Автор: Лысакова Татьяна Владимировна
Должность: студент(ка) 5 курса, специальность
Учебное заведение: ГБОУ ВО
Населённый пункт: г.Ставрополь Россия
Наименование материала: Особенности воспитания культуры общения у старших дошкольников
Тема: «Воспитание культуры общения у старших дошкольников в проектной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Особенности воспитания культуры общения у старших
дошкольников
Старший
дошкольный
возраст
выступает
интенсивным
периодом
психического развития, особенностью которого
являются прогрессивные
изменения в процессе целостного развития ребенка дошкольного возраста,
затрагивающие
совершенствование
психофизиологических
функций
и
формирование новых личностных новообразований.
Вступая в различные взаимоотношения в системе «ребенок-ребенок»,
«ребенок – взрослый» осуществляется процесс понимания других людей,
формирование рефлексии, направленной на
других людей. Формируется
способность
к
сопричастности
к
другим
людям,
отождествление
себя
с
различными
сказочными
и
воображаемыми
персонажами,
объектами
природы,
игрушками.
Параллельно
происходит
открытие
позитивных
и
негативных
сторон
человеческого
общения,
с
которыми
ребенку
нужно
научиться справляться в процессе дальнейшей жизни.
Одной
из
главных
потребностей
ребенка
дошкольного
возраста
является потребность в любви
и поощрении, осознание которых поможет
дошкольникам
воспринять
позитивные
формы
общения,
приемлемые
в
процессе взаимодействия с различными людьми.
У ребенка развивается речь, обогащается словарь, появляются новые
формы речи (диалогическая и монологическая), понимание невербальных
способов
культуры
общения
(мимика,
жесты,
выразительные
движения),
характеризующие
эмоциональную
расположенность
и
готовность
выстраивать
позитивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Универсальным
средством
организации
внимания
ребенка
дошкольного
возраста
выступает
функция
планирования.
Речь
помогает
словесно
предопределить
важные
для
конкретной
задачи
предметы,
развить
соответствующие
умения,
учитывающие
характер
организуемой
деятельности.
Подъяков
Н.Н.доказал,
что
в
возрасте
четырех-шести
лет
осуществляется активное воспитание и формирование навыков и умений,
помогающих
дошкольникам
познавать
окружающую
действительность,
анализировать
свойства
предметов,
способы
воздействия
на
них
и
происходящие в них изменения.
В возрасте 5-7 лет происходит активное осознание собственного тела
(координации движений, формирование образа тела и ценностного к нему
отношения), формируются представления о половых различиях, происходит
становление половой идентификации.
Шкалой
социальных
нормативов
выступает
коллективная
сюжетно-
ролевая игра, рассматриваемая как модель социального мира дошкольников, в
процессе которой закладываются представления и нормы эмоционального
отношения к окружающей действительности в зависимости от особенностей
сложившейся
ситуации.
Проводником
в
социальный
мир
ребенка
дошкольного возраста является взрослый, но основная задача состоит в том,
чтобы
направитесь
процесс
социализации
в
позитивное
русло,
создать
условия для самореализации имеющихся навыков и способов общения, что и
подтверждает ФГОС ДО.
Постепенно
у детей старшего дошкольного возраста усваиваются
моральные оценки, проявляется умение в произвольности своего поведения,
поступков, умение предвосхищать оценку и результаты со стороны взрослого.
Как утверждает Рогов Е.И. естественное неудержимое, для этого периода
онтогенеза
желание
к
овладению
телом,
психическими
функциями
и
социальными
способами
взаимодействия
с
другими
людьми
доставляет
дошкольникам чувство радости жизни и переполнения.
Многофункциональность воспитания культуры общения определяется
важностью и его ролью в становлении процесса всестороннего развития
дошкольников.
Особенности форм воспитания культуры общения детей дошкольного
возраста определяются параметрами:
1. Созерцание потребности дошкольников в общении со сверстниками.
Потребность в общении у детей дошкольного возраста со сверстниками
формируется в период от двух до четырех лет как потребность в соучастии и
самовыражении. Научные исследования Терещук Р.К. (1986г.) и Смирновой
Р.А. (1981г.) говорят о том, что, начиная с трехлетнего возраста и до 7 лет
дошкольники
нуждаются
в
доброжелательном
внимании
со
стороны
сверстников.
2. Определяющие мотивы общения.
