Напоминание

«Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся».


Автор: Геречинская Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа № 8 г. Ульяновска им. Н.В.Пономаревой
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся».
Раздел: начальное образование





Назад




«Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в

формировании УУД обучающихся».

В

связи

с

увеличением

потока

информации

и

объема

знаний,

произошла смена парадигмы «образование на всю жизнь» на образование «в

течение всей жизни». В связи с этим процесс образования должен пониматься

не только как процесс усвоения ЗУНов, но и как процесс развития личности,

обретения нравственных, социальных, семейных и духовных ценностей [3,

с.17].

Из этого следует, что главной задачей, стоящей перед современной

системой

образования,

является

формирование

универсальных

учебных

действий (УУД). Они должны обеспечить школьников умением учиться и

способствовать формированию саморазвития и самосовершенствования.

В широком значении "универсальные учебные действия – саморазвитие

и

самосовершенствование путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом

значении) "универсальные учебные действия – это совокупность действий

обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную

компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению

новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].

Универсальные учебные действия включают в себя четыре основных

блока: личностные

УУД (формирование

внутренней

позиции

ученика,

м о т и в а ц и я

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

с о бл юд е н и е

м о р а л ь н ы х

норм); регулятивные

УУД (овладение

учащимися

различными

типами

учебных действий, умение составлять план действий, контролировать свои

действия

и

умение вносить

коррективы); познавательные

УУД (умение

пользоваться символами и знаками, овладение широким спектром логических

действий и операций, умение решать сложные задачи); коммуникативные

УУД (умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение выслушивать

собеседника, вести диалог)

[3]

.

Для

формирования

УУД

используются

специальные

технологии,

формы и методы в рамках внедрения ФГОС ООО, рассмотрим некоторые из

них.

Проектная

и

исследовательской

деятельности

необходимое

условие компетентностного подхода и действенное средство формирования

универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у

учащихся

формируется

весь

спектр

УУД: коммуникативные (развитие

навыков

работы

в

группе,

воспитание

толерантности,

формирование

культуры

публичных

выступлений),регулятивные (овладение

навыками

самоорганизации,

умение

ставить

перед

собой

цели,

планировать

и

корректировать

деятельность,

принимать

решения;

нести

личную

ответственность

за

результат),познавательные (познание

объектов

окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение

навыками

работы

с

источниками

информации,

инструментами

и

технологиями),личностные (ученик

определяет

для

себя

значимость

выполняемой

работы,

учится

ориентироваться

в

социальных

ролях

и

межличностных

отношениях).

Исследования

учащихся

обеспечивают

высокую

информативную

емкость

и

системность

в

усвоении

учебного

материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные

связи.

Работа

над проектами гармонично

дополняет

в

образовательном

процессе

классно-урочную

деятельность

и

позволяет

работать

над

получением личностных и метапредметных результатов образования в более

комфортных

для

этого

условиях,

не

ограниченных

временными

рамками

отдельных

уроков.

Нацеленность

проектов

на

оригинальный

конечный

результат

в

ограниченное

время

создает

предпосылки

и

условия

для

достижения регулятивных м е т а п р е д м е т н ы х

р е з у л ь т а т о в . Совместная

творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и

необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация

(защита)

проекта–

способствуют

формированию метапредметных

коммуникативных умений. Личностные р е з ул ьт а т ы

п р и

р а б о т е

н а д

проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Проблемное

обучение

это

такая

организация

педагогического

процесса,

когда

ученик

систематически

включается

учителем

в

поиск

решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения

представляет

собой

систему

связанных

между

собой

и

усложняющихся

проблемных ситуаций. В свою очередь проблемная ситуация - это состояние

интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний, а так

же путей их получения. Существует определенная последовательность этапов

продуктивной

познавательной

деятельности

обучающихся

в

условиях

проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема – поиск способов ее

решения – решение проблемы. [3, с.38].

