Автор: Ташбулатова Гульсина Зиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих обучающихся
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Дидактический материал по грамматике (5 класс)
Тема: "Части речи"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих обучающихся
Дидактический материал по грамматике
Класс: 5
В классе учатся ребята, чей уровень развития ниже возрастной нормы. Им
необходима помощь в виде таблиц к каждому конкретному заданию.
Темы
«Имя
существительное.
Имя
прилагательное.
Притяжательное
местоимение.
Составление
словосочетаний,
тип
связи
–
согласование».
«Личные местоимения в роли подлежащего и дополнения» изучены. Идёт
подготовка к контрольной работе. Чтобы ребята справились с контрольной
работой, им предлагаются карточки с заданиями, которые повторяются на
каждом уроке, меняется только содержание.
Цель:
Закрепить знания по изученным темам.
Задачи:
вырабатывать умения
-составлять
словосочетания
(существительное
+
притяжательное
местоимение + прилагательное);
-заменять
повторяющееся
существительное
личным
местоимением
3-его
лица);
-склонять личные местоимения и существительные;
-согласовывать глагол с личным местоимением;
-образовывать форму множественного числа существительных;
-разбирать предложение по составу.
2.Научить искать информацию в таблицах для выполнения задания.
3.Обогащать словарный запас.
№1. Составить словосочетания притяжательное местоимение +
существительное + прилагательное. Смотри в таблицу.
Притяжательное
местоимение
существительное
прилагательное
Мо..
мама
одеяло
игрушки
дом
любим..
Запись в тетради:
Моя мама любимая. Моё одеяло любимое. Мои игрушки любимые. Мой
дом любимый.
ТАБЛИЦА
Существительное
-А, -Я
-О, -Е
-Ы, -И
-А, -Я
Вопрос
чья?
чьё?
чей?
чьи?
окончание
притяжательного
местоимения
моя
твоя
наша
ваша
моё
твоё
наше
ваше
мой
твой
наш
ваш
мои
твои
наши
ваши
Вопрос
какая?
какое?
какой?
какие?
Окончание
прилагательного
-АЯ, -ЯЯ
-ОЕ, -ЕЕ
-ЫЙ, -ИЙ
-ОЙ
-ЫЕ, -ИЕ
№2. Заменить повторяющееся слово местоимением 3-ьего лица.
Солнце ещё не взошло. Скоро солнце взойдёт.
ТАБЛИЦА
Существительное
-А, -Я
-О, -Е
-Ы, -И
-А, -Я
Личное
местоимение
она
оно
он
они
Запись в тетради:
Солнце ещё не взошло. Скоро оно взойдёт.
№3. Списать предложения, местоимения и существительные употребить в
нужном падеже.
Ребята обратились
К КОМУ?
к (мы) за помощью.
Я давно не видел
КОГО?
(он).
Прошу
КОГО?
(вы) не выходить
ОТКУДА?
из (класс).
С КЕМ?
С (ты) легко разговаривать.
Твоё поведение радует
КОГО?
(они).
Запись в тетради:
Ребята обратились к нам за помощью. Я давно не видел его. Прошу вас
не выходить из него. С тобой легко разговаривать. Твоё поведение радует
нас.
№4. Списать, вставить пропущенные местоимения в роли подлежащего.
1) Когда _____ приближаемся к деревне, (деревня) _____ поражает
меня тем, что избы не бревенчатые, а кирпичные.
2) После уроков ____ хочу зайти в библиотеку.
3) _____ играешь в шахматы?
ТАБЛИЦА
личные
местоимения
один
много
я
ты
Он,
она
мы
вы
они
Окончания
глагола
-у
-ю
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут
-ют
-ишь
-ит
-им
-ите
-ая
-ят
Запись в тетради:
Когда мы приближаемся к деревне, она поражает меня тем, что избы не
бревенчатые, а кирпичные. После уроков я хочу зайти в библиотеку. Ты
играешь в шахматы?
№5. Образовать форму множественного числа существительных.
Единственное
число (один)
Множественное
число (много)
Единственное
число (один)
Множественное
число (много)
стол
стол..
ручка
ручк..
книга
книг..
класс
класс..
окно
окн..
зеркало
зеркал..
ТАБЛИЦА
Единственное число
-А
-О
Множественное число
-Ы
-И
-А
Запись в тетради:
Стол – столы, книга – книги, окно – окна, ручка – ручки, класс – классы,
зеркало – зеркала.
№6. Разобрать предложение по членам, указать части речи. Составить
вопросную схему.
У нас скоро начнутся весенние каникулы.