Напоминание

Мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы обучающихся.


Автор: Шубакова Татьяна Вениаминовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: АПОУ УР
Населённый пункт: г.Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: Мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы

обучающихся.

В последнее время стали очень популярны организация и демонстрация

так

называемых

мастер-классов

своеобразных

занятий

по

обмену

опытом,

обучению какому-либо мастерству. Этот вид практики охватил все сферы жизни.

Не стала исключением и педагогическая деятельность. Подобная организация

обучения оправдывает одно из важных качеств грядущей модели образования -

ценность «таланта и мастерства, понимаемого как владение особо эффективными

средствами деятельности в конкретной области».

Актуальность этой формы приобретения практических навыков была нами

использована при проведении серии мастер-классов в стенах Республиканского

реабилитационного

центра

для

детей

и

подростков

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Изначально

первые

мастер-классы

проводились

преподавателем, а обучающиеся принимали участие в роли ассистентов. Самые

первые

показы,

были

демонстрацией

не

только

определенных

приемов

изготовления конкретного изделия, но и вводили обучающихся в суть понятия

«мастер-класс».

На мастер-классах, проводимых преподавателем, обучающиеся проявили

активность и доброжелательное

отношение ко всем участникам.

Во время

проведения этих занятий было очевидно, что связь дети-дети (обучающиеся)

доминирует

над

связью

дети-взрослый

(преподаватель).

Участники

наиболее

активно

взаимодействовали

с

обучающимися

нежели

со

взрослым,

смело

обращались к ним за помощью, прислушивались к их словам. Идея - передать

инициативу в руки обучающихся показалась преподавателю очень перспективной.

И это предложение было выдвинуто на групповом собрании, где обучающиеся с

удовольствием поддержали идею преподавателя.

Подготовительному этапу обучающимися выделялась особая роль. Так как

это

не

только

поиск

информации

по

данной

тематике,

но

и

организация

с

предварительными

расчетами

затрат

материалов.

Потому

в

подготовке

обучающихся к своему мастер-классу всегда принимал участие преподаватель,

контролировал, интересовался, помогал делом.

Совместно с обучающимися

решались основные организационные вопросы:

Изготовление какого изделия будет демонстрироваться? Важно, чтобы

оно было простым как для самих показывающих мастер-класс, так и для тех, кто

его будет выполнять, а в нашем случае это дети и подростки с ограниченными

возможностями здоровья, но в то же время интересным, оригинальным;

Каковы материальные затраты?

Какими материалами мы владеем, а какие необходимо приобрести

дополнительно?

Кто

обеспечивает

инструментами

и

материалами:

есть

ли

они

в

наличии в реабилитационном центре, либо приносят с собой сами организаторы

мастер-класса. Необходимо определить объем затрат на человека и на группу,

заранее выполнить «раскрой» материалов, т.е. подготовить готовый набор всех

необходимых материалов и инструментов на человека;

Организовать

мастер-класс

таким

образом,

чтобы

уложиться

во

времени, выделенным для нас реабилитационным центром.

Очень удобно для обеспечения близости общения во время практической

работы отойти от стандартной расстановки учебной мебели – перед началом

занятия сдвинуть столы и разместиться вокруг одного общего или нескольких

рабочих

пространств.

При

такой

организации

отпадает

необходимость

приобретения инструментов для индивидуального пользования – в центре стола

помещается

коробка

с

необходимыми

материалами

и

инструментами

общего

употребления.

Каждый

мастер-класс

обучающимися

был

приурочен

к

каким-то

праздникам, событиям. Например, открытка маме ко Дню матери, изготовление

новогодних игрушек и т.д. и почти каждый из них в течение года примерил на

себя роль мастера, организатора.

Такой вид практики ценен как для детей, так и для педагога. Мастер-класс

для детей дает такие возможности как:

- приобретение опыта публичных выступлений;

- формирование коммуникативных навыков;

- почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

- формирование ответственности;

- развитие инициативности.

Для педагога:

- способ поддержки детских инициатив;

- способ сплочения группы;

-

возможность

сделать образовательный

процесс

увлекательным для

детей;

- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны.

В ходе

реализации

этой

практики

дети

приобрели

опыт публичных

выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя

успешными

и значимыми;

стали

более

ответственными;

проявляли

самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-

классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг,

Интернета.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности

использования

такой культурной

практики

как

детский

мастер

-

класс в

образовательной деятельности.



В раздел образования