном сообществе. Первым звеном в

этих цепях являются растения. Но, кроме пищевых связей, между

организмами существуют и другие связи. Птицы используют листья и стебли

растений для постройки гнёзд. В свою очередь птицы помогают

распространению семян растения. Некоторые животные роют норы и ходы

под землёй, что способствует поступлению воздуха и воды к корням

растений. Грибы и бактерии перерабатывают останки растений и животных в

минеральные соли, которые потребляют растения. Нити грибницы

срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду с

растворёнными в ней солями. Так какой вывод? Найдите в учебнике и

прочитайте.

Обобщение (вывод)

Таким образом, растения, животные, грибы, бактерии не могу существовать

независимо друг от друга. Они живут в сообществах, приносят пользу друг

другу. Поэтому учёные называют лес ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

5.Тайны леса

Уч. Лес таит в себе много тайн.

Многие русские писатели, композиторы и художники посвятили лесу свои

творения. Это стихи, песни, картины, сказки и другое.

Уч. Вспомните сказки, где рассказывается о русском лесе.

( «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок», «Сказка о мёртвой царевне и

семи богатырях» и др.)

Уч. Перед вами репродукция с картины В.Васнецова «Алёнушка»

(хочется поверить, что где-то в лесной глуши, на берегу лесного озера

грустит Сестрица-Алёнушка)

Слайд №11

Репродукция картины В.Васнецова « Алёнушка»

Как вы думаете, созвучны ли эти краски настроению девушки, сидящей у

озера?

Уч. А вот другая репродукция с картины Васнецова «Иван Царевич и Серый

волк». Какой здесь лес? (мрачный, таинственный, непроходимый, лесная

глушь (глухое место, удаленное от людей), где растут вековые деревья.

Слайд №12

Репродукция картины В.Васнецова «Иван Царевич и Серый волк»

Уч. В лесной глуши встречаются вековые деревья (от слова «век» - сто лет),

которые пережили много поколений людей. Кажутся нам бессмертными,

напоминают нам Дерево жизни из Библии.

Слайд №13

Иллюстр.

Дерево жизни мужчин женщин

Дуб берёза

Клён плакучая ива

Уч. Какое это дерево? (иллюстрация дуба)

На кого похож дуб? (на великана)

А берёзка? (на девушку-невесту)

Людям деревья напоминают их самих, мужчин и женщин.

Уч. Лес защищает нас.( укрыться от солнца, врагов)

Как вы думаете, нуждается ли лес в защите?

Что является самым опасным врагом для леса? Почему?

Дети: огонь, пожар. Во время пожара погибают в огне не только растения, но

и животные.

Слайд №14,15,16

Защита леса

Иллюстр. Пожар в лесу

Уч. Что нельзя делать в лесу, чтобы избежать пожара?

Как называют людей, которые следят за порядком в лесу: за деревьями и

животными?

Дети: лесники

(встают в круг)

Уч. Мы с вами в лесу, давайте вспомним правила поведения.

( передают из рук в руки жёлудь )

Что я вижу?

Что я слышу?

Что я чувствую?

Уч. Было ли ощущение, что вы были в настоящем лесу?

Что- нибудь мешало нашему общению?

( дети садятся на места)

6. Добрые дела

Уч.Почему мы передавали в круге жёлудь? Что в нём есть?

Какие добрые дела для леса мы с вами сделали в этом учебном году?

- экскурсия в лесничество, посадка маленьких деревьев

- очистка леса от сухих деревьев, мусора во время туристического похода

- сбор макулатуры

Слайд №17,18

Добрые дела

Фото класса Добрые дела

Турист.поход экскурсия в лесничество

Рефлексия деятельности (итог урока)

Уч. Мы с вами заканчиваем наше путешествие в лес. Лесовичку пора с вами

попрощаться, но он очень хочет знать, как лес служит человеку?

Уч. Какую задачу мы ставили на уроке?

(узнать больше о лесе)

Уч. Удалось ли нам создать целостную картину леса?

Дети: Удалось (чтение наизусть стих. С. Викулова)

Слайд №19

Уч. Как оцениваете свою работу на уроке, работу в группе?

Уч. Что вам захотелось сделать доброго для леса?

Какие качества вы проявите, когда снова пойдёте в лес?

Выберите их.

Слайд №20

Знания дружба

Совесть жадность

Равнодушие забота

Терпение помощь

Наблюдательность веселье

Добавьте свои утверждения (осторожность, бережливость)

Уч. Как же будем относиться к лесу?

(с добром, любовью, бережно, будем защищать лес и его обитателей)

Уч. У вас на столе лучики солнца, а на доске два солнышка одно

грустное, а другое весёлое. Поставьте свой лучик к тому солнышку, какое

у вас было настроение сегодня на уроке.

Слайд №21

Домашнее задание

- нарисовать лес, в котором любишь бывать Т с.25

-найти пословицы о лесе



В раздел образования