Они складываются на основе 3-х ведущих видов коммуникативных
мотивов: личностных, познавательных и деловых.
Научные исследования
(Мухина В.С., Рузская А.Г., Лисина М.И., Галиузова Л.Н.) показывают, что
существенно
отличаются
в
зависимости
от
возраста
их
партнера
у
дошкольников мотивы общения единых категорий . Сверстник Побудителем
ребенка
дошкольного
возраста
к
общению
является
сверстник,
которые
выступает как равноправный партнер деятельности и источник познавания
чего то нового.
3. Ведущие средства общения.
Ведущие
средства
общения
зависят
от
мотивов
и
потребностей
общения,
от
удовлетворения
стремлений
дошкольников
к
прочным
и
стабильным
связям
социальным
окружением.
Лисиной
М.И.
определены
экспрессивно
-
мимические;
предметно-действенные
и
речевые
средства,
последовательно появляющиеся и имеющие определенный интервал .
В
младшем
дошкольном
возраста
выразительным
и
практическим
операциям
отводится
приоритетное
положение.
Начиная
с
трехлетнего
возраста, речи отводится ведущая коммуникативная функция и она является
первостепенной.
4. Уровень ситуативности общения.
Раскрывая
данное
понятие,
отмечается
два
различных
свойства
коммуникативной деятельности. Первое, речь осуществляется
в
самих
ситуативных
контактов дошкольников (глубина включения в различные
ситуации и зависимость от них). Второе, ситуативность самого речевого
материала,
лежащего
в
основе
взаимодействия
между
детьми.
Если
дошкольники
могут
разговаривать
об
объектах,
не
указанных
в
непосредственном восприятии (Лисина М.И., 1976г.) – это носит характер
внеситуативного общения. К шестилетнему возрасту такой особенностью
обладают половина возникающих контактов среди дошкольников.
5. Отношение дошкольников к другому ребенку и к самому себе (эффект
«невидимого зеркала»).
Рассматриваемый
параметр
отражает
специфическое
особенности
взаимодействия дошкольников (их контактов) с сверниками. Как утверждают
Деревянко
Р.И.,
Якобсон
С.Г.,
Абрамова
Л.Н.
мотивами
побуждения
дошкольников к процессу общения является их желание к самопознанию и
самооценке, что выступает одной из главных черт в развитии коммуникации
со
сверстниками,
что
приводит
к
углублению
и
усложнению
взаимоотношений между детьми .
6. Чувствительность к воздействию партнеров по общению.
Обозначенный параметр важный признак, раскрывающий способность
дошкольников
к
процессу
общения,
что
может
быть
рассмотрено
как
значимый критерий формирования потребности в общении. Проведенные
исследования говорят об особенностях возрастных контактов дошкольников.
В возрасте до 2-х лет ребенок не может слышать партнера по общению; в
период от двух до четырех лет общение характеризуется игнорированием
обращений сверстников (ребенок слышит обращенную к нему речь, но не
меняет своего поведения). В старшем дошкольном возрасте проявляется, и
углубляются в последующие возрастные периоды сила и адекватность, и
скорость
реакции
детей
дошкольного
возраста
на
сверстников.
Произошедшие изменения имеют качественный и количественный характер:
дошкольники
от
пассивного
игнорирования
переходят
к
простому
следованию за другим ребенком, могут высказывать протест, в процессе
обсуждения
проблемы,
позже
обращение
сверстника
вызывает
у
дошкольника процесс осмысления и дальнейшего, непрямого, не зеркального
отражения действительности с учетом личных интересов и партнеров по
общению.
1.
Способность к разнообразным контактам.
Развивающаяся
деятельность
коммуникации
коммуникативная
основана на способности
к выполнению
самых различных контактов в
процессе социального взаимодействия, которые
различаются по своему
содержанию и по функциям. К содержательным характеристикам общения
следует отнести личностные, познавательные и
деловые контакты. Более
высокий уровень развития общения определяется приоритетом личностных
контактов
(наиболее
трудных
для
ребенка
дошкольного
возраста),
Сформированное общение, учитывающее функциональный состав, должно
включать в себя информативно-побудительные, оценочно - контролирующие
контакты
и
др.
Оценивая
способность
к
контактам
важно
учитывать,
разнообразность
обращения
дошкольников
к
партнерам
по
общению
и
разнообразие функции при их выполнении.
8. Значение общения для дошкольников.
