Автор: Шубакова Татьяна Вениаминовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: АПОУ УР
Населённый пункт: г.Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: Мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное
Мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы
обучающихся.
В последнее время стали очень популярны организация и демонстрация
так
называемых
мастер-классов
–
своеобразных
занятий
по
обмену
опытом,
обучению какому-либо мастерству. Этот вид практики охватил все сферы жизни.
Не стала исключением и педагогическая деятельность. Подобная организация
обучения оправдывает одно из важных качеств грядущей модели образования -
ценность «таланта и мастерства, понимаемого как владение особо эффективными
средствами деятельности в конкретной области».
Актуальность этой формы приобретения практических навыков была нами
использована при проведении серии мастер-классов в стенах Республиканского
реабилитационного
центра
для
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Изначально
первые
мастер-классы
проводились
преподавателем, а обучающиеся принимали участие в роли ассистентов. Самые
первые
показы,
были
демонстрацией
не
только
определенных
приемов
изготовления конкретного изделия, но и вводили обучающихся в суть понятия
«мастер-класс».
На мастер-классах, проводимых преподавателем, обучающиеся проявили
активность и доброжелательное
отношение ко всем участникам.
Во время
проведения этих занятий было очевидно, что связь дети-дети (обучающиеся)
доминирует
над
связью
дети-взрослый
(преподаватель).
Участники
наиболее
активно
взаимодействовали
с
обучающимися
нежели
со
взрослым,
смело
обращались к ним за помощью, прислушивались к их словам. Идея - передать
инициативу в руки обучающихся показалась преподавателю очень перспективной.
И это предложение было выдвинуто на групповом собрании, где обучающиеся с
удовольствием поддержали идею преподавателя.
Подготовительному этапу обучающимися выделялась особая роль. Так как
это
не
только
поиск
информации
по
данной
тематике,
но
и
организация
с
предварительными
расчетами
затрат
материалов.
Потому
в
подготовке
обучающихся к своему мастер-классу всегда принимал участие преподаватель,
контролировал, интересовался, помогал делом.
Совместно с обучающимися
решались основные организационные вопросы:
Изготовление какого изделия будет демонстрироваться? Важно, чтобы
оно было простым как для самих показывающих мастер-класс, так и для тех, кто
его будет выполнять, а в нашем случае это дети и подростки с ограниченными
возможностями здоровья, но в то же время интересным, оригинальным;
Каковы материальные затраты?
Какими материалами мы владеем, а какие необходимо приобрести
дополнительно?
Кто
обеспечивает
инструментами
и
материалами:
есть
ли
они
в
наличии в реабилитационном центре, либо приносят с собой сами организаторы
мастер-класса. Необходимо определить объем затрат на человека и на группу,
заранее выполнить «раскрой» материалов, т.е. подготовить готовый набор всех
необходимых материалов и инструментов на человека;
Организовать
мастер-класс
таким
образом,
чтобы
уложиться
во
времени, выделенным для нас реабилитационным центром.
Очень удобно для обеспечения близости общения во время практической
работы отойти от стандартной расстановки учебной мебели – перед началом
занятия сдвинуть столы и разместиться вокруг одного общего или нескольких
рабочих
пространств.
При
такой
организации
отпадает
необходимость
приобретения инструментов для индивидуального пользования – в центре стола
помещается
коробка
с
необходимыми
материалами
и
инструментами
общего
употребления.
Каждый
мастер-класс
обучающимися
был
приурочен
к
каким-то
праздникам, событиям. Например, открытка маме ко Дню матери, изготовление
новогодних игрушек и т.д. и почти каждый из них в течение года примерил на
себя роль мастера, организатора.
Такой вид практики ценен как для детей, так и для педагога. Мастер-класс
для детей дает такие возможности как:
- приобретение опыта публичных выступлений;
- формирование коммуникативных навыков;
- почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
- формирование ответственности;
- развитие инициативности.
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- способ сплочения группы;
-
возможность
сделать образовательный
процесс
увлекательным для
детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны.
В ходе
реализации
этой
практики
дети
приобрели
опыт публичных
выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя
успешными
и значимыми;
стали
более
ответственными;
проявляли
самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-
классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг,
Интернета.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности
использования
такой культурной
практики
как
детский
мастер
-
класс в
образовательной деятельности.