Напоминание

«Воспитание культуры общения у старших дошкольников в проектной деятельности»


Автор: Лысакова Татьяна Владимировна
Должность: студент(ка) 5 курса, специальность
Учебное заведение: ГБОУ ВО
Населённый пункт: г.Ставрополь Россия
Наименование материала: Особенности воспитания культуры общения у старших дошкольников
Тема: «Воспитание культуры общения у старших дошкольников в проектной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности воспитания культуры общения у старших

дошкольников

Старший

дошкольный

возраст

выступает

интенсивным

периодом

психического развития, особенностью которого

являются прогрессивные

изменения в процессе целостного развития ребенка дошкольного возраста,

затрагивающие

совершенствование

психофизиологических

функций

и

формирование новых личностных новообразований.

Вступая в различные взаимоотношения в системе «ребенок-ребенок»,

«ребенок – взрослый» осуществляется процесс понимания других людей,

формирование рефлексии, направленной на

других людей. Формируется

способность

к

сопричастности

к

другим

людям,

отождествление

себя

с

различными

сказочными

и

воображаемыми

персонажами,

объектами

природы,

игрушками.

Параллельно

происходит

открытие

позитивных

и

негативных

сторон

человеческого

общения,

с

которыми

ребенку

нужно

научиться справляться в процессе дальнейшей жизни.

Одной

из

главных

потребностей

ребенка

дошкольного

возраста

является потребность в любви

и поощрении, осознание которых поможет

дошкольникам

воспринять

позитивные

формы

общения,

приемлемые

в

процессе взаимодействия с различными людьми.

У ребенка развивается речь, обогащается словарь, появляются новые

формы речи (диалогическая и монологическая), понимание невербальных

способов

культуры

общения

(мимика,

жесты,

выразительные

движения),

характеризующие

эмоциональную

расположенность

и

готовность

выстраивать

позитивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Универсальным

средством

организации

внимания

ребенка

дошкольного

возраста

выступает

функция

планирования.

Речь

помогает

словесно

предопределить

важные

для

конкретной

задачи

предметы,

развить

соответствующие

умения,

учитывающие

характер

организуемой

деятельности.

Подъяков

Н.Н.доказал,

что

в

возрасте

четырех-шести

лет

осуществляется активное воспитание и формирование навыков и умений,

помогающих

дошкольникам

познавать

окружающую

действительность,

анализировать

свойства

предметов,

способы

воздействия

на

них

и

происходящие в них изменения.

В возрасте 5-7 лет происходит активное осознание собственного тела

(координации движений, формирование образа тела и ценностного к нему

отношения), формируются представления о половых различиях, происходит

становление половой идентификации.

Шкалой

социальных

нормативов

выступает

коллективная

сюжетно-

ролевая игра, рассматриваемая как модель социального мира дошкольников, в

процессе которой закладываются представления и нормы эмоционального

отношения к окружающей действительности в зависимости от особенностей

сложившейся

ситуации.

Проводником

в

социальный

мир

ребенка

дошкольного возраста является взрослый, но основная задача состоит в том,

чтобы

направитесь

процесс

социализации

в

позитивное

русло,

создать

условия для самореализации имеющихся навыков и способов общения, что и

подтверждает ФГОС ДО.

Постепенно

у детей старшего дошкольного возраста усваиваются

моральные оценки, проявляется умение в произвольности своего поведения,

поступков, умение предвосхищать оценку и результаты со стороны взрослого.

Как утверждает Рогов Е.И. естественное неудержимое, для этого периода

онтогенеза

желание

к

овладению

телом,

психическими

функциями

и

социальными

способами

взаимодействия

с

другими

людьми

доставляет

дошкольникам чувство радости жизни и переполнения.

Многофункциональность воспитания культуры общения определяется

важностью и его ролью в становлении процесса всестороннего развития

дошкольников.

Особенности форм воспитания культуры общения детей дошкольного

возраста определяются параметрами:

1. Созерцание потребности дошкольников в общении со сверстниками.

Потребность в общении у детей дошкольного возраста со сверстниками

формируется в период от двух до четырех лет как потребность в соучастии и

самовыражении. Научные исследования Терещук Р.К. (1986г.) и Смирновой

Р.А. (1981г.) говорят о том, что, начиная с трехлетнего возраста и до 7 лет

дошкольники

нуждаются

в

доброжелательном

внимании

со

стороны

сверстников.

2. Определяющие мотивы общения.

