Автор: Магомедова Сайгибат Абакаровна
Должность: Директор школы
Учебное заведение: МКОУ "Ванашимахинская СОШ им. С.Омарова"
Населённый пункт: с.Ванашимахи
Наименование материала: Доклад
Тема: Образ современного руководителя школы
Раздел: полное образование
Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца.
В условиях конкурентной среды перед руководителем школы стоит непростая задача – найти
экономически
целесообразное
направление
обучения
и
качественно
организовать
образовательный процесс. Сегодняшнему директору, находящемуся в рамках нестабильной
рыночной экономики, приходится постоянно решать не только вопросы: как организовать
работу так, чтобы она была эффективной; как повысить эффективность обучения; как
сделать так, чтобы качество образования способствовало ученикам и выпускникам быть
успешными и т.п., но и вопросы по поиску дополнительного финансирования школы, и это
помимо
массы
текущих
ежедневных
проблем.
Эффективное
управление
кадрами,
регулирование
образовательной
деятельности,
материальное
обеспечение
классов
методическим материалом и техническим оборудованием, ремонт и обслуживание помещения
школы
-
все
это
необходимо
выполнять
и
координировать
директору
в
современных,
меняющихся условиях жизни. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и
школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также
хорошо
знать
и
учебный
процесс.
Сочетание
этих
качеств даст
повышение
качества
образования, что является главной задача современной школы.
Так кто же он, современный руководитель: педагог, организатор, юрист, экономист,
менеджер или чиновник? Какими знаниями, профессиональными навыками и личностными
качествами должен обладать? Попробуем разобраться.
Лулий Анней Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для
него ни один ветер не будет попутным». Эти слова можно смело отнести и к управленческой
деятельности. Ясное представление цели работы - это первый шаг на пути достижения
результата. Руководитель должен четко представлять, какое учреждение, он желает иметь в
будущем и в связи с этим выбирать пути достижения этой цели.
Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу обеспечивать
опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые
станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения. Под его
управлением
находятся
дети
и
родители, учителя
и
технический
персонал.
Поэтому
руководитель должен
быть
и
педагогом, и
организатором, и
в
то
же
время
владеть
юридическими и экономическими знаниями. Для создания в школе комфортных условий
обучения,
ему
необходимы знания
педагогики, психологии,
различных
методик,
а
для эффективного управления кадрами, материального обеспечение классов методическим
материалом и техническим оборудованием, ремонта и обслуживания помещения школы –
знания экономики и менеджмента.
Профессиональные
качества
руководителя
не
менее
важны
для
управленческой
деятельности. Его знания и умения, креативность, открытость новым идеям, мобильность и
лабильность
в
принятии
решений,
способность
творчески
решать
проблемы. Также
руководителю
необходимо
обладать
особыми
личностными
качествами,
которые
обеспечивают
успешность
управленческой
деятельности,
такими
как компетентность,
коммуникабельность, внимательное отношение к подчиненным.
С
другой
стороны,
несмотря
на
то,
что
личностные
качества
самого
руководителя
чрезвычайно важны для успешного функционирования, успех образовательного учреждения
зависит от слаженной работы всего коллектива, и руководителю следует это понимать. Если
рядом не будет команды единомышленников, которые поддержат и разовьют первоначальную
идею, невозможно будет ни освоение инновационных технологий, ни написание и реализация
программы развития, ни создание комфортных условий для учащихся. Поэтому руководителю
необходимо уметь планировать не только образовательную деятельность, но и работу по
формированию
и
сплочению
команды.
Для
этого
необходимо
не
только
правильно
распределить
обязанности
и
спланировать
деятельность,
но
и
создать
условия
для
самореализации учителей, организуя работу в проектных командах. Руководитель д олжен
заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации
педагогов,
создавать
условия
для
раскрытия
их
творческих
способностей, проводить
мероприятия,
которые
позволят
каждому
сотруднику
школы
рассчитывать
на
помощь
и
поддержку коллег и руководителей, в том числе и в нерабочее время. То есть развитие
корпоративной культуры школы.
По моему мнению, хороший руководитель – это:
· творческая личность, способная создавать и использовать инновационные управленческие
технологии;
· личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и
личностными качествами;
· стратег, видящий перспективу развития своей организации, исходя из имеющихся
материальных и трудовых ресурсов;
· хороший руководитель - это человек, интегрирующий усилия сотрудников на достижение
общей цели.
Кроме того, современный директор школы должен иметь и черты менеджера-лидера:
· должен понимать, что управлять, значить делать дело руками других, поэтому большую
часть своего времени должен отводить работе с персоналом;
· должен уметь делегировать полномочия исполнителям, и при этом строить отношения на
доверии;
· должен уметь убеждать, а не приказывать, жесткий контроль заменять доверием;
· стремиться развивать коллективные формы работы единой командой;
· формировать хороший психологический климат в коллективе.
· признавать заслуги сотрудников, уделяя внимание системам поощрения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что хороший руководитель – это не
просто
администратор,
хорошо
знающий
нормативно-правовые
акты
и
отдающий
распоряжения.
Это
лидер,
который
вдохновляет
подчиненных
на
труд
с
максимальной
самоотдачей. Можно ли этому научиться? Конечно, и делать это нужно постоянно. Мудрое
изречение гласит: «Лидер – это тот, кто способен нас поднять, дать нам цель, мечту и силы к
ней идти». Умный руководитель не только правильно организует деятельность команды, но и
поможет людям почувствовать себя важной составляющей всего коллектива, необходимой и
незаменимой при движении вперед, к одной общей цели - воспитанию успешного выпускника.