Автор: Геречинская Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа № 8 г. Ульяновска им. Н.В.Пономаревой
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся».
Раздел: начальное образование
«Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в
формировании УУД обучающихся».
В
связи
с
увеличением
потока
информации
и
объема
знаний,
произошла смена парадигмы «образование на всю жизнь» на образование «в
течение всей жизни». В связи с этим процесс образования должен пониматься
не только как процесс усвоения ЗУНов, но и как процесс развития личности,
обретения нравственных, социальных, семейных и духовных ценностей [3,
с.17].
Из этого следует, что главной задачей, стоящей перед современной
системой
образования,
является
формирование
универсальных
учебных
действий (УУД). Они должны обеспечить школьников умением учиться и
способствовать формированию саморазвития и самосовершенствования.
В широком значении "универсальные учебные действия – саморазвитие
и
самосовершенствование путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом
значении) "универсальные учебные действия – это совокупность действий
обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].
Универсальные учебные действия включают в себя четыре основных
блока: личностные
УУД (формирование
внутренней
позиции
ученика,
м о т и в а ц и я
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
с о бл юд е н и е
м о р а л ь н ы х
норм); регулятивные
УУД (овладение
учащимися
различными
типами
учебных действий, умение составлять план действий, контролировать свои
действия
и
умение вносить
коррективы); познавательные
УУД (умение
пользоваться символами и знаками, овладение широким спектром логических
действий и операций, умение решать сложные задачи); коммуникативные
УУД (умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение выслушивать
собеседника, вести диалог)
[3]
.
Для
формирования
УУД
используются
специальные
технологии,
формы и методы в рамках внедрения ФГОС ООО, рассмотрим некоторые из
них.
Проектная
и
исследовательской
деятельности –
необходимое
условие компетентностного подхода и действенное средство формирования
универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у
учащихся
формируется
весь
спектр
УУД: коммуникативные (развитие
навыков
работы
в
группе,
воспитание
толерантности,
формирование
культуры
публичных
выступлений),регулятивные (овладение
навыками
самоорганизации,
умение
ставить
перед
собой
цели,
планировать
и
корректировать
деятельность,
принимать
решения;
нести
личную
ответственность
за
результат),познавательные (познание
объектов
окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение
навыками
работы
с
источниками
информации,
инструментами
и
технологиями),личностные (ученик
определяет
для
себя
значимость
выполняемой
работы,
учится
ориентироваться
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях).
Исследования
учащихся
обеспечивают
высокую
информативную
емкость
и
системность
в
усвоении
учебного
материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные
связи.
Работа
над проектами гармонично
дополняет
в
образовательном
процессе
классно-урочную
деятельность
и
позволяет
работать
над
получением личностных и метапредметных результатов образования в более
комфортных
для
этого
условиях,
не
ограниченных
временными
рамками
отдельных
уроков.
Нацеленность
проектов
на
оригинальный
конечный
результат
в
ограниченное
время
создает
предпосылки
и
условия
для
достижения регулятивных м е т а п р е д м е т н ы х
р е з у л ь т а т о в . Совместная
творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и
необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация
(защита)
проекта–
способствуют
формированию метапредметных
коммуникативных умений. Личностные р е з ул ьт а т ы
п р и
р а б о т е
н а д
проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Проблемное
обучение –
это
такая
организация
педагогического
процесса,
когда
ученик
систематически
включается
учителем
в
поиск
решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения
представляет
собой
систему
связанных
между
собой
и
усложняющихся
проблемных ситуаций. В свою очередь проблемная ситуация - это состояние
интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний, а так
же путей их получения. Существует определенная последовательность этапов
продуктивной
познавательной
деятельности
обучающихся
в
условиях
проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема – поиск способов ее
решения – решение проблемы. [3, с.38].