Они складываются на основе 3-х ведущих видов коммуникативных

мотивов: личностных, познавательных и деловых.

Научные исследования

(Мухина В.С., Рузская А.Г., Лисина М.И., Галиузова Л.Н.) показывают, что

существенно

отличаются

в

зависимости

от

возраста

их

партнера

у

дошкольников мотивы общения единых категорий . Сверстник Побудителем

ребенка

дошкольного

возраста

к

общению

является

сверстник,

которые

выступает как равноправный партнер деятельности и источник познавания

чего то нового.

3. Ведущие средства общения.

Ведущие

средства

общения

зависят

от

мотивов

и

потребностей

общения,

от

удовлетворения

стремлений

дошкольников

к

прочным

и

стабильным

связям

социальным

окружением.

Лисиной

М.И.

определены

экспрессивно

-

мимические;

предметно-действенные

и

речевые

средства,

последовательно появляющиеся и имеющие определенный интервал .

В

младшем

дошкольном

возраста

выразительным

и

практическим

операциям

отводится

приоритетное

положение.

Начиная

с

трехлетнего

возраста, речи отводится ведущая коммуникативная функция и она является

первостепенной.

4. Уровень ситуативности общения.

Раскрывая

данное

понятие,

отмечается

два

различных

свойства

коммуникативной деятельности. Первое, речь осуществляется

в

самих

ситуативных

контактов дошкольников (глубина включения в различные

ситуации и зависимость от них). Второе, ситуативность самого речевого

материала,

лежащего

в

основе

взаимодействия

между

детьми.

Если

дошкольники

могут

разговаривать

об

объектах,

не

указанных

в

непосредственном восприятии (Лисина М.И., 1976г.) – это носит характер

внеситуативного общения. К шестилетнему возрасту такой особенностью

обладают половина возникающих контактов среди дошкольников.

5. Отношение дошкольников к другому ребенку и к самому себе (эффект

«невидимого зеркала»).

Рассматриваемый

параметр

отражает

специфическое

особенности

взаимодействия дошкольников (их контактов) с сверниками. Как утверждают

Деревянко

Р.И.,

Якобсон

С.Г.,

Абрамова

Л.Н.

мотивами

побуждения

дошкольников к процессу общения является их желание к самопознанию и

самооценке, что выступает одной из главных черт в развитии коммуникации

со

сверстниками,

что

приводит

к

углублению

и

усложнению

взаимоотношений между детьми .

6. Чувствительность к воздействию партнеров по общению.

Обозначенный параметр важный признак, раскрывающий способность

дошкольников

к

процессу

общения,

что

может

быть

рассмотрено

как

значимый критерий формирования потребности в общении. Проведенные

исследования говорят об особенностях возрастных контактов дошкольников.

В возрасте до 2-х лет ребенок не может слышать партнера по общению; в

период от двух до четырех лет общение характеризуется игнорированием

обращений сверстников (ребенок слышит обращенную к нему речь, но не

меняет своего поведения). В старшем дошкольном возрасте проявляется, и

углубляются в последующие возрастные периоды сила и адекватность, и

скорость

реакции

детей

дошкольного

возраста

на

сверстников.

Произошедшие изменения имеют качественный и количественный характер:

дошкольники

от

пассивного

игнорирования

переходят

к

простому

следованию за другим ребенком, могут высказывать протест, в процессе

обсуждения

проблемы,

позже

обращение

сверстника

вызывает

у

дошкольника процесс осмысления и дальнейшего, непрямого, не зеркального

отражения действительности с учетом личных интересов и партнеров по

общению.

1.

Способность к разнообразным контактам.

Развивающаяся

деятельность

коммуникации

коммуникативная

основана на способности

к выполнению

самых различных контактов в

процессе социального взаимодействия, которые

различаются по своему

содержанию и по функциям. К содержательным характеристикам общения

следует отнести личностные, познавательные и

деловые контакты. Более

высокий уровень развития общения определяется приоритетом личностных

контактов

(наиболее

трудных

для

ребенка

дошкольного

возраста),

Сформированное общение, учитывающее функциональный состав, должно

включать в себя информативно-побудительные, оценочно - контролирующие

контакты

и

др.

Оценивая

способность

к

контактам

важно

учитывать,

разнообразность

обращения

дошкольников

к

партнерам

по

общению

и

разнообразие функции при их выполнении.

8. Значение общения для дошкольников.

