Автор: Ганиева Любовь Павловна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 22"
Населённый пункт: г. Октябрьский, Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение мотивации учащихся к изучению второго иностранного языка
Раздел: среднее образование
Повышение мотивации учащихся к изучению второго иностранного
языка
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная
необходимость»
Аврелий Августин
С 1 сентября 2015 года все образовательные организации нашей страны
приступили
к
реализации
ФГОС
основного
общего
образования,
в
соответствии
с
которым
предмет
«Второй
иностранный
язык»
является
обязательным для учащихся основной школы. Многие школы оказались не
го т о в ы
к
н о в о в в е д е н и ю
п о
р а з н ы м
п р и ч и н а м :
о т с у т с т в и е
квалифицированных
кадров
по
тому
или
иному
иностранному
языку.
Появление еще одного обязательного предмета в учебном плане основной
школы вызвало многочисленные вопросы у представителей администрации
школ, учителей, родителей и самих учащихся.
Тема
мотивации
к
изучению
второго
иностранного
языка
является
более чем актуальной. Как же убедить обучающихся и их родителей в пользе
изучения более чем одного иностранного языка? Какие аргументы это могут
быть?
Любое обучение меняет мозг. Когда вы переходите с одного языка на
другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная – значит хорошая. Что
лучше – знать несколько языков, но плохо, или один – зато в совершенстве?
По мнению ученых, для развития нашего мозга выгоднее первый вариант.
Абсолютно
все
научные
исследования
лингвистов
и
психологов
однозначно свидетельствуют о том, что чем больше языков человек знает, тем
выше
его
интеллектуальный
уровень,
лучше
способность
к
адаптации
в
окружающем
мире
и
все
познавательные
способности,
необходимые
для
учёбы. Память становится более прочной, ёмкой и более ассоциативной. Не
случайно,
в
дореволюционной
России
в
гимназиях
изучали
латынь
и
древнегреческий язык. Никто не собирался на них разговаривать, педагоги
понимали
и
старались
использовать
развивающий
потенциал
изучения
языков.
Традиционно
знание
иностранных
языков
являлось
в
России
показателем образованности.
Сегодня владение иностранным языком в Европе относится к числу
основных компетенций, так же как умение писать и читать. Во многих
странах (не только европейских) школьники успешно изучают два, а то и три
иностранных языка.
Как в любой учебной деятельности, в изучении иностранных языков
всё упирается в мотивацию. Как мотивировать детей? В первую очередь –
интересными
уроками.
Цель
учителя
не
только
научить
ребёнка
иностранному языку, но и помочь ему найти тот метод, с помощью которого
он
сможет
сам
себя
научить
языку
посредством
достижений
научно-
технического
прогресса,
шагнувшего
в
последнем
десятилетии
далеко
вперёд.
Но
это
задача
учителя,
а
родители
могут
поддерживать
этот
интерес,
поощряя
участие
ребенка
в
разных
мероприятиях.
Очень
важно,
чтобы
ребенок видел, что этот язык – средство общения многих людей, а не только
предмет в школе.
Как
же
мотивировать
детей
к
изучению
именно
немецкого
языка?
Практика
и
наблюдения
показывают,
что
учащихся
в
первую
очередь
привлекает немецкое произношение.
Многие
родители
сами
когда-то
изучали
в
школе
немецкий
как
основной иностранный язык. Они должны быть рады, что их ребенок тоже
будет изучать немецкий язык. Тем самым они сами мотивируют детей к
изучению второго иностранного языка. Они видят в этом более широкие
образовательные перспективы для своих детей.
Учащиеся интересуются вопросами истории Германии, их школьной
системой,
спортивными
мероприятиями
Германии
и
т.д.
Поэтому
очень
важно ответить на все поставленные ими вопросы.
Для поддержания интереса к немецкому языку необходимо принимать
участие
в
различных
городских
и
всероссийских
конкурсах.
Это
–
Всероссийская
олимпиада
школьников,
всероссийский
диктант
«Tolles
Diktat», конкурс «Ученик года», Гагаринская олимпиада.
В
то
же
время
эксперты
замечают,
что
второй
иностранный
язык
усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве
опоры
Выводы
Причинами изучать второй иностранный язык являются:
тренировка мозга, развитие познавательных умений, развитие памяти,
внимания, мышления, расширение кругозора – и, как следствие, выше
интеллектуальные способности, успешность в школе, способность к
адаптации в окружающем мире, сохранность интеллекта и памяти до
преклонного возраста;
знание человеком одного или нескольких иностранных языков является
очень полезным навыком, но только теперь этого недостаточно – в
наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия
с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой,
традициями, обычаями, этническими и моральными нормами.
Пути решения поднятой проблемы:
для того, чтобы мотивировать детей на изучение второго иностранного
языка,
учителю
необходимо
не
только
хорошо
владеть
вторым
иностранным
языком,
но
и
обогащать
уроки
знаниями
из
страноведения,
истории
языка,
личным
опытом
общения
с
иностранцами;
участие в городских и всероссийских мероприятиях также является
хорошей мотивацией.