Трудовая деятельность- самообслуживание, участие в общественно-
полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд
развивает
положительные
качества
личности:
организованность,
дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших
школьников
позволяет
учителю
лучше
узнать
их
индивидуальные
особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные
с п о с о б н о с т и .
Т р у д о в а я
д е я т е л ь н о с т ь
п о з в о л я е т
формировать личностные универсальные учебные действия.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе
которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе
одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс
может содержать: пакет учебной литературы, задания по определенной теме,
различные электронные материалы.
Портфолио собирается
самим
обучающимся.
В
него
входят
достижения обучающегося в различных сферах деятельности, его интересы,
склонности.
В
нем
он
может
продемонстрировать
весь
спектр
своих
способностей.
Портфолио
сфокусирован
на
процессуальном
контроле
новых
приоритетов
современного
образования,
которыми
являются
УУД
(универсальные
учебные
действия);
учитывает
особенности
развития
критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов
(проблемная
ситуация)
–
осмысление
–
рефлексия; позволяет
помочь
учащимся
самим
определять
цели
обучения,
осуществлять
активное
присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе
процесса
отработки
определенных
действий
и
закрепления
учебного
материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных
умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же
знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может
быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги
отличаются
от
групповых
спецификой
проблем.
На
уроках-тренингах
групповой
технологии
рассматривается
проблема,
характерная
для
всех
участников
учебно-воспитательного
процесса,
на
индивидуальной
–
для
конкретного учащегося. Меняется роль учителя: он играет роль наставника
или
как
сейчас
модно
говорить
-
тьютора,
организует
и
направляет
деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке
плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации
урока.
Педагог
должен
уметь
выстраивать
алгоритм
учебных
действий
учащихся для достижения поставленных целей.
Использование этих форм и методов на современном уроке, поможет
педагогу
обеспечить
познавательную
активность
и
самостоятельность
школьников, что в свою очередь приведет к формированию у обучающихся
универсальных учебных действий. Из этого следует, что освоение учебных
универсальных действий (УУД) способствуют формированию у учащихся
способности
самостоятельно
организовывать
процесс
усвоения
новых
знаний, умений и компетентности, т.е. умений учиться. Формирование УУД
должно
проходить
не
стихийно,
а
планомерно
с
заранее
заданными
свойствами
(осознанность,
разумность,
высокий
уровень
обобщения
и
готовность
применения
в
различных
предметных
областях,
критичность,
освоенность), обеспечивает переход от осуществляемой совместной учебной
деятельности
ученика
и
педагога
к
деятельности
самообразования
и
самовоспитания.
Согласно
ФГОС
воспитание
в
школе
должно
идти
только
через
совместную деятельность детей друг с другом, взрослых и детей, в которой
единственно
возможно
присвоение
(а
не
просто
узнавание)
детьми
ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному
виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать
собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и
внеурочной деятельности. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
общего
образования,
где
внеурочной
деятельности
школьников
уделено
особое
внимание,
пространство и время в образовательном процессе. Виды и направления
внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например,
ряд
направлений
совпадает
с
видами
деятельности
(спортивно-
оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть
реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют
собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий.
Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таком виде
внеучебной деятельности, как трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо
рассматривать как содержательный ориентир образовательного процесса в
целом.
Только
в
контексте
усвоения
различных
предметных
дисциплин,
включая
и
занятия
внеурочной
деятельностью,
возможно
реализовать
целостную систему формирования УУД.
Библиографический список
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе.От
действия
к
мысли [Текст]:
пособие
для
учителя
/под
ред.
А.Г.Асмолова.-3-е изд.-: Просвещение, 2011.152с.
2.
Формирование
универсальных
учебных
действий
у
младших
школьников
с
особыми
образовательными
потребностями:
коррекционно-
развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В.Калабух, Е.В.Клеманова.-
Волгоград: Учитель, 2015.100с.
3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в
урочной и
внеурочной
деятельности:
Учебно-методическое
пособие/Под
общ.ред. С.С.Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. 112с.