Раскрывая
психологический
анализ
значения
воспитания
культуры
общения
в
жизни
ребенка
дошкольного
возраста
нужно
помнить
о
его
субъективной роли, о уровне желания взаимодействовать с партнерами по
общению.
Рассматриваемый
критерий
выражается
в
эмоциональной
окрашенности,
в
субъектной
активности,
в
удовлетворенно сти
дошкольниками
контактами
с
партнерами
по
общению,
в
желании
продолжать взаимодействие, в чем и
раскрывается степень потребности в
общении и дошкольников.
9.
Гибкость отношения к партнеру.
Так
как
воспитания
культуры
общения
рассматривается
нами
как
деятельность,
направленная
на
другого
индивида,
поэтому
значимой
характеристикой
целостной
картины
характера
общения
должен
стать
уровень учета между партнера по общению друг друга и их адаптационные
способности
в
отношении
проявления
инициативы
в
различной
деятельности, определяющая меру ориентации и направленности на ребенка
по
общению
и
отражается
в
соотношении
позитивных
и
отрицательных
контактов.
Рассмотренные
выше
особенности
воспитания
культуры
общения
детей дошкольного возраста структурированы и представлены в виде трех
основных форм общения:
-
возраст
2-4
года
-
эмоционально
-
практическая
форма
общения
дошкольников.
-
возраст 4-6 лет - ситуативно-деловая форма общения дошкольников со
сверстниками
-
возраст
6-7
лет
-
внеситуативно
-
деловая
форма
общения
дошкольников со сверстниками.
Мотивами,
побуждающими
детей
дошкольного
возраста
к
приобретению
многочисленных
сложных
контактов
является
желание
вступать в сотрудничество между сверстниками и взрослыми, которое имеет
практический характер и
в процессе совместной игровой деятельности
дошкольников, что в свою очередь, оказывает влияние и на развитие самой
детской игры. Сюжетно-ролевая
игра заменяется
игрой с условными
схемами. Как указывают Пиаже Ж. и Эльконин Д.Б. игры с правилами,
выступают для детей 5-7 лет упражнениями в выстраивании отношений с
другими людьми, помогающие дошкольникам
осознать свои обязанности,
проявляющиеся
в
виде
общепринятых
правил;
понимать
нормы
морали,
требований справедливости, взятых на себя обязательств, которые должен
выполнять любой человек перед самим собой и другими людьми .
Игры,
с
правилами,
сохраняя
свою
необязательно сть
и
непринужденность
приобретают
результативный
и
целенаправленный
характер. Стройная архитектоника новых игр определяет жесткое желание
договариваться,
планировать
совместные
дела,
формирует
умение
у
дошкольников
вступать
в
деловое
сотрудничество
в
изменяющихся
обстоятельствах. При этом, сотрудничество, имеет практический характер и
сохраняет связь с реальной деятельностью ребенка дошкольного возраста,
тем самым приобретая внеситуативный характер, что
определяет отличия
содержания коммуникативной потребности с учетом форм общения.
Свойства, ради которых ребенок дошкольного возраста обращается к
сверстникам, раскрывает деловые качества ребенка. Контакты зарождаются в
коллективной игрой деятельности и проецируются в нее. Ведущим мотивом
выступает
ситуативность.
Занятия
дошкольников
превращаются
в
конкретный случай более общего правила и теряют свою относительную
заземленность.
Одновременно
происходит
смягчение
ситуативности
побуждающих дошкольника к процессу общения
личностных качеств (у
обоих
партнеров
по
общению).
В
процессе
общения
приобретается
практический
опыт,
формируется
устойчивый
внеситуативный
образ
сверстников, возникает привязанность, способность дружить, умение увидеть
в партнере его лучшие качества, эмоционально рассказывать о них другому
человеку, раскрывая достоинства своих друзей.
Развитие
представлений
дошкольников
о
сверстниках
формирует
уяснение «Образа-Я»; причем в осознании своих практических умений дети
добиваются наибольшей точности.
Таким образом, особенности воспитания культуры общения у детей
дошкольного
возраста
раскрывают
возможности
для
понимания
качественных
сдвигов,
происходящих
в
развитии
воспитания
культуры
общения дошкольников со сверстниками,
помогает выявить особенности
развития
содержания
контактов,
т.е.
взаимосвязей
с
социальной
действительностью ребенка дошкольного возраста, с особенностями и типом
ведущего вида деятельности - игрой.