Трудовая деятельность- самообслуживание, участие в общественно-

полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд

развивает

положительные

качества

личности:

организованность,

дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших

школьников

позволяет

учителю

лучше

узнать

их

индивидуальные

особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные

с п о с о б н о с т и .

Т р у д о в а я

д е я т е л ь н о с т ь

п о з в о л я е т

формировать личностные универсальные учебные действия.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе

которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе

одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс

может содержать: пакет учебной литературы, задания по определенной теме,

различные электронные материалы.

Портфолио собирается

самим

обучающимся.

В

него

входят

достижения обучающегося в различных сферах деятельности, его интересы,

склонности.

В

нем

он

может

продемонстрировать

весь

спектр

своих

способностей.

Портфолио

сфокусирован

на

процессуальном

контроле

новых

приоритетов

современного

образования,

которыми

являются

УУД

(универсальные

учебные

действия);

учитывает

особенности

развития

критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов

(проблемная

ситуация)

осмысление

рефлексия; позволяет

помочь

учащимся

самим

определять

цели

обучения,

осуществлять

активное

присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе

процесса

отработки

определенных

действий

и

закрепления

учебного

материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных

умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же

знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может

быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги

отличаются

от

групповых

спецификой

проблем.

На

уроках-тренингах

групповой

технологии

рассматривается

проблема,

характерная

для

всех

участников

учебно-воспитательного

процесса,

на

индивидуальной

для

конкретного учащегося. Меняется роль учителя: он играет роль наставника

или

как

сейчас

модно

говорить

-

тьютора,

организует

и

направляет

деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке

плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации

урока.

Педагог

должен

уметь

выстраивать

алгоритм

учебных

действий

учащихся для достижения поставленных целей.

Использование этих форм и методов на современном уроке, поможет

педагогу

обеспечить

познавательную

активность

и

самостоятельность

школьников, что в свою очередь приведет к формированию у обучающихся

универсальных учебных действий. Из этого следует, что освоение учебных

универсальных действий (УУД) способствуют формированию у учащихся

способности

самостоятельно

организовывать

процесс

усвоения

новых

знаний, умений и компетентности, т.е. умений учиться. Формирование УУД

должно

проходить

не

стихийно,

а

планомерно

с

заранее

заданными

свойствами

(осознанность,

разумность,

высокий

уровень

обобщения

и

готовность

применения

в

различных

предметных

областях,

критичность,

освоенность), обеспечивает переход от осуществляемой совместной учебной

деятельности

ученика

и

педагога

к

деятельности

самообразования

и

самовоспитания.

Согласно

ФГОС

воспитание

в

школе

должно

идти

только

через

совместную деятельность детей друг с другом, взрослых и детей, в которой

единственно

возможно

присвоение

не

просто

узнавание)

детьми

ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному

виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать

собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и

внеурочной деятельности. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

общего

образования,

где

внеурочной

деятельности

школьников

уделено

особое

внимание,

пространство и время в образовательном процессе. Виды и направления

внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например,

ряд

направлений

совпадает

с

видами

деятельности

(спортивно-

оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть

реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют

собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий.

Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таком виде

внеучебной деятельности, как трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо

рассматривать как содержательный ориентир образовательного процесса в

целом.

Только

в

контексте

усвоения

различных

предметных

дисциплин,

включая

и

занятия

внеурочной

деятельностью,

возможно

реализовать

целостную систему формирования УУД.

Библиографический список

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе.От

действия

к

мысли [Текст]:

пособие

для

учителя

/под

ред.

А.Г.Асмолова.-3-е изд.-: Просвещение, 2011.152с.

2.

Формирование

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников

с

особыми

образовательными

потребностями:

коррекционно-

развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В.Калабух, Е.В.Клеманова.-

Волгоград: Учитель, 2015.100с.

3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в

урочной и

внеурочной

деятельности:

Учебно-методическое

пособие/Под

общ.ред. С.С.Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. 112с.



В раздел образования