Раскрывая

психологический

анализ

значения

воспитания

культуры

общения

в

жизни

ребенка

дошкольного

возраста

нужно

помнить

о

его

субъективной роли, о уровне желания взаимодействовать с партнерами по

общению.

Рассматриваемый

критерий

выражается

в

эмоциональной

окрашенности,

в

субъектной

активности,

в

удовлетворенно сти

дошкольниками

контактами

с

партнерами

по

общению,

в

желании

продолжать взаимодействие, в чем и

раскрывается степень потребности в

общении и дошкольников.

9.

Гибкость отношения к партнеру.

Так

как

воспитания

культуры

общения

рассматривается

нами

как

деятельность,

направленная

на

другого

индивида,

поэтому

значимой

характеристикой

целостной

картины

характера

общения

должен

стать

уровень учета между партнера по общению друг друга и их адаптационные

способности

в

отношении

проявления

инициативы

в

различной

деятельности, определяющая меру ориентации и направленности на ребенка

по

общению

и

отражается

в

соотношении

позитивных

и

отрицательных

контактов.

Рассмотренные

выше

особенности

воспитания

культуры

общения

детей дошкольного возраста структурированы и представлены в виде трех

основных форм общения:

-

возраст

2-4

года

-

эмоционально

-

практическая

форма

общения

дошкольников.

-

возраст 4-6 лет - ситуативно-деловая форма общения дошкольников со

сверстниками

-

возраст

6-7

лет

-

внеситуативно

-

деловая

форма

общения

дошкольников со сверстниками.

Мотивами,

побуждающими

детей

дошкольного

возраста

к

приобретению

многочисленных

сложных

контактов

является

желание

вступать в сотрудничество между сверстниками и взрослыми, которое имеет

практический характер и

в процессе совместной игровой деятельности

дошкольников, что в свою очередь, оказывает влияние и на развитие самой

детской игры. Сюжетно-ролевая

игра заменяется

игрой с условными

схемами. Как указывают Пиаже Ж. и Эльконин Д.Б. игры с правилами,

выступают для детей 5-7 лет упражнениями в выстраивании отношений с

другими людьми, помогающие дошкольникам

осознать свои обязанности,

проявляющиеся

в

виде

общепринятых

правил;

понимать

нормы

морали,

требований справедливости, взятых на себя обязательств, которые должен

выполнять любой человек перед самим собой и другими людьми .

Игры,

с

правилами,

сохраняя

свою

необязательно сть

и

непринужденность

приобретают

результативный

и

целенаправленный

характер. Стройная архитектоника новых игр определяет жесткое желание

договариваться,

планировать

совместные

дела,

формирует

умение

у

дошкольников

вступать

в

деловое

сотрудничество

в

изменяющихся

обстоятельствах. При этом, сотрудничество, имеет практический характер и

сохраняет связь с реальной деятельностью ребенка дошкольного возраста,

тем самым приобретая внеситуативный характер, что

определяет отличия

содержания коммуникативной потребности с учетом форм общения.

Свойства, ради которых ребенок дошкольного возраста обращается к

сверстникам, раскрывает деловые качества ребенка. Контакты зарождаются в

коллективной игрой деятельности и проецируются в нее. Ведущим мотивом

выступает

ситуативность.

Занятия

дошкольников

превращаются

в

конкретный случай более общего правила и теряют свою относительную

заземленность.

Одновременно

происходит

смягчение

ситуативности

побуждающих дошкольника к процессу общения

личностных качеств (у

обоих

партнеров

по

общению).

В

процессе

общения

приобретается

практический

опыт,

формируется

устойчивый

внеситуативный

образ

сверстников, возникает привязанность, способность дружить, умение увидеть

в партнере его лучшие качества, эмоционально рассказывать о них другому

человеку, раскрывая достоинства своих друзей.

Развитие

представлений

дошкольников

о

сверстниках

формирует

уяснение «Образа-Я»; причем в осознании своих практических умений дети

добиваются наибольшей точности.

Таким образом, особенности воспитания культуры общения у детей

дошкольного

возраста

раскрывают

возможности

для

понимания

качественных

сдвигов,

происходящих

в

развитии

воспитания

культуры

общения дошкольников со сверстниками,

помогает выявить особенности

развития

содержания

контактов,

т.е.

взаимосвязей

с

социальной

действительностью ребенка дошкольного возраста, с особенностями и типом

ведущего вида деятельности - игрой.



В раздел образования