Напоминание

Организация проектной деятельности учащихся как условие формирование универсальных учебных действий


Автор: Дилара Расимовна Жукова
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Солнечная СОШ №1" "Локосовская средняя школа-детский сад им. З.Т.Скутина"
Населённый пункт: с.п.Локосово
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности учащихся как условие формирование универсальных учебных действий
Раздел: полное образование





Назад




Организация проектной деятельности учащихся как условие

формирование универсальных учебных действий

Автор: Жукова Д.Р. учитель биологии и химии

Филиала МБОУ «Солнечная СОШ №1»

«Локосовская средняя школа-детский сад им.З.Т.Скутина»

Если человека постоянно приучать усваивать

знания и умения в готовом виде, можно и

притупить его природные творческие

способности – «разучить» думать

самостоятельно.

А. Дистервег

Система

общего

образования

должна

обеспечивать

достаточную

готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном

обществе. На современном этапе развития страны такому обществу нужны

высококвалифицированные, инициативные, быстро думающие, способные к

постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной

готовности

молодые

люди.

За

последние

годы

в

России

произошли

значительные

изменения

приоритетов

в

образовании:

переориентация

на

компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми

информационными

технологиями,

способность

к

нестандартному

мышлению.

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной

установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков», к

воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях

открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в

современной школе становится развитие личности, готовой к правильному

взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Школа сегодня стремительно меняется в быстром ритме, а перемены,

происходящие

в

современном

обществе,

требуют

ускоренного

совершенствования

образовательного

пространства.

Развитие

личности

в

системе

образования

обеспечивается,

прежде

всего,

через

формирование

универсальных

учебных

действий.

Поэтому

сегодня

перед

школьными

педагогами

возникает

проблема

поиска

инновационных

методов

и

форм

обучения, которые могут не столько дать обучающемуся как можно больше

конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин,

сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые

помогут

ему

развиваться

и

самосовершенствоваться

в

непрерывно

меняющемся обществе.

Обновляющейся школе необходимы такие методы обучения, которые:

-

формируют

активную,

самостоятельную

и

инициативную

позицию

учащихся в учении;

-

развивают

универсальные

учебные

действия:

исследовательские,

рефлексивные, самооценочные;

- формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно

сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- нацеливают на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывают принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов, и меня в том

числе,

к

пониманию

того,

что

нам

нужны

деятельностные,

групповые,

игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и

прочие формы и методы обучения.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике

школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как

организация специальной

исследовательской

деятельности

учащихся

в

какой-либо

практической

области.

Метод

проектов,

основанный

на

деятельностном

подходе,

является

важным

элементом

формирования

универсальных

учебных

действий

обучающихся,

обеспечивающих

результативность

развития

школьников

и

ориентировки

их

в

информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование

способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование

проектной

деятельности

в

урочной

и

внеурочной

деятельности

является

одним способов формирования УУД.

При

использовании

проектной

деятельности

проявляются

во

всей

полноте

такие

процессы,

как

мышление,

представление,

восприятие

и

память. В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы

проектной деятельности:

• непосредственное применение проектной деятельности при изучения

новых тем на уроках;

• применение проектной деятельности для контроля знаний обучающихся на

уроках;

• применение проектной деятельности для организации самостоятельной

работы обучающихся.

К

наиболее

часто

используемым

мною

элементам

проектной

деятельности в учебном процессе относятся:

• презентация;

• интерактивная доска;

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

• видео и аудиотехника;

• представление своих проектов учащимися.

Опираясь на свой опыт работы, могу с уверенностью сказать о том, что

фрагменты уроков, на которых используется представление своих проектов

учащимися, отражают один из главных принципов создания современного

урока – принцип привлекательности.

При

разработке

и

создании

учебных

проектов

учащимися

и

их

компьютерных презентаций придерживаюсь определенных правил:

1. Отбираемый материал должен:

- соответствовать тематическому плану;

- быть адаптирован для обучающихся;

- включать различные виды наглядности.

2. Стендовая часть проекта и его презентация представляет собой только

основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

3. Оформление стендов должно соответствовать эстетическому восприятию

обучающихся тем.

4. Рационально сочетать различные технологии представления материала

(текст и графику).

При разработке проекта и презентации к ним учитываю, что она:

быстро

и

доходчиво

изображает

вещи,

которые

невозможно

передать

словами;

• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

• усиливает воздействие выступления.

Учебный

проект

с

точки

зрения

обучающегося

это

возможность

максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,

позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать силы,

приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый

результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной

зачастую

самими

учащимися

в

виде

задачи,

когда

результат

этой

деятельности

-

найденный

способ

решения

проблемы,

который носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,

что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный

проект

с

точки

зрения

учителя

-

это

интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и

исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации

(рассмотрению

проблемного

поля

и

выделению

подпроблем,

формулированию

ведущей

проблемы

и

постановке

задач,

вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию

и

планированию

содержательной

деятельности

ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения

проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации

в

различных

формах,

с

использованием

специально

подготовленный

продукт

проектирования

(макета,

плаката,

компьютерной

презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических

представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого

знания;

практическому

применению

школьных

знаний

в

различных,

в

том

числе и нетиповых, ситуациях;

выбору,

освоению

и

использованию

подходящей

технологии

изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,

детализации и обобщению).

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно

ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2

сдвоенными уроками.

Организация

проектной

деятельности

учащихся

в

ходе

учебного

процесса

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий,

ко т о р ы е

в е д у т

к

р а з в и т и ю

учебно-коммуникативных

умений,

представляющих собой:

уметь выслушивать мнение других;

умение слушать и одновременно записывать содержание рассказа;

владеть различными формами устных и публичных выступлений;

уметь литературным языком излагать свои мысли;

уметь выступать перед аудиторией;

уметь составлять план выступления;

уметь связно выступать по плану;

уметь вести полемику, участвовать в дискуссии;

уметь высказывать тезисы;

уметь задавать уточняющие вопросы;

уметь оценивать различные точки зрения;

владеть приёмами риторики;

уметь организовывать совместную деятельность;

владеть культурой речи;

уметь аргументировать, доказывать.

Приведённая

классификация

конкретизирует

и

уточняет

довольно

обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет более

целенаправленно вести работу по их формированию и развитию в процессе

обучения.

Любые

умения

формируются

в

систематичной

деятельности,

причём начинается этот процесс с углубленной диагностики.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать

жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно

сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и

практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного

воспитания

к

воспитанию

в

самой

жизни

и

самой

жизнью.

Работа

над

проектами позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются

при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что

дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, учитель

превращается

в

организатора

деятельности,

консультанта

и

коллегу

по

решению

проблемы,

добыванию

необходимых

знаний

и

информации

из

различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным

проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми

вновь

и

вновь

пережить

вдохновение

творчества,

превратить

обыденный

процесс

образовательный

в

результативную

созидательную

творческую

работу.

Использование

проектной

деятельности

можно

рассматривать

как

инструмент

самостоятельного

исследования,

как

источник

получения

дополнительной

информации

по

предмету,

как

способ

расширения

зоны

индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи

качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения

как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её,

находить интересные нестандартные пути решения возникающих проблем,

могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни.

Таким образом, введение в образовательный контекст образовательных

учреждений

методов

и

технологий

на

основе

проектной

деятельности

обучающихся

обусловливается

происходящими

в

современно сти

изменениями

в

общественной

жизни,

которые

требуют

развития

новых

способов

образования,

педагогических

технологий,

имеющих

дело

с

индивидуальным

развитием

личности,

творческой

инициацией,

навыка

самостоятельного

движения

в

информационных

полях,

формирования

у

обучающегося

универсального

умения

ставить

и

решать

задачи

для

разрешения

возникающих

в

жизни

проблем

профессиональной

деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится

на

воспитание

свободной

личности,

формирование

у

обучающихся

способности

самостоятельно

мыслить,

добывать

и

применять

знания,

тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,

эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах,

быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует

широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и

способов ведения образовательной деятельности, каким и является метод

проектной деятельности.

Систематическая

и

целенаправленная

работа

педагогов

в

данном

направлении обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников,

способствует

овладению

ими

основами

методологии

и

теории

познания,

создает условия для повышения качества образовательного процесса.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением

отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому

проектное

обучение

не

должно

вытеснять

классно-урочную

систему

и

становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к

другим

видам

прямого

или

косвенного

обучения.

Проектный

метод

составляет

то

самое

пространство,

где

образовательная,

развивающая

и

воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.

Кроме этого необходимо заметить, что только при взаимном понимании

и

доверии,

взаимном

интересе

и

обмене

мыслями

и

чувствами

между

учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в

работе над проектом и развитии творческого потенциала школьника.

Вся

наша

жизнь

-

череда

различных

проектов.

Задача

взрослых,

окружающих

обучающегося,

научить

его

планировать

и

успешно

реализовывать свои жизненные проекты.

Список

используемой

литературы

1.

Модернизация

образовательного

процесса

в

начальной,

основной

и

старшей

школе:

варианты

решения./

Под

редакцией

А.Г.Каспржака,

Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

2.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3.

Бритвина

Л.Ю.

Метод

творческих

проектов

на

уроках

технологии.

//

Нач.школа. – 2005. - №6.

4.

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

5.

Гузеев

В.В.

Метод

проектов

как

частный

случай

интегрированной

технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

6.

Селевко

Г.К.

Современные

образовательные

технологии.//

Народное

образование. – 1998.

7.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,

2005.

8.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. –

2003. - №6.

9.

Чечель

И.Д.

Метод

проектов

или

попытка

избавить

учителя

от

обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.

10.

Интернет-ресурсы.



В раздел образования