Напоминание

Образ современного руководителя школы


Автор: Магомедова Сайгибат Абакаровна
Должность: Директор школы
Учебное заведение: МКОУ "Ванашимахинская СОШ им. С.Омарова"
Населённый пункт: с.Ванашимахи
Наименование материала: Доклад
Тема: Образ современного руководителя школы
Раздел: полное образование





Назад




Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца.

В условиях конкурентной среды перед руководителем школы стоит непростая задача – найти

экономически

целесообразное

направление

обучения

и

качественно

организовать

образовательный процесс. Сегодняшнему директору, находящемуся в рамках нестабильной

рыночной экономики, приходится постоянно решать не только вопросы: как организовать

работу так, чтобы она была эффективной; как повысить эффективность обучения; как

сделать так, чтобы качество образования способствовало ученикам и выпускникам быть

успешными и т.п., но и вопросы по поиску дополнительного финансирования школы, и это

помимо

массы

текущих

ежедневных

проблем.

Эффективное

управление

кадрами,

регулирование

образовательной

деятельности,

материальное

обеспечение

классов

методическим материалом и техническим оборудованием, ремонт и обслуживание помещения

школы

-

все

это

необходимо

выполнять

и

координировать

директору

в

современных,

меняющихся условиях жизни. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и

школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также

хорошо

знать

и

учебный

процесс.

Сочетание

этих

качеств даст

повышение

качества

образования, что является главной задача современной школы.

Так кто же он, современный руководитель: педагог, организатор, юрист, экономист,

менеджер или чиновник? Какими знаниями, профессиональными навыками и личностными

качествами должен обладать? Попробуем разобраться.

Лулий Анней Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для

него ни один ветер не будет попутным». Эти слова можно смело отнести и к управленческой

деятельности. Ясное представление цели работы - это первый шаг на пути достижения

результата. Руководитель должен четко представлять, какое учреждение, он желает иметь в

будущем и в связи с этим выбирать пути достижения этой цели.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу обеспечивать

опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые

станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения. Под его

управлением

находятся

дети

и

родители, учителя

и

технический

персонал.

Поэтому

руководитель должен

быть

и

педагогом, и

организатором, и

в

то

же

время

владеть

юридическими и экономическими знаниями. Для создания в школе комфортных условий

обучения,

ему

необходимы знания

педагогики, психологии,

различных

методик,

а

для эффективного управления кадрами, материального обеспечение классов методическим

материалом и техническим оборудованием, ремонта и обслуживания помещения школы –

знания экономики и менеджмента.

Профессиональные

качества

руководителя

не

менее

важны

для

управленческой

деятельности. Его знания и умения, креативность, открытость новым идеям, мобильность и

лабильность

в

принятии

решений,

способность

творчески

решать

проблемы. Также

руководителю

необходимо

обладать

особыми

личностными

качествами,

которые

обеспечивают

успешность

управленческой

деятельности,

такими

как компетентность,

коммуникабельность, внимательное отношение к подчиненным.

С

другой

стороны,

несмотря

на

то,

что

личностные

качества

самого

руководителя

чрезвычайно важны для успешного функционирования, успех образовательного учреждения

зависит от слаженной работы всего коллектива, и руководителю следует это понимать. Если

рядом не будет команды единомышленников, которые поддержат и разовьют первоначальную

идею, невозможно будет ни освоение инновационных технологий, ни написание и реализация

программы развития, ни создание комфортных условий для учащихся. Поэтому руководителю

необходимо уметь планировать не только образовательную деятельность, но и работу по

формированию

и

сплочению

команды.

Для

этого

необходимо

не

только

правильно

распределить

обязанности

и

спланировать

деятельность,

но

и

создать

условия

для

самореализации учителей, организуя работу в проектных командах. Руководитель д олжен

заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации

педагогов,

создавать

условия

для

раскрытия

их

творческих

способностей, проводить

мероприятия,

которые

позволят

каждому

сотруднику

школы

рассчитывать

на

помощь

и

поддержку коллег и руководителей, в том числе и в нерабочее время. То есть развитие

корпоративной культуры школы.

По моему мнению, хороший руководитель – это:

· творческая личность, способная создавать и использовать инновационные управленческие

технологии;

· личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и

личностными качествами;

· стратег, видящий перспективу развития своей организации, исходя из имеющихся

материальных и трудовых ресурсов;

· хороший руководитель - это человек, интегрирующий усилия сотрудников на достижение

общей цели.

Кроме того, современный директор школы должен иметь и черты менеджера-лидера:

· должен понимать, что управлять, значить делать дело руками других, поэтому большую

часть своего времени должен отводить работе с персоналом;

· должен уметь делегировать полномочия исполнителям, и при этом строить отношения на

доверии;

· должен уметь убеждать, а не приказывать, жесткий контроль заменять доверием;

· стремиться развивать коллективные формы работы единой командой;

· формировать хороший психологический климат в коллективе.

· признавать заслуги сотрудников, уделяя внимание системам поощрения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что хороший руководитель – это не

просто

администратор,

хорошо

знающий

нормативно-правовые

акты

и

отдающий

распоряжения.

Это

лидер,

который

вдохновляет

подчиненных

на

труд

с

максимальной

самоотдачей. Можно ли этому научиться? Конечно, и делать это нужно постоянно. Мудрое

изречение гласит: «Лидер – это тот, кто способен нас поднять, дать нам цель, мечту и силы к

ней идти». Умный руководитель не только правильно организует деятельность команды, но и

поможет людям почувствовать себя важной составляющей всего коллектива, необходимой и

незаменимой при движении вперед, к одной общей цели - воспитанию успешного выпускника.



В